К уроку
Конспекты уроков и внеурочных занятий по истории и обществознанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
лицей № 150
Калининского района Санкт-Петербурга
Авторы разработки: учитель математики Поликарпова Галина Павловна,
учитель истории и обществознания Тихонова Тамара Вячеславовна
Внеурочное занятие.
Тема занятия: «Штурм редута».
Предмет: математика и история.
Класс: 7
Санкт-Петербург
2013
Оглавление.
Методическая разработка занятия «Штурм редута». | с.3-5 |
1.Цель и задачи занятия. | с.3 |
2.Содержание учебного материала занятия. | с.3 |
3. Этапы занятия | с.3 |
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока. | с.4 |
1.Тип урока. | с.4 |
2. Используемые технологии. | с.4 |
3.Информационно-содержательная насыщенность занятия. | с.4 |
4. Оборудование занятия. | с.4 |
5.Дидактические материалы. | с.4 |
6. Оформление занятия. | с.4 |
Итоги урока. | с.5 |
1. Рефлексия учителя и учащихся по итогам урока. | с.5 |
Библиография использованных методических материалов. | |
Приложения. | |
1. Презентация. 2. раздаточный материал | |
Методическая разработка занятия: «Штурм редута».
Цель занятия: стимулировать интерес к изучению математики и истории.
Задачи урока:
Образовательные:
1) приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
2)систематизация и обобщение знаний учащихся по темам: “Вычисления с рациональными числами»; «Решение уравнений. Пропорции»; «Координаты и графики»
«Война 1812 года»
Развивающие:
1) развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
2) продолжить развивать у учащихся умения осуществлять поиск информации по теме, анализировать, делать выводы по данному материалу
3) применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации
Воспитательные:
1) способствовать развитию таких качеств личности, как: внимательность, толерантность, способность к эффективному общению;
2)способствовать развитию общей культуры и культуры поведения
Побудительные, организующие:
1)способствовать формированию у учащихся активной позиции в процессе обучения;
2)способствовать формированию таких жизненных установок личности как: динамизм, сотрудничество, ответственность
Содержание учебного материала занятия.
Ход занятия
1. По песню «Солдатушки бравы ребятушки» уч-ся заходят в класс и рассаживаются по командам. («синие»; «красные»; «зеленые»)
2. Вступительное слово ведущих (учителей).
Дорогие ребята! Сегодня мы проведем игру . Соревноваться будут команды …
Оценить знания игроков, их внимание и смекалку помогут «мудрейшие из мудрейших» – жюри в составе …
3. 1-й конкурс «Тарабарская грамота». После выполнения задания конкурса ребята узнают название «военной операции», которую им предстоит выполнять. (см. приложение)
4. 2-й конкурс. Собрав разрезанные на кусочки карты, ответив на вопросы, команды смогут определить, какая из них первой начнет «штурм». (см. приложение)
5. 3-й конкурс «Разведка боем» - ответы на вопросы интерактивной викторины (презентация 1)
6. Конкурс. Артиллерийская подготовка – предшествует штурму. Уч-ся выполняют задание по математике (см. приложение)
6. «Пехота» (см. приложение)
7. Литературная страничка (см. презентацию 2)
8. Подведение итогов
Методические обеспечение урока и методическое аспекты организации урока.
Тип занятия: комплексного применения знаний и способов действий.
Используемые технологии.
Название технологии | Место используемых технологий в уроке |
Игровые технологии (ролевая игра) | Викторина, кроссворд, ролевая игра |
НИТИ (новые информационные технологии) | Работа с презентацией (в течение урока). При существующей возможности работа учащихся с материалами сайтов интернета. Использование мобильного класса (по возможности) |
Информационно-содержательная насыщенность урока.
Работа с различными источниками информации: слайдами презентации, словарями, интернет-ресурсами.
Оборудование.
1)Мультимедиапроектор,
2)Экран или интерактивная доска
3) Компьютер (при условии наличия выхода в интернет).
4) Мобильный класс.
Дидактические материалы.
1)Толковые словари: С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (любое издание); Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка» или «Толковый словарь русского языка» (любое издание); «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией Т. Н.Ефремовой; Васюков И.А.»Толковый словарь русского языка» (любое издание); «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля (любое издание)
2) Раздаточный материал (см. приложение № 2)
Оформление урока.
