география и экология

Цыремпилова Гырылма Цырендамбаевна

География

Классное руководство

Материалы к аттестации

Работа с родителями

Разное

Достижения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. 8 класс

№п\п

Структурные части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся: Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас всё готово к уроку. А с каким настроением вы пришли на урок? СЛАЙД №1. Поднимите зелёный кружок, если настроение хорошее и вы готовы к активному сотрудничеству. Жёлтый – если вы в чём-то сомневаетесь и красный – если вы рассеяны и вас что-то тревожит. Улыбнитесь!- и всё у нас будет хорошо. Желаю нам удачи.

Показывают кружок по своему настроению.

2.

Создание проблемной ситуации

-Ребята, а вы знаете, кто такие скульпторы?  (СЛАЙД №2)

А что такое скульптура? (СЛАЙД №3)

Как эти слова могут быть связаны с темой урока?

Послушайте стихотворение загадку, которую я сочинила для вас, а также посмотрите на слайды и вы, наверняка догадаетесь, причём тут эти слова. (СЛАЙДЫ № 4-9)

Два скульптора творят свои скульптуры

Из ночи в день, из года в год,

Так много тысяч лет,

При этом они вовсе не знакомы,

Один творит в темнице, а другой – на воле.

Один создаст, другой разрушит и создаст своё.

Скульптуры друг на друга не похожи,

Но, посмотрев на них мы узнаём,

Какой их мастер произвёл.

-О каких скульптурах шла речь в загадке?

Высказывают  предположения

Слушают и смотрят на фото разных форм рельефа

- о формах рельефа

3.

Постановка темы и учебных задач

-О чём будем говорить на уроке?

Но ведь мы уже говорили о рельефе в предыдущих курсах географии. Запись темы в тетрадь (СЛАЙД №10)

- Какова цель нашего урока?

- Но вы ещё не полностью  отгадали мою загадку! Посмотрите на её текст  (СЛАЙД №11) и сформулируйте вопросы.

-Говоря географическим языком, какие силы, факторы влияют на формирование рельефа?

Кто-то может ответить на этот вопрос уже сейчас?

Тогда будем искать ответы вместе.

- О рельефе. Не знаем особенности рельефа России.  

Записывают тему урока.

Изучить особенности рельефа России.

Кто такие скульпторы? Почему один творит в темнице, а другой  на воле? Почему один создаёт, а другой разрушает?

Пока нет

4.

Актуализация знаний

-Что такое рельеф?

Задание. Заполните части схемы, поделитесь знаниями с одноклассниками, собрав схему на доске.

Вопросы. Назовите наивысшую материковую точку. В каких горах и на каком материке находится? Самые протяжённые горы мира. Самую большую равнину мира. Самую крупную впадину мира.

По аналогу моих вопросов, составьте вопросы, на которые мы должны будем найти ответы на уроке. А что ещё мы должны будем узнать на уроке, дополните из рубрики «вы узнаете», с.82.

Все неровности земной поверхности.

Заполняют схему, выходят к доске и рассказывают одноклассникам.

Называют и показывают объекты на физической карте мира.

4.

Открытие нового знания

-Какая карта поможет узнать об особенностях рельефа страны?

-Совершим путешествие по 60 параллели с запада на восток. (СЛАЙД №12) Кто хочет пойти к стенной карте?

Смотрим на экран и называем те объекты, на которые указываю стрелочки на профиле.

- Что вы знаете о Восточно-Европейской равнине? Посмотрите на Уральские горы. Они вытянуты с юга на север через всю страну. Есть на территории горы протяжённее этих?

-Какие ещё крупные формы рельефа пересекают 60 параллель?

-Какие горы, кроме Уральских, имеются на территории России? Назовите их вершины.

-Найдите высшую точку страны. В каких горах она находится?

- Назовите самое низкое место на территории России.

-Высчитайте колебание высоты над уровнем моря (5669)

- Какой вывод можно сделать о рельефе России? Что ещё можно сказать о рельефе?

Практическая работа.

Обозначьте крупные формы рельефа на контурной карте.

-Есть желающий выполнить это задание у доски?

Физическая карта России

        Называют, отвечают на вопросы

Это самые протяжённые горы России.

        

Прикаспийская низменность        

Разнообразный, в рельефе преобладают равнины.

Контрастный

Обозначают крупные формы рельефа на месте и на увеличенной контурной карте у доски

5.

Физкультминутка

Мы шагаем по равнине, видим горы вдалеке

Вот уже мы у подножья, приближаемся к горе.

Мы поднялись на носочки, но вершины не видать.

Чтобы в горы нам подняться, надо многое узнать.

Мы отправились назад, чтобы подготовиться.

Сядем все за парты снова и начнём готовиться.

Выполняют движения

6.

Продолжение работы по открытию новых знаний

Итак, мы с вами выяснили, что рельеф территории России разнообразен и контрастен. А как вы думаете, в чём причины такого разнообразия? Тому есть несколько причин и первую вы найдёте в учебнике с.82, рис.44.

- Что лежит в основе строения земной коры территории России?

-Какие силы повлияли на такое строение земной коры?  Вспомните гипотезу А. Вегенера. Одна из причин – движение литосферных плит, которые сталкиваются, расходятся и приводят к землетрясениям и извержениям вулканов.

Только ли внутренние силы формируют рельеф?

