Главные вкладки
Смульский Дмитрий Петрович
Операция — адаптация: что нужно учесть родителям перед тем, как впервые отвести ребёнка в садик?
Лето - время отдыха для детей и родителей. Но только не для тех семей, в которых ребёнка в первый раз поведут в садик. Мы попросили преподавателя Высшей школы делового администрирования, педагога-психолога и медицинского психолога Дмитрия Смульского подробно рассказать о том, как к этому важному событию подготовиться. А уже завтра мы опубликуем мнения подписчиков ВШДА - воспитателей, которые непосредственно берут ответственность за самое дорогое, что есть у родителей.
— Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?
— Необходимость посещения ребенком детского сада имеет массу преимуществ. Там он приобретает умения и развивает полезные качества, узнаёт новое, учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, начиная понимать, что мама не всегда будет рядом. Приобретает незаменимый навык общения со сверстниками. Ребенок в детском саду будет взаимодействовать с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных для него домашних условий. Получить подобный опыт вне детского сада не получится. Безусловно посещение ДОУ положительно отражается и на подготовке к школе.
Начало такого этапа в жизни ребенка – это большой стресс и не только для ребенка, но и для его родителей. Конечно же, важно правильно подготовить его к таким переменам в жизни. Результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.
— Если вы уже решили отдать ребёнка в детский сад, то в каком возрасте это делать лучше всего?
— Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида.
После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик 3-4 года. На это есть ряд обоснований:
Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
- Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
- Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
- В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
- Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
- Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.
— Как же помочь малышу в период адаптации?
— Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку к саду необходимо начинать минимум за четыре месяца до этого (важно помнить - чем меньше возраст ребенка, тем больше времени нужно уделить подготовке к ДОУ).
В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания. Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Например рассказывайте, что попасть в садик не так и просто и многие детки лишены такой возможности. Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с ним в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.
Родителям лучше всего заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и постепенно подстроить время еды и сна малыша под график детского сада. Постепенно нужно приучать ребенка просыпаться около 7.00, завтракать в 8.30 ( Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад), затем – прогулка, игры, обед в 12.30. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении. Дневной сон до 15.00. Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается, во время ходить в туалет (если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада). Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.
Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах. Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
— Со скольких часов стоит начать посещение сада?
— Ребенка нужно вводить в детсадовскую жизнь постепенно. Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день.
В первый день пребывания ребенка в детском саду малыша желательно покормить дома (в садике дети в первый день часто отказываются от еды) и оставить на час – максимум на полтора часа. На следующий день можно оставить ребенка на два часа. Важно после посещения садика не ругать ребенка а наоборот, нужно стараться вызывать у него только положительные эмоции. «Какой ты молодец», «какие здесь замечательные ребята», «какие тут прекрасные игрушки», «как тут весело, мы завтра обязательно пойдем снова» - высказывания такого типа помогут вызвать у ребенка доброжелательное отношение. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы ребенок не видел вашу обеспокоенность. Третий день обычно бывает самый сложный. Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, некоторые дети начинают кричать даже на подходе к нему. И вот тут родителям необходимо проявить твердость и все- таки отвести малыша в группу.
Как правило, к концу первой недели ребенок более-менее привыкает к группе, и, возможно, воспитатели вам сообщат о том, что ребенка уже можно оставлять на обед и дневной сон в детском саду. Оставлять ребенка в первый раз на дневной сон после выходных не рекомендуется – лучше всего это сделать на следующий день. Первую неделю малыш ходит в садик до обеда, в следующий понедельник он играет до тихого часа, а во вторник его уже можно оставить на дневной сон. Дело в том, что у детей память короткая, и за выходные они уже забывают и садик, и режим, к которому только-только начали привыкать. Но постепенно они привыкают к циклу «5 дней рабочих, два выходных».
Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. Необходимо тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
Период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра, торговых комплексов.
В первый год пребывания в детском саду дети обязательно болеют- и это , как ни странно, нормально. Даже если ребёнок болеет по принципу «неделю ходим, две болеем». Конечно, это очень неприятно, но все же этот процесс протекает также в пределах адаптационной нормы.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду.