Для педагогов

Гребнева Эльвира Петровна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Диатонические колокольчики»

C:\Users\asd\Desktop\IMG_3156.JPG

Цель: Познакомить педагогов с авторской современно-образовательной технологией «Обучение детей игре на диатонических колокольчиках»

Пояснительная записка

   Игре на детских музыкальных инструментах в Детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический  слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование, способствует ещё и развитию таких немало важных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучению. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности  и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу в группе.

Цветные партитуры для музыкальных занятий, предназначены для работы с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков, тогда один звук будут играть несколько детей. Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром музыки и формирование художественного вкуса.

Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками:

  На партитурах нарисованы цветные ноты. Ноты  различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая-восьмая, средняя-четверть, большая-половинная, а очень большая-целая).

   Сейчас я вам раздам колокольчики в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

Колокольчик нужно взять правой рукой зажав его в кулак за ручку и прижать его к плечу, это исходная позиция. Я показывает ноты с помощью указки. Дети  начинают играть  в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре  есть слова, то петь их следует  по такому же принципу.

Показ презентации «Цветные партитуры»

(Знакомство с цветными партитурами)

Партитуры делятся на подвиды. Одни предназначены для упражнений-сегодня мы поработаем с партитурой «Весёлые нотки». Другие концертные (с этими номерами дети выступают на праздниках)-сегодня я выбрала партитуру «Выпускной вальс». И партитуры для игр-сегодня мы поиграем в игру «Зоркий глаз»-для неё я выбрала партитуру «Лесенка-чудесенка»

 

Эта система обучения  рекомендована для детей старших возрастных групп. Работа проводится один раз в неделю в рамках НОД в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах». Она рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста.                       

На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.

И так, начинаем знакомство с первой партитура «Весёлые нотки»

Партитуры: Весёлые нотки.

Цель упражнений:

Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развиваем у деток память, звуковысотность, активизируем тембровое восприятия и концентрирацию внимание.  Так же повторяем цвета, так как нотки цветные.

Руководство к упражнению:

Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть партитуру

«a capella» чётко проговаривая название нот. (При этом  следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)

Далее соединяем оркестр с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно детей делить на группы, усложняя задачу.  (Девочки играют, мальчики поют, и наоборот)

«Исполнение партитуры «Весёлые нотки»

Теперь приступим к разучиванию партитуры «Выпускной вальс».

Партитура: Выпускной вальс.

Эта партитура служит аккомпанементом к песне Татьяны Петровой Выпускной вальс.

Цель упражнения: 

Развитие музыкальности у детей, памяти и внимания, способности чувствовать партнёров по игре. А так же прививает детям умения играть в ансамбле.

Руководство к упражнению:

Сначала следует послушать песню. Затем побеседовать о содержании музыкального произведения.

Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей, обязательно пропеть ритмический рисунок вместе с юными музыкантами, на слог «ти»-восьмые, на слог «та»-четверти, половинные и целые.)  Затем отрабатываем отдельно поставленные ноты по партиям «a capella», в медленном темпе.

Далее соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания-так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».

Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания.  Работаем

над артистизмом.

«Исполнение партитуры Выпускной вальс»

Ну а сейчас пришло время и поиграть.

Музыкальная игра Зоркий глаз

 Для этой игры  подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.

Цель игры: 

Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координации движения руки, в которой находится колокольчик. Активизирует у детей самоконтроль и веру в свои силы.

Руководство к игре: 

Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем нужно объяснить правила игры.

Я показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность нотки не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, дети быстро убирали колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу)

На протяжении всей игры, темп меняется по моему желанию несколько раз. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Те дети которые выбывают из игры, ставят колокольчик в исходную позицию. Игра продолжается до последнего игрока.

Заключение

С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения.    Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!!