- Совершим путешествие по Восточно-Европейской равнине. Посмотрите на экран (СЛАЙД №13-16). Бараньи лбы, моренное озеро, моренные холмы. Откуда они появились здесь?

-Найдите ответ в учебнике, с. 83 последний абзац.

- Мы уже немного знаем о четвертичном оледенении, но более подробно мы об этом поговорим позже.

-Отправимся в центр Восточно-Европейской равнины. (СЛАЙД №17-18) Знаком вам такой ландшафт? Откуда? Что послужило причиной образования балок и оврагов?

-Мы на открытых пространствах пустынь и полупустынь Прикаспийской низменности. (СЛАЙД№ 19-21) Что мы видим здесь?

-Какова причина образования таких форм рельефа?

- Дополните схему (СЛАЙД №22). Как одним словом назвать все процессы, о которых мы говорили?

- К каким силам относится выветривание?

- Вы уже догадались, о каких скульпторах шла речь в загадке? Но это только лишь часть внешних процессов.

Если мы двинемся с вами на север и восток, то мы увидим такие формы рельефа (СЛАЙД №23). Здесь главный фактор – многолетняя мерзлота.

- Что ещё оказывает большое влияние на рельеф? Почему в нашей местности овраги,  на юге барханы, а на севере и востоке бугры пучения? Действительно, характер и активность сил выветривания во многом зависят от климатических условий.

-Климат влияет на рельеф, а рельеф влияет на климат?

-Как вы думаете, может ли рельеф участвовать в формировании природных комплексов? Как вы это можете доказать?

-Посмотрите на карту учебника, с.85, рис. 49 и назовите природные районы на территории России. Чем они будут отличаться друг от друга. Попробуйте самостоятельно дать определение «Природный район»

Молодые и древние платформы

Внутренние силы

        Высказывают предположение.

Работа древнего ледника

Деятельность текучих вод.

Ветер

Выветривание

К внешним.

О внутренних и внешних силах.

        Разные климатические условия

        

Да

При подъеме в гору на 1000м температура понижается на 6 градусов, горы препятствуют проникновению воздушных масс, в предгорьях выпадают орографические осадки

        Это территория, отличающаяся от других климатом, растительным миром, почвой и т.д.

6.

Закрепление, применение знаний

Игра «Да – нет»

  1. Высшая точка России г. Белуха (нет)
  2. Главными факторами формирования рельефа являются эндогенные и экзогенные процессы (да)
  3. На территории России выделяют 9 природных районов (да)
  4. Бугры пучения характерны для Восточно-Европейской равнины (нет)
  5. Ледник является главным фактором формирования барханов (нет).
  6. Я чувствую, что вы хорошо усвоили сегодняшнею тему.

7.

Подведение итога. Д\з

СЛАЙД №25-26

8.

Рефлексия

Синквейн (СЛАЙД №24).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рельеф дна Мирового океана

Слайд 2

План урока. 1) Исследования Мирового океана; 2)Части дна Мирового океана; 3) Изменения рельефа дна Мирового океана.

Слайд 3

Мировой океан

Слайд 4

Фернан Магеллан Португальский и испанский мореплаватель, совершил первое кругосветное путешествие в 1519- 1521 гг ( найдите на карте океанов водный объект, в названии которого увековечено имя мореплавателя )

Слайд 5

Жак-Ив Кусто Французский океанограф, изобрёл акваланг .

Слайд 6

Акваланг - аппарат для обеспечения дыхания человека под водой.

Слайд 7

Батискаф - аппарат для работ на больших глубинах.

Слайд 8

Батискаф отправляется на глубину

Слайд 9

Измерение глубины эхолотом

Слайд 10

Эхолот - прибор для измерения глубины океана при помощи ультразвука.

Слайд 11

Рельеф дна Атлантического океана

Слайд 12

Рельеф дна Мирового океана

Слайд 13

Части дна Мирового океана. Подводная окраина: материковая отмель(шельф) и материковый склон; Ложе океана: котловины и срединно-океанические хребты; Переходная зона: островные дуги и глубоководные желоба.

Слайд 14

Подводная окраина материков Материковая отмель(шельф )- часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м.(добыча газа, рыбный промысел). Материковый склон- пространство между материковой отмелью и ложем океана (материковые острова) ! Найдите на карте материковые острова и назовите их.

Слайд 15

Переходная зона. Островные дуги- Глубоководные желоба- длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. ! Найдите на карте океанов глубоководные желоба и назовите их.

Слайд 16

Схема образования Марианской впадины

Слайд 17

Ложе океана. Котловины - равнины ложа океана. ! Найдите на карте океанов котловины и назовите их. Срединно-океанические хребты- единая горная система длиной 60 тыс. км, шириной 2000 км и высотой 3-4 км ( рифтовая зона- разлом в срединно-океаническом хребте) ! Найдите на карте океанов срединно-океанические хребты и назовите их.

Слайд 18

Срединно-океанический хребет

Слайд 19

Рельеф дна Мирового океана.

Слайд 20

Вулканические острова. Атолл.

Слайд 21

Кораллы на дне

Слайд 22

Рельефообразующие факторы. Внутренние : движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов; Внешние : образование осадочных пород(о бломочных - шельф, о рганических - ложе океана)

Слайд 23

Обитатели Марианской впадины

Слайд 24

Обитатели Океана. Акулы-молот. У берегов Коста-Рики.

