Транслирование опыта, экспериментальной и исследовательской работы педагога

Лазарева Марина Сергеевна

Материалы деятельности учителя, демонстрирующие личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

(выступление на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математических наук)

Лазарева М. С., учитель математики

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска имени

Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»

Под дифференциацией  понимают систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной  подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно                   изменяющихся жизненных условиях, право и гарантированную возможность уделять преимущест-венное внимание тем направлениям, которые  в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Различают два вида дифференциации: уровневая дифференциация и профильная дифференциация.

Уровневая дифференциация выражается  в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику. Дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником  минимально необходимых требований  к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объём  и глубину усвоения учебного материала, обязательных результатов обучения становится тем  объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика  и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладения материалом на более высоком уровне, либо продолжается работа  по формированию важнейших опорных знаний и умений.

         Группы могут формироваться для работы на уроках, на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся  не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную, фронтальную формы работы  в зависимости  от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителю.

Важно, что дети могут оценить собственные силы  и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям  и возможностям  в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Технология уровневой дифференциации.

        Цель: Организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие в комфортных, безкофликтных и безопасных условиях.

 

Описание порядка использования (применения) технологии.

                По своим природным способностям, уровню восприятия, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными друг другу уровнями развития. Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением базового уровня.

         Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший, а за счёт того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его освоению.

Формы дифференциации:

внешняя: осуществляется в рамках селективной системы (отбора группы учащихся для более глубокого изучения материала);

внутренняя: основана на учёте индивидуальных особенностей учащихся класса (вариативность темпа изучения материала, дифференциация учебных заданий, выбор различных видов деятельности, степень помощи учителя).

Уровни знаний по В.П.Беспалько.

1. Фактологический уровень знаний: узнавание, называние, различение, определение по памяти (соответствует оценке «3»).

2. Описательный уровень знаний: фактологический уровень + выделение составных частей или этапов, описание на основе выделения наиболее очевидных признаков (не всегда существенных), сравнение, аналогии, свои примеры (соответствует оценке «4»).

3. Доказательный уровень знаний: фактологический уровень+ описательный уровень+

+ выделение существенных признаков объектов и явлений, установление причинно-следственных связей, прогнозирование развития событий в новых условиях, аргументация своего мнения, своя формулировка определения (соответствует оценке «5»).

4. Творческий  уровень знаний: фактологический уровень+ описательный уровень+

+ доказательный уровень + применение знаний в новых условиях, собственный взгляд на новые знания, включение их в общую систему знаний каждого учащегося (уровень олимпиадных заданий).

 Данная технология обеспечивает определенный уровень  овладения знаниями, умениями и навыками, определенную степень самостоятельности детей в учении.

 При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию.

Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

            Технология уровневой дифференциации направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.

Результат использования технологии.

1.Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого).      

 2.Обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении ( от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).                                                    

3. Учащиеся получают право выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.

Методическая разработка урока геометрии в 9 классе по теме : «Синус, косинус, и тангенс угла» с использованием технологии уровневой дифференциации.

Цели урока:

  • Совершенствование умений находить синусы, косинусы, тангенсы для углов от 00 до 1800.
  • Применять основное тригонометрическое тождество  и вычислять координаты точки.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Вывод формулы для вычисления координат точки.
  4. Решение задач (закрепление формулы для вычисления координат точки, не лежащей  на единичной полуокружности).
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов урока. Домашняя работа.

Ход урока

2.   Актуализация знаний учащихся.

а)  Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень (фактологический)

карточка №1

  1. Выясните, принадлежат ли единичной полуокружности  точки:

А ,   В   

2.  Найдите:                 sin α,   если  cos α =.

3. Найдите синусы, косинусы углов АОВ, если О – начало координат, а координаты точек:

       А (1;0) ;          В ;        С  .    

               

2  уровень (описательный)

карточка№2

1. Найдите угол  ВОС, если О – начало координат, а координаты точек:                                                 В ;        С

2.  Найдите:                  sin α,  если  cos α =.

3.  Вычислите синусы, косинусы, тангенсы  углов  450,  1200.

Доказательный уровень

б)   Решение задач на готовых чертежах с последующей самопроверкой.

1.  Найти:  х;  у.

                                             У

                  В(х; 1/2)                               А(1/2; у)

                                                                                 х

                           -1                0                      1

  2. Найти :  

                      у

 С()                          D

              х

       -1           о                        1  

 3.  Найти:  координаты точек  А, В.   АО =, ОВ = 2, = 900.

                         

                             у

В                            

                                                                    А                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                            х

-1             0                             1

На доске зафиксировать все формулы, используемые при решении задач.

sin α = у ;    0  ≤  sin α ≤   1                                        cos α = х;               -1 ≤ cos α ≤ 1

sin2 α + cos2 α =  1

Точка А лежит на ед. полуокр.     Если:    1.   -1 ≤  х  ≤ 1;    

                                                               2.    0 ≤  у  ≤ 1;      

     3.    х2 + у2 =  1

(При  решении  задачи №3 возникает вопрос найти координаты точки, не лежащей  на единичной полуокружности).

3.  Вывод формулы для вычисления координат точки не лежащей  на единичной полуокружности.

           

4.   Решить  самостоятельно.

(группа 1).     Найти : S АВО ,   если    В ,           А()

В  

                               

                                                                    А                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-1                                             1

( группа 2).    Разобрать решение задачи  №1018.

5.   Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

1  вариант.

