Мои разработки
Педагогические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п. 1.6]
Традиционные методы и приемы работы с семьей не всегда приносят желаемые результаты. Современное общество требует нового, инновационного подхода к воспитательной системе в ДОУ. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения . Новые методы работы должны опираться с одной стороны на четкую почву, имеющую научную основу, с другой стороны нести в себе своеобразную импровизацию.
Меняется современное общество, меняются социальные условия и как следствие меняется современный ребенок. Современный ребенок не стал хуже или лучше. Он просто стал другим. Для эффективности работы педагогам необходимо знать эти изменения и учитывать их в своей практике. Особенности современных детей
Характеристики Современного поколения детей Информационная социализация Снижение уровня сюжетно-ролевой игры Ограничение и обеднение общения Антропологические изменения
Информационная социализация Стирание границ между реальностью и виртуальным миром Маркетизация – ориентация детей на потребление Меркантилизация Агрессивность
Недоразвитие мотивационно- потребностной сферы Дефицит произвольности Снижение энергичности детей и желания активно действовать Снижение уровня сюжетно-ролевой игры
Обеднение и ограничение общения Снижение эмоционального интеллекта Увеличение количества коммуникационных проблем между детьми и родителями Повышение уровня тревожности Низкий уровень родительской мотивации Потеря ответственности взрослого поколения за детей
антропологические изменения Личностный инфантилизм, консервация эмоционально-личностного эгоцентризма, нежелание взрослеть Тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, астенизация телосложения Децелирация – процесс, обратный акселирации Андрогония Маргинализация
МАРГИНАЛИЗАЦИЯ Увеличивается количество детей с : ОВЗ ; проблемным психическим развитием ; одаренных детей с особо развитым мышлением, художественно одаренных, с врожденными лидерскими способностями, дети – «золотые руки», одаренных двигательными талантами, и др.
Педагогические задачи Выработка у детей избирательного отношения к информации Развитие мотивационной сферы детей Развитие духовно-нравственной культуры Формирование социальной зрелости и ответственности Создание условий для успешного и своевременного формирования полоролевой идентичности детей Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
Проблемы классической модели взаимодействия Поверхностный взгляд на проблему Разнонаправленность педагогических воздействий Отсутствие личностных изменений в ребенке
Форсайт-сессия Форсайт-сессия – это сессия, которая позволяет кругу лиц-участников договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Схема взаимодействия во время форсайт -сессии
Принципы проведения форсайт -сессии Принцип равенства участников Принцип приоритета семейного воспитания Принцип обеспечения интересов ребенка Принцип принятия Принцип доверия и поддержки Принцип корректности Принцип комфортности Принцип конфиденциальности
Формирование запроса Предварительная беседа воспитателя и педагога-психолога (подготовка к форсайт -сессии) Форсайт сессия Озвучивание запроса воспитателя Консультационная беседа: определение причин, ресурсов, возможных стратегий дальнейшего сотрудничества Формирование коррекционного психолого-педагогического маршрута развития ребенка Работа по составленному маршруту, наблюдение динамики При необходимости возможна повторная форсайт - сессия с целью коррекции маршрута Структура работы
Достоинства метода Резко повышается эффективность коррекционной психолого-педагогической работы Комплексный подход к рассматриваемой проблеме Индивидуальный подход, учитывающий особенности семейного воспитания и семейную ситуацию Соответствие путей решения проблемы педагогическому запросу Формирование доверительных отношений между педагогами и родителями
Документация
документация
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование необходимости проекта Современное общество, стремясь к толерантности и борьбе с дискриминацией маргинальных личностей, транслирует принятие и возведение в норму любых вариантов гендерной идентичности. Это затрудняет, а иногда и препятствует процессу своевременной гендерной идентификации у детей. В нашем детском саду по результатам исследования у 25 % мальчиков 5 – 6 лет, гендерная идентичность не сформирована при отсутствии инвертаций . В формировании гендерной идентичности детей в семье первоочередную роль играет отец, который всегда ассоциируется с социальной трудовой деятельностью . При этом есть профессии, где общество предпочитает видеть лиц мужского пола в силу наличия у них определенных «мужских» качеств характера, то есть мужественности. Нормативные документы федерального уровня (Закон об образовании в РФ, Стратегия развития воспитания в РФ и др.) закрепляют постулат о том, что воспитание является важнейшей социальной функцией системы образования. Одним из важнейших направлений является гендерное воспитание.
