ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

                               ИГРОВАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

 

Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.

 

                         Сенсорика и образное мышление

В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.

 

Динамично развивается образное мышление:

 

Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)

Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).

Изобразительная и конструкторская деятельность

5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.

Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.Процесс конструирования значительно усложняется:

Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.

В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.

Создание построек приобретает совместный характер.

                                       Речь и воображение

Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).

 

Развивается:

  • Грамматический строй.
  • Связность речи.
  • Фонематический слух.
  • Интонационная выразительность.
  • Эмоциональная составляющая.

Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.

 

                                   Математические представления

Старшему дошкольнику под силу:

Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).

Производить счет в пределах 10.

Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».

Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.

Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.

На что обратить внимание родителям

Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:

  • Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
  • Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.
  • Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
  • Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.
  • Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
  • Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.

                               РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ:

  • С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления.
  • Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
  • Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
  • Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
  • Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
  • Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
  • Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей.
  • Обсуждайте с ребенком совместные планы.
  • Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их.
  • Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
  • Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов.
  • Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя.
  • Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
  • На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.