Слайд 25

Дно океана и его обитатели

Слайд 26

Бородатая акула

Слайд 27

Бычья акула

Слайд 28

Галапагосские львы

Слайд 29

Голожаберный малюск.

Слайд 30

Заповедник Райа Ампат. Индонезия

Слайд 31

Китовая акула и прилипалы.

Слайд 32

Морской конёк.

Слайд 33

Рыба-наполеон. Мальдивы.

Слайд 34

Скат.

Слайд 35

Зелёная морская черепаха.

Слайд 36

Закрепление знаний. 1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м- 2.Прибор для измерения глубины при помощи ультразвука- 3. Самый глубокий желоб- 4. Коралловый остров- 5. Аппарат обеспечивающий дыхание человека на глубине- 6. Равнины ложа океана- 7.Пространство между материковой отмелью и ложем- 8.Учёный создавший аппарат, обеспечивающий дыхание человека на глубине- 9.Аппарат позволяющий небольшой группе людей ( или одному человеку) погрузиться на значительные глубины- 10.Командой этого корабля была открыта самая глубокая впадина- 11.Глубоководные термальные источники- 12. Значение шельфовой зоны-

Слайд 37

Правильные ответы. 1. Шельф; 2.Эхолот; 3.Марианская впадина; 4. Атолл; 5. Акваланг; 6.Котловины; 7. Материковый склон; 8. Жак- Ив Кусто; 9.Батискаф; 10. Челлинджер; 11.Чёрные курильщики; 12. Добыча нефти, газа, промысел рыбы .

Слайд 38

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Раздел 2.1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 5 класса МБОУ «Ташеланская СОШИ»  разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  4. Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  5. Примерная программа по предмету «География» (базовый уровень) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы - М., Просвещение, 2010 год).

Программа реализуется на базе учебника:

  • Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким  География. Землеведение. 5 класс. М.: Дрофа. 2021 г.  

Программа составлена из расчета учебной нагрузки 1 час в неделю,35 часов в год.

Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за природой;
  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде

                     

Раздел 3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

        Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Познавательные УУД:
  • – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Предметные результаты:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации;
  • называть основные способы изучения Земли;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости

             и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
  • строить простые планы местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.
  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
  • изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды.

Раздел 4.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Раздел I. Как устроен наш мир  9 ч

Тема 1. Земля  во Вселенной  5 ч.

Представления об устройстве мира.  Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной?  Космические исследования и их роль в познании Земли.

Тема 2.Облик Земли 4 ч.

Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности  9 ч.

 Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.

Практикум : составление плана комнаты, чтение  плана местности

Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.

   Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.

   Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях.  Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

     Географические открытия XVII – XX веков.  В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири.  Исследования  Мирового океана и внутренних частей материков.

    Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.

Записки путешественников как источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета - 17 ч.

Тема 5. Литосфера.  5 ч.

Внутреннее строение и рельеф Земли.  Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа  суши Земли и дна  океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.  

Тема 6. Гидросфера.  3 ч.

Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле.  Мировой океан и его части.  Вода – «кровеносная система» Земли.  Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.

Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.

Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются  прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.

Тема 8. Биосфера. 3 ч

Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.

Тема 9. Природа и человек. 3 ч.

Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.

Как должны строиться взаимоотношения человека и природы? 

Тематическое планирование

Наименование  тем

Кол-во часов

1

Земля во Вселенной

5

2

Облик Земли

4

3

Изображение Земли

2

4

История открытия и освоения Земли.

7

5

Литосфера

5

6

Гидросфера

3

7

Атмосфера

3

8

Биосфера

3

9

Природа и человек

3

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Земля во Вселенной-5 часов

1

Представления об устройстве мира.  

1

2

Звезды и галактики.

1

3

Солнечная система.

1

4

Луна-спутник Земли.

1

5

Земля-планета Солнечной системы.

1

Облик Земли-4 часа

6

Облик Земного шара

1

7

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

2 четверть

9

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

Изображение Земли-2 часа

10

Способы изображения земной поверхности.

1

11

История географической карты.

1

  История открытия и освоения Земли-7 часов

12

Географические открытия древности.

1

13

Географические открытия Средневековья.

1

14

Великие географические открытия.

1

15

В поисках Южной Земли.

1

3 четверть

16

Исследования океанов и внутренних частей материков.

1

17

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

1

18

Обобщающий урок по разделу «Развитие географических знаний о земной поверхности»

1

Литосфера-5 часов

19

Внутреннее строение Земли.

1

20

Горные породы и их значение для человека.

1

21

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

1

22

Рельеф и его значение для человека.

1

23

Основные формы рельефа земли.

1

Гидросфера-3 часа

24

Мировой круговорот воды.

1

25

Мировой океан и его части.

1

26

Гидросфера- кровеносная система Земли.

1

4 четверть

Атмосфера-3 часа

27

Атмосфера Земли и ее значение для человека.

1

28

Погода.

1

29

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

Биосфера-3 часа

30

Биосфера- живая оболочка Земли.

1

31

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

1

32

 Обобщающий урок по темам «Оболочки Земли»

1

Природа и человек-3 часа

33

Воздействие человека на природу Земли.

