Информация для родителей
Советы воспитателя.
Про адаптацию знают все. Но не Все понимают, что это такое.Что же это такое?
Само слово происходит от латинского adaptatio, что означает приспособление. Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям. Есть новые условия - значит, обязательно должна быть и адаптация. Даже если ее на первый взгляд не видно.
Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту, к новой микрофлоре. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по -разному. Если родители понимают, что происходит с ребенком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.
Сколько времени может занимать адаптация?
В норме, период адаптации длится полтора месяца и делится на следующие периоды:
- Острый период (две-три недели)
- Подосторый период - 20-40 дней.
- Период компенсации - через полтора месяца.
Сроки и этапы.
Период привыкания в среднем длится от двух до четырех месяцев. Иногда, если ребенок привыкает к саду трудно, этот процесс может затянуться до 6-8 месяцев.
Первый этап - ориентировочный. Ребенок попал в новую ситуацию, и что в ней делать, совершенно не понятно. Одни дети плачут, другие увлечены новыми игрушками и, кажется, не замечают перемен.Потом эффект новизны проходит, ребенок уже устал от ежедневной необходимости рано вставать и идти куда-то, от разлуки с мамой. Появляются слезы по утрам и истерики вечером. Ребенок может потерять в весе или даже заболеть. Этот период занимает около двух недель в случае легкой адаптации, месяц-полтора - в случае средней, в тяжелых случаях затягивается надолго.
Следующий этап привыкания уже не такой яркий, кажется, что уже все закончилось. Но это не так. Даже если ребенок не плачет по утрам, есть, спит и активно играет, адаптация еще продолжается. Просто малыш уже начал справляться со стрессом. На этом этапе его в ни в коем случае нельзя перегружать, иначе может произойти срыв, что, скорее всего, обернется болезнью ребенка.
В ряде детских садов, особенно в ясельных группах, практикуется так называемая «мягкая адаптация». Сначала дети ходят туда на пару часов, потом до обеда, через месяц начинают оставаться на тихий час, а на полный день остаются только через полтора-два месяца. Это часто вызывает недовольство родителей: дескать, воспитатели не хотят работать, вот и требуют под предлогом адаптации забирать детей так рано. А ведь ребенок уже не плачет и вполне мог бы через две недели ходить в детский садик на весь день. Конечно, мог бы. Но это и была та самая перегрузка, которая вылилась бы в постоянные болезни ребенка. Поэтому очень важно понимать, что мягкая адаптация - это забота именно о ребенке.
Итак, мы уже выяснили, что адаптация - это стресс от новых условий и приспособление к этим новым условиям.
Соответственно, если признаки стресса выражены не сильно, в большинстве случаев ребенок способен самостоятельно справиться с ними, новая деятельность осваивается успешно и в указанные сроки, значит, адаптация легкая. Если же признаки стресса налицо или ребенок не справляется с ними, а процесс затягивается средней тяжести. Если все тяжело, долго и мучительно, то мы имеем дело с тяжелой адаптацией, и тут уже нужна помощь специалистов: психологов и педиатров.
Почему ребенок плачет?
Расставаться с самым дорогим и любимым человеком - мамой малышу тяжело и сложно. Свое расстройство происходящим и тревогу перед предстоящей разлукой он будет выражать слезами. Ребенок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он еще не умеет сказать другим способом «Мне грустно расставаться с тобой» или «Я волнуюсь, я еще не привык».Эти слезы не страшны: ребенок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации. Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребенок успокаивается и отвлекается.Можно помочь ребенку, показать, что вы ему сочувствуете, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду».Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвет его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?». Такое поведение мамы не дает малышу возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми.Чтобы не усугублять такие страхи, ребенка никогда нельзя просто отдирать от себя и уходить.Если дело только в боязни новых людей, то часто помогает временное мамино присутствие. В некоторых садах родителям разрешают какое-то время находиться в группе или гулять вместе с детьми на площадке. Если же у ребенка отсутствует к ним доверие, работать придется долго и много. И одних слов: «Мама обязательно к тебе придет», - может быть недостаточно.
Как помочь ребенку.
Чтобы процесс привыкания прошел максимально мягко, надо:
Подготовиться к саду.
Во - первых, четко ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребенку дошкольное учебное учреждение. Во - вторых, расскажите ребенку о том, что такое детский сад: зачем туда ходят, чем там занимаются.Рассказывать стоит не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребенок испачкался или его обидели. Это поможет преодолеть страх незнакомого.
Излучать позитив.
Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относится ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию. Если папа уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные и занимаются только поборами, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его чужим людям.
Создавать и поддерживать ритуалы.
Когда ребенок идет в детский сад, мир вокруг него стремительно меняется. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребенка в том, что все под контролем, учат его доверять взрослым. В первую очередь, это касается ритуала прощания. Каждое утро малыш с мамой идут здороваться с нарисованным на стене дельфином, каждое утро мама переобувает ему сандалики, берет его на руки, говорит, что его любит, потом отводит его в группу, машет рукой и уходит. Мама всегда уходит после того, как помахала рукой. А после того, как ребенок возвращается домой, она снова берет его на руки, и они вместе рассказывают зайке, как прошел день.
Не говорить гадостей.
«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...».Чтобы волосы встали дыбом, не надо ходить далеко, достаточно зайти в раздевалку детского сада утром или посетить концерт все в том же детском саду. Взрослые торопятся. Взрослые нервничают. Взрослые хотят, чтобы их ребенок был лучше всех. Поэтому на головы детей сыплется куча гадких слов. Утро превращается в нервотрепку. Детский праздник становится не детским праздником, а смотром талантов и фотосессией. И не дай бог, ребенок неуклюже танцевал, забыл слова или вообще весь утренник смотрел, как завороженный, на связку воздушных шаров. Мама, папы и бабушки беспощадны.Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью вы ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.
Щадить.
Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а лишь разгружает свою нервную систему.Не надо требовать от ребенка слишком много. Во время адаптации дети могут забывать писать в горшок, снова начинать писаться ночью. И уж тем более не надо перегружать ребенка занятиями, кружками и развивалками. Лучше лишний раз просто посидеть в обнимку с ним.
Не перекладывать ответственность.
Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка.Детский сад - не цирк и не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учится общаться с пятнадцатью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Даже прощание с мамой - это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку прожить и пережить это, справится с новой ситуацией, задают ребенку немой вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слез.Конечно, есть несадиковские дети, и любая мама должна хотя бы теоретически рассматривать вариант, что именно ее ребенку в этом году окажется не по силам привыкнуть к новому большому обществу, и ребенка придется хотя бы на время забрать из сада. Но это совсем другое. Здесь ответственность за решение лежит на родителях, они являются ведущими, подсказывать ребенку, как надо реагировать, как надо вести себя, а не пытаются переложить выбор того, как поступить, на плечи трехлетнего малыша.
Адаптация к детскому саду - непростой и ответственный этап в жизни ребенка. И от того, как он будет прожит, зависит очень многое.
Какие самые распространенные ошибки родителей в период адаптации ребенка?
- в последние дни перед приходом в детский сад или с первых дней посещения, начинает отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску-пустышку, снимать памперсы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за полтора-два месяца до посещения, либо после привыкания.Но Вы этим займетесь обязательно, как только ребенок привыкнет к детскому саду:
- болезненно реагируют на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой, вообще не ходить в детский сад: обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Когда мы иногда не хотим идти на работу, мы сами себя уговариваем, стыдим. Ребенок так сделать не может, для этого у него есть родители, которые не должны соглашаться на уговоры ребенка и мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты - в детский сад...». Самая большая ошибка - уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле - болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома.
Как лучше вести себя с ребенком, когда он только пошел в детский сад?
Прежде всего, спокойно и уверенно. Не тревожиться по пустякам. Нормально, если ребенок плачет в Вашем присутствии и быстро успокаивается, когда Вы уходите. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей. Разрешите свои тревоги с работниками детского сада в отсутствие ребенка.Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок). Некоторые специалисты рекомендуют давать ключ от квартиры, без которого они не смогут зайти домой (на самом деле, это может быть не тот ключ, но следует сделать вид, что Вы открываете ключом квартиру); или написать записку, когда мама сможет забрать ребенка. Эту записку ребенок носит в кармане, и, хотя читать не умеет, она доставляет ему удовольствие и вселяет спокойствие.Дома постараться побольше общаться с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи (или сделав их заранее). Он все равно Вас вынудит с ним общаться, поэтому лучше это спланировать заранее. Расспрашивайте о детском саду, выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели, посмотреть хомячков».Обязательно выполняйте свои общения, если пообещали забрать пораньше, после сна. Для объяснения, дробите процесс на составные части: покушайте, поспите и я сразу же приду. В первые дни лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают, а его - нет.
Очень часто ребенок реагирует на детский садик тем, что начинает часто болеть. Чем можно это объяснить?
Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации:
- Заболевание как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.
Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни:
Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло - говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова - с внутренним конфликтом; ноги - с нежеланием куда - то идти; дыхание - с ухудшающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием внутри, неумением его выражать.
Можно ли выделить разные типы детей по способу адаптации?
Дети с повышенной тягой к активной деятельности.
Приходя в группу детского сада, они не сами подстраиваются под условия детского сада, а пытаются менять эти условия под себя: организуют деятельность (для себя и для других), громко плачут (другие заряжаются их плачем и «подхватывают» плач). Но в целом, они быстро привыкают к изменению обстановки, видят в окружающих друзей, с которыми можно что-то делать (привыкание длится около двух недель).
Дети с умеренной тягой к деятельности.
Они терпеливо привыкают к новым условиям, усваивают новые правила, подстраиваются под них, перестраивают свои привычки. На это уходит достаточно много времени. Случаются различные заболевания, как проявление внутреннего конфликта между ребенком и окружающей средой (привыкание продолжается около двух месяцев).
Дети со сниженной тягой к деятельности.
Ближайшее новое окружение рассматривают как противников, от которых надо защищаться. Энергии не хватает, приспособление идет сложнее. Эти детки чаще болеют. Их болезни отличаются длительностью и осложнениями (привыкание в данном случае длится до четырех месяцев или более, в зависимости от заболеваний).Первое время возможен даже регресс ребенка на более младший уровень: возможна потери навыков пользования туалетом, речи, хождения, нарушение аппетита и сна.Следует особое внимание уделить самому первому, острому периоду.Не сразу с первого дня следует оставлять ребенка надолго одного в детском садике. Режим дня малыша можно организовать следующим образом:1 неделя: ребенок находится в садике полтора-два часа с 10 до 12. Завтрак - дома, а после прогулки - домой.2 неделя: после прогулки добавить обед. Малыша не следует оставлять одного на тихий час.3 неделя: ребенка можно оставлять на тихий час, но следует забирать раньше, одного из первых.
Каковы признаки дезадаптации ребенка к детскому садику?
Основные признаки дезадаптации:
- неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей) или наоборот - полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе. Замирание всех жизненных процессов: не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;
- длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней), или смена одного заболевания другим;
- глубокий интерес ребенка в развитии: утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации).
Дезадаптация может наступить, если:
- ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада и посещать специализированный детский сад);
- ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений);
- ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный);
- с ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль - учить играть вначале игрушками, а затем уже с детьми.
Что такое признаки стресса?
Во-первых, это любые физиологические нарушения: от нарушения сна, отказа от еды и игнорирования горшка до проявлений вроде нервного тика, требующих срочного вмешательства специалистов. Снижение аппетита, ухудшение сна, даже потеря веса - это все допустимо, если выражено незначительно и не затягивается надолго. Однако если ребенок вообще перестает есть, спать, мучается запорами, на нервной почве начинается рвота и понос, то это уже та самая тяжелая адаптация, которую нельзя пускать на самотек.
Во-вторых, меняется поведение ребенка. Ребенок становится более капризным, просится на руки, ноет или проявляет признаки агрессии. Это тоже нормально, так он избавляется от негативных эмоций.