                                                                               1 УРОВЕНЬ

Уметь применять основное тригонометрическое тождество для нахождения sinα cosα tgα

1. Sinα , если   cosα = -.

Знать условия принадлежности точки с координатами (х;у) единичной полуокружности

2.Проверьте ,лежат  ли на единичной  окружности точки:

а)    В       б)А (2;3)     в) С

Уметь находить координаты точки.

3.Угол между лучом ОР ,пересекающим единичную полуокружность  , и положительной полуосью Ох равен α. Найдите координаты точки М ,если ОР= 6 , α= 300

                                                                                 II УРОВЕНЬ

Уметь находить координаты точки.

1.Найдите угол между лучом ОР ,пересекающим единичную полуокружность  , и положительной полуосью Ох ,если точка .

Уметь применять формулы приведения для нахождения значений синуса косинуса тангенса  для углов 1200 ,1350,1500.

2Упростите выражение:

Cos2450 – sin1500+cos1200

1  вариант.

                                                                               1 УРОВЕНЬ

Уметь применять основное тригонометрическое тождество для нахождения sinα cosα tgα

1. Sinα , если   cosα = .

Знать условия принадлежности точки с координатами (х;у) единичной полуокружности

2.Проверьте ,лежат  ли на единичной  окружности точки:

а)    В       б) А (7;2)     в) С

Уметь находить координаты точки.

3.Угол между лучом ОМ ,пересекающим единичную полуокружность  , и положительной полуосью Ох равен α. Найдите координаты точки М ,если ОМ= 4 , α= 600

                                                                                 II УРОВЕНЬ

Уметь находить координаты точки.

1.Найдите угол между лучом ОМ ,пересекающим единичную полуокружность  , и положительной полуосью Ох ,если точка М(-4;4).

Уметь применять формулы приведения для нахождения значений синуса косинуса тангенса  для углов 1200 ,1350,1500.

2Упростите выражение:

Cos1200 – 2sin2 1350+cos600

Ответы внести в оценочный лист (листы сдаются учителю).

Ф.И.______________________________________КЛАСС__________   ВАРИАНТ______

1 УРОВЕНЬ

2 УРОВЕНЬ

1

2

3

1

2

ОТВЕТЫ

а)

б)

в)

 

6.   Домашняя работа:  Анализ самостоятельной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение в сотрудничестве как одна из моделей личностно-ориентированного обучения в целях повышения качества образования школьников на уроках математики Учитель математики МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» Лазарева Марина Сергеевна

Слайд 2

В современном человеческом обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Для этого вводятся новые предметы, усложняются курсы. Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее. Коллективный способ обучения является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения.

Слайд 3

Суть коллективного способа Ученики работают в парах. Задание паре дается согласно их уровню, что позволяет создать ситуацию успеха. При коллективной форме организации один не «возвышается» над остальными. В ходе работы они совместно находят верное решение, обсуждают, как наиболее грамотно его выполнить, помогают друг другу ликвидировать обнаруженные пробелы. Могут обратиться к учителю за помощью.

Слайд 4

важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Психологи отмечают

Слайд 5

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают 26% от того, что слышат 30% от того, что видят 50% от того, что они видят и слышат 70% от того, что они обсуждают с другими 80% от того, что основано на личном опыте 90% от того, что они говорят в то время как делают 95% от того, чему они обучают сами

Слайд 6

Плюсы такого вида работы: - повышается учебная и познавательная мотивация учащихся; - снижается уровень тревожности; - обучаемость повышается; - в паре происходит взаимообучение; - развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения; - улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность; - каждый ученик на уроке получает оценку, стремится более качественно подготовится к уроку; - развивается умение правильно оценивать и одноклассников, анализировать процесс работы. себя

Слайд 7

Трудности: большая подготовительная работа со стороны учителя; организовать процесс выполнения задания на основе обмена мнениями ; обеспечение дисциплины на уроке.

Слайд 8

Реализация метода. Каждая пара перед началом работы получает памятку, задание, соответствующее уровню обученности и знакомится с критериями оценивания работы. В ходе урока они выполняют задание, оценивают друг друга и результат работы сдают учителю.

Слайд 9

Памятка Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Слайд 10

Запомни главное правило в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя

Слайд 11

1 урок : - Рассмотреть теоремы о площади треугольника и площади параллелограмма. - Решить задачи: 1. В MNK , угол N 120 , сторона MN = 8см, сторона NK = 4 см. Найти площадь треугольника. 2. Площадь АВС =12 см 2 , угол С = 60 , сторона ВС = 5см. Найти сторону АС. 3. Стороны параллелограмма 4 см и 5 см, один из углов 150. Найдите его площадь. - Домашнее задание № 1020 (а,б), 1022, 1023* В параллелограмме один из углов 135 градусов, стороны 8 см и 7 см. Найти площадь параллелограмма. Рассмотрим на примере темы «Решение треугольника» применение данной формы работы.

Слайд 12

Урок 2 . Работа в парах. 1 группа Задача №1 Найти площадь треугольника АВС, если АВ=5 см, АС=14см, угол А= 60 градусов. Задача №2 Площадь треугольника М NK 20 см 2 , М N =8см, угол N = 150 градусов. Найдите NK . Задача №3 В параллелограмме один из углов 45 градусов, а стороны 4см и 8 см. Найдите его площадь. Задача №4 Найдите углы ромба, если его площадь 8 , а сторона 4.

Слайд 13

2 группа Задача №1 Площадь треугольника АВС = 21 , ВС = 12 см, угол С = 45 градусов, найти АС. Задача № 2 Площадь параллелограмма 24 , стороны 8 и 6. Найдите его углы. Задача №3 Боковые стороны равнобедренного треугольника 18 м, образуют угол в 150 градусов. Найдите площадь этого треугольника. Задача №4 Диагональ прямоугольника 12 см, угол между диагоналями 60 градусов. Найдите площадь прямоугольника.