1

34

Повторение и обобщение знаний по курсу «Землеведение 5 класс»

1

35

Промежуточная итоговая аттестация

1


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жан Жак Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Слайд 2

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ПЛОСКОСТИ 2. Изображение небольшого участка земли, с использованием условных знаков. 3. Прибор, с помощью которого можно определить азимут 4.Основные стороны горизонта 5.Самая длинная параллель 6.Условные линии, соединяющие полюса 7.Условные линии, параллельные экватору 8. Уменьшенная модель Земли. 9. Форма Земли 10. Географические координаты объекта – это его ______ и ______________.

Слайд 3

Ответы 1. КАРТА 2. ПЛАН МЕСТНОСТИ 3. АЗИМУТ 4.СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК,ЗАПАД 5. ЭКВАТОР 6. МЕРИДИАНЫ 7. ПАРАЛЛЕЛИ 8. ГЛОБУС 9. ШАР 10. ШИРОТА И ДОЛГОТА

Слайд 4

Оценивание 9-10 баллов – «5» 7-8 баллов – «4» 5-6 баллов – «3»

Слайд 5

ГЕОСФЕРЫ Литосфера Биосфера (земная кора; от (область Земли, где греч. «литос» - «камень») развивается жизнь; «биос» - «жизнь») Гидросфера атмосфера (водная оболочка Земли; (воздушная оболочка от греч. «гидро» - «вода») Земли; от греч. «атмос» - «пар»)

Слайд 6

Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку

Слайд 8

Цели урока: сформировать представление о внутреннем строении Земли; ознакомиться с внутренними слоями: земной корой, мантией и ядром; рассмотреть свойства земной коры; научиться высчитывать температуру в шахте на глубине.

Слайд 9

Вид планеты Земля из космоса и в разрезе

Слайд 10

Внутреннее строение Земли Мантия Ядро

Слайд 11

Послойное строение

Слайд 12

Земная кора Мантия Ядро Размеры Составные части Состояние Температура

Слайд 13

Земная кора Мантия Ядро Размеры 3500 км Составные части внешнее ядро внутреннее ядро Состояние внешнее – жидкое внутреннее – твердое Температура очень высокая – 2000  – 5000  С

Слайд 14

Земная кора Мантия Ядро Размеры 2900 км 3500 км Составные части верхняя мантия нижняя мантия внешнее ядро внутреннее ядро Состояние особое (вязкое) внешнее – жидкое внутреннее – твердое Температура высокая – 2000  С очень высокая – 2000  – 5000  С

Слайд 15

Земная кора Мантия Ядро Размеры 5 – 75 км 2900 км 3500 км Составные части материковая океаническая верхняя мантия нижняя мантия внешнее ядро внутреннее ядро Состояние твердая особое (вязкое) внешнее – жидкое внутреннее – твердое Температура небольшая, с глубиной повышается на 3  на каждые 100 м высокая – 2000  С очень высокая – 2000  – 5000  С

Слайд 16

Литосфера – это … Толщина литосферы – 50 – 200 км. «литос» - … сфера - … земная кора и верхний слой мантии

Слайд 17

Земная кора Используя текст учебника с. 45, и слайд «Строение земной коры» заполните таблицу. Вид земной коры Толщина Состав (слои) океаническая материковая

Слайд 19

Земная кора Используя текст учебника с. 45, и слайд «Строение земной коры» заполните таблицу. Вид земной коры Толщина Состав (слои) океаническая 3 – 7 км осадочный базальтовый материковая средняя мощность 35 – 40 км, а в области гор достигает 70 – 75 км. осадочный гранитный базальтовый

Слайд 20

15 км

Слайд 21

Практикум ЗАДАЧА: Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна +15 С, а глубина шахты 1000м.

Слайд 22

Найдите соответствие 1 Ядро А Толщина слоя 5 - 10 км 2 Мантия Б Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое 3 Материковая земная кора В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев 4 Земная кора океанического типа Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород. Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

Слайд 23

Если урок понравился, то давайте похлопаем друг другу (приём «Похлопаем себе и соседу»)

Слайд 24

Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке Ах Ого Ох

Слайд 25

Список использованной литературы: Список использованной литературы: 1.Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2015 г. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 3.Добровольский В. Геология. Учебник. Изд-во «Владос», М., 2008. http://www.labirint.ru/books/201361/4 . 4. Н.В.Короновский, А.Ф.Якушова Основы геологии. Изд-во «Академия», М., 2012. http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814 5.С.В.Курчина Рабочие программы. География 5-9 классы. М.:Дрофа,2014.год410с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что изучает география культуры 10 класс

Слайд 2

Цели: Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что включает Всемирное культурное наследие?

Слайд 3

География культуры - Изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира

Слайд 4

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры.

Слайд 5

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. Цивилизация – культурная общность людей наивысшего типа

Слайд 6

Признаки цивилизации Объективные (общность истории, религии, традиций и т.п.) Субъективные (самосознание)

Слайд 7

Объективные признаки - общность истории, религии, традиций и обычаев, форм материальной культуры и т.д.

