«Миссия нашей школы в контексте современной образовательной политики»
«Миссия нашей школы в контексте современной образовательной политики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_2.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Миссия нашей школы в контексте современной образовательной политики»
В мире современного образования резко набирает популярность практика создания миссии образовательного учреждения, позволяющей, как минимум, сформировать положительный образ школы в глазах общества и еще успешней продвигать её на рынке образовательных услуг. В мире экономики ведущие специалисты по менеджменту, серьезные консалтинговые компании, авторитеты в области бизнес-психологии уже основательно шлифуют соответствующие принципы и критерии формирования, технологии разработки. Необходимость наличия миссии у компании в бизнесе и основательность подхода к ее разработке никем особенно не оспариваются. Битва умов разворачивается в основном вокруг деталей, формулировок, нюансов, процедур разработки и т. п. Становятся привычными термины "предназначение", "видение", "цели", "принципы", "философия" применительно к тексту миссии компании. Представители не только менеджмента, но и других сфер знания стремятся найти наиболее точные определения этих терминов и разработать технологии создания соответствующих текстов. При этом отсутствие видимых отрицательных эффектов использования миссии постепенно ведет к тому, что в ее формулировку нередко попадает все одновременно хорошее и глобальное (по возможности), что может компания сказать о себе, своем бизнесе и о своем отношении к социуму. Но "миссия компании" по-прежнему остается (по удачному выражению С. Горелика «Разработка миссии») "одним из наиболее спорных и загадочных документов, как по своему назначению, так и по методике создания".
Что ж обратимся к словарю. Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
- «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы».
- «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
- «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).{Лекция по Основам Менеджмента ВШБ}.
- Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе". (Л.Гительман, "Преобразующий менеджмент").
- "Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься". (И.Мазур, А.Шапиро "Реструктуризация предприятий и компаний").
- "В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения". (О.Виханский, А.Наумов, "Менеджмент").
- "Миссия=предвиденье +кредо". (Х. Виссема, "Стратегический менеджмент и предпринимательство").
В.Я. Смерек в статье «Что такое миссия и кому она нужна?» выделяет более ста определений этого понятия и говорит о том, что «миссия одно из самых дискуссионных понятий в современном менеджменте». А что же в образовании как социокультурной системе? В педагогической литературе миссия образовательных учреждений определяется не столько с точки зрения экономики и менеджмента, а больше с точки зрения истории, философии, культуры.
В образовании при формулировании миссии чаще всего определяется идеология, под которой имеется в виду ответ на два главных вопроса: во имя чего, то есть какова генеральная цель образования и в чём конечный смысл деятельности образовательного процесса на различных этапах его развития. Часто встречаются такие формулировки как «… формирование конкурентно способной личности…», « … формирование современной личности, достойного человека…», « … формирование ответственного гражданина….». Все эти формулировки направлены на выявление смысла образования, главной его цели – воспитание (формирование) личности, подготовленной к исполнению самой главной своей миссии – служению в самом высоком и благородном смысле этого слова. Идея служения не нова, её истоки лежат в глубинах многовековой истории общества, её философии бытия. Именно в данном направлении наиболее полно отражается гуманистическая, демократическая, альтруистическая природа образования. Благодаря этой природе образованию удаётся обеспечить развитие общества, создать основу для определения ведущей идеи, поддерживать высокий моральный этический уровень общественного сознания.
Нужна ли образовательному учреждению миссия? Безусловно, ведь её формулировка как глобальная цель превращает школу в систему, становится смыслом его существования, предназначения, роли, философии, кредом. Разработка миссии – это формирование базы для последовательного формирования целей, стратегий, функций, процессов, позиций и т.п. Миссия – это основа системы ценностей и устремлений, которые обеспечивают преемственность и создают устойчивость и жизнеспособность. Миссия отражает взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой, социумом, государством.