Презентация учителя (см. приложение № 1)
Итоги урока
Рефлексия учащихся по итогам урока.
Прогнозируемые результаты.
После изучения темы учащиеся должны:
1) уметь проводить вычисления с рациональными числами, решать уравнения, пропорции.
выполнять задания с координатами и графиками; знать события, исторических личностей войны 1812 г.
3) понимать необходимость знания истории своей Родины
3)принимать индивидуальные и коллективные решения.
4) приобрести практические умения для плавной интеграции в реально существующее общество.
Рефлексия учителя.
Занятие соответствует современным требованиям, предъявляемым к внеурочным занятиям:
1)Планирование занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
2)Построение занятия соответствует цели и задачам.
3) На уроке создается атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
4)Рационально использована наглядность, дидактический материал и технические средства обучения.
5)Занятие способствует формированию гражданской позиции учащихся.
6)Выбраны наиболее оптимальные технологии обучения, позволяющие обеспечить познавательную активность, сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения.
Приложение № 2
1. Конкурс «Тарабарская грамота».
Тарабарская грамота, простая литорея — шифр, широко использовавшийся в древнерусских рукописях.
Представляет собой простейший шифр замены без ключа. Согласные в алфавите делят на две равные части, и первую пишут строкой в алфавитном порядке, а вторую под буквами первой в обратном порядке. Таким образом, получают таблицу:
б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н |
щ | ш | ч | ц | х | ф | т | с | р | п |
Употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, а гласные остаются без изменения. Так, например, словарь на тарабарской грамоте будет лсошамь, великий государь — шеситий чолуцамь и т. п. Для расшифровки используют тот же способ, что и для шифрования (шифр симметричный).
б | в | г | д | ж | з | к | л | м | Н |
щ | ш | ч | ц | х | ф | т | с | р | п |
Задание. Расшифровать название нашей операции
ВКУМРМЕЦУКА
ШТУРМ РЕДУТА
Конкурс 2.
«Карта»
1.Карты «Стояние на реке Угре»; «Невская битва»; «Куликовская битва»
2. Задание по карте
а) назвать битву;
б) назвать точную дату битвы;
в) назвать командующего русским войском;
г) указать противника в сражении;
д) назвать особо отличившихся участников битвы
Конкурс 3. Разведка боем
По 1 баллу за правильный ответ
Отделение 1 Синие | Отделение 2 Красные | Отделение 3 Зеленые | ||||||
№ | Баллы | Доп. | № | Баллы | Доп. | № | Баллы | Доп. |
1 | 1 | 1 | ||||||
2 | 2 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | ||||||
4 | 4 | 4 | ||||||
5 | 5 | 5 | ||||||
6 | 6 | 6 | ||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
8 | 8 | 8 | ||||||
9 | 9 | 9 | ||||||
10 | 10 | 10 | ||||||
11 | 11 | 11 | ||||||
12 | 12 | 12 | ||||||
Итог | Итог | Итог |
4. Конкурс. Артиллерийская подготовка – предшествует штурму
Инструкция
1. Решить задания.
2. Сопоставить каждому ответу букву.
3. Записать в таблицу под номерами заданий
4. В результате вы получите слово
5. Отдать в жюри
II. Расшифровка:
Задания: | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Решить уравнение
2. Решить задачу: «Масса яблок составляет от массы фруктового салата. Сколько получится салата, если взять 420 г яблок?» ответ запишите в килограммах.
3. Найти сумму координат точки А, изображенной на координатной плоскости.
4. Найти расстояние между точками координатной прямой А(– 93) и В (–32)
5. Решите уравнение
6. Найдите координаты точки пересечения двух прямых . От ординаты этой точки отнимите её абсциссу.
7. Вычислите:
8. Решить уравнение
А | 61 | К | - 15 | Х | - 12 |
Б | 5 | Л | -2 | Ц | 3,17 |
В | 0,15 | М | 1,5 | Ч | 15 |
Г | - 61 | Н | 6 | Ш | -1,2 |
Д | 980 | О | 8,4 | Щ | - 3,17 |
Е | 40 | П | 1,8 | Ъ | - 125 |
Ё | 3,75 | Р | 54 | Ы | - 3,75 |
Ж | 125 | С | - 1,8 | Ь | 2 |
З | 180 | Т | 1,2 | Э | 11 |
И | 21 | У | 0,98 | Ю | 0,18 |
Й | - 40 | Ф | 2,1 | Я | - 6 |
5. Конкурс «Пехота»
Задания командам.