Слайд 8

Субъективные признаки - Самоидентификация людей, т.е. их самосознание, кем считает себя человек

Слайд 9

Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно

Слайд 10

Традиционные цивилизации - Где жизненный уклад людей отличатся высокой устойчивостью (цивилизации Востока)

Слайд 11

Древнеегипетская цивилизация

Слайд 12

Древнекитайская цивилизация

Слайд 13

Индуистская цивилизация

Слайд 14

Современные цивилизации Английский историк и социолог А.Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сейчас выделяют лишь 8: (таблица № 3 стр. 70, задание № 7)

Слайд 15

Конвенция ЮНЕСКО

Слайд 16

Домашнее задание Читать § 16 Отвечать на вопросы стр. 72 Приготовить презентации по теме «Охрана Всемирного культурного и природного наследия»



Предварительный просмотр:

 «Северная Америка». 7 класс.

1.Дополните: От Евразии Северная Америка отделяется узким…:

А)панамским каналом             Б)проливом Дрейка              В)Беринговым проливом

2.Какое место по величине занимает данный материк среди остальных:

А)второе                                       Б)четвертое                             В)третье

3.Водами каких заливов омывается материк:

А)Гудзонов,Мексиканский     Б)Гудзонов, Бенгальский      В)Гвинейский, Бенгальский

4.Дополните: На северо-востоке материка расположен полуостров:

А)Флорида                                  Б)Лабрадор                                   В)Калифорния

5.Кто первым достиг берегов Северной Америки:

А)А.Веспуччи                                 Б)Ф.Магеллан                              В)Х.Колумб

6.Самая высокая вершина в Кордильерах- это гора:

А)Митчел                                       Б)Лаган                                              В)Мак-Кинли

7.Кордильеры расчленены глубокими речными долинами:

А)грабенами                                   Б)порогами                                  В)каньонами

8.Определите тип климата: «Весь год влажная погода с высокими температурами, но большая часть осадков выпадает летом»:

А)субтропический                         Б)субэкваториальный       в)умеренный

9.Самый северный остров материка- это:

А)Элсмир                                          Б)Банкс                                      В)Баффинова Земля  

10.Определите тип климата: «Летом преобладают умеренные воздушные массы с западными ветрами, а зимой- арктические с северо-восточными ветрами.Осадков выпадает мало.Средняя температура июля от +8 до +12 градусов, а января от -32 до -24 градусов»:

А)арктический                                  Б)субарктический                            В)умеренный 

11.Где концентрируются рудные полезные ископаемые?

А))северная часть равнин         Б)горы Аппалачи                                    В)полуостров Флорида

12.Укажите реку бассейна Северного Ледовитого океана:

А)Колумбия                                        Б)Макензи                                                  В)Колорадо

13.Опрнеделите тип питания реки Миссури:

А)подземный                                       Б)снеговой                                      В)дождевой, снеговой

14.Отметьте самое большое пресноводное озеро в мире:

А)Мичиган                                               Б)Онтарио                                           В)Верхнее   

15.Укажите представителей фауны американской зоны тундры:

А)олень, лось, вапити, скунс

Б)заяц, лемминг, горностай, белый песец

В)койот, енот, овцебык, лемминг

16.Укажите представителей флоры широколиственных и смешанных лесов:

А)клен, дуб, липа, платан, кизил, лещина

Б)ель, пихта, лиственница, береза, осина

В)белая и красная сосны, клен, береза, каштан

17.Укажите коренную нацию материка:

А)американцы                                             Б)индейцы                                     В)канадцы  

18.Определите тип жилища, в котором живут эскимосы:

А)вигвам                                                       Б)шалаш                                              В)иглу 

19.Укажите столицу Канады:

А)Оттава                                                       Б)Монреаль                                            В)Квебек 

20.Приведите примеры объектов  Северной Америки, включенных в Список Всемирного природного и культурного наследия.



Предварительный просмотр:

                                                  Тест: Европейский Север

1.В состав Европейского Севера входят: а) Карелия б) Коми в) Вологодская область

г) Республика Саха  д) Астраханская область

2.Европейский Север граничит с…а) Финляндией;  б) Швецией; в) Норвегией г) Швейцарией.

3.В каком варианте правильно указаны народы, проживающие в Европейском Севере? а) карелы, коми; б) саамы, финны; в) ненцы, коряки; г) коми-пермяки, ханты.

4.Крупнейшими морскими портами Северного района являются :а) Архангельск; Кандалакша; б) Мурманск; Архангельск; в) Салехард; Диксон.

5.Медно-никелевая промышленность Европейского Севера ориентируется на..

а) сырье и потребителя; б) на дешевую электроэнергию; в) сырье и транспортные пути.

6.Установите соответствие между подрайонами Северного района и их специализацией:

       Подрайон (ТПК)                                                 Специализация

          1.Карело-Кольский;            А- гидроэнергетика, горнодобывающая, цветная металлургия;

          2.Двинско- Печерский;       Б-АПК, черная металлургия;

          3. Вологодская область;     В- топливная, лесная.

7.Установите соответствие между отраслями специализации и их центрами:

          Центры                               Отрасли специализации

1.Ухта;                                                 А- лесная,  целлюлозно- бумажная;

2.Череповец;                                    Б- нефтеперерабатывающая;

3.Мурманск;                                     В- черная металлургия;

4.Архангельск;                                  Г- рыбная

8.Алюминиевая промышленность Европейского Севера ориентирована на..

       а) рудную базу; б) потребителя; в) источники дешевой энергии.

   9.Наивысшая точка Европейского Севера расположена:

      а) в Хибинах; б) на Полярном Урале; в)на Приполярном Урале; г) на Северных Увалах

 Тест: Европейский Север ( вариант-2)

1. Установите соответствие: Субъект РФ -                 Административный центр

                                А) Мурманская область                                            1) Мурманск

                                 Б) Республика Карелия                                             2) Нарьян-Мар

                                 В) Республика Коми                                                   3) Петрозаводск

                                Г)   Вологодская область                                           4) Архангельск

                                Д)  Архангельская область                                       5) Вологда

                                Е)  Ненецкий автономный округ                            6) Сыктывкар

2. Европейский Север омывают моря: а) Балтийское , Баренцево, Азовское; б) Белое , Карское, Баренцево

в) Баренцево , Белое, Чёрное; г) Балтийское , Белое, Карское

3. На территории Европейского Севера проживает около: а)4 млн.чел б) 5 млн.чел в) 6 млн. чел. г) 7 млн. чел.

4. Выберите утверждение, характеризующее сельское хозяйство Европейского Севера:

а) Европейский Север занимает 1-е место в стране по вылову рыбы

б) Основной вид сельскохозяйственных угодий – пастбища

в) В сельском хозяйстве преобладает растениеводство

г) На Европейском Севере выращивают рожь, овес, сахарную свеклу

5. Большинство озер на Кольском полуострове имеет происхождение:

а) Тектоническое б) Ледниковое; в) Карстовое г) Запрудное

6.  Комбинат «Апатиты» расположен в городе:

а) Мурманск; б) Кировск в) Сыктывкар; г) Архангельск

7. Руда какого цветного металла не добывается на Европейском Севере?

а) Никеля; б )Железная руда; в) Алюминия; г) Олова

8. Один из лесопромышленных комплексов района расположен в:

а) Вологде ;б) Котласе; в) Петрозаводске; г) Сыктывкаре

9 Установите соответствие между отраслью промышленности и центром размещения её предприятий:     ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ                                          ЦЕНТР

1. Черная металлургия                                                     А. Череповец

2. Цветная металлургия                                                   Б. Сыктывкар

3. Химическая промышленность                                   В. Мончегорск

4. Лесная                                                                               Г. Кировск



Предварительный просмотр:

Тест для 10 класса

1 в.

1. Мировыми «законодателями» моды в легкой промышленности являются:

А) Италия; Б) Китай; В) Франция; Г) Япония.

2. Выделите современных лидеров текстильной промышленности:

А) Индия, Великобритания;

Б) Китай, Индия, Турция;

В) Китай, США, Япония;    

Г) Корея, Япония, Италия.

3.Назовите  главные регионы заготовления южного леса:

А) Бразилия; Б) Африка; В) Россия;

Г) Северная Америка;  

Д) Юго-Восточная Азия;

Е) Западная Европа.

4. Лидерами по производству х/б тканей

в мире являются:

А) США и Китай;    

Б) Индия и Великобритания;

В) Китай и Индия;  

Г) Великобритания и США.

5. Лидеры в обувной промышленности:

А) США, Канада, Япония;

Б) Италия, Испания, Франция;

В) Индия, Бразилия, Мексика;

Г) Китай, Тайвань, Корея.

6. Что из перечисленного ниже является примером рационального природопользования в лесной промышленности?

А) сплав леса по рекам;

Б) использование макулатуры в качестве

сырья;

В) размещение производств на берегах крупных рек;

Г) запрет на использование систем оборотного водоснабжения.

7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью международной специализации:

А) США и Канады; Б) Канады и Алжира;

В) Китая и Японии; Г) Японии и Канады.

2 в.

1. Ведущая отрасль развития лёгкой промышленности:

А) Кожевенная промышленность;

Б) Текстильная промышленность;

В) Меховая промышленность;

Г) Обувная промышленность.

2. Страна - лидер по выпуску хлопчатобумажных тканей: 

А) Индия; Б) Бразилия; В) США;  Г) Китай.

3. Лидерами по производству льняных тканей тканей в мире являются:

А) Россия, Белоруссия, Франция;

Б) Китай, Индия, Турция;

В) Индия, Великобритания;

Г) Италия, Испания, Франция.

4. В выпуске продукции швейной отрасли

выделяются:

А) Италия, Испания, Франция;

Б) Индия, Бангладеш, Китай;

В) США, Китай, Корея;

Г) Аргентина, Бразилия, Мексика.

5. Крупным производителем кожаной обуви в мире является:

А) Китай; Б) Италия, В) Индия, Г) США.

6. Выделите две страны, в которых лесная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью международной специализации: 

А) Аргентина и Канада; Б) Россия и Китай;

В) Бразилия и Польша;   Г) Канада и Швеция

7. Что относят к механической обработке древесины:

А) Переработку в целлюлозно-бумажной промышленности, где продукцией являются бумага и картон;

Б) Лесовосстановительные работы -  очистка территории под посадку, и уход за лесными культурами;

В) Лесопиление, производство фанеры, строительных деталей, мебели, спичек и др.



Предварительный просмотр:

Географическая игра « Нескучная география»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к географии

Задачи:

  • расширить географические знания учащихся;  
  • развивать кругозор учащихся; интеллектуальные способности: логику, мышление, внимание; находчивость; чувство юмора;
  • формировать практические навыки и приемы работы с различными источниками географической информации;
  •  продолжить формирование умения работать в коллективе (чувства товарищества и взаимопомощи ), находить компромиссное решение

Оборудование:

  • два глобуса (для клятвы), бумага;
  • песочные часы;
  • две скакалки;
  • коромысло, два ведра, валёк ,каток, прялка, веретено, серп;
  • карандаши;
  • контуры объектов России;
  • карточки-задания;
  • физическая карта России;
  • конверты (зеленый и сиреневый);
  • лепестки для ромашки на которых написаны задания для конкурса «Ох уж эти странные- языки иностранные».