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Музыкальная Загадайка

Слайд 2

В них играют от души Все ребята малыши. Эти звонкие игрушки Называют … (погремушки)

Слайд 3

Ду-ду, ду-ду-ду, Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда, Не палочка, не трубочка, А что же это? .. (дудочка)

Слайд 4

Он под шапочкой сидит, Не тревожь его – молчит, Стоит только в руки взять И немного раскачать, Слышен будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон!» (колокольчик)

Слайд 5

Звонко палочки ударят, Выходи со мной вперед! Ноги сразу зашагают Позову ребят в поход. Трам-там-там, Трам-там-там! Я – веселый … (барабан)

Слайд 6

Я играю от души Ритм очень труден Что звучит, скорей скажи? Непоседа … (бубен)

Слайд 7

МОЖНО ХЛЕБАТЬ, А МОЖНО ИГРАТЬ? (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Слайд 8

Он похож на погремушку, Только это не игрушка! (маракас)

Слайд 9

Вот пластинки из металла На дощечке их немало. Из пластинок тех, что много Убегает вдаль дорога. Слышите чудесный звон? Что звучит? (металлофон)

Слайд 10

Слышен нежный перезвон По брусочкам бью, динь – дон! Создаю мелодий звон, То играет … (ксилофон)

Слайд 11

В самый сказочный момент Вступит этот инструмент, Но совсем не каждый знает, Что в оркестре он играет! Тихо, нежно зазвенит, Будто все посеребрит. А затем умолкнет скоро По сигналу дирижера. Его знает и дошкольник, Что же это? .. (треугольник)

Слайд 12

ДО ВСТРЕЧИ В СТРАНЕ ЗАГАДАЙКИ !



Предварительный просмотр:

Коммуникативная танец - игра "Дружный танец"

1-й куплет  
Встанем друг напротив дружки
Встанем в пары и потом
Обойдем-ка мы друг дружку
Мелким маленьким шажком
(Обходим на носочках друг друга по принципу «До-за-до»)

2-й куплет
Мы присядем и привстанем
Повторим еще разок
(Дети выполняют пружинку)
Ножку ставим мы на пятку
(Выносим поочередно правую, а затем левую ножку на пятку)
А потом – и на носок
(Выносим поочередно правую, а затем левую ножку на носок)

3-й куплет
Мы попрыгаем все вместе
Мы не станем здесь скучать
(Взявшись за руки, дети прыгают на носочках в паре)
И покружимся на месте
Будем танец танцевать
(Дети разъединяют руки и кружатся вокруг себя на носочках)

4- й куплет
Вот мы топнем одной ножкой
Топ-топ –топ, топ-топ –топ,
(Топают правой ножкой)
А теперь другою ножкой
Топ-топ –топ, топ-топ – топ.
(Топают левой ножкой)

5-й куплет
А теперь пойдем в центр круга
Будем хлопать веселей
(Дети встают в один круг, берутся за руки и идут в круг)
И бегом на свое место
По-ско-рей….
(Дети возвращаются на свои места)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Играем на музыкальных инструментах»

Слайд 2

Цель : Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах; Задачи: 1. Овладение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах; 2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Слайд 3

Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Игра на ДМИ: - развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук; - способствует развитию музыкальных способностей (мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения); - становлению и развитию таких волевых качеств (выдержки, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости); развивается память и умение сконцентрировать внимание . Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности.

Слайд 4

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии, так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Благодаря музицированию у детей: - улучшается качество пения; - улучшаются музыкально-ритмические движения; - формируется личность будущего музыканта и слушателя; - дети учатся понимать и любить музыку.

Слайд 5

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам.