1. И при сходе на берег, и при подъеме на борт российские моряки должны отдавать честь именно ему?
2. Одна ее часть состояла из «лучших», другая и - из «младших», обе подчинялись только князю. О чем идет речь?
3. что такое «тюфяк» в военном деле?
4. какой высший чин, согласно уставу 1716 г. мог принадлежать только царям и владетельным принцам?
5. Что можно увидеть на погонах курсантов?
ответы.
1.Флагу
2. Дружина
3. Пушка
4. Генералиссимус
5. буквы
1.На какой угол поворачивается российский солдат по команде 2кругом»7
2. Вплоть до 1917 г. этот офицерский чин в России существовал лишь в военно-морском флоте. Какой?
3. Когда в военной истории России опасность представляла «свинья»?
4. Назовите слово, которое первоначально существовало в военном лексиконе как обозначение «партии - отдельного отряда». В отечественной войне оно приобрело смысл «военный мститель»
5. О чем эта загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмешь, а без него в атаку не пойдешь»?
Ответы:
1. 180
2. Лейтенант
3. «Ледовое побоище»
4. Партизаны
5. «Ура»
1. Как на Руси называли отважного, доблестного богатыря?
2. О чем говорится в русской загадке «невелик Матвей, а далеко плюет»?
3. Петр I разделил флот на 3 части: авангард, кардебаталию, арьергард. Какие флаги он вручил каждой из них?
4.Назовите геометрическую фигуру на петлицах высших офицеров Красной армии в беспогонную эпоху»?
5. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России»?
Ответы:
1.Витязь
2.ружье
3.Белый, синий, красный
4. Ромб
5. Президент
Оценочный лист жюри
№ | Название | Количество баллов max | Отделения | ||
Синие | Красные | Зеленые | |||
1 | Тарабарская грамота | 5 баллов | |||
Общий счет | |||||
2 | Карта | См. инстр. | |||
Общий счет | |||||
3 | Разведка боем | См. лист | |||
Общий счет | |||||
4 | Артиллерийская подготовка | 8 баллов или ничего | |||
Общий счет | |||||
5 | Пехота | 5 баллов | |||
Общий счет | |||||
6 | Литературно - историческая страничка | ||||
Общий счет | |||||
Места |
Библиография использованных методических материалов
1..Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001.
2..Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНО НА МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО зам.директора по УВР директор ГБОУлицея№150
__________________ ______________ ________________
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории,5 класс
(предмет, класс, ступень обучения)
Тихонова Тамара Вячеславовна
учитель истории и обществознания высшей категории_
(должность, категория, разряд)
2015- 2016 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 класса авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)
Цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, мировой культуре, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно- ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Курс рассчитан на использование проблемно-диалогическй технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы – в конце каждого параграфа приведены фрагменты источников или справочные сведения с системой вопросов к ним. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно, удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной).
Чтобы согласовать проблемно-диалогическую технологию с насыщенным историческим материалом, мы предлагаем использовать еще одну технологию – продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В отборе материала внимание уделяется историческим личностям, этнографическим сведениям, традициям, что позволяет понять роль человека в историческом развитии.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся пятых классов Учащиеся всех трех пятых классов активны, полны творческой энергии. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно полезные цели, положительные духовные запросы. Их объединяет общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого ученика в отдельности. Большая часть ребят обладают хорошо сформированными умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности Учащиеся всех трех пятых классов стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Их отличают устойчивые интересы. Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: (самостоятельные работы, тесты разных видов, практические контрольные работы). Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный. Большинство ребят прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. В классах преобладает добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать совместной деятельности.
Результатов психолого-педагогической диагностики позволяют сделать вывод о высоком уровне развития коллектива во всех трех пятых классах.
При оценивании на этом и на последующих этапах используется третья технология комплекса «Школы 2100» – технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила.
1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).
2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:
Тематическое планирование по истории 5 класс.
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы-Д.Д.Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева.
68 часов; 2 часа в неделю
№ п/п | Название модуля, темы | Планируемые виды деятельности учащихся Л (личностные), П (познавательные), К (коммуникативные); Р (регулятивные) | Кол-во часов | Виды контроля | |||
Введение | Познавательные УУД: - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; - устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной Деятельности - выдвигать версии - планировать учебную деятельность -работать по плану, сверяясь с целью -находить и исправлять ошибки -оценивать степень и способы деятельности и достижения цели Коммуникативные УУД: - Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами | 3 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях | ||||
1 | Путешествие в страну История | 1 | с.7-8 | ||||
2 | Как заглянуть в прошлое | 1 | с. 9-13 | ||||
3 | Правила ориентировки в историческом времени | 1 | с.14 | ||||
Модуль 1. Первая историческая эпоха Тема 1. Первобытный мир | Познавательные УУД: -утанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной Деятельности - выдвигать версии - планировать учебную деятельность -работать по плану, сверяясь с целью -находить и исправлять ошибки -оценивать степень и способы деятельности и достижения цели Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами - корректировать свое мнение под воздействием контраргументов Личностные УУД: -осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | 7 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях | ||||
4 | Первые люди | 1 | § 1 | ||||
5 | Первые шаги разума | 1 | § 2 | ||||
6 | Первые художники и «волшебники» | 1 | § 3 | ||||
7 | Первые пастухи и хлеборобы | 1 | § 4 | ||||
8 | Первые мастера и воины | 1 | § 5 | ||||
9 | Первые цари и грамотеи | 1 | § 6 | ||||
10 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир» | 1 | с. 48 | ||||
Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока Тема 2 Древний Египет | Познавательные УУД: - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне - Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям - Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии - Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения - Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории Личностные УУД: - Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции - Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки | 8 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях, тестирование | ||||
11 | Царство в долине Нила | 1 | § 7 | ||||
12 | Боги Древнего Египта | 1 | § 8 | ||||
13 | Искусство строителей пирамид | 1 | § 9 п.1 | ||||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | § 9 п. 2 | ||||
15 | В гостях у египтян. Дворцы, усадьбы… | 1 | § 10 п.1 | ||||
16 | В гостях у египтян. Деревня, казарма… | 1 | § 10 п. 2 | ||||
17 | Расцвет египетского царства | 1 | § 11 | ||||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме; «Древний Египет» | 1 | § 7-11 | ||||
Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока Тема 3 Древние цивилизации Азии | Познавательные УУД: - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне - Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям - Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии - Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения - Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории Личностные УУД: - Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции - Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки | 11 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях, тестирование | ||||
19 | Цивилизация в Междуречье | 1 | § 12 | ||||
20 | Законы Вавилонского царства | 1 | § 13 | ||||
21 | Ассирийское «железное» царство | 1 | § 14 | ||||
22 | Евреи – народ Библии | 1 | § 15 | ||||
23 | Персидская мировая держава | 1 | § 16 | ||||
24 | Извилистая тропа цивилизации | 1 | § 17 п.1 | ||||
25 | Индия – родина Будды | 1 | § 17 п.2 | ||||
26 | Царство «середины Земли» | 1 | § 18 п.1 | ||||
27 | Китайская мудрость Конфуция | 1 | § 18 п.2 | ||||
28 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток» | 1 | с. 120 | ||||
29 | Урок контроля по модулю 2 | 1 | § 12- 18 повторить | ||||
Модуль 3. Первая цивилизация Запада Тема 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации | Познавательные УУД: - Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне Личностные УУД: -Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других -Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Коммуникативные УУД: -Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно - Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Личностные УУД: -Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других -Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | 8 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях | ||||
30 | У истоков греческой культуры | 1 | § 19 | ||||
31 | Времена Гомера | 1 | § 20 | ||||
32 | Города-государства Эллады | 1 | § 21 | ||||
33 | Олимпийские боги | 1 | § 22 | ||||
34 | Афины – полис земледельцев и торговцев | 1 | § 23 п.1 | ||||
35 | Спарта - полис воинов | 1 | § 23 п.2 | ||||
36 | Эллинское воспитание граждан | 1 | § 24 | ||||
37 | Великая греческая колонизация. В поисках лучшей жизни. | 1 | § 25 п.1 | ||||
38 | Великая греческая колонизация. Жизнь среди варваров | 1 | § 25 п.22 | ||||
Модуль 3. Первая цивилизация Запада Тема 5 Расцвет Древнегреческой цивилизации | Познавательные УУД: - Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне Личностные УУД: -Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других -Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Коммуникативные УУД: -Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно - Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. | 8 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях, тестирование | ||||
39 | Эллада против «царя царей» | 1 | § 26 | ||||
40 | Афинская свобода рабовладельцев | 1 | § 27 | ||||
41 | Столица искусства Эллады | 1 | § 28 п.1 | ||||
42 | Греческий театр | 1 | § 28 п.2 | ||||
43 | Мудрецы Древней Греции | 1 | § 29 п.1 | ||||
44 | Академия мудрости | 1 | § 29 п.2 | ||||
45 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию» | 1 | с.182 | ||||
46 | Урок контроля по модулю 3 | 1 | § 26-29 повторить | ||||
Модуль 4 Империя эллинов и римлян Тема 6 Эллинизм – встреча Запада и Востока | Познавательные УУД: - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне - Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию - Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативные УУД: - Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого - Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные УУД: - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции - Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. | 4 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях | ||||
47 | Покорители свободных греков | 1 | § 30 | ||||
48 | Завоевания Александра Македонского | 1 | § 31 | ||||
49 | Эллинистическая цивилизация | 1 | § 32 п.1 | ||||
50 | Эллинистическая культура | 1 | § 32 п.2 | ||||
Модуль 4 Империя эллинов и римлян Тема 7 Цивилизация Древнего Рима | Познавательные УУД: - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне - Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию - Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативные УУД: - Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого - Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные УУД: - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции - Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. | 10 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях, игровые формы контроля | ||||
51 | Рим – от царей к республике | 1 | § 33 | ||||
52 | Рим – властелин Италии | 1 | § 34 | ||||
53 | Хозяин Западного Средиземноморья | 1 | § 35 | ||||
54 | Покоритель Восточного Средиземноморья | 1 | § 36 | ||||
55 | Перемена «римских нравов» | 1 | § 37 п.1 | ||||
56 | Трибуны против сената | 1 | § 37 п.2 | ||||
57 | Рабская доля | 1 | § 38 п.1 | ||||
58 | Восстание Спартака | 1 | § 38 п.2 | ||||
59 | Рим - от республики к диктатуре | 1 | § 39 | ||||
Модуль 4 Империя эллинов и римлян Тема 8 Античная греко-римская цивилизация | Познавательные УУД: - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне - Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне - Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию - Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативные УУД: - Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого - Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные УУД: - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции - Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Регулятивные УУД: -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки. | 8 | Устный опрос; понятийный диктант; задание в рабочих тетрадях | ||||
60 | Первые римские императоры | 1 | § 40 | ||||
61 | Расцвет античной культуры | 1 | § 41 | ||||
62 | «Золотой век» римской империи | 1 | § 42 | ||||
63 | «Добрая весть» христианства | 1 | § 43 | ||||
64 | Заря христианского мира | 1 | § 44 | ||||
65 | Закат античного мира | 1 | § 45 | ||||
66 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи греков и римлян» | 1 | § 40-45 повторить | ||||
67 | Урок-контроль по модулю 4 | 1 | с. 278-279 | ||||
Итоговое повторение по курсу | Личностные УУД: -Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Регулятивные УУД: - Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. | 1 | Устный опрос, тестовые задания | ||||
68 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю» | 1 | с. 282 |
Раздел III.Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы);
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
6) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметные результаты:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
- Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
- Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
- Группировать (не по хронологии)
- Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
- Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
- Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
- При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
- Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
Раздел 4. Описание УМК и материально-технического сопровождения
1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., др. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5-го класса основной школы. — М.: Баласс, 2013, 288 с.
2. Данилов Д.Д., Паршина С.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5-й класс. — М.: Баласс, 2013, 80 с.
3. М.Е. Турчина, Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Всеобщая история. 5-й класс : Методические рекомендации для учителя. — М. : Баласс, 2013. — 336 с.
4. Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й класс, ч. 1. -2, М. : Баласс, 2013. – 192 с.
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНО НА МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО зам.директора по УВР директор ГБОУлицея№150
__________________ ______________ ________________
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории. 10 класс
(предмет, класс, ступень обучения)
Тихонова Тамара Вячеславовна
учитель истории и обществознания, высшей категории_
(должность, категория, разряд)
2015- 2016 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) авторских программ Андреевской Т.П., Журавлевой О.Н История. Программа. 10-11 классы. ФГОС. М., Вентана-Граф, 2014, Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история». 10-11 кл. «Мнемозина» 2013 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Цели данного курса – освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и мира с древнейших времен до конца XIX раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Задачи курса
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;
Программа рассчитана на 68 учебных часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории, из расчета 2 учебных часа в неделю: 22 часа на курс всеобщей истории и 46 часов курса истории России
Курс позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется спорным вопросам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10-х классов. В целом обучающиеся 10-х классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Более половины из ребят того и другого классов обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности. Остальные учащиеся, имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя или консультанта.
Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, практические контрольные работы на компьютере, компьютерное тестирование, практические работы на компьютере, работы компьютерного практикума). Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля:
Основными формами организации учебных занятий в старшей школе являются: лекция, комбинированный урок, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: проверочные работы терминологии и понятийного аппарата, тестирование по итогам изучения темы в формате ЕГЭ обобщающие уроки, семинары
Тематическое планирование по истории 10 класс.
Учебники Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России .10 класс.
68 часов; 2 часа в неделю
№ п/п | Название раздела | Планируемые виды деятельности учащихся Л (личностные), П (познавательные), К (коммуникативные); Р (регулятивные) | Кол-во часов | Виды контроля | ||||||||||||||||||||||
I | Введение | Познавательные - строит осознанные речевые высказывания в устной форме; формулирует ответы на вопросы учителя Коммуникативные. – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других; владеют диалогической формой речи Личностные - понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке Регулятивные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные:: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, оценка действий сверстников, их контроль и коррекция, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 15 | Устный опрос; | ||||||||||||||||||||||
Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||
1 | Наука история: предмет, содержание, функция, место в системе других наук | 1 | Стр. 5-13, | |||||||||||||||||||||||
II | Русь древняя | Познавательные - строит осознанные речевые высказывания в устной форме; формулирует ответы на вопросы учителя Коммуникативные. – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других; владеют диалогической формой речи Личностные - понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке Регулятивные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные:: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, оценка действий сверстников, их контроль и коррекция, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 9 | Устный опрос; понятийный диктант, тестирование в формате ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||
2 | У истоков человеческой цивилизации | 1 | §1 | |||||||||||||||||||||||
3 | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы | 1 | §2 | |||||||||||||||||||||||
4 | Ранняя история восточных славян | 1 | §3 | |||||||||||||||||||||||
5 | Становление государственности на Руси | 1 | §4-5 | |||||||||||||||||||||||
6 | Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого | 1 | §6 | |||||||||||||||||||||||
7 | Политическое и социальное устройство Руси в XI-XII вв | 1 | §7 | |||||||||||||||||||||||
8 | Полицентризм на Руси | 1 | §8-9 | |||||||||||||||||||||||
9 | Культура домонгольской Руси (X- начало XIIIв) | 1 | §10 | |||||||||||||||||||||||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» | 1 | §1-10 | |||||||||||||||||||||||
III | Русские земли и княжества в XIII – XV веках | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Личностные:развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | 8 | Устный опрос; понятийный диктант, тестирование в формате ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||
11 | Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIIIв. | 1 | §11 | |||||||||||||||||||||||