Интересен опыт бизнес моделирования Миссии компании на рынке. Для адаптации к образовательной практики можно заменить экономические понятия на общепедагогические. Само конструирование Миссии производится поэтапно: Первый этап - описание (фиксация) особого виденья компании относительно: а). Компании (самоидентификация) - как субъекта (знания, опыт, ценности, ожидания, принципы) и как объекта (ресурсы, технологии). б). Рынка (микроокружение) - покупатели (потребности), конкуренты (альтернативные предложения) партнеры (возможности интеграции). в). Внешней среды (макроокружение) - политика (правила игры, региональные интересы), экономика (возможности, в том числе, соцзаказ), социальная сфера (поддержка или противодействие нашему образовательному учреждению), технология (развитие, обеспечение или риски). Итогом этого этапа будет: разработка корпоративных ценностей и ожиданий компании как компромисса интересов субъектов образовательного процесса в отношении перечня характеристик и соответствующих параметров, характеризующих его эффективность. Кроме того, формируются корпоративные принципы как система правовых, нравственных, этических, эстетических и прочих ограничений деятельности компании, первичное понимание социально значимых потребностей рынка, которые представляют интерес для деятельности компании, определение ограничений и возможностей внешней среды относительно предполагаемой деятельности компании. Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе: текущего состояния дел (как есть), прогнозов ближайшего развития (как будет в перспективе), перспектив потенциальных возможностей развития ситуации (как в принципе могло бы быть).
Второй этап - разработка делового кредо компании: а). Уточнение социально значимой потребности рынка, которую компания собирается удовлетворять в результате образовательной деятельности с возможным привлечением других участников внешней среды (партнеров, конкурентов, государственных и общественных организаций). Трафарет разработки делового кредо представляет собой матрицу анализа отношений конъюнктуры рынка (надо), возможностей компании (могу), устремленности компании (хочу) и ограничений внешней среды (можно) б). Формирование базового рынка (класс покупателей, регион), в). Формирование базового продукта (услуги), в том числе совместного. На этом этапе формируются основы деятельности компании и определяется схема партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап - описание делового кредо в виде 8-ми меморандумов о целях, принципах и идеалах взаимодействия со всеми участниками внешней среды) и внутренними группами субъектов компании: что получит социум в части удовлетворения своих потребностей, кто, для чего и как может выступать в качестве партнера, на какой основе предполагается строить отношения с субъектами образования, в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями, как будут строиться отношения образовательного учреждения с государством.
Четвертый этап - объявление Миссия средствами внешнего и внутреннего PR (разрабатывается имидж на базе делового кредо). Главное, после этого на основе Миссии качественно разработать дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, операций, процессов, должностных инструкций и пр. Полнота формата описания и детальность проработки Миссии - бесспорный признак зрелости компании, критерий качества ее работы. В конечном счете, профессионально разработанная Миссия - это определяющий фактор конкурентоспособности компании - способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения.
- В качестве эксперимента мы попытались смоделировать миссию нашего образовательного учреждения. Пройти все этапы не удалось (пока). Но кое - что уже получилось. А кому не хочется быть лучшим? Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с, от лат. избавитель, спаситель) — букв. «пома́занник».
Миссия ЧУ СОШ "Личность":
- Создание условий для развития всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, родителей);
- Формирование образовательной среды как основного условия социализации личности ребёнка;
- Создание условий для развития каждого обучающегося при использовании индивидуального подхода и Индивидуальных образовательных программ;
- Проектирование образовательного процесса на уровне класса с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- Организация проектно-исследовательской деятельности на всех ступенях образования;
- Формирование активной личности, имеющей свою позицию в современном обществе.
Основные принципы нашей образовательной политики:
- Образовательный процесс построен на принципах непрерывности, интегративности и преемственности образования.
- Образовательный процесс создаёт возможность для развития личности и является доступным для всех категорий населения.
- Культурно-исторический характер образования.
- Развивающий характер образования.
- Ценностное самоопределение педагогического коллектива при осознании целей, задач и средств в управленческой и собственно образовательной сферах.
- Мобильность и разнообразие форм и способов образовательной деятельности.
- Рефлексивный характер модернизации образования.
При выполнении задания использованы материалы:
1. В.А. Ясвин «Экспертно-проектное управление развитием школы»;
2. В.Я. Смерек статья «Что такое миссия и кому она нужна?».
3. С. Горелика статья «Разработка миссии».
4. А.С. Белкин, Т.А. Сутырина монография «Ментально - миссионное направление в образовании».