Слайд 6

I. Неозвученные музыкальные игрушки - инструменты Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Балалайка с неиграющими струнами Пианино с немой клавиатурой Звуковая книжка

Слайд 7

II. Озвученные музыкальные игрушки - инструменты 1. Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты : а). Ложки б ). Бубен

Слайд 8

в ). Барабан г). Трещотка Пластинчатая - Вертушка

Слайд 9

д). Треугольник е ). Маракасы ж ). Бубенцы

Слайд 10

2. Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты. Они применяются при создании игровых ситуаций. а). Свирели б ). Свистульки

Слайд 11

3 . Игрушки с фиксированной мелодией. Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового внимания. Музыкальная шкатулка

Слайд 12

4 . Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом. а). Металлофон б). Ксилофон

Слайд 13

в ). Пианино г ). Рояль

Слайд 14

д). Аккордеон е). Баян

Слайд 15

ж). Губная гармошка

Слайд 16

В детском саду чаще всего мы используем озвученные музыкальные инструменты – игрушки ударной группы. Это ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, колокольчики, маракасы, барабан . Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности ( пение, слушание музыки, музыкально- ритмическое движение ). Когда я знакомлю дошкольников с каким – то конкретным инструментом, показываю сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом), даю послушать фонограмму звучания инструмента (или сама играю на инструменте). Когда дети познакомились со многими инструментами, как итог можно провести игры для выявления результатов знаний. Я Вам предлагаю поиграть в эти игры.

Слайд 17

« Угадайка » Эта игра для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста необходимо использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты. Описание: За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.

Слайд 18

«Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем» Эта игра для детей младшего дошкольного возраста. Описание: На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок .

Слайд 19

Варианты загадок : Две весёлые подружки Пляшут на его макушке. Сам пустой, а голос густой. Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан) В руки ты его возьми И немножко потряси. Тонкой голосочек Подаст на звонкий … (колокольчик) В руки их скорей бери, Веселей на них стучи. Поиграй еще немножко, На расписных красивых … (ложках) Приложи к губам её, Да еще подуй в неё. Губки сделай трубочкой, И сыграй на … (дудочке)

Слайд 20

«Игра в оркестр» Эта игра для детей старшего дошкольного возраста. 1 вариант игры Описание: По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежат разные музыкальные инструменты. Для игры хорошо использовать двухчастную музыку. На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.

Слайд 21

2 вариант игры Описание : В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещотки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.

Слайд 22

Сказка «Пришла весна» Наступила долгожданная весна. Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины) Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять! ксилофон ( поочерёдно играть 5,6пластины) Катя вышла во двор и залезла на горку. ксилофон (лесенка вверх) Она скатилась с горки ксилофон ("глиссандо" вниз) И упала. барабан Вдруг подул сильный ветер (дуть) Он нагнал низкие, тяжелые тучи бубен-звенеть И грянул первый весенний гром барабан, трещотка

Слайд 23

На землю начали падать капли первого весеннего дождя треугольник Сначала медленно и робко ( играют медленно), затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп). И вот, пошел сильный дождь маракас Катя бросилась бежать ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины) Но дождик был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга металлофон (глиссандо вверх, вниз ). Катя увидела дождевого червяка, он выползал из земли. маракас А ещё - большую бабочку и побежала за ней. ксилофон ( играть поочерёдно 5,6 пластины) Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки. треугольники Мама очень любит цветочки – подумала Катюша, и она собрала целый букет металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины) Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. треугольники

Слайд 24

Вопросы для рефлексии: 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали? 3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Гребнева Эльвира Петровна МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Слайд 2

Симфонический оркестр

Слайд 3

музыкальные инструменты Струнная группа Ударная группа Духовая группа

Слайд 4

струнные скрипка контрабас виолончель альт

Слайд 5

духовые инструменты Медные Деревянные

Слайд 6

МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Меню труба тромбон туба валторна

Слайд 7

деревянные духовые инструменты флейта гобой фагот кларнет Меню

Слайд 8

ударные литавры тарелки тамтам бубен барабан

Слайд 9

Орган Арфа Инструменты других групп Челеста



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\Партитура №2.jpgC:\Users\1\Downloads\Партитура №1.jpgC:\Users\1\Downloads\Партитура №4.jpgC:\Users\1\Downloads\Партитура №3.jpg