12 | Русские земли под игом Золотой Орды | 1 | § 12 | |||||||||||||||||||||||
13 | Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси | 1 | § 13 | |||||||||||||||||||||||
14 | Возвышение Москвы | 1 | §14 | |||||||||||||||||||||||
15 | Междоусобная война на Руси во второй четверти XVв | 1 | §15 | |||||||||||||||||||||||
16 | Великое княжество Литовское в XIII-XVвв | 1 | §16 | |||||||||||||||||||||||
17 | Культура Руси XIII-XVвв | 1 | §17-18 | |||||||||||||||||||||||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества в XIII – XV веках» | 1 | §11-18 | |||||||||||||||||||||||
IV | Россия в конце XV- начале XVIIв | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | 9 | Устный опрос; понятийный диктант, тестирование в формате ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||
19 | Образование единого Российского государства на рубеже XV- XVIвв | 1 | §19 | |||||||||||||||||||||||
20 | Органы управления, право и суд в России на рубеже XV- XVIвв | 1 | §20 | |||||||||||||||||||||||
21 | Российское общество конца XV- XVIвв | 1 | §21 | |||||||||||||||||||||||
22 | Московия в 30-50-х гг.XVIв. Реформы Ивана Грозного | 1 | §22 | |||||||||||||||||||||||
23 | Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного | 1 | §23 | |||||||||||||||||||||||
24 | Внешняя политика России в конце XV- XVIв | 1 | §24 | |||||||||||||||||||||||
25 | Культура России в конце XV- XVIв | 1 | §25 | |||||||||||||||||||||||
26 | Россия накануне Смутного времени | 1 | §26 | |||||||||||||||||||||||
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в конце XV- начале XVIIв» | 1 | §19-26 | |||||||||||||||||||||||
V | Россия в Новое время | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | 16 | Устный опрос; понятийный диктант, тестирование в формате ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||
28 | Смута начала XVII в | 1 | §27 | |||||||||||||||||||||||
29 | Новые черты в развитии России XVII в | 1 | §28 | |||||||||||||||||||||||
30 | Социальные движения XVII в | 1 | §29 | |||||||||||||||||||||||
31 | Внешняя политика России в XVII в | 1 | §30 | |||||||||||||||||||||||
32 | Внутренняя политика России в первой четверти XVIIIв | 1 | §32 | |||||||||||||||||||||||
33 | Российское государство в период дворцовых переворотов | 1 | §33 | |||||||||||||||||||||||
34 | Внутренняя политика России во второй половине XVIIIв | 1 | §34 | |||||||||||||||||||||||
35 | Социально-экономическое развитие России в XVIIIв | 1 | §35 | |||||||||||||||||||||||
36 | Внешняя политика России в XVIIIв | 1 | §36 | |||||||||||||||||||||||
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII- XVIIIв» | 1 | §27-36 | |||||||||||||||||||||||
38 | Внутренняя политика России в первой половине XIX в | 1 | §38 | |||||||||||||||||||||||
39 | Общественное движений первой половины XIXв | 1 | §39 | |||||||||||||||||||||||
40 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в | 1 | §40 | |||||||||||||||||||||||
41 | Внешняя политика России в первой половине XIX в | 1 | §41 | |||||||||||||||||||||||
42 | Культура России в Новое время | 1 | §31,37,42 | |||||||||||||||||||||||
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в» | 1 | §38-42 | |||||||||||||||||||||||
VI | Первобытность | Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Коммуникативные: ) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | 1 | Устный опрос; понятийный диктант | ||||||||||||||||||||||
44 | Первобытное общество | 1 | Глава 1, стр. 14-26 | |||||||||||||||||||||||
VII | Древний мир | Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Коммуникативные: ) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | 6 | Устный опрос; понятийный диктант | ||||||||||||||||||||||
45 | Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье | 1 | Глава 2. Стр. 26 – 44. Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
46 | Древний Восток: Иран, Индия, Китай | 1 | Глава 3. стр. 45 -62. Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
47 | Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса | 1 | Глава 4, стр.63- 77, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
48 | Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям | 1 | Глава 5, стр.78 - 86, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
49 | Древний Рим: от основания города до падения республики | 1 | Глава 6, стр. 86 - 97, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
50 | Римская империя | 1 | Глава 7, стр. 97 - 110, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
VIII | Средние века | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Коммуникативные: ) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | 6 | Устный опрос; понятийный диктант | ||||||||||||||||||||||
51 | Начало средних веков. Раннее Средневековье. | 1 | Глава 8, стр. 111 - 128, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
52 | Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки | 1 | Глава 9, стр. 128 - 150, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
53 | Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения | 1 | Глава 10, стр. 151 - 174, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
54 | Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе | 1 | Глава 11, стр. 174 - 187, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
55 | Культура средневековой Европы | 1 | Глава 12, стр. 188 - 212, Подготовить сообщение об одном из представителей Высокого Возрождения | |||||||||||||||||||||||
56 | Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья | 1 | Глава 13, стр. 212 - 236, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
IX | Новое время | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | 9 | Устный опрос; понятийный диктант | ||||||||||||||||||||||
57 | На пути к Новому времени. | 1 | Глава 14, стр. 237 - 252, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
58-59 | Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках: между абсолютизмом и Просвещением. | 2 | Глава 15-16, стр. 252 - 283, Заполнить таблицу «Этапы английской революции 1640-1660 г.г.» | |||||||||||||||||||||||
60 | Великая французская революция в XVIII веке | 1 | Глава 17, стр. 284 - 300, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
61 | Страны Европы и США в первой половине XIX века | 1 | Глава 18, стр. 301-316, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы Глава 19, стр. 336-316, Задания | |||||||||||||||||||||||
62 | Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века | 1 | рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
63 | Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI – XIX веках | 1 | Глава 20-21, стр. 336-273, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
64 | Культура Нового времени | 1 | Глава 22, стр. 374 -293, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
65 | Международные отношения в Новое время | 1 | Глава 23, стр. 393 -402, Задания рубрики «изучаем источники, решаем проблемы | |||||||||||||||||||||||
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» | 1 | Устный опрос; тестирование | |||||||||||||||||||||||
67 | Итоговое повторение | 1 | Устный опрос; тестирование в формате ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||
68 | Резерв |
Раздел III. Планируемые результаты обучения:
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России)
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Раздел IV. Учебно-методическое обеспечение.
Литература.
I. Учебники.
1.Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс М., Мнемозина, 2013 г., 435 с.
2 .Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России .М., Вентана-Граф, 2013 г.,384 с.
3..Алексеев С.И.,Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах 10-11 классы. учебное пособие,.М., Вентана-Граф, 2013, 320 с.
II. Хрестоматии
1.Господарик Ю.П.История России. 10-11 класс. Хрестоматия. Уч. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Вентана-Граф, 2011 г
2.Журавлева О.Н История России. 10 класс. Практикум. ФГОС. М., Вентана-Граф, 2013 г
Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002.
III. Материалы для проведения тестирования.
1.Алексашкина Л.Н История. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.,Экзамен, 2011,288 с.
2.: Безбородов. А, Б., Игнатов А.В. ЕГЭ-2014. История. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. М., Национальное образование, 2013, 384 с.
3. Волков К.В.Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 10 класс. С древнейших времен до ХIX. М., Вако, 70 с.
4. Волков К.В Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс. М., Вако, 2013, 112 с.
5 .Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В.Контрольные тренировочные материалы. М., Просвещение, 2012, 102 с.
6.Журавлева. О.Н. История России. 10 класс. Тестовые задания. М., Вентана-Граф, 2012, 176 с.
7.Пазин Р.В. История. 10-11 класс. ЕГЭ Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ, Ростов-на-Дону Легион, 2013, 288 с.
8 .Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Анализ исторического источника (задания С1-С3. Ростов-на-Дону,Легион, 2013, 320 с.
9..Пазин Р.В. История. Тесты за курс 10 класса в формате ЕГЭ. С древнейших времён до конца XIX век. Ростов-на-Дону Легион, 2013,176 с.
10.Пономарев М.В., Клоков В.А.,История России. Тематические тренировочные задания, М., Эксмо, 2013, 112 с.
11.Фадеева Д.А., Соловьев Я.В. История. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы. М., Старград, 2014,128 с.
IV. Методические пособия
1Алексашкина Л.Н. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история.10-11 классы. М., Мнемозина, 2013,70 с.
2 Алексашкина Л.Н. История. Всеобщая история. 10-11 класс. Методическое пособие.
М., Мнемозина, 2014,62 с.
.3.Андреевская Т.П., Журавлева О.Н История. Программа. 10-11 классы. ФГОС . М., Вентана-Граф, 2014, 192 с.
4..Журавлева О.Н. История России. 10 класс. Проектирование учебного курса. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2012, 96 с.
5..Е.Н. Сорокина. История России. 10 класс. Методическое пособие. М., Вентана-Граф,2011 352 c.
ЦОР по истории.
|
|
|
| «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира» |
|
|
|
|
|
|
| Информационно-программный комплекс «Территориальный раздел мира накануне I мировой войны» |
|
| Программа-проигрыватель «Анимационные карты России и мира (843-1618 год |