Консультация для родителей

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА

Есть два основных инструмента, с помощью которых родители могут влиять на поведение ребенка – это наказание и поощрение. При этом наказывать хорошие родители не любят и делают это неохотно. А вот хвалить ребенка, казалось бы, легко и приятно. Но выбрать форму похвалы и использовать ее так, чтобы она принесла пользу, не так-то просто. За что и как хвалить ребенка и почему это важно?

         Считается, что похвала стимулирует человека, помогает развиваться, двигаться дальше. Но когда речь идет о детях, специалисты считают, что поощрение может помогать ребёнку, развивая в нем лучшие черты, так и вызывать внутренние конфликты и эмоциональное напряжение, поощрять негативные стороны личности.

Зависимость от похвалы

Может случиться так, что ребенок будет постоянно ждать одобрения окружающих и ориентироваться только на него. Ребенок любой ценой старается получить похвалу, сосредоточивается на результате и постепенно перестает получать удовольствие от процесса. Похвала становится единственным стимулом, чтобы что-то делать.

Такое развитие событий возможно, когда взрослые постоянно оценивают деятельность ребёнка: нарисовал рисунок — молодец, доел кашу — хороший мальчик, убрал игрушки — порадовал маму. Оценочная похвала может стать средством манипуляции поведением ребенка.

Возможна и другая крайность, когда родители не обращают внимания на мелкие повседневные достижения ребенка. Они воспринимают убранные игрушки, «спасибо» незнакомому человеку или вымытую после обеда тарелку как нечто собой разумеющееся: «Ведь именно так ведут себя воспитанные дети, что тут особенного!»

Поступок или качество, не замеченные взрослыми, перестают иметь ценность для ребенка. При этом почти в каждом детском поступке можно найти что-то хорошее. Внимание со стороны родителей помогает ребенку чувствовать себя ценным, интересным для взрослых, вовлеченным в жизнь семьи.

Похвала с точки зрения теории жизненных установок

Психолог Кэрол Дуэк на основе ряда исследований описала систему внутренних убеждений, влияющих на поведение и способы достижения целей. По ее мнению, и у детей, и у взрослых бывают устаноки двух типов: установка на данность и установка на рост. Тип нашей установки во многом определяет жизненный путь: к чему человек стремится, видит ли смысл в усилиях, как оценивает успех и неудачу.

Установка на данность, или фиксированное сознание

Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.

Установка на рост и развитие, или гибкое сознание

Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.

Приобретение и развитие определенного типа жизненной установки у ребенка во многом зависит от того, какую похвалу он получал в детствне от окружающих людей, родителей и воспитателей.

Для укрепления установки на рост, которая способствует развитию таланта, необходимо хвалить ребенка не за его способности, которыми он обязан генам и среде, а за приложенные усилия.

Общие принципы поощрения

• Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.

• Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.

• Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним.

• Чаще используйте описательную похвалу : «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо».

• Похвала должна быть искренней.

• Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».

• Лучше конкретизировать ситуацию«Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик».

Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.

Формулировки, которые могут использовать родители при поощрении ребенка.

Вариации формулировки «Очень хорошо!»

Ты на правильном пути. С каждым днем у тебя получается лучше.

Это лучше, чем обычно. Ты нашел интересное решение.

Так намного лучше. Я горжусь тобой.

Ты быстро учишься. Ты превзошла себя сегодня.

Еще немного терпения, и у тебя получится. Твоя работа принесла мне много радости.

У тебя получилось. Как здорово!