Мастер-класс «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс «Применение квест-технологии в
образовательном процессе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ» | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Применение квест-технологии в
образовательном процессе ДОУ»
Цель:оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации
ФГОС ДО.
Задачи:
1. Сформировать у участников мастер- класса представления о квест - технологии в дошкольном
образовательном учреждении.
2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с
применением квест - технологии.
Ход мастер – класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я на практике покажу вам, что образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию заданную ФГОС дошкольного образования. Это отличная возможность для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Что же такое квест – технология? Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.Само слово произошло от английского Quest (поиск, предмет поисков, поиск приключений) – это вид сюжета: литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В ходе квест – игры у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности.
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательно-исследовательская.
- Двигательная.
- Изобразительная.
- Музыкальная.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
- Чтобы понять, как работает данная технология, я предлагаю вам вместе со мной пройти фрагмент квест – игры«В поисках рябины».
Конспект НОД по квест-игре «Прогулка Квест-игра «В поисках рябины»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа.
НОД в рамках занятий по инновационной теме.
Цель НОД: с помощью квесттехнологий воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи
Образовательные:
Формировать знания детей о дереве – хвойные,лиственные; учить работать сообща, помогать друг другу; совершенствовать двигательные навыки дошкольников; учить ориентироваться на участке детского сада; дать возможность применения в игровой ситуации полученные знания и умение работать по инструкции.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, речь, мышление, фантазию и воображение; закреплять умение детей двигаться друг за другом не наталкиваясь, останавливаться и действовать по команде воспитателя; развивать словарный запас, активизировать внимание, память любознательность, навыки ориентировки в пространстве; развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к деревьям как к живому объекту, самостоятельность, инициативность, самоорганизацию по средством решения личностных (интеллектуальных) затруднений, трудолюбие посредством стимулирования к посильному труду, участию в совместной трудовой деятельности. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому, готовность прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность прийти на помощь
ОО «Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес к охране природы.
ОО «Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развитие художественного вкуса
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходима территория детского сада или прогулочного участка группы, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа: беседы по охране окружающей среды, о деревьях; чтение рассказов, сказок, загадок о деревьях; рассматривание изображений деревьев; дидактические игры о деревьях; трудовая деятельность по сбору осенних листьев на участке для прогулки.
ОО «Речевое развитие»: чтение рассказов, сказок, загадок о деревьях.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо
ОО «Познавательное развитие»: рассматривание изображений деревьев, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности
ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание пейзажей, индивидуальная работа.
Место проведения: территория МАДОУ.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Адресность: старший дошкольный возраст.
Материал:
Демонстрационный: экологические знаки, конверты с заданиями, разрезная картинка с осенним пейзажем,плоды деревьев ,листья.
Раздаточный: корзинка для сбора листьев.
Оборудование: магнитофон, флешка с записями звуков леса.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический: упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: помощь герою.
Ход игры
Восп-ль: Ребята, к нам пришло письмо от хозяина леса – Лесовичка. Послушайте, что он пишет:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесовичок, я живу в лесу и слежу за его порядком и красотой. Сейчас какое время года?.. (ответы детей) Вы наверно знаете, что осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета. Какие? (ответы детей) Вот и в моём лесу деревья тоже окрасились и стало очень красиво. Но на днях пожаловал ко мне один злодей и заколдовал рябинку. Она стала невидимой. И её нигде не могу найти. Помогите, пожалуйста, найти её. А то зимой птички не смогут прилетать к ней и клевать ягодки.»
Восп-ль: Ну что, ребята, поможем Лесовичку?
Дети : Да.
Восп-ль: Чтобы помочь Лесовичку, нужно выполнить задания. А выполнять мы их будем, следуя указаниям Лесовичка. Куда нам идти мы узнаем, отгадав загадку.
У неё одежки колки:
Все иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож». (Ёлка)
Восп-ль: Правильно, ёлка! Пойдёмте к ней. (Идём к ели)
Восп-ль: Ребята, вот и ель. А на её веточке что-то есть. Ой, это же конверт! Откроем его?
Дети; Да!
Восп-ль: Это задание Лесовичка. Он просит собрать шишки под ёлкой. Давайте соберём их в корзинку.
Подвижная игра «Собери шишки»
Дети по вопросам педагога обследуют шишки. Какого они цвета?С какого дерева? Формы? Где прячутся семена? Какие семена? Для чего нужны семена?
Восп-ль: Вот и собрали мы шишки! Нужно двигаться дальше. А куда мы пойдём, узнаете, отгадав следующую загадку.
