Для родителей

Данилейко Виктория Сергеевна

Предварительный просмотр:

  1. Консультация для родителей
    «На личном примере…» 

Роль семьи

Василий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Первая школа растущего человека - семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально - нравственный опыт, представленный на рисунке.

 

Составляющие эмоционально - нравственного опыта ребёнка

 

Рисунок показывает, что эмоционально – нравственный опыт ребёнка складывается из убеждений и идеалов, оценок и ценностных ориентаций, отношения к окружающим людям и деятельности. Так, главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самооценки.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья всегда остается для человека самым важным надежным пристанищем. Где бы человек не был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей - самая бескорыстная, самая преданная, эта любовь безгранична.  Дети являются гордостью своих родителей, в них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры.

Лев Николаевич Толстой сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Толстой был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье», Л. Н. Толстой высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей – это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. [5]

Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей.

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки – все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.

Таким образом, семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, передачу опыта семейной жизни.

Так же, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка принимают активное участие и детский сад, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Самовыражение родителей и его влияние на культуру поведения детей в детском саду

Российский писатель Илья Шевелёв писал: «Человек обретает истинное лицо, когда получает возможность самовыражения». Самовыражение как качество личности – естественная потребность души, присущая каждому. Однако далеко не каждый может реализовать данную потребность. Притязание на самовыражение есть, а возможности отсутствуют. Общество заставляет носить нас социальные маски. Порой человек за день надевает столько масок, что до самовыражения очередь не доходит. Нужно всё время следовать какой-то линии поведения – демократичного начальника, принципиального депутата, честного политика, прекрасного семьянина.  Маски есть, а самовыражения и искренности нет.

Самовыражение невозможно без уважения и любви к людям. В одном таджикском, или узбекском, а может и в индийском городе жил ковровых дел мастер. Всю свою жизнь он занимался тем, что ткал ковры. Своё мастерство он получил от своего отца, а тот от своего, и так далее. В каждом своём творении-ковре мастер выражал собственное видение мира. Каждая его работа была словно письмом — посланием миру. В самом конце своих дней мастер создал ковёр, в котором рассказал обо всём, что узнал в долгой жизни. Его ковры ещё долго украшали дома как бедных, так и богатых людей. Каждое наше творение: будь то ковёр, посаженное дерево или даже вбитый гвоздь — это наше творение, послание миру и другим людям, оно несёт им частичку нашего сердца и души.

Следует разобраться, что же такое самовыражение, которое так необходимо каждому и как же влияет самовыражение родителей на культуру поведения детей.

Как правило, нормы и принципы поведения родителей, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо. До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Следует подавать пример, родителям нужно жить так, как они хотели бы, чтобы жили их дети. Так же следует обсуждать поступки других людей с ребёнком, поощрять его за хорошие дела.

Самовыражение родителей поможет сформировать свою систему ценностей у ребёнка, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы. Оно служит помощником для ребёнка в определении базовых представлений о добре и зле, воспитывает уважение к окружающим и помогает вырастить достойного члена общества.

Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка

Основная задача родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает. Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно- нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками: на что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы. Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Родителям следует не бояться любить ребёнка и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. [8 стр.116]

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны, они представлены в таблице.

Кризисные явления в жизни семьи

Явление

Содержание

Разрушены нравственные представления о браке и семье

- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства

- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя

Повреждены устои семьи

- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства

- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи

- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников

Деформация сферы семейного воспитания

- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

  • чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
  • нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
  • духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; - у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  • в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что семья является первой и самой важной ступенью социализации человека, именно здесь происходит развитие ребенка, формирование его способностей, навыков и привычек, поэтому самым важным фактором является здоровая атмосфера в семье.

Английская пословица гласит "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…", поэтому, чтобы что-то изменить в отношениях с детьми родители сами должны приложить немало усилий. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса, помогает преодолеть не самые лучшие моменты, которые встречаются в жизни.

Родители — это почва, воздух и солнце для ребенка. Наша задача — сделать родительскую “почву” плодороднее, чтобы ребенок лучше рос и развивался. Этой проблемой необходимо заниматься, чтобы был положительный результат.

Дети - это зеркало семьи. Дети - это обратная связь самовыражения родителей. Родительская позиция в семье к детям –это позиция ребенка к родителям и самому себе.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

 



Предварительный просмотр:

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой, под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

Родитель и ребёнок встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздороваемся друг с другом правой рукой, погладь по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.

Не жалейте своего времени. Развитие ребёнка нельзя пускать на самотек. Помогите ребёнку сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра

Приятного Вам общения с Вашим малышом!!!ej08.png

C:\Users\1\Desktop\САДИК\ГРУППА ВИШЕНКА\ОФОРМЛЕНИЕ группы вишенка\Новая папка\41698_st_vishenka1-800x800.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Берёзка»

Памятка для родителей

Развитие пространственных представлений у дошкольников в домашних условиях

Подготовила:

Любвская В.С – воспитатель

«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно друг друга и тела ориентирующегося».

(А. А. Столяр)

Уважаемые родители!

Игры играют важнейшую роль в развитии детей. Они доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в развитии детей. От умения ориентироваться в пространстве зависит:

- правильное написание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;

- скорость и качество чтения;

- качество рисунков;

- усвоение правил дорожного движения;

- качество выполнения упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

В быту старайтесь,  как можно чаще использовать слова, обозначающие пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, между, внутри, сзади и т.д.

Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе».

Обратите внимание на то, что в речи ребенка не должно быть неточных слов: «та, эта», вместо: «справа, слева» и т.д.

Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу - формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который можно изготовить из свернутого в трубку листа картона. Вы возьмите в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Налево! Направо! Вперед! Назад! По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут.

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                Памятка для родителей с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».



Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет у детей - как пережить?

Ваш чудесный малыш внезапно стал строптивым и упрямым, он может не слушаться и делать все прямо противоположно тому, что Вы сказали? Не спешите отчаиваться, этот период становления личности при переходе от раннего возраста к дошкольному, случается у каждого ребенка. 

Возраст строптивости

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.

Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до трех лет, у кого-то может прийти и в возрасте четырех лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой.

Почему вообще наступает этот кризис? Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надежной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознает себя самостоятельной личностью, начинает проявлять собственную волю.

                 Есть мнение:

Американский психолог Э. Эриксон считает,

 что именно в этом периоде

 у ребенка начинает формироваться

                          воля и независимость.

Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самого самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности.


Как можно помочь ребенку и себе в периоде кризиса 3 лет

Когда  начинается возраст строптивости, самое важное для Вас - помнить, что, в первую очередь, от этого кризиса страдает Ваш малыш, а только потом уже Вы. Не забывайте, что ребенок не пытается выставить Вас плохой матерью или невнимательным отцом, он просто пытается определиться со своим местом в жизни. Что ж, придется попринимать настойку пустырника или валерианы, быть терпеливыми и снисходительными, а так же полезно обратить внимание на несколько рекомендаций, приведенных ниже. И тогда Вы и Ваш малыш как можно безболезненнее пройдете этот сложный период.

8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей

1.  Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому.  В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

2. Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря ни на что, родительская похвала всегда нужна малышу.

5. Пускай сам решает

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.
Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

 Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет. Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

7. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сначала второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно.                                                                                        Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, хвалите, поддерживайте. Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.  

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

 

В качестве заключения...

Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.  

И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.


Предварительный просмотр: