Наставничество

Приказ, план работы наставника

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ   ШКОЛА  № 7»

                                                 

ПРИКАЗ

от  15. 09. 2017 г.

                       

                                               № 522

Об организации наставнической

работы в МБОУ «СШ №7»

в 2017-2018  учебном году

В целях обеспечения методической поддержки молодых специалистов, способствования их успешной адаптации в педагогическом коллективе, вовлечения в работу предметного методического объединения,

П Р И К А З Ы В А Ю:

  1. Организовать работу наставничества в школе на период 2017-2018 учебного года.
  2. Утвердить «Положение о наставничестве в МБОУ «СШ №7» (приложение 1).
  3. Назначить наставников из числа опытных квалифицированных педагогов школы для молодых специалистов в 2017-2018 учебном году (приложение 2).
  4. Потаповой Л.В., Чуркиной Т.П., Фомичевой В.А., Латыповой З.Г., Токиной Н.М., Разводовой Е.В., Чихачевой Л.В., Тюриной М.М., Макушевой О.М. составить планы работы с молодыми специалистами по оказанию методической поддержки и предоставить его Санниковой О.В.,  заместителю директора, в срок до 10.10.2017г.
  5. Контроль за исполнением приказа возложить на Макушеву О.М., Санникову О.В., заместителей  директора по УВР.

    Директор                                                                                В.В.Застрожина

Исполнитель:

Макушева О.М.,

заместитель директора по УВР

С приказом ознакомлены:

Потапова Л.В.

Макушева О.М.

Санникова О.В.

Чуркина Т.П.

Фомичева В.А.

Токина Н.М.

Разводова Е.В.

Чихачева Л.В.

Тюрина М.М.

Приложение 1 к приказу МБОУ «СШ №7» от 15.09.2017 г. № 522

Положение о наставничестве

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Средняя школа №7»

1. Общие положения

1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.

2.2. Задачи школьного наставничества:

  • привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательной организации.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по научно-методической работе школы и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения выбирает наставника из наиболее подготовленных учителей по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные результаты в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются на методическом совете школы и утверждаются директором школы.

3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета, приказом директора школы с указанием срока наставничества (не менее одного года).

3.8. Кандидатура молодого специалиста для закрепления за ним наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.

3.9. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым учителем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

3.11. За успешную работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

4. Обязанности наставника

4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

4.2. Изучать:

  • деловые и нравственные качества молодого специалиста;
  • отношение молодого специалиста к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
  • его увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.3. Вводить в должность.

4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий.

4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

4.9. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника

5.1. Подключать с согласия заместителя директора по НМР и руководителя методического объединения других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста

6.1. Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

6.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста

7.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

7.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

8. Руководство работой наставника

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по НМР.

8.2. Заместитель директора по НМР обязан:

  • объявить приказ о закреплении за молодым специалистом наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
  • посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в школе.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

Руководитель методического объединения обязан:

  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по НМР.

9. Документы, регламентирующие наставничество

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора ОУ об организации наставничества;
  • планы работы научно-методического совета, наставников, методических объединений;
  • протоколы заседаний научно-методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

9.2. По окончании срока наставничества педагог-наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю  директора по НМР следующие документы:

  • отчет о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Приложение 2 к приказу МБОУ «СШ №7» от 15.09.2017 г. № 522

Список наставников,

закрепленных за молодыми специалистами в 2017-2018 учебном году.

п\п

ФИО наставника

Должность

ФИО молодого специалиста

Должность

Педагогический стаж МС

1

Потапова Л.В.

Заместитель директора по УВР, педагог - психолог

Козлова Е.Ю.

педагог - психолог

3 года

2

Чуркина Т.П.

Учитель начальных классов

Савинова В.А.

Учитель начальных классов

1,9 года.

3

Фомичева В.А.

Учитель начальных классов

Никонова М.С.

Учитель начальных классов

2 года

4

Латыпова З.Г.

Учитель физики

Нафикова А.М.

Учитель начальных классов, руководитель внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

3 года

5

Токина Н.М.

Учитель английского языка

Разумная Е.К.

Учитель английского языка

1год

6

Разводова Е.В.

Учитель истории, обществознания

Лазаренко А.Н.

Учитель истории, обществознания

1 год

7

Чихачева Л.В.

Учитель математики

Кильева Д.А.

Учитель математики

2 года

8

Макушева О.М.

Заместитель директора по ВР, учитель географии

Шабанова Е.С.

Учитель географии

2 года



Предварительный просмотр:

План работы

 педагога-наставника, учителя  географии высшей квалификационной категории

Макушевой Ольги Михайловны

с молодым специалистом, Минаковой П.Г., учителем начальных классов

на 2020-2021 учебный год

Сведения о молодом специалисте

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по  воспитательной работе с классным коллективом.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год сотрудничества;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь);

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь)

Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие (ноябрь)

2.Взаимопосещение уроков.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5  раз в четверть)

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

3. Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь

Проведение социометрии в классе

Практическое занятие

ноябрь

Составления плана взаимодействия со школьным музеем «Отечество»

Организация посещений музея в течение учебного года

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

(I полугодие)

Составление характеристик;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов

в течение уч.года

«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс

декабрь

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть)

4. Проектная деятельность в начальной школе

«Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы»

Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности

в течение уч.года

«Метод проектов на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности».

Индивидуальная беседа