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.(Берёза)
Восп-ль: Правильно, берёза! Пойдёмте к ней. (Идём к берёзе)
Разговор с детьми о Берёзе. Почему она стала поэтическим олицетворением России.Почему ее называют русской красавицей ,что символизирует.
Береза является самым распространенным деревом в России. Она символизирует чистоту и возрождение. Кроме того, березу изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием, а после стали считать символом женского начала и красоты. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу берёзку.
Под берёзой конверт с экологическими знаками.
Восп-ль: Ребята, посмотрите экологические знаки. Давайте, расскажем о правилах поведения в лесу.
Дид. игра «Экологические знаки»
Воспитатель показывает картинки с экологическими знаками, а дети объясняют их значение
Экологические знаки:
- Не рви цветы
- Нельзя разорять муравейник
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников
- Не повреждайте кору деревьев
- Не разводи костёр в лесу
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор.
Восп-ль: Молодцы! Куда же нам теперь идти? А, давайте, пойдём на веранду! Может там найдём следующее задание. (Идём на веранду).
Восп-ль: Ой, как много листочков нанёс ветер на нашу веранду! Давайте, поможем дворнику, и соберём их в корзинку. (Дети собирают листочки, и под ними находят конверт)
Восп-ль: А вот и следующее указание, куда нам идти. Отгадайте загадку.
Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож.
Каждый в дерево влюблён,
потому что это. (Клён)
Восп-ль: Правильно, клен! Пойдёмте к нему. (Идём к клену)
Восп-ль: Вот он наш красавец клен.
Разговор о клене:Сразу после цветения на дереве начинают созревать в большом количестве плоды(семена) - крылатки (самолётики)Это кленовые крылатки. Осенью, созревшие плоды опадают на землю, при падении быстро вертятся, а ветер разносит их далеко от дерева.Если упадет самолетик в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева?
Д. (высказывают предположения)
Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы самолетик превратился в дерево?
Д. (дают ответы)
Нужна земля, почва. Нужен солнечный свет. Нужна влага, вода.
В. Прорастет ли кленовый самолетик, упавший на асфальт? Почему?
А самолетик, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти клен в пустыне? Почему?
Д. (высказывают предположения)
В. Если самолетику повезло, и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли появится
малюсенький росточек с двумя листочками, торчащими в разные стороны.
Есть, всякие рощи: осиновые, берёзовые, а вот кленовых нет. Клён растёт поодиночке
А, что это под ним лежит? (Достаёт пакет, а в нем разрезная картинка с видом осеннего леса). Ребята, нужно собрать картинку. И тогда мы узнаем, куда идти дальше. Но сначала разогреем наши пальцы.
Пальчиковая игра «Деревья»
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья:
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут. Трут ладони друг о друга.
Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.
Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.
«фонарики» с движением сверху вниз.
Показать указательный палец, остальные в кулаке.
Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.
Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.
Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят.
Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.
Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Трут ладони друг о друга – «шуршат2
Стряхнуть ладони.
Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы.
Восп-ль: Пальцы разогрели, теперь можем собирать. (Дети собирают пазл-картинку)
Восп-ль: Куда же нам идти дальше? Ага, а за картинкой что-то наклеилось! Это же загадка! Давайте отгадаем её, и узнаем, куда нам идти.
Увидал в лесу,
Ягоду-красу,
Тяжела корзина,
Хороша. (Рябина)
Восп-ль: Верно, это рябина! Пойдёмте к ней. (Идём к рябине)
Наблюдение за рябиной
Ребята, посмотрите на нашу рябину, дотроньтесь до её шероховатого ствола, посмотрите вверх – на ветках рябины, что у этого дерева есть, а у других нет? (Ягоды)
-Правильно, на них сохранились ягоды, полюбуйтесь ими.
Воспитатель указывает на веточку рябины и говорит детям.
-Посмотрите, какие ягоды?
Как называется это дерево? (Рябина.?
Предложить детям попробовать ягоды рябины. (Плоды круглые, холодные, горькие на вкус. Очень нарядное растение. Из свежих ягод рябины отжимают сок, очень полезный при простуде.)
Предложить вспомнить рассказ В. Сухомлинского «Птичья кладовая» и ответить на вопросы по рассказу.
Предложить ребятам поделится своим мнением ,своими эмоциями.
Восп-ль: Вот и нашли мы рябину, рассказали о ней. Помогли Лесовичку. А он вам подарок прислал. (Достаёт корзинку с яблоками). Яблоки! Мы их в группе обязательно попробуем.