Консультации по подготовке к ГИА
Консультации для учащихся 9 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГИА. В4.
Формулировка задания:
Среди предложений 10-14 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Или
Среди предложений 23-27 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
- Теоретический минимум по теме: «Обособленные члены предложения»
У этого задания, пожалуй, самый большой багаж в плане теории.
Обособленными могут быть определения (согласованные, несогласованные, приложения), обстоятельства, дополнения. И для каждого свои правила.
Давайте для начала разберёмся с понятием «обособление».
Обособление.
Для чего внутри предложения ставить знаки препинания? Понятно, в конце: они показывают интонацию, эмоциональную окраску. Но зачем внутри? Оказывается, причин только две. Что-то надо разделить или выделить.
Итак, выделение слов в предложении знаками препинания и называется обособлением. То есть первое, что надо сделать при поиске обособленных членов предложения, — найти часть предложения, выделенную запятыми. Проверьте, на самом ли деле она выделенная запятыми или запятая здесь разделительная. А разделять она может предложения и однородные члены (перечисление).
Теперь, когда вы нашли всё то, что обособляется, необходимо научиться различать члены предложения.
Определение.
Отвечает на вопросы «какой?» и подобные. Например: Уставшие после долгой дороги, путники устроились на ночлег в пустой пещере. Запятая показывает, что обособленное определение закончилось.
Такие определения легко находить. Они называются согласованными. Но есть и другие виды: несогласованные и приложения.
К ним, конечно, можно задать вопрос «какой?», но с небольшой натяжкой. Дело в том, что определения эти выражены существительными. Зашёл высокий старик, с густой белой бородой, в огромной шляпе. Здесь первая запятая начинает обособление несогласованного определения, вторая завершает его и одновременно начинает обособление второго несогласованного определения.
Дополнение.
Выделяются в одном случае, если рядом есть предлоги: кроме, согласно, вопреки, благодаря, ввиду, вследствие, в случае, при отсутствии, по причине. То есть, когда что-то сужают или, наоборот, расширяют.
Кроме хороших знаний, при сдаче экзамена надобно иметь хорошее настроение.
Остановка наша в городе, вопреки ожиданиям многих, затянулась.
В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей.
Обстоятельство.
- Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.
Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
- Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены:
1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)
2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)
3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)
4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.)
- НЕ ПУТАЙТЕ!
Деепричастные обороты с вводными словами:
Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.
Таким образом, проверяя каждый знак с точки зрения его роли очень легко найти обособленные члены предложения. Можете приступать к самопроверке. Желаю успехов!
Напомню, что данное задание связано с темой "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ", а именно:
1. обособленные обстоятельства;
2. уточняющие обстоятельства;
3. обособленные согласованные определения;
4. обособленные несогласованные определения;
5. обособленные приложения;
6. обособленные дополнения.
- Проверь свои знания по таблице
Обособленные члены предложения
Определения | Дополнения | Обстоятельства | |
Причастный оборот | Приложения | ||
Сок, добываемый из стеблей кактуса, бывает лечебным | Крыжовник, чудесный дар природы, ягодами похож на виноград. | Вопреки ожиданиям многих, остановка наша в городе затянулась. | Уходя, гасите свет |
Уставшая от прополки, она не могла идти дальше. | Решая задачу, помни формулу. | ||
Прилагательное, относящее к личному местоимению | Приложение, относящее к личному местоимению | ||
Умные и веселые, мы победили в КВНе | Нас, учителей, поражает эта поистине безудержная тяга к знаниям. |
- Выполните тренировочные упражнения
- Укажите предложение с обособленным определением
1
1) Пробегая мимо, мальчишка бросил воробьям горбушку хлеба.
- Он, глупый, голову потерял от радости.
- Щенок, отрывисто лая, летел прямо на воробьиную стаю.
- Воробушек тяжело взлетел, отчаянно махая крылышками.
2.
1) Сев на ветку куста, сойка прижала жёлудь ногой и принялась его долбить.