Слайд 14

3 группа Задача №1 Боковые стороны равнобедренного треугольника 18 см, образуют угол 120 градусов. Найдите площадь треугольника. Задача №2 Площадь параллелограмма 24 , стороны 6 и 8. Найдите его углы. Задача №3 Диагонали параллелограмма 8 см и 12 см, угол между диагоналями равен 30 градусов. Найдите его площадь. Задача№4 В треугольнике стороны 4см и 6 см образуют угол 45 градусов. Найдите площади треугольников, на которые разбивается данный треугольник биссектрисой данного угла.

Слайд 15

Урок 3: - Рассматривается теорема синусов, теорема о радиусе окружности описанной около треугольника. Рассматриваются задачи на применение теоремы синусов (желательно с тупым углом треугольника) и применение теоремы о радиусе окружности. Домашнее задание: предложить задачи на применение теоремы синусов для нахождения а) угла треугольника; б) стороны треугольника; в)задачи на нахождение радиуса описанной окружности, если в треугольнике известна сторона и противолежащий тупой угол; г)задачи на нахождение угла треугольника, если известен радиус описанной окружности и одна из сторон треугольника. Урок 4: Работа в парах.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО И ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

(выступление на научно-методическом совете школы)

Лазарева М. С., учитель математики

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска имени

Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»

             Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов. 
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики. 
            Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. 
            Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
              Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в каких - то играх отчетливее выступают одни, в других играх – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.
Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.
             Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  1. Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»);
  2. Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»);
  3. Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);
  4. Игры-загадки (Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения);
  5.  Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение).

В основе любой игровой методики лежат следующие принципы:

  • Актуальность дидактического материала;
  • Коллективность;
  • Соревновательность 


Специфика дидактических игр


             Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.
Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры, ее существенный признак.

  • Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
  • Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
  • В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
  • Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
  • Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
  • Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.
  • Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса их к математике и повышения качества обученности.
  • Дидактические игры в 5-6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница».
  • Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон».

Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях. 


            При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
1) Простота и понятность правил игры.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2) Сложность игры должна соответствовать возрасту учащихся.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3) Удобство использования учебного материала.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
4) Обязательный контроль за результатами игры.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. 
5) Активное участие в игре каждого ученика.
Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль
Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.
Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в повышении качества обученности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. 

Практическое применение дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах (из опыта работы)


            Рассмотрев теорию данного вопроса, я хочу показать применение игр на практике. 


Игры, используемые при актуализации знаний


1) При изучении математики необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания; сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов сложения, а также состава чисел. Поэтому при актуализации знаний учащихся я часто применяю «Математические цепочки» (многие цепочки придумываю сама):
Математические цепочки и такие игры позволяют выработать у учащихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры, а, следовательно, и уровень обученности. 


2) Игра «Кто быстрее достигнет звездочки»
На доску выносится набор примеров на четыре действия с обыкновенными или десятичными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки. 

3) Игра «В мире животных»
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте: 
Выразите высоту и длину тела слона в метрах, а массу слона в тоннах.
Высота тела: 350см = 3,5 м. Длина тела: 450см = 4,5 м. Масса тела: 6000 кг = 6 т.


4) Игра «Ипподром» 
На итоговом уроке по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства» в начале урока я провожу актуализацию в виде небольшой игры.
Тур состоит из четырех заездов. Ведущий задает вопросы и следит за правильностью ответов (все участники записывают ответ на заранее заготовленных чистых карточках).
Заезд I: «Скачки с препятствиями».
1. Вычислите устно: 25*17*4; 17 + 300*0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.)
2. Найдите неизвестное число: 
(Ответ: 6)
3. В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько все¬го детей в семье? (Ответ: 7)
4. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)
5. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы ра¬венства были верными:
а)6*8 = 70*22 б) 40*5 = 9*5 в) 77*7 = 5*6
Заезд II: Всем участникам предлагается вспомнить и запи¬сать как можно больше слов, имеющих отношение к математике.
Заезд III: Участникам заезда раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После этого участник должен с помощью карточки показать, является это слово математическим термином или нет. Сделавший ошибку выбывает из игры. Заезд заканчивается, когда остается один участник.
Набор слов: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, периметр, градус, формуляр, квадрат, угол, круг, интрига, резус, круг, произведение, алфавит, килограмм, запятая, сумма, глобус.
Заезд IV: Участникам предлагается слово, например, «произ¬ведение». Из букв его надо составить как можно больше любых слов (за каждое слово – 1 балл), причем за математический термин достается за три балла. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.

Игры, используемые при объяснении нового материала


1) Ещё один вид игр, который я применяю на уроках, это игра – беседа, но провожу диалог с детьми в виде сказок или интересных историй.

В 5 классе изучая тему «Простые и составные числа» при изложении нового материала я использую математическую сказку, которую рассказываю совместно с детьми. В сказке не дается готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, тем самым лучше вникают в новый материал.
Сказка «Простые и составные числа».
12 января число 12 решило пригласить в гости всех своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица, за ней пришла двойка.
Задание: Запишите весь список гостей. (Дети называют всех гостей: Д (12) = 1, 2, 3, 4, 6.)
Когда все гости собрались, число 12 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел своих делителей.
Задание: Сколько придет новых гостей? (Ответ детей: 0)
Единица объяснила, что новые гости к нему не придут. Ведь если a : b, а b : c, то a : c.
Задание: проверьте это утверждение при а = 30.
Наступило 13 января и число 13 тоже решило пригласить в гости своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица.
Задание: Кто еще пришел в гости к числу 13? (Ответ учеников: никто).
Такие числа называются простыми.
Дальше даю строгие математические определения простых и составных чисел.
Задание: Какой гость был у всех чисел? (Ответ: единица). Какое число не дождалось гостей? (Ответ: единица)
Единица – особое число. Оно не является ни простым, ни составным.