Ход игры

Ведущий 1.  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир  не скучной географии. И помогут нам в этом две команды. Я надеюсь, что в конце игры, несмотря на результаты, наши команды останутся верными и надежными друзьями. (Представление жюри)

Ведущий 2.   По традиции наш поединок начинается с клятвы. Прошу команды подойти к глобусам.

Каждая команда подходит к глобусам , участники команды кладут руку на глобус и хором произносят клятву:

Клянёмся, честно сражаться и ни на кого не обижаться. Клянёмся!

1. Конкурс приветствие. Визитная карточка.

Принимает участие вся команда.

Команды готовят его заранее, по следующим  рекомендациям: Название, девиз и представление  команды, приветствие гостям, жури.

Оценка: по 5 бальной системе.

2.  Разминка «Шуточная географическая».

Принимает участие вся команда.

Проходит быстро, настраивает участников на активную игру.

 Командам по очереди задают вопрос , на размышление 10 секунд.

Оценка: правильный ответ 1 балл

1. Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым).

 2. Назовите самый тонкий и острый мыс. (мыс Игольный).

 3. Каким озером любуются в театре. (Лебединым озером).

4.  Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил

(остров Невезения).

5. В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия).

6. Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный).

7. Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал).

8. Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка).

9. Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба).

10. Какую цепь нельзя поднять .(Горную цепь).

11.  На каком фронте не воюют. (на атмосферном).

12.  Какое государство можно носить на голове (Панама).

13. Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо

 подготовились (Лес рук),

14. Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной

и той же горы).

15. Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню (Каракумы)

 16. Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе?

 (Камчатка)

3. Конкурс «Знатоки»

Принимает участие вся команда

Каждой команде выдаётся одинаковый текст . В нём надо найти и подчеркнуть как можно больше ошибок либо  определённых признаков.

Оценка: за каждую найденную ошибку

или признак 1 балл.

 «Найди как можно больше признаков севера». Пример текста.

"Москва - Вологда"

С каждым часом ощутимей север

Остановки реже,

Гуще лес, пахнет смолкой вперемежку с сеном,

И все больше узнается мест.

Торопясь, схожу на полустанке,

Словно на приветный огонек,

Чтобы взять за рубль у северянки

Влажной клюквы маленький кулек.

Для меня все ягоды здесь сладки.

И приятно и смешно, что их

Продают в листочках из тетрадки

Иль в обрывках "Жития святых".

Замелькали топкие болота

С голубыми окнами озер,

Наконец - подъем за поворотом,

И пошел густой сосновый бор,

Строевой,

В косых лучах по пояс,

Золотом пронизанный насквозь...

Словно к морю вдруг пробился поезд,

Даже небо выше поднялось.

Дома я!

На все гляжу с любовью,

Радостно от птичьих голосов.

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов.

Радуюсь обновам животворным -

Домнам,

Трубам, влитым в синеву,

Плеску волн на море рукотворном,

Лесосекам с грохотом моторным...

И одним все -

Нежным и просторным,

Добрым словом Вологда зову.

Дома я!

И сердце бьется с силой.

Мимо, мимо - за верстой верста...

Что кому,

А для меня Россия-

Эти вот родимые места.

Александр Яшин          

4. Конкурс “Путешествие по карте”

Принимает участие вся команда

Капитаны берут любой конверт (зеленый или сиреневый). Сначала первые номера команд показывают на карте географические объекты, которые указаны под первым номером в конверте, а затем последующие номера.

Оценка: за каждый правильно показанный

 географический объект команда получает 1 балл.

Зеленый конверт                                                           Сиреневый конверт

п-ов Ямал;                                                                           п-ов Таймыр;

о.Сахалин;                                                                               Курильские острова;

Ладожское озеро ;                                                                  озеро Байкал ;

Восточно-Европейская равнина;                                           Западно-Сибирская равнина;

Охотское море;                                                                   Баренцево море;

река Енисей;                                                                        река Лена;

Уральские горы;                                                                   горы Кавказ;

Архангельск.                                                                    Владивосток.

5 . Конкурс «Физкультминутка»

Принимают участие по три игрока из каждой команды.

Вызывают по три участника из команды. Суть конкурса: один участник прыгает через скакалку, два других крутят эту скакалку. При каждом прыжке прыгающий называет объект. Перед началом выбирают конверт, где указано, какие объекты они должны называть.( например города в одном, страны в другом.; или озёра и реки и т.д.) Побеждает тот, кто перечислит больше названий.  

Оценка: за каждое название по 0,5 балла.

6.  Конкурс « Экскурсовод».

Принимает участие вся команда.

  Надо найти соотношение между городом и достопримечательностью .  

Конверты открывают по команде ведущего. Время для работы 3 минуты.

Оценка : за каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

город

1. Казань

2. Кострома

3. Оренбург

4. Сергиев Посад

5.Ярославль

достопримечательность

а) караван сарай

б) Спасо-Преображенский монастырь

в) Дозорная башня Сююмбеки

г) Ипатьевский монастырь

д) Троице-Сергиева         лавра

                ответ: 1-в,2-г, 3-а, 4-д,5-б.

 2 команда

1. Владивосток

2. Новгород

3. Пятигорск

4. Санкт-Петербург

5. Переславль-Залесский

               

а.Софийский собор

б. Казанский собор

в.Ботик Петра 1

г. Карстовая пещера»Провал»

д. Залив Золотой Рог

             ответ: 1-д,2-а,3-г, 4-б,5-в

7. Конкурс «Артистический»

Принимает участие вся команда

Капитаны команд выбирают конверты в которых указано явление природы , они должны изобразить его так, чтобы команда соперников смогла определить, что это за явление. Явления : ураган, землетрясение, дождь, вулкан, радугу, засуху и т.д.

Оценка : за каждое правильное определение явления команде 1 балл,

 изображавшей команде 5 баллов.

8. Конкурс капитанов. «Лепестки  России»

Принимают участие капитаны команд.

Капитанам завязывают глаза. Именно так,  не глядя , они должны  из контуров  сложить карту  России . Ассистент подавая контур, называет географический объект, а капитан пристраивает его на нужное место. Набор объектов у каждого одинаковый ( озеро Байкал, Каспийское море, горы Кавказские , горы Урал, горы Алтай, Русская равнина, Западно-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин, остров Новая Земля).

Оценка: 1 или  0,5 балла в зависимости от правильности

 и точность и расположения объектов.

9. Конкурс «Ох, уж эти странные - языки иностранные»

Принимает участие вся команда.

Капитаны выбирают конверты, в которых находятся карточки с фразами, включающими в себя венгерские, немецкие, итальянские, испанские, финские, индийские названия  городов. Задача участников без подготовки, на одном дыхании и без запинки  попытаться  выговорить труднопроизносимое название.

Оценка: 1-0,5 баллов, в зависимости от правильности произношения.

Примеры:

Как проехать из Пьедимонте-д, Алифе в Корильяно-Колабро? ( Италия)

Близок ли путь от Сан-Бенедетто-дель-Тронто до Кастельвентрано? ( Италия)

Это совсем рядом - Кастелламмаре-ди-Стабия и Торре-Аннунциата. ( Италия)

Мечтаю побывать в Тируччираппалли и в Джамшедпуре. (Индия)

А как красивыТируванантапура и Шахджаханпур! (Индия)

Ласковое солнце светит над Мачхалипаттанамом и Вишакхапатнамом! (Индия)

Наши друзья  живут в Хайдубёсёрмене и в Ходмезёвашархе. (Венгрия)

Рукой подать до Кишнунфеледьхазы и Казинцбарцики. (Венгрия)

Мне по душе Саарбрюккен и Бремерхафен. (Германия)

Давненько не был  в Фюрстенфельдбруке и в Зигмарингене. (Германия)

Под испанским небом – Сантьяго-де-Компостела и Вильверде-дель-Камино. (Испания0

А радом с ними – Санлукар-де-Баррамеда и Вильяфранка- де- лос-Баррос. (Испания)

В Финляндии есть города Усикаупунки и Кристинанкаупунка. (Финляндия)

А-а, это там, где Тайвалкоски и Суомуссалми. (Финляндия)

10. Конкурс «Из старины глубокой»

Принимает участие вся команда.

Командам предлагают хозяйственные  предметы деревенского быта. Необходимо  указать название , для чего  и как использовали.

Предметы:

  • Коромысло и два ведра с водой. Надо поднять вёдра на коромысло и пронести по классу не расплескав воду.
  • Прялка с веретеном. Показать, как закрепляли пряжу и как использовали веретено.
  • Самовар.
  • Серп (жали – срезали траву)
  • «Валёк» и «каток»  (с их помощью гладили бельё.)
  • «Белошвейка» (с её помощью штопали одежду и шили).

Оценка : за правильное название 2 балла,

указано предназначение 2 балла,

  демонстрация или рассказ как использовали 5 баллов.

Ведущий 1. Вот дорогие друзья и подошла   к концу наша игра. Обе команды проявили себя с самой лучшей стороны

Ведущий 2. Вы не только показали свои знания,  но и узнали много интересного.

Ведущий 1. Уважаемое жюри подвело итоги и сейчас объявит результаты.

Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение 1. Оценочный лист для жюри

Название конкурса

Критерии оценки

                          баллы

1 команда

2 команда

Приветствие

по 5 бальной системе.

Разминка «Шуточная географическая»

правильный ответ 1 балл

Знатоки

за каждую найденную ошибку

или признак 1 балл.

Путешествие по карте карта

за каждый правильно показанный

географический объект команда получает 1 балл.

Физкультминутка

за каждое название по 0,5 балла

Экскурсовод

за каждый правильный ответ 1 балл

Артистический

за каждое правильное определение явления команде 1 балл,

изображавшей команде 5 баллов.

Лепестки России

1 или  0,5 балла в зависимости от правильности

и точность и расположения объектов

Ох уж эти странные - языки иностранные

1-0,5 баллов, в зависимости от правильности произношения.

Из старины глубокой

за правильное название 2 балла,

указано предназначение 2 балла,

демонстрация или рассказ как использовали 5 баллов.

ИТОГ