- Сойка секунду, будто удивляясь, посидела на ветке и полетела за новым жёлудем.
- Повозившись немного, сойка бросила твёрдый жёлудь.
- Из жёлудя, потерянного птицей, вырастет молодой дубок.
3.
1) Мы увидели змею, дремавшую на пригорке.
- У неё была коричневая, с пепельным отливом чешуя.
- Заметив нас, змея хотела удрать.
- Метровая змея, сверкнув чешуёй, скользнула в мешок.
4.
1) Я, присев на скамью, спрятал щенка под пальто.
- Так, полусонный и вздрагивающий, с рук хозяйки щенок перешёл ко мне.
- Щенок робко заскулил, потом повозился, устраиваясь, как в гнезде, и вскоре уснул.
- Впрочем, это ни в какой мере не смущало щенка.
5.
1) В садике, расположенном при доме, находилось несколько кустов прекрасных белых роз.
- Внутри таких спутанных листков всегда можно было найти крошечного, буренького, гладкого червячка.
- Услышав усиленное чириканье и возню целой стаи воробьёв, я выглянул в окно.
- Никогда ещё кусты не были усыпаны таким множеством роскошных, безукоризненных роз.
- Укажите предложение с обособленным обстоятельством
1.
1) Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами.
2) Из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
3) На террасу из внутренних комнат выскочил, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти.
4) Он был в лёгком матросском костюмчике, с обнажёнными руками и голыми коленками.
2.
1) Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору.
- Валёк, вообще очень солидный, внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека, принимал эти приношения просто.
- Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.
- Мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась всё шире, глубже.
3.
1) По воде плыли ветки, обломанные бурей, и всякий мусор.
- Вода заполнила ложбинки, проникнув во все лазейки.
- Сдвинутые с места камни, увлекаемые водой, катились книзу.
- Наша протока, обычно несущая свои воды тихо и бесшумно, теперь заговорила и стала вторить реке.
4.
1) Анфиска не спеша прошла берегом вверх по реке и вышла на свою делянку, одним краем примыкавшую к Десне.
- Поверх нетронутых трав, пестревших багряными головками клевера, звёздами ромашек, густо разрастался морковник.
- Опушка походила на светлую и чисто прибранную горницу, окружённую стенами леса.
- Это косари погнали лошадей, спеша в дальние свои деревни.
5.
1) Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики.
- Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом.
- Сады красовались на горах, нависших над Днепром.
- Отвесные стены, затемнённые вьюгой, падали на нижние далёкие террасы.
- Проверь правильность выполнения заданий
I задание | Правильный ответ | II задание | Правильный ответ |
1 | 2 | 1 | 3 |
2 | 4 | 2 | 1 |
3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 2 | 4 | 4 |
5 | 4 | 5 | 1 |
- Попробуй свои силы в онлайн тесте
Для этого пройди по ссылке http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test190.xml
Можно прочитать теорию по заданию В 4. на страницах сайта http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/03/blog-post_25.html#more
Используемая литература:
- http://www.saharina.ru/
- http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/03/blog-post_25.html
- Алексеева Е.П. Русский язык в схемах и таблицах: пособие для учащихся. _ Самара: ООО «Офорт», 2006.
- Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин и др.. М: Народное образование, 2013
Предварительный просмотр:
Памятка выполнение части С2. ГИА по русскому языку
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Предварительный просмотр:
Задание А 2. Лексическое значение слова
Формулировка задания:
Например, укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разошлись» (предложение11)
В задании А2 вам надо выбрать из 4-х предложенных значений именно то, которое используется в данном конкретном предложении. Потому сначала внимательно прочитайте предложение и вдумайтесь в смысл слова. Чтобы успешно выполнить данное задание, нужно уметь определять лексическое значение слова.
Теоретический минимум по теме
Часть слов в любом языке имеет лишь одно значение. Чаще всего однозначными являются слова, обозначающие предметы или понятия какого-либо ремесла или области знания.
Некоторые слова обладают большим числом значений, то есть многозначностью. Так, например, в предложении Старушка сдала вещи в багаж слово вещи имеет значение «личное имущество». А в предложении Неотделимая черта его характера называть вещи своими именами слово вещи имеет значение «обстоятельства, явления».
Одно из значений слова является прямым, то есть непосредственно обозначает тот или иной элемент действительности. На базе этого прямого значения возникают переносные значения слова. Перенос значения слова может происходить на основе:
- внешнего сходства: нос — прямое значение «часть липа», переносное значение «передняя часть лодки»;
- общности функций: крыло — прямое значение «орган для полёта у птиц и насекомых», переносное значение — «несущая поверхность летательного аппарата»;
- общности восприятия: биться — прямое значение «ударяться», переносное значение — «драться, сражаться»;
- при переносе названия помещения на тех, кто в нём находится: зал — прямое значение «помещение», но «зал шумел» — переносное значение «группа лиц, находящихся в этом помещении»;
- при переносе названия целого на его часть: груша — прямое значение «дерево», переносное значение — «плод этого дерева».
- при переносе названия с действия на его результат: шитьё – прямое значение «соединение краев ткани», но красивое шитьё – переносное значение «то, что сшито».
А теперь приступайте к тестированию. Желаю успехов!
Упражнение 1. Укажите значение выделенного в предложении слова.
1. Восторг в их души жизнь вдохнула (Е. Винокуров).
1) вобрать в себя воздух
2) испустить вздох
3) внушить что-либо
4) немного передохнуть
2. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести (И. Бунин).
- служащий для упора
- твёрдый в осуществлении чего-либо
- последовательный
- постоянный, неизменный
- Вот поднялась испуганная стая, свистя крылами, скрылась вдалеке (М. Дудин).
- переместиться вверх
- переменить сидячее положение на стоячее
- тронуться, двинуться
- пробудиться к активной деятельности
- Часто чувствуешь своё бессилие передать глубинный ход созидания старыми методами (Д. Гранин).
- находящийся на большой глубине
- отражающий сущность, основной, главный
- происходящий в глубине чего-либо
- находящийся в отдалении
- В примерочной не было никакой мебели, кроме трёх пустых ящиков с гнилой стружкой (К. Паустовский).
- несвежий, затхлый
- вредный для здоровья
- разрушенный гниением
- порочный в каком-либо отношении
6.Им овладел лёгкий припадок гуманизма: увидав на окне в клетке чижа и коноплянку, он лирически заговорил о том, что ему всегда жалко видеть птиц в клетках (М. Горький).
1) мягкое, доброе отношение к кому-либо
2) идейное течение эпохи Возрождения
3) уважение к человеческому достоинству
4) борьба за человечность общественных отношений
- В реке начали брать шилишперы, серебряные и очень сильные рыбы (К. Паустовский).
- захватывать каким-нибудь орудием что-то
- хватать крючок с наживкой
- уносить, увозить с собой
- овладевать кем-нибудь или чем-нибудь
- Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей (Н. Рыленков).
1) свойство характера
2) внутренний мир человека
3) вдохновитель чего-либо
4) главное лицо в деле, в обществе
- Между книгами попадались письма и бумаги, большей частью делового характера и совершенно неинтересные (А. Куприн).
- связанный с делом
- заполненный делами
- практически полезный
- выражающий занятость
- На вторую ночь в одну добрую минуту буря прекратилась (В. Ажаев).
- делающий добро
- хороший, хорошего качества
- благоприятный
- связанный взаимным расположении
Предварительный просмотр:
Задание А 3. Выразительные средства лексики и фразеологии
Формулировка задания:
Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
- Солнце стояло в выси безоблачного неба.
- Среди торжественной тишины океана раздается плеск и шум выпущенной китом струи.
- Матросы опустили в воду большой корабельный крюк.
- Громадную акулу с трудом вытащили на палубу.
Для задания А3 вам понадобится знание минимума средств.
Разберём самые часто встречающиеся в вопросах ГИА.
Эпитет
Яркая, образная характеристика, чаще всего в переносном значении. «Вихри снежные» у А.Пушкина не эпитет, ведь они так и так из снега. Но «золотые» по отношению к тому, что из золота не сделано (например, лучи солнца, рассвет, рожь) — это эпитеты. Они не из золота, но очень похожи на него.
Метафора
Тоже слово в переносном значении, только метафора обычно не характеристика предмета, а действие, образ или образ действия. К примеру, у того же А.Пушкина: «В крови горит огонь желанья». Здесь действие в переносном значении: как что-то может гореть в крови? Тут и вторая метафора — «огонь желанья».
Олицетворение
Вид метафоры, как дуб — вид дерева, а стриж — вид птицы. Олицетворение переносит только значения с неживых на живые предметы. Вспомните бурю из «Зимнего вечера»: она и небо кроет, и вихри крутит, и воет, и плачет.
Сравнение
В первых трёх тропах (читайте: средства выразительности) авторы переносили свойства, не заботясь о первоисточнике. А такой троп как сравнение такого допустить не может. Иными словами, сравнение — это и эпитет, и метафора, и олицетворение, только в нм присутствует то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Переделаем наши примеры в сравнения: лучи солнца по цвету как золото; желание пылает, будто горит огонь; желание так сильно, как будто находится в крови. А вот примеры из Пушкина уже готовые сравнения: «то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя».
Фразеологизм
И снова это всё вместе взятое, но с одним условием: выражение должно быть устойчивым, то есть официально закреплённым в народной речи. «Золотые лучи» — не закреплено, я могу сказать и «золотистые», а вот «золотые руки», «золотой голос»? Они и есть фразеологизмы, устойчивые фразы, под которыми подразумевается что-то одно.
Например, «просто так» — «бесцельно», «тянул кота за хвост» — «медлил», «собаку съел» — «знаток», «камня на камне не оставил» — «разрушил». Их множество, все не перечислить. В случае затруднения обращайтесь к словарю фразеологизмов.
Рассмотрите таблицу с примерами
Основные языковые средства художественной выразительности. Тропы основаны на переносном значении слов.
термины | значения | примеры | роль в тексте |
эпитет | Образное определение Отвечает на вопрос (какой? или как?) | Вялый лист, тучка жестокая, золотая буря, зернистая речь, жадно ловит взгляд |
|
сравнение Внимание: Не путайте сравнение с метафорой! В сравнении то, что сравнивается, имеется в наличии («вот одно, а вот другое»). Метафора – это тоже сравнение. Но скрытое: первый предмет назван, а другой нет, о нам мы догадываемся | сопоставление предмета, явления или понятия с другим предметом, явлением или понятием 1)с помощью сравнительных союзов 2)с помощью слов подобен, похож 3)творительный сравнения 4)сравн. степень нар. и прилагательное 5)СПП с придаточным сравнения | - звезды, как цветы (словно, будто, как будто, точно, что, как бы)
- звезды похожи цветы, - звезды подобны цветам; - звезды рассыпались цветами (сущ. в Тв. падеже) - цветы красивее звезд, сделал красивее - цветы притягивают к себе, словно звезды манят. |
|
развернутое сравнение | сопоставление многих схожих черт | Стих Пушкина сладостен, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния. (В. Белинский) | та же роль, что и у сравнений |
метафора | Неназванное, сокращенное сравнение | Закат пылает (закат сравнивается с огнем) Заря жизни (юность =заре) | усиливает изобразительность текста |
развернутая метафора | одна метафора «тянет» за собой другую | Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. ( С. Есенин) | усиливает выразительность, помогает автору сделать текст ярким, образным, запоминающимся |
Олицетворение (вид метафоры) | неодушевленные предметы и животные показаны как люди | С гор побежали ручьи. (Н. Некрасов) (ручьи сравниваются с людьми) | та же роль, что и у метафор |
гипербола | непомерное преувеличение | на краю земли, задушить в объятиях, говорил тысячу раз. | Используется для того чтобы подчеркнуть высокую, предельную степень какого – либо признака или явления |
литота | непомерное преуменьшение | я на секундочку; ни капли, глоток воды, рукой подать | подчеркивает низкую предельную степень |
перифраза (парафраза) | Замена одного слова метафорическим словосочетанием | унылая пора (осень), черное золото (нефть), царь зверей (лев) |
|
метонимия | переименование: название одного предмета вместо другого, связанного с ними по смежности | Съешь тарелку (т.е. еду, которая в ней находится //емкость – ее содержимое). Куплю Пушкина (т. е. книгу этого автора //автор – его книга). | используется для емкой, выразительной характеристики. |
синекдоха (вид метонимии) | 1)часть вместо целого; 2)родовое название вместо видового и наоборот; 3)единственное число вместо множественного и наоборот. | - Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин). - Ну что ж, садись, светило (В. В. Маяковский) - Пуще всего береги копейку (Н. Н. Гоголь) - И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов) - Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин) | та же роль, что и у метонимии |
ирония | употребление слова в смысле, обратном буквальном | Пожалуйте в мой дворец! (= избу) | используется для скрытой, косвенной, тонкой, насмешки |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,
которые могут выступать в роли изобразительно – выразительных приемов языка
термины | значения | примеры | роль в тексте |
фразеологизмы | устойчивые сочетания слов с переносным значением | витать в облаках, дать маху, после дождика в четверг | оживляя язык, позволяют кратко и точно выразить мысль и чувство |
разговорно – просторечная лексика | слова, не входящие в норму литературной речи (они упрощены, грубоваты) | башка, дрыхнуть, втемяшится, давеча, муторный | -для создания речевой характеристики героя; - для создания стилистич эффекта (если это слово с пониж окраской, то используется для выражения отриц оценок и наоборот) |
эмоциональная лексика | слова, основанные на чувствах | беленький (ласка), сболтнул(сожаление) | усиливает эмоциональность текста |
экспрессивная лексика | выразительные слова 1) с положительной оценкой; 2) с отрицательной оценкой. | + осчастливил, цветы, чудный ,весело -несчастье, заболел, грустный, скучно | усиливает выразительность текста |
индивидуально – авторские неологизмы | неповторимые, свежие, оригинальные слова, придуманные автором | образовщина молоткастый паспорт (В.В. Маяковский) | несут в себе особенности стиля и мировоззрения автора как художника слова |
контекстуальные (контекстные) антонимы | противоположные значения появляются только в данном отрывке текста | Да здравствует солнце (=свет), да скроется тьма! (А. С. Пушкин) | придают речи особую остроту и выразительность, используются для создания контраста |
синонимы | слова, близкие по значению, но различающиеся: 1)оттенками значения; 2)стилистической окраской. | - дитя(торжеств) мальчонка(ласково) молокосос(презрит) - очи(книж стиль) зенки(разг стиль) | - служат для уточнения мысли;
- способствуют более яркому всестороннему описанию; - помогают автору избежать однообразия речи. |
многозначные слова омонимы | - слова, имеющие несколько лексических значений, связанных между собой; - слова, одинаково звучащие или пишущиеся, но в значении нет ничего общего. | - Вечером у меня вечер. - Не под дождем – подождем! | - используются для большей выразительности; - для создания каламбуров, словесной игры |
профессиональные слова | слова той или иной профессии | Журналист сочинил шапку (общий заголовок) | используются, чтобы показать специфику труда, а также для речевой характеристики персонажа |
старославянизмы устаревшие слова | - слова, заимствованные из старославянского языка - вышедшие из живого употребления | Страх, гордыня, благодать, врата Велемудрый секретарь | - привносят в текст приподнятость и торжественность; - являются источником комической речи; - иногда создают комическую окраску речи |
Предварительный просмотр:
Задание В 3. Грамматическая основа предложения
Формулировка задания:
Напишите грамматическую основу предложения 22.
Чтобы не допустить ошибки при определении грамматической основы предложения, надо помнить, что основа может состоять из двух или одного главного члена предложения, что подлежащее может стоять только в именительном падеже, что главные члены предложения могут состоять из нескольких слов.
Теоретический минимум по теме:
«Грамматическая основа предложения»
Подлежащее.
Предмет речи. То, о чём говорится в предложении. Важно запомнить, что подлежащее может быть только в именительном падеже. Чтобы не сбить себя с толку задавайте всегда к нему два вопроса: кто? и что?
Например: «Велосипед купил мой брат». К первому предмету задаём вопросы «кого/что», ко второму «кто/что». Стало быть, брат — подлежащее.
Не путайте подлежащее и обращение. Подлежащее — предмет речи, а не её адресат.
«Рома, отдай кольцо». Обращение.
«Рома отдал кольцо». Подлежащее.
Внимание!
- Иногда подлежащее бывает выражено не одним словом. Но это только в случае, если словосочетание нельзя разделить.
- Я с собакой гуляла по лесу.
- Сто двадцать можно разделить на два.
- Два котенка играли возле печки. Несколько солдат заняли боевую позицию.
- Очень редко подлежащим является инфинитив. Обычно, если он идёт в начале предложения.
Сказуемое.
Все глаголы в личной форме — сказуемые. А личных форм у глагола иного.
Давайте вспомним.
Настоящее время (6): иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут.
Прошедшее время (4): шёл, шла, шло, шли.
Будущее время (6): буду идти, будешь идти, будет идти, будем идти, будете идти, будут идти.
Условное наклонение (4): шёл бы, шла бы, шло бы, шли бы.
Повелительное наклонение (5): иди, пусть идёт, давай идти, идите, пусть идут.
Все эти формы в любом предложении будут сказуемыми.
Другое дело — начальная форма глагола, инфинитив. Он будет входить в состав сказуемого, если рядом находится один из трёх помощников.
1) Помощник времени: показывает началось, продолжается или заканчивается действие. Они собираются идти. Они продолжают идти.
2) Помощник возможности и желательности. Им надо идти, но они не хотят уходить.
3) Помощник чувств. Им нравится идти, ведь они ненавидят сидеть на месте.
Если ни одного из помощников нет, инфинитив сказуемым не будет. Сравним: Никто не хотел относить дневники на проверку. Вожатые отправились относить дневники на проверку. У них возникло желание отнести дневники на проверку. (Курсивом выделены сказуемые.)
Внимание!
Инфинитив никогда не будет сказуемым, если названное им действие выполняется другим лицом, не подлежащим.
Лесник посоветовал уходить до наступления зимы.
Что сделал лесник? Только посоветовал. Действие инфинитива «уходить» будет выполнять не он, а значит, в состав сказуемого оно не входит.
Остальные слова могут являться частью сказуемого, если они и есть основной смысл предложения. Зачастую рядом с ними можно вставить глагол «быть». Или он уже имеется там, но в другом виде.
Кольцо выковано в Мордоре. (Кольцо было выковано в Мордоре.)
Фродо — хранитель Кольца. (Фродо был хранителем Кольца.)
Элронд весь день ходил хмурый. (Элронд весь день был хмурый.)
Примечание: если между подлежащим и сказуемым есть союз как, он входит в состав сказуемого. (Пруд как зеркало.)
И последнее. Если сказуемым является фразеологизм, то выписываем мы его полностью. Например: Главное, чтобы он не вешал нос и не останется с носом.
Материал по теме представлен в таблице.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее – обозначает предмет речи, отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее выражается:
- существительным в И.п.: Сын пришел.
- местоимением в И.п.: Он пришел.
- прилагательным: Больные спят.
- причастием: Победивший был силён.
- междометием: Далече грянуло «ура».
- глаголом в неопределённой форме: Жить – родине служить.
- словосочетанием: Пять человек ушли.
- Сказуемое обозначает действие предмета речи.
Виды сказуемых | ||
Простое глагольное (ПГС) | Составное глагольное (СГС) | Составное именное сказуемое (СИС) |
Глагол стоит в одном из наклонений Я пришел бы. (усл. накл.) Приди в школу. (повел. накл.) Я иду. (изъяв. накл., наст. вр.) Я пришёл. (изъяв. накл., прош. вр.) Я пойду. (изъяв. накл., прост. буд. вр.) Я буду идти. (изъяв. накл., сложное буд.. вр.) | Вспомог. гл. хотеть желать мочь начать + гл. в н. ф. продолжить (рад, должен, обязан, готов) Я хочу идти. Я желаю спать. Я могу увлечься. Он начал петь. Я должен идти. Я должен был выступать. | Глагол – связка + именная часть Быть имя сущ. Стать имя прилаг. Казаться имя числит. Являться местоимение Называться причастие Называться наречие Становиться словосочетание (или нулевая связка)
Я стану врачом. Я врач. Я был красив. Я красив. Я казался красным. Я красный. Я хочу быть первым. Я первый. Я был ведущий. Я ведущий. Мне было плохо. Мне плохо.
|
- Второстепенные члены предложения:
А) Определения (чей? Какой?)
Согласованные | Несогласованные |
Морской берег Чердачная лестница вид связи между Круглое яйцо словами - согласование | Берег моря Лестница на чердак вид связи между словами - Яйцо вкрутую управление или примыкание |
Б) Приложения
– это определение, выраженное существительным.
(инженер- конструктор, у инженера- конструктора; в журнале «Огонёк», с журналом «Огонёк»).
В) Дополнение
Прямое | Косвенное |
Вижу цель Не читал книги Выпил молока | У тебя Сделаю Маше Работал пилой Думаю о вас. |
Г) Обстоятельство
Вид обстоятельства | Вопросы | Примеры |
образа действия | Как? Каким образом? | Пел плохо |
времени | Когда? Как долго? До каких пор? | Пел вчера |
места | Где? Куда? Откуда? | Пел дома |
условия | При каком условии? | Пел при случае |
уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Пел вопреки болезни |
цели | Зачем? С какой целью? | Пел назло |
причины | Почему? | Пел из-за принципа |
Меры и степени | В какой степени? Насколько? | Пел слишком громко |
сравнения | Как? | Пел, как соловей Озеро сверкало, будто зеркало |
Выполните задания.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
- День за днем Стенька шел на север, то запевая песню, то молча шагая по берегу Дона.
- На реке было еще прохладно, тихо.
- Многое можно услышать в осеннем лесу.
- Он сел на мельничный жёрнов и стал терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.
- Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
- Жить на белом свете – значит бороться и побеждать.
- С косогора была видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.
- Зимой он стал появляться у нас чуть ли не каждый день.
- Поздним вечером поставили диагноз.
- Меня потянуло в темную чащу лип.
Сравните свои ответы.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | Стенька шел | 6 | Жить - значит бороться и побеждать |
2 | Было прохладно, тихо | 7 | Окрестность была видна |
3 | Можно услышать | 8 | Он стал появляться |
4 | Он сел и стал ждать | 9 | поставили |
5 | Счастье – быть, видеть, говорить | 10 | потянуло |
- Попробуй свои силы в онлайн тесте
Для этого пройди по ссылке http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test138.xml
Можно прочитать теорию по заданию В 4. на страницах сайта
Используемая литература:
- http://www.saharina.ru/
- http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/03/blog-post_25.html
- Алексеева Е.П. Русский язык в схемах и таблицах: пособие для учащихся. _ Самара: ООО «Офорт», 2006.
- Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин и др.. М: Народное образование, 2013
- http://alfring.ru/zadaniya/gia-zadanie-v3