Игры, используемые при закреплении нового и изученного материала


1) Если необходимо закрепить теоретический материал, то на уроке применяю игру «Молчанка» или «Учитель против учеников» (если ученики согласны с отвечающим или учителем, то поднимают синие карточки, не согласны – красные карточки).
Пример: Тема «Обыкновенные дроби»
1. Число называется обыкновенной дробью. (да)
2. Число 8 – знаменатель. (нет)
3. Числитель и знаменатель дроби разделяет знак равно. (нет)
4. Если числитель меньше, чем знаменатель, то дробь – правильная. (да)
5. Дроби бывают укротимые и неукротимые. (нет)
6. Неправильная дробь больше единицы. (да)
7. Если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (да)
Такие задание позволяют ученикам проверить свои теоретические знания, а учителю дисциплинировать учащихся и увидеть уровень их обученности.


2) В качестве физкультминутки при изучении темы «Обыкновенные дроби» провожу, разработанную мной, игру «Путаница»: учитель говорит слова «числитель» (руки вверх), «знаменатель» (приседание), «черта» (руки перед собой), ученики слушают и повторяют, но затем учитель начинает путать слова и действия. В игре проверяется зоркость и знание понятий.


3) Также для тренировки навыков устного счета использую игру «Ай, да ну»: учитель называет разные числа, а ученики должны числа кратные трем сопровождать словами «Ай, да ну!».


4) Для формирования первичных умений определять делимость чисел, я использую игру «Смотрины».
Даны числа: 17, 14, 177, 111, 101, 122, 71, 321, 1004, 2832, 6543, 7235, 41270. Распределить их в таблице.
Делятся на 2: 14, 122, 1004, 2832, 41270
Делятся на 5: 7235, 41270
Делятся на 10: 41270
Делятся на 3: 177, 111, 321, 2832, 6543
Делятся на 9: 6543
Простые числа: 17, 101, 71


Игры, используемые для контроля знаний учащихся


1) Математические кроссворды
Также к игровой деятельности, которая позволяет повысить уровень качества обученности и закрепить теоретические понятия, можно отнести разгадывание математических кроссвордов.
Пример. Кроссворд по теме «Четырехугольники» (5 класс)

Вопросы к кроссворду:
1. Такой треугольник имеет один прямой угол.
2. Фигуры, которые совпадают при наложении.
3. Бесконечная линия, без начала и без конца.
4. Сумма длин всех сторон.
5. Прямая, ограниченная точками.
6. Фигура, у которой из вершины выходят два луча.
7. Единица измерения углов.
8. Их у треугольника три, а четырехугольника четыре.
9. Треугольник с тупым углом.
10. Фигура, у которой три угла.
11. У прямоугольника таких сторон две: верхнее и нижнее.
12. Как называется точка, из которой выходят две стороны угла?
13. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

2) В качестве творческого домашнего задание после изучения тем по решению текстовых задач я предлагаю ученикам придумать задачу сказочного содержания по изученной теме и решить её. Такое задание позволяет отработать умение решать изученные задачи и составлять задачи, что тоже немаловажно в изучении математики.

3) Для закрепления теоретического материала по теме «Прямая. Луч. Отрезок» в 5 классе я использовала мини – зачет. Каждый ученик вытягивал вопрос и отвечал на него.
Вопросы зачета:
Приведи пример плоскости.
Можно ли изобразить всю плоскость на тетрадном листе?
Что изображено на рисунке 1? (рис. 1)
Можно ли изобразить всю прямую в тетради?
Как можно обозначить прямую (какими буквами)?
Сколько прямых можно провести через две точки?
Как называются прямые, которые не пересекаются?
Как обозначаются параллельные прямые?
Что изображено на рисунке 2? (рис. 2)
Как называются части, на которые точка делит прямую? 
Изобразить две параллельные прямые.
Как обозначают луч?
Изобразить отрезок.
Изобразить прямую.
Как называется часть прямой, ограниченная точками? 
Как обозначают отрезок (какими буквами)?
Что изображено на рисунке 3? (рис. 3)
Как называются прямые изображенные на рисунке 4? (рис. 4)
Какие два отрезка называются равными?
Как записать знаками выражение «отрезок АВ равен отрезку РК»?
Как записать знаками выражение «отрезок FD параллелен отрезку AC»?
Приведи пример прямой?
Во время такого мини – зачета работают все ученики. Если один ученик отвечает на свой вопрос, то все остальные его слушают, чтобы исправить ошибки допущенные отвечающим.
Таким образом, игра позволяет повторить ученикам материал и одновременно с этим выполнить задания не по данной теме. В игре используются устная и письменная формы работы, развивается логическое мышление учащихся и ученик развивается всесторонне. Это дает возможность повышению качества обученности учащихся на уроках математики.



Предварительный просмотр:

Современный урок как целостная система: содержательно-целевой, организационно-практический и контрольно-оценочный компоненты при реализации ФГОС ООО»

(Городская школа молодого педагога)

Лазарева Марина Сергеевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска

имени Героя Советского Союза

Павла Ивановича Беляева»

Все этапы современного урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС ООО, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и содержат эффективные методические приемы, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся и их самовыражению в творческом плане.

Урок – это целостный, логически завершенный, ограниченный во времени, регламентированный  по объему учебного материала основной элемент педагогического процесса, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы обучающихся определенного возраста и уровня подготовки.

При проектировании урока учитель задается тремя ключевыми вопросами:

  1. Что и зачем?
  2. Как?
  3. Что в итоге?

Отсюда вытекают три основных компонента для системного и целостного взгляда на урок:

  1. Содержательно-целевой;
  2. Организационно-практический;
  3. Контрольно-оценочный.

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Целевой компонент урока – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Содержательный компонент урока – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

  1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Любая деятельность, в том числе на уроке, в качестве определяющего компонента включает постановку цели деятельности. Именно ею, в конечном счете, опреде​ляются содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приемы и полученный результат.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей учителя и учащихся, их предъявления друг другу, согласование, иногда корректировка и последующее дости​жение этих целей.

Педагогические цели урока образуют многоуровневую систему, включающую следующие виды целей:

  1. стратегические цели образования;
  2. общие и частные цели обучения; Стратегические и общие цели являются обычно предме​том обсуждения на педагогических советах.
  3. Свою практическую работу учитель начи​нает с определения дидактических целей урока, которые связаны с ключевым смыс​лом урока – усвоения учебного материала);
  4. конкретные задачи урока.

Поэтому задача учителя на уроке – перевести дидактические цели в цели деятельности ученика. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвя​щая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения, заранее спланированного учи​телем результата.

Чтобы избежать этого, учителю важно продумывать раз​личные приемы сообщения целей:

  • устно,
  • с помощью записи на доске,
  • в опосредованной ненавязчивой форме:

с помощью вопросов:

  • какое содержание учебного материала усвоим на уроке?
  • каким познавательным умением (интеллектуальным, практическим, общеучебным или специальным) овладеем?
  • какой прием будем отрабатывать?
  • какому личностному качеству уделим внимание?

К числу основных характеристик, которые учителю нуж​но постараться обеспечить, предлагая те или иные цели, се​годня отнесены:

  • конкретность,
  • привлекательность или побудительность;
  • достижимость.

Основные способы определения целей обучения

Способ

Механизм определения

Определение целей через содержание

Формулировка целей в этом случае идет через обозначе​ние темы или основных вопросов, которые будут рассмот​рены. Педагог сообщает учащимся те единицы учебной ин​формации (законы, правила, алгоритмы...), которые им предстоит усвоить.

Определение целей через деятельность учителя

Этот способ формулирования целей учителя редко используют в ходе урока в непосредственном контакте с детьми, но именно он чаще всего встречается в конспектах уро​ков.

Определение целей через деятельность учащегося

Эти цели могут быть даны через описания действий уча​щихся, ответ на вопрос: что будем делать на уроке? 

Определение целей через внутренние психические процессы

В этом случае речь идет о запуске, актуализации тех про​цессов, которые протекают на стороне учащихся. Примера​ми такого рода целей могут быть: 

  • формирование умения анализировать,
  •  развитие познавательной самостоятельности, 
  • воспитание чувства ответственности.

Из перечисленных способов целеполагания, кото​рыми сегодня должен владеть педагог, подлинно современ​ным является способ определения целей через результаты деятельности учащихся. Образовательная цель должна отражать те из​менения в ребенке, которые произойдут в процессе прове​дения учебного занятия.

Комплексный подход предполагает включение в целевой блок задач урока развитие эмоционально волевой (мотивационной), познавательно-мировоззренческой (когнитивной) и действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребенка. То есть на уровне задач урока желатель​но определить:

  1. мотивационные задачи:
  • что учащийся прочувствует,
  • чем заинтересуется,
  • чего захочет,
  1. когнитивные задачи:
  • что учащийся поймет,
  • о чем задумается,
  • что осмыслит,
  • к какому выводу придет... 
  1. поведенческие задачи
  • какие навыки закрепит,
  • какие умения приобретет,
  • какие способности и в чем усилит...

1.2 МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Процесс обучения должен развивать потребность учиться! С целевым компонентом тесно связан мотивационный компонент урока.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели.

Мотивационные умения педагогов

  • Конструировать урок с учетом отношения школьников к учебному труду.
  • Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть у отдельных обучающихся при изучении учебного материала.
  • Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
  • Включать в учебный материал занимательные факты с расчетом на любознательность школьников.
  • Насыщать урок материалом, требующим мыслительной активности обучающихся.
  • Подбирать рациональные виды работ для наиболее и наименее подготовленных школьников.
  • Выявлять отношение обучающихся к происходящему на уроке.
  • Своевременно реагировать на изменение отношения к уроку отдельных учеников.
  • Включать школьников в познавательную работу на всех этапах урока.
  • Использовать на уроке активный запас знаний, умений и навыков обучающихся.
  • Включать школьников в решение познавательных задач.
  • Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
  • Проводить объяснение с расчетом на самостоятельную работу учеников.
  • Организовывать совместное с обучающимися обсуждение учебных проблем.
  • Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  • Поощрять самостоятельный выбор обучающимися посильных заданий.
  • Обучать рациональным приемам решения мыслительных задач.
  • Формировать приемы мыслительной деятельности обучающихся.
  • Оказывать своевременную помощь наименее подготовленным ученикам.

Приемы мотивации обучающихся

Эмоциональные приемы

  • Поощрение
  • Порицание
  • Учебно-познавательные игры
  • Создание ярких наглядно-образных представлений
  • Создание ситуации успеха
  • Стимулирующее оценивание
  • Свободный выбор задания
  • Удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные приемы

  • Опора на жизненный опыт обучающегося
  • Активизация познавательных интересов
  • Создание проблемных ситуации
  • Побуждение к поиску альтернативных решений
  • Выполнение творческих заданий
  • Предъявление заданий на смекалку
  • Использование метода “мозгового штурма”
  • Использование развивающей кооперации между обучающимися

Волевые приемы

  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей жизнедеятельности

Социальные приемы

  • Развитие желания быть полезным обществу
  • Создание ситуаций взаимопомощи
  • Сопереживание
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность результатами коллективной работы
  • Взаимопроверки и рецензирование

1.3 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Далее возникает вопрос: на что опираться, проектируя содержание урока. Ответ один: необходимо обеспечить наполнение трех пространств содержания: нормативного, диалектического и смыслового.

Три пространства содержания

Нормативное пространство

Содержание, которое изложено в образовательном стандарте; оно обладает характеристикой устоявшегося, в определенном смысле — однозначного, т. е. на его счет существует общепринятый, проверенный практикой жизни и принимаемый основным научным сообществом взгляд. Порой это пространство оп​ределяют так: это то, что открыто вчера, а сегодня зафикси​ровано как важное и полезное для жизни в дне завтрашнем.

Диалектическое пространство

То, что работает на развитие предме​та, его преобразование; это дискуссионные вопросы, по которым есть многозначность трактовок, предположений.

Смысловое пространство

То содержание, которое обладает характеристикой личностной значимости. Основная характеристика учебного материала, от кото​рой зависит уровень его личностной значимости для уча​щихся, –  информативность этого материала для человека.

Три способа отбора содержания

Обязательным для современного урока является обраще​ние к личному опыту учащихся, к их эмоциональной памя​ти как источнику инфор​мации, важной для обсуждения здесь и сейчас.

В целом сегодня выделяют три основных способа отбора учебного материала для урока.

Дифференцированный подход

Учитель, зная своих ребят, их личностные особенности, подбирает материал для урока, стремясь найти разные варианты его подачи так, чтобы этот материал был понятен, доступен, интересен самым разным ученикам.

На основе первоначального мониторинга представлений учащихся по обсуждаемой проблеме или вопросу

Это де​лается, например, в ходе коллективной генерации в начале урока. Ребятам предлагается сообщить, что они знают, что уже слышали по заявленной теме, проблеме. Все идеи фик​сируются на доске.

Импровизационный

В этом случае содержание урока бу​дет определяться предложениями учеников, которые мо​гут высказать их в форме вопросов, тем или направлений разговора. Свои предложения ребята могут высказывать в рамках заявленной темы. Тогда учитель предлагает выска​заться об ожиданиях ребят в связи с темой урока: «На ка​кой вопрос я хотел бы получить ответ?».

Три подхода к работе с учебным материалом на уроке

Разное содержание (разные его пространства) предполага​ет разные подходы к работе с ним.

Нормативный

Допускает трансляцию, передачу инфор​мации коротко и убедительно. Здесь возможны монологи​ческие формы, но не исключающие субъектность ученика. В этом отношении любой монолог учителя необходимо со​провождать заданиями для учащихся, где у них появляется возможность проявить особенности своего восприятия и понимания услышанного.

Дискуссионный

Нуждается в организации интерактив​ного обучения. Главное при работе с этим пространством содержания — соблюдение принципа диалоговости: при от​боре содержания необходимо представить панораму подхо​дов и точек зрения на предлагаемую дискуссионную тему, а в момент ее обсуждения необходима ситуация интерактива, когда у участников есть возможность открыто представить свои позиции, взгляды, мнения по поводу прозвучавших идей и точек зрения.

Смысловый

Самостоятельное освоение с последующей презентацией для остальных. Здесь основное правило — возможность для учащихся выбрать тот вариант учебно​го материала, который наиболее личностно значим, изуче​ние которого наполнено индивидуальным смыслом.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Организационный компонент урока включает:

  • Организация пространства;
  • Организация обучающихся;
  • Организация рабочего времени;
  • Организация деятельности учащихся;
  • Организация дисциплины;
  • Организация рабочего времени по этапам урока.

 

Организация рабочего времени по видам деятельности:

  • Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени;
  • Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут;
  • Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут;
  • Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторами.

Организация деятельности обучающихся:

  • Количество видов учебной деятельности от 4 до 7;
  • Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут;
  • Частота чередования позы ученика – 4-7 (столько, сколько видов деятельности);
  • Наличие эмоциональных разрядок – 2-3 за урок.

 

Организация дисциплины сводится к Формуле дисциплины: ЛЮБОВЬ+КОНТРОЛЬ=ДИСЦИПЛИНА.

Несколько советов от доктора Д. Ховарда (США) по воспитанию дисциплины:

  • Не показывайте ребенку зло ни в каком виде, а показывайте только его последствия.
  • Не позволяйте ребенку уходить от ответственности, оставлять работу не сделанной.
  • Не позволяйте ребенку нарушать правило, лучше изменить правило, чем позволить его нарушить.
  • Не позволяйте ребенку жаловаться, всех и все критиковать.
  • Не оскорбляйте ребенка. Не бойтесь исправить свою ошибку.
  • Не сравнивайте детей друг с другом.

2.1 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Форма организации обучения выбирается, прежде всего, с учетом целей и особенностей содержания учебного материала. Особенностью форм организации обучения является то, что одна форма часто вбирает как элемент другую форму обучения. Так, например, игра может быть самостоятельной формой обучения, рассчитанной на целое занятие. Но часто в рамках урока игра представляет собой лишь отдельный его элемент. То же можно сказать и о самостоятельной ра​боте учащихся, которая может быть и отдельной формой, и элементом урока или практического занятия.

Выделяют два основных подхода организации обучения:

  1. Прежде всего, обращает на себя вни​мание внешняя форма организации обучения. Это урок-игра, семинар, лекция, конференция, экскур​сия, самостоятельная работа.
  2. Выделяют также внутрен​нюю форму организации обучения, где основанием для классификации является взаимодействие элементов с точ​ки зрения доминирующей цели обучения. В этом плане, можно говорить о целях предметно ориентированных, связанных с решением дидактических задач, где ключевым результатом будет усвоение учебного материала учащимися. К современным предметно-ориентированным формам орга​низации обучения можно отнести — метод проектов, уроки-исследования, урок одной задачи и др.

Основной ориентир для распределения форм организации на виды — это содержание ведущей цели, к достижению которой стремится учитель: динамика предметных знаний и умений или личностная динамика учащихся.

2.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ

Педагогическая технология (от др.-греч. техно –  искусство, мастерство, умение; логос –  слово, учение) – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ =

ЦЕЛИ + ЗАДАЧИ + СОДЕРЖАНИЕ + МЕТОДЫ + ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • технология развития «критического мышления».
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения.
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.

  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

        Контрольно-оценочный компонент урока – использование оценки  деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Итог учеб​ной работы обычно сводится к отметке. От того, насколько совершенны средства оценки, как они связаны с целями, со​держанием и методами обучения, во многом зависит эффек​тивность образовательного процесса.

  1. Оценка является одним из основных компонентов дея​тельности, ее регулятором, показателем ее результативнос​ти. Поэтому организовать любую деятельность, в том числе и познавательную, без оценки невозможно. Оценка — качественная, как правило, словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, не удалось, в чем есть движение, что еще требует доработки.
  2. Отметка — это попытка объективизации, информация для ученика о соответствии его результата некой норме, обще​му эталону. Отметка — количественное выражение оцен​ки усилий и результата деятельности ученика в баллах, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отноше​нию к стандарту. 

Оценка – основное средство об​ратной связи. А вот информация, заложенная в ней, может быть различной.

  • С одной стороны, она может носить диагностический ха​рактер, сообщать, какого уровня усвоения учебного матери​ала достиг каждый ребенок. В этом смысле отметки служат для отчета педагога перед руководством школы.
  • Отметка может носить констатирующий характер. С её помощью учитель сообщает, занимается или нет, тот или иной ученик и каковы прикладываемые им усилия.
  • Еще одна функция отметки — регулятивная. В традиционном образовании отмет​ка использовалась для информирования родителей об ус​пешности и неудачах в обучении. Соответственно, от них в случае необходимости ожидалось определенное воспита​тельное воздействие для улучшения ситуации. От учащих​ся — готовность предпринять дополнительные усилия для выполнения внешних требований. Однако переосмысление ценностей совре​менного образования предполагает, что в центре внимания педагогов оказывается необходимость обучения детей само​организации деятельности. Это приводит к необходимости заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся. Самооценка учащихся рассматривается как по​будительный механизм саморегуляции ученической деятель​ности и залог ее успешности. Кроме того, понимание отмет​ки, поставленной учителем, предполагает высокий уровень самооценки учащихся.

К сожалению, в большинстве случаев в отметке, как в текущей, так и в итоговой, не содержится какой-либо кон​структивной информации о том, что именно является при​чиной низкого или высокого балла, а главное, что ученику необходимо предпринять, чтобы ситуацию исправить.

Негативный оценочный фактор заключается не в том, что ученик переживает успехи или неудачи (и таким образом, получает совершенно необходимый для себя жизненный опыт), а в связи с тем, что современная оценочная информация не дает ему основы для саморазвития. Желание пре​одолеть затруднение возникает у ребенка тогда, когда он четко осознает свои пробелы, знает, как их исправить.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно знать следующее:

  • какими были его успехи в усвоении учебного материа​ла в целом;
  • на каком уровне он его усвоил, каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить свое личностное отношение к изучаемому материалу;
  • удалось ли ему продвинуться вперед в результатах учебного труда.

        В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Основные компоненты современного урока.

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

                   7.  Контрольно-оценочный – использование оценки  деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

             8.  Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке,   анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

  Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

                             2.  Структура современного урока:

  1. Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Решение учебной задачи.
  6. Усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Обобщение и систематизация знаний.
  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

   

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учет особенностей учащихся класса:

• уровень класса;

• отношение учащихся к предмету;

• темп работы класса;

• сформированность ЗУН;

• отношение к разным видам учебной деятельности;

• отношение к разным формам учебной работы, в том числе к традиционным;

• общая дисциплина учащихся.

2. Учет индивидуальных особенностей:

• тип нервной системы;

• коммуникативность;

• эмоциональность;

• управление восприятием нового материала учащихся;

• умение преодолеть плохое настроение;

• уверенность в своих знаниях, умениях;

• умение импровизировать;

• умение пользоваться различными средствами обучения, в

том числе ТСО и ЭВТ.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе; выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задач, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив его как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не возмущаться незнанием или непониманием учениками учебного материала. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования учителя к выполнению задания.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства учеников.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА

И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

7. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

9. Проверка оборудования и ТСО.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

12. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. Определение объема и форм домашнего задания.

13. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности.

14. Продумывание форм подведения итогов урока.

15. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

► Тема урока:

• дидактическая цель и задачи урока;

• тип, структура урока;

• общие методы, приемы работы учителя и учеников;

• средства наглядности, источники информации, ТСО.

► Повторение опорных знаний:

• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

• формы контроля за работой класса и отдельных учащихся.

► Усвоение новых знаний:

• новые понятия, законы и способы их усвоения;

• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

• проблемные и информационные вопросы;

 • варианты решения проблемы;

 • варианты закрепления изученного материала.

► Формирование умений и навыков:

• конкретные умения и навыки для отработки;

• виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

• способы «обратной» связи с учащимися;

• фамилии учащихся, которые будут опрошены.

► Домашнее задание:

• что повторить и приготовить к уроку;

• творческая самостоятельная работа;

• объем и время выполнения домашнего задания.

► Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

• мысленное воспроизведение основных этапов урока;

• воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

• стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

• хорошее знание материала;

• продуманный план урока;

• чувство раскованности, свободы на уроке;

• правильный выбор методов обучения;

• разнообразие методов обучения;

• занимательность изложения;

• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

• рыхлая композиция урока;

• скованность движений;

▪ неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

▪ однообразие методов обучения;

▪ бесстрастный рассказ учителя;

▪монотонность и сухость при изложении нового материала отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

 Форма не должна превалировать над содержанием

(урок должен обучать).

 Формы и методы должны опираться на цели урока и на особенности детей.

 Любой метод прогрессивный, если он дает оптимальные результаты.

Методические требования к современному уроку.

☻ Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

☻ Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей; обязательная

опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

☻ Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть, прежде всего - личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

☻ Знание каждым учителем типологии уроков и обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

☻ Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уродит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет знания и сути того, что должны изучить дети.

☻ Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся, учет особенностей, интересов, склонностей, и их запросов.

☻ Стремление к формулированию так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

☻ Специально спланированная, продуманная деятельность учителя по обеспечению не

только учебной, но и воспитательной функции урока.

☻ Комплексное планирование задач по трем группам:

1. Педагогические цели: обучение, воспитание, развитие и социализация личности (креативные, оздоровительные, развивающие);

П. Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские.

Ш. Цели саморазвития учителя:

а) профессионального;

б) личностного.

☻ Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то

есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

Формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

☻ Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

☻ Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

☻ Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего — к человеку понимающему и деятельному.

☻ Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.

☻ Обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

☻ Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

☻ Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания разных форм.

☻ Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.

☻ Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

☻ Продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них устойчивой мотивации к познанию.

☻ Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.

☻ Обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.)

☻ Органичное, корректное и целесообразное включение компьютеров в педагогические

технологии на уроках по разным предметам.

☻ По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, опережающего продвижения третьими.

☻ Знание учителем психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

☻ Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

☻ Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

☻ Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

☻ Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

☻ Выбор учителем оптимального для конкретного урока рационального соотношения интеллектуального и эмоционального поля в работе с детьми.

☻ Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

☻ Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку (импровизация).

☻ Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

☻ Самооценка работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок как целостная система: содержательно-целевой, организационно-практический и контрольно-оценочный компоненты при реализации ФГОС ООО» Лазарева Марина Сергеевна, учитель математики МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»

Слайд 3

Система педагогических целей урока

Слайд 4

Способ Механизм определения Определение целей через содержание Формулировка целей в этом случае идет через обозначе ние темы или основных вопросов, которые будут рассмот рены. Педагог сообщает учащимся те единицы учебной ин формации (законы, правила, алгоритмы...), которые им предстоит усвоить. Определение целей через деятельность учителя Этот способ формулирования целей учителя редко используют в ходе урока в непосредственном контакте с детьми, но именно он чаще всего встречается в конспектах уро ков. Определение целей через деятельность учащегося Эти цели могут быть даны через описания действий уча щихся , ответ на вопрос: что будем делать на уроке? Определение целей через внутренние психические процессы В этом случае речь идет о запуске, актуализации тех про цессов , которые протекают на стороне учащихся. Примера ми такого рода целей могут быть: формирование умения анализировать, развитие познавательной самостоятельности, воспитание чувства ответственности. Основные способы определения целей обучения

Слайд 5

Задачи урока

Слайд 6

Мотивационные умения педагога

Слайд 7

Эмоциональные приемы Поощрение Порицание Учебно-познавательные игры Создание ярких наглядно-образных представлений Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Свободный выбор задания Удовлетворение желания быть значимой личностью Познавательные приемы Опора на жизненный опыт обучающегося Активизация познавательных интересов Создание проблемных ситуации Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий Предъявление заданий на смекалку Использование метода “мозгового штурма” Волевые приемы Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения Рефлексия поведения Прогнозирование будущей жизнедеятельности Социальные приемы Развитие желания быть полезным обществу Создание ситуаций взаимопомощи Сопереживание Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Приемы мотивации обучающихся

Слайд 8

ПРОСТРАНСТВА СОДЕРЖАНИЯ

Слайд 9

СПОСОБЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

Слайд 10

Подходы к работе с учебным материалом на уроке

Слайд 11

ОрганизациоННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ компонент урока

Слайд 12

ЛЮБОВЬ+КОНТРОЛЬ=ДИСЦИПЛИНА

Слайд 13

Формы организации урока

Слайд 14

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология обучения в сотрудничестве; технология развития «критического мышления». информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология инновационной оценки « портфолио »; технология дистанционного обучения. исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Образовательные технологии ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ = ЦЕЛИ + ЗАДАЧИ + СОДЕРЖАНИЕ + МЕТОДЫ + ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 15

Контрольно-оценочный компонент урока

Слайд 16

Функции отметки Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Слайд 17

Спасибо за внимание