1.4. Работа с родителями.
Предварительный просмотр:
План работы педагога-психолога
с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогики
в МОБУ "Троицкая СОШ им Г.К Жукова"
Пояснительная записка
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями:
- встречи,
- анкетирование,
- консультации,
- беседы,
- лектории,
- дискуссии,
- практикумы,
- тематические психологические консультации и др.
Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)
1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:
- Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?
- Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении («Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).
- Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
- Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия семейного воспитания».
2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.
2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.
3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.
1 класс | - Ребёнок идёт в первый класс. - Здоровье ребёнка перед школой. - Трудности первоклассника. - Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику. |
2 класс | - Как помочь ребёнку в приготовлении уроков. - Важность общения. - Цена слова. |
3 класс | - Воспитание дисциплины. - Поощрение и наказание. - Ребёнок и деньги: за и против. |
4 класс | - Переход ученика в среднюю школу. - В какой семье я расту? |
5 класс | - Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки. - Психолого-педагогический статус пятиклассника. - Мотивы плохого поведения. |
6 класс | - Влияние телевидения на психику ребёнка. - Дети и компьютер. - Близкие человеку люди. |
7 класс | - Агрессия. Её причины и последствия. - Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности. |
8 класс | - Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления. - Жизненные цели подростков. - Проблемы ранней преступности. |
9 класс | - Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. - Профессиональное самоопределение подростков. |
10 класс | - Детско-родительские отношения. - Толерантность – часть нравственной культуры человека. |
11 класс | - Ваш ребёнок – выпускник. - Профилактика стресса в период подготовки к экзаменам. |
В работе с родителями используются групповые и индивидуальные формы и методы работы. Самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча – это классные родительские собрания.
Примерная, наиболее актуальная тематика для организации родительского всеобуча в школе:
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье
• Современная семья: возможности; и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
• Школа как открытая социально-педагогическая система.
• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
• Модель работы социального педагога с семьей.
• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
III. Здоровый ребенок — здоровое общество
• Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
• Влияние на здоровье; ребенка негативной теле- и видеоинформации.
• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
IV .Особенности детской и подростковой психологии
• Что такое личность? Иерархическое строение личности.
• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
• О развитии самосознания у детей и подростков.
• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
• Психология потребностей: разумные потребности и псевдо потребности.
• Нравственный облик и поведение человека.
• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
• Правовая и экономическая защита личности ребенка.
• Проблема воспитания правовой культуры у детей.