В-третьих, это болезни. Чаще всего в детском саду дети болеют не от чихающих товарищей, а именно от стресса.
То, как будет проходить адаптация, зависит от многого. Конечно, в первую очередь - от здоровья ребенка. Часто болеющие дети, дети с повышенной возбудимостью, перенесшие гипоксию в родах или вовремя беременности матери, будут привыкать к садику сложнее. Кроме того, на процесс адаптации влияют не только индивидуальные особенности ребенка, но и климат в семье, отношение родителей к саду и воспитателям, а также их (родителей и воспитателей) поведение.
- в семье нет положительного настроя на детский сад: это приводит к нагнетению отрицательного отношения к дошкольному образованию;
- если сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения (в таком случае родителям следует прорабатывать свое собственное напряжение, выявлять причины своего беспокойства и проговаривать его в отсутствие ребенку психологу, подруге, врачу, мужу);
- родители не хотят менять свой удобный и устоявшийся стиль жизни;
- ребенок по своей природе замкнут, застенчив и тревожен.
В каких случаях лучше обратиться за помощью к специалисту?
К специалисту стоит обратиться в следующих случаях:
- если у родителей образуется повышенная тревога по поводу предстоящего посещения дошкольного учреждения или по поводу уже начавшегося посещения детского сада, а специалисты детского сада не могут оказать Вам помощь: разъяснить, успокоить.
- если ребенок начал болеть (страдает физическими расстройствами) или тоже, как родители, проявляет повышенную тревогу по поводу посещения дошкольного учреждения (страдает расстройствами психологическими).
- не обязательно ждать тяжелых проявлений адаптации: если родители обеспокоены процессом адаптации, а другими средства не удается снять тревогу, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.docx | 19.12 КБ |
zanimatelnye_igry_doma.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок.
Про таких детей говорят: "Весь как на иголках", "Ни минуты не посидит спокойно", "Сначала сделает, потом подумает". Они буквально не знают ни минуты покоя. Если не бегают, не суетятся сами, то в непрестанном движении их руки. Они что-нибудь вертят, расстегивают, теребят, мнут воображаемый "кусок теста", барабанят пальцами. В движении и голова, постоянно поворачивающаяся туда-сюда.
Чрезмерная подвижность - не единственная особенность гиперактивных детей. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны. Для них характерны неусидчивость, повышенная отвлекаемость, нарушение концентрации внимания. Такие дети часто бывают негативистами, отрицающими все подряд и при этом подчас очень агрессивными.
В психологии такое явление получило название синдрома гиперактивности и дефицита внимания. При этом дети имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок.
Однако уже в 3-4 года отчётливой становится неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания. Особенно ярко нарушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на занятиях и утренниках в детском саду.
Причины:
Если в рационе будущей матери не хватало витаминов и аминокислот, развитие плода нарушается, причем особенно страдает нервная система. Неблагоприятное действие на психику будущего ребенка могут оказать принимаемые беременной женщиной лекарства.
Гиперактивность особенно часто возникает и у детей, родители которых страдают алкоголизмом. Определенную роль играет наследственность. Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, нередко удается выяснить, что родители их внуков тоже в детстве были чрезмерно подвижными, "нервными".
Существуют и причины, «приобретенные". А именно ошибки воспитания - либо чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, либо, наоборот, чрезмерная опека.
Симптомы гиперактивности у детей почти всегда появляются в дошкольном возрасте, обычно в 4 года. Пик развития синдрома наступает в 6- 7 лет. Несмотря на это, средний возраст при обращении к врачу - 7-10 лет: это связано с тем, что в этот период учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение поведения и внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей. По статистике у мальчиков гиперактивность диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек.
Рекомендации психолога
Малыш не виноват, что он такой "живчик", у него просто еще не дозрела система самоконтроля. Поэтому бесполезно его ругать, наказывать, ставить в угол, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
Научить ребенка управлять собой - ваша задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
Приучайте малыша также к пассивным играм. Мы можем читать, а еще рисовать, лепить. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию.
Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму,
Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться правильного питания, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Еще одно золотое правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. На примере относительно простых дел постарайтесь научить его правильно распределять силы, а также планировать и доводить до конца начатые дела.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Активный ребёнок – хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Всегда послушный, тихий, спокойный, малоподвижный ребёнок – скорее всего, нездоров или имеет серьёзные психологические проблемы.
Активный ребёнок – это малыш, который нормально развивается, много двигается, любит бегать, прыгать, играть со сверстниками и стремится к познанию мира. А чем тогда отличается активный ребёнок от гиперактивного?
Тест на гиперактивность
Активный ребенок:
• Большую часть дня проявляет активность, предпочитает подвижные игры спокойным (кубики, пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – с удовольствием слушает книжку, рисует и собирает пазлы.
• Быстро и много говорит, задает большое количество вопросов.
• Легко засыпает, спокойно спит, нет проблем с пищеварением.
• Поведение меняется в зависимости от ситуации. Например, беспокойный и непоседливый дома, малыш может вести себя волне спокойно в детском саду или в гостях у малознакомых людей.
• Не отличается повышенной агрессивностью, редко сам становится инициатором конфликта.
Гиперактивный ребенок:
• Находится в постоянном движении и не может себя контролировать, даже если он устал, продолжает двигаться, а, выбившись из сил, плачет и устраивает истерики.
• Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
• С явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его.
• Не способен надолго сосредоточить внимание, даже на интересном для него занятии.
• Часто теряет вещи.
• Часто бывает болтливым. Когда говорит, глотает слова, перебивает, недослушивает. Задает много вопросов, но редко выслушивает ответы.
• Гиперактивного ребенка трудно уложить спать, а спит он беспокойно. У него часто бывают кишечные расстройства и склонность к аллергическим реакциям.
• Ребенок в любых условиях: дома, в магазине, детском саду, на улице ведет себя одинаково активно, не реагирует на запреты и ограничения, не подчиняется контролю, самоконтроль тоже отсутствует.
• Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, пускает в ход подручные средства: палки, камни…
7 правил для родителей
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов "нет" и "нельзя", говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать шумных, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Оберегать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
7 правил для родителей
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов "нет" и "нельзя", говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать шумных, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Оберегать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Предварительный просмотр:
Занимательные игры дома
Цель и задачи:
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях.
познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях, создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Таким образом у ребёнка развивается сенсорное восприятие… С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной. Сенсорное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов –цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное, познавательные сенсорные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Игра «Песочница» на кухне.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребёнка. Такие упражнения способствуют развитию фантазии и воображения.
2. Игра «Мозаика из пробок».
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного восприятия - цвет, а если использовать пуговицы, то и форма (круг, квадрат, треугольник, овал)
3. Игра «Шагаем в пробках».
Цветные пластиковые пробки от бутылок могут помочь нам и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это —«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное... Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт...
Здорово, если ребёнок будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями
4. Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой обязательно проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок- глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
5. Игры с крупами.
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше использовать фасоль и более крупные крупы. Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут -будут из печи Булочки и калачи.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение –надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом –большим и безымянным... получается? А деткам это выполнить очень трудно!
Но если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
6.Игры с бросовым материалом.
Предложите ребёнку поиграть с пластиковой бутылкой. Пусть насыпает туда различные мелкие предметы (бусинки, бобовые, пуговицы и т.д…). Можно также налить в бутылку немного воды, пусть трясет ее, создавая различные звуки. Главное, чтобы крышка «случайно» не открылась. Наматывание шнуров, толстой веревки на катушку или палку – довольно занимательное задание. Очень полезным является шнурование, закрывание и открывание молний (желательно у старых вещей:)). Игры с дыроколом нравятся более старшим детям. Можно попросить своего чада сделать множество дырочек в разноцветном картоне. Сюда же можно подключить и шнурок, с помощью которого можно создавать узоры. Используйте мои советы , свою фантазию и возможности и дети будут вам благодарны