Методическая копилка

Страница содержит методический материал, разработанный педагогами нашего ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24

Конспект НОД (интеграция образовательных областей

«Художественное творчество» и «Музыка») для детей

старшего дошкольного возраста:

«Жаворонки. Встреча Весны!»

Автор-составитель

воспитатель

МДОУ д/с № 24

Фомина Е.А.

Люберцы

2013г.

Задачи:

Продолжать знакомить с историей и традициями празднования на Руси праздника "Встречи Весны"

Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки.

Продолжать учить детей лепить из теста птицу; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа:

Беседа о истории празднования на Руси "Встречи Весны"; лепка птиц из теста, раскрашивание; знакомство с народными традициями, приметами; знакомство с малыми фольклорными формами, заучивание закличек.

Материал:

Соленое тесто, черный перец, стека, доски для лепки, одноразовые тарелки, тарелка с водой, салфетки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, встают полукругом

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Проходите, ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними.

Дети садятся на стульчики.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц  - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? (ответ  детей – о месяце марте)

Какое время года он начинает? (весну)

Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.

А какие еще  весенние месяцы  вы знаете?(ответы детей)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Лиза позови весну закличкой:

«Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким

С дождями, ливнями.

С хлебами обильными»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята,а  как на Руси встречали весну?(у обрядового дерева ,его украшали лентами,цветами и колокольчиками) Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Посмотрите и у нас есть такое дерево.

Скажите дети, а какую птичку больше всего ждали? Почему?(считалось что его пение разбудит природу от зимнего сна)

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из  теста птичек - "жаворонков"

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы хотите чтобы теплая весна скорее пришла к нам? Тогда давайте Жаворонков  закликать и Весну встречать! И отправимся мы с вами весну приближать, как весенний звонкий ручеек.

Хоровод-игра "Ручеёк" - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте и мы поиграем.

Звучит музыка, дети под музыку играют в «ручеек»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается ВЕСНА...

А теперь подойдем к столам.

Дети садятся за столы

ВОСПИТАТЕЛЬ: посмотрите на мольберт, какая птица изображена на картинках? (жаворонок) Ребята, композитору Петру Ильичу Чайковскому нравилось пение жаворонка, и он постарался передать

его звуками музыки. Песня жаворонка негромкая и приятная. Давайте послушаем песню жаворонка.

Дети слушают музыку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: давайте, ребята, убедимся, все ли у нас есть, осталось лишь только вспомнить, о последовательности изготовлении птицы из теста.

Расскажи Лиза, как  мы будем делать птицу из теста:

Сначала раскатаем колбаску из теста. Выложим ее на тарелку и придадим форму птички, так чтобы было видно голову, туловище и хвостик. Из оставшегося теста сделаем крылышки.

На голове сделаем клювик и из  черного перца глазки.

На хвостике сделаем надрезы, затем выложим его на тарелку

Спасибо вам ребята за напоминание.  Посмотрите, на  столах у нас есть соленое тесто. Я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров,  и сделать Жаворонка. Приступайте к работе.

Дети под музыку изготавливают жаворонков.

Воспитатель  объясняет, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые,  «жаворонки»

После выполнения работы «жаворонков» из теста показываем гостям

Дети встают полукругом

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, каждый из вас прочитает заклички.

Дети произносят заклички:

***

Жаворонушки, прилетите,

Красавицу весну принесите.

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

 ***

Ты птица – жаворонок,

Твой голос тонок – звонок.

Неси, неси на волю

Весну, весну в подоле.

***

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

***

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

***

-Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Дети кладут жаворонков на поднос

ВОСПИТАТЕЛЬ: В день заклички весны и Жаворонков  издавна пели песни – веснянки и водили хороводы. Давайте встанем в хоровод и споем песню.

Дети водят хоровод

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну вот  какие вы молодцы,теперь весна точно придет к нам , ну а мы пойдем в группу. До свидания!