Цель проекта: формирование гендерной идентичности у мальчиков, посредством ознакомления с «мужскими» профессиями Задачи проекта: Разнообразить знания и представления детей об особенностях «мужских» профессий Знакомить детей с яркими мужскими образами в художественной литературе и способствовать желанию подражать им Формировать представления детей о стереотипах мужского поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры Воспитывать предпосылки мужественности у мальчиков Повышать компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания детей в семье
Участники проекта Мальчики старшего дошкольного возраста – активные участники проекта, 15 чел. Девочки старшего дошкольного возраста – пассивные участники проекта, 13 чел. Родители воспитанников, всего28 семей. Воспитатели старшей группы (дети с 5 до 6 лет). Педагог-психолог Старший воспитатель
Описание проекта Основным методом достижения поставленной цели является сюжетно-ролевые игры с дошкольниками по мотивам сюжетов художественных произведений о людях «мужских» профессий . Все мероприятия проекта сведены в единую систему в форме тематического планирования Срок Профессия Художественная литература С/р игра Соц. партнерство октябрь Пожарный С. Маршак «Пожар »; С . Маршак «Рассказ о неизвестном герое »; Л . Толстой «Пожарные собаки» Пожарные Экскурсия в пожарную часть ноябрь Полицейский С. Михалков «Дядя Степа – милиционер »; Н . Носов «Милиционер »; С . Бакаев «Мой папа - полицейский »; В. Коротин «Полицейский» Полицейский участок Визит родителя воспитанника с рассказом о профессии декабрь Спасатель Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы »; М . Пришвин «Остров спасения »; В . Бианки « Приключения муравьишки »; Б . Житков «Борода» Спасательная операция Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь» январь Строитель Г. Юхансон «Мулле Мек строит дом »; А . Корзоватых «Когда я вырасту, я буду строить дома »; В . Богомолов «Буравчик строит дом» Строим дом Познавательная встреча с работниками музея « Заельцовка » февраль Военный К. Симонов «Сын артиллериста »; А . Митяев «Письмо с фронта »; И . Туричин «Крайний случай »; А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише »; Зарница Детско-родительские мини-проекты «Как служил мой папа» март Слесарь М. Михеев «Лесная мастерская »; Б . Заходер «Слесарь »; Н . Носов «Приключения Незнайка и его друзья » Ремонтная мастерская Визит родителя с рассказом о профессии апрель Космонавт А. Митяев «Первый полет »; А . Гиваргизов «Космонавты »; В . Раньшин «Сказочки про космонавтов»; Ю . Яковлева «Трое в космосе»; В. Бороздина «Первый в космосе». Полет в космос Экскурсия в Планетарий
Рабочий план реализации проекта Этап Мероприятие Ответственный Срок Подготовительный этап Изучение нормативной документации и методической литературы по теме гендерного воспитания дошкольников Воспитатели, педагог-психолог 1 – 15 сентября Семинар-практикум для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Педагог-психолог до 10 сентября Установочное родительское собрание вопросам по реализации проекта Воспитатели, педагог-психолог 10 сентября Заключение договоров о сетевом взаимодействии Старший воспитатель до 15 сентября Разработка тематического плана, подбор художественной литературы по темам проекта Воспитатели до 20 сентября Психологическая диагностика детей « Сформированность гендерной идентичности» Педагог-психолог сентябрь Основной этап Система образовательных мероприятий в соответствии с тематическим планированием по профессиям : « Пожарный », « Полицейский », « Спасатель », « Строитель », « Военный », « Слесарь », « Космонавт» Воспитатели октябрь – апрель Видео-консультация для родителей «Мальчики и девочки – два разных мира» Педагог-психолог ноябрь Видео-консультация для родителей «Роль отца в воспитании мальчика» Педагог-психолог февраль Итоговый этап Конкурс «А ну-ка, мальчики!» Воспитатели 12 мая Психологическая диагностика детей «Сформированность гендерной идентичности» Педагог-психолог май Анализ полученных данных, оформление методической документации Педагог-психолог воспитатели май
Предполагаемые результаты проекта Краткосрочные : Расширятся представления детей о разнообразии профессий и их функциональном содержании. Дети познакомятся с новыми литературными героями, их художественными образами, обладающими яркими мужскими качествами, и захотят подражать им. У детей будут формироваться представления о социальных нормах поведения в разных ситуациях, соответствующих мужскому и женскому образу. У мальчиков появится стремление обладать такими чертами характера, как смелость, настойчивость, благородство, сила воли и др., что будет проявляться в их поведении. Гендерная идентичность всех мальчиков, участвовавших в проекте, к концу учебного года сформируется по маскулинному типу. Родители воспитанников станут более компетентны в вопросах гендерного воспитания детей, станут целенаправленно применять полученные знания и опыт в семейном воспитании . Долгосрочные : У мальчиков постепенно сформируются черты мужественности, такие как эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, благородство, упорство и др. Мальчики интериоризируют социальные роли и нормы поведения, соответствующие мужскому типу .
Оценка эффективности реализации проекта Эффективность реализации проекта оценивается с помощью психологической диагностики детей « Сформированность гендерной идентичности», которая включает в себя: Проективная методика «Рисунок человека», автор К. Маховер . При проведении данной методики для оценки гендерной идентичности ребенка оценивается только выбор пола нарисованного человека. Проективная методика «Выбери куклу», автор М. Райт. При проведении методики также оценивается только выбор пола выбранной куклы. Наблюдение за поведением детей в самостоятельных сюжетно-ролевых играх.
Оценка рисков Риски проекта Меры минимизации рисков Ответственные Родители воспитанников откажутся от психологической диагностики и участия в проекте Установочное собрание для родителей по теме проекта и особенностям диагностики детей Педагог-психолог, воспитатели Отказ в заключении договоров по сетевому взаимодействию с дошкольным учреждением Отправка запросов и предложений о сетевом взаимодействии большему количеству организаций Старший воспитатель Недостаточная компетентность воспитателей в вопросах гендерного воспитания дошкольников, для эффективной реализации проекта Семинар-практикум для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Педагог-психолог Изучение нормативной и методической литературы по теме проекта Воспитатели Пассивное отношение родителей воспитанников к участию в проекте, отсутствие преемственности с семьей Мотивирующие видео-консультации для родителей по теме проекта Педагог-психолог Отрицательная динамика результатов психологической диагностики и неэффективность реализации проекта Изучение нормативной и методической литературы по теме проекта. Воспитатели, педагог-психолог Семинар-практикум для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Педагог-психолог Использование методов и приемов реализации проекта, основанных на результатах научных исследований Педагог-психолог, воспитатели
Дальнейшее развитие проекта Опыт реализации проекта может быть использован в дальнейшей работе по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста внутри МКДОУ д/с № 333 , а также представлен в контексте распространения и обмена педагогическим опытом среди педагогов на различном уровне. Для дальнейшего сопровождения процесса гендерного воспитания и развития детей возможна доработка проекта в рамках осуществления преемственности со школой . Для этого проект необходимо дополнить формами и методами, соответствующими возрастным категориям школьников. Тогда эффективность гендерного воспитания детей может значительно повыситься.