Взаимодействие с учителем-логопедом
Конспекты, фото, занятия, совместные проекты, выставки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»
141400, г. Химки Московской области, ул. Бабакина , д 2
тел/факс: 571-60-59, 572-92-70, E-mail: mdou-51zorenka@mail.ru
ОКПО 53120566,ОКОГУ 49007, ОГРН 1035009555360, ИНН\КПП 5047048800\504701001
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ»
Подготовила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Григорьева Н.М.
г.Химки
Успешность и эффективность логопедической работы напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа в целом по развитию и коррекции речи, профессионального контакта логопеда с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, взаимосвязь в закреплении знаний и навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом.
В этом большую роль играют коррекционные часы, которые проводит воспитатель по заданию логопеда. Чтобы грамотно выстраивать данную работу воспитатель логопедической группы должен знать, что дети с диагнозом ОНР- 3 уровня развития характеризуются несовершенством коммуникативных возможностей, спецификой протекания процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, отклонениях в сфере формировании моторных навыков и других психических, физических и социальных процессах. Диагноз детей нашей группы отягчен еще и дополнительным диагнозом – ДИЗАРТРИЯ.
Обращаю внимание воспитателей на то, что особенности развития детей предъявляют к работе воспитателя логопедической группы особые требования – выполнение не только общеобразовательных задач, но и коррекционных, направленных на устранение недостатков сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Это помогает воспитателям составить четкие представления о состоянии развития детей, для того, чтобы в сентябре провести педагогическую диагностику.
Одной из форм коррекционной работы воспитателя с детьми в логопедической группе является коррекционный час. Обращаю внимание на то, чтобы воспитатель четко соблюдал принципы организации коррекционного часа:
1.Принцип занимательности.
Учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.
2.Принцип новизны.
Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольников.
3.Принцип динамичности.
Заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач деятельности детей – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.
4.Принцип комплексности.
Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, формы проведения и интенсивности работ.
5.Принцип полезности.
Предусматривает получение не только положительной, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).
6.Принцип сотрудничества.
Позволяет в ходе деятельности создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Помимо принципов организации коррекционного часа еще предъявляются и особые требования при подготовке к коррекционному часу и проведению.
Воспитатель:
1. Должен четко представлять уровень общего и речевого развития детей и их возможности на данный период.
2.Знать коррекционные задачи и технологии их решения.
3.Выстраивать работу на интересном материале и в игровой форме.
4.Работать во взаимосвязи со всеми участниками единого коррекционного процесса.
5.Вносить коррекционное занятие в план работы, помнить, что оно должно быть многоструктурным: включать части на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие психических процессов, мимики, речевого дыхания, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое и связной речи.
6.Помнить, что отбор речевого материала делается с учетом тематики логопедических занятий, уровнем развития фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторон речи, уровнем развития психических процессов детей. Материал должен быть доступным, но и рассчитан на зону ближайшего развития ребенка.
7.Использовать разнообразный дидактический материал, повышающий интерес у детей и способствующий их развитию.
8.Использовать речевой материал на закрепление в других видах образовательной деятельности и в режимных моментах.
Целью коррекционного часа является коррекция речевых нарушении через развитие речевых и неречевых психических функций.
Исходя из требований и цели определяем задачи коррекционного часа на неделю.
Задачи коррекционного часа:
1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3.Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6.Формирование связной речи.
7.Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Работа в нашей группе строится на основе годового понедельного комплексно-тематического плана и разработок О.С. Гомзяк «Тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя» №1,2,3. Мной (логопедом) планируется работа на неделю по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических и неречевых процессов (развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие мимических мышц), развитию связной речи, формированию наглядных представлений, обучению грамоте, а также индивидуальная работа по автоматизации звуков. Задания подбирают по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы. Также планирую опережающую работу по организации наблюдений, визуальных и практических экскурсий, просмотр фотоматериалов, видеофильмов, чтение произведений, заучивание стихов, раскрывающих лексическую тему. Задания вносятся в тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
Исходя из задач, структура коррекционного часа следующая:
1.Организационный момент – повышение заинтересованности.
2.Развитие общей моторики – выполнение общеразвивающих упражнений в соответствии с текстом стихов.
3.Развитие мелкой моторики – выполнение упражнений для развития пальцев.
4.Развитие артикуляционной моторики – упражнения для челюсти, губ, языка, упражнения на дыхание.
5.Развитие мимических мышц.
6. Развитие фонетико-фонематических процессов – включаем игры и игровые упражнения на закрепление изучаемого звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук, упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе. (2 задания)
7. Развитие лексико-грамматических процессов - в соответствии с программой и темой недели - это обогащение и активизация словаря, образование прилагательных, словообразование и изменение существительных, согласование числительных и прилагательных с существительным, работа над глагольными изменениями и т.д. (1-2 задания)
8.Развитие связной речи – повторение стихов, чтение коротких рассказов, пересказ произведений, составление разного вида рассказов (описательных, из опыта, по наблюдению, по сюжетным картинкам, схемам, плану, творческих), драматизация. Составление предложений по опорным словам и включение их в рассказ.
9.Индивидуальная работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков: проговаривание слоговых рядов, слов с заданным звуком в разной позиции с использованием картинок, введение слова в предложение, повторение стихов.
Остальные дети в это время заняты саморазвитием мелкой моторики.
Примечание: части коррекционного часа по развитию общей, артикуляционной моторики, развитию мимических мышц воспитатели повторяют в течение всей недели с целью отработки произношения текстов и координации движений, а задания по фонетико-фонематическому, лексико-грамматическому развитию, связной речи ежедневно заменяются. Структура коррекционного часа может несколько изменяться в зависимости от того, какой материал по объему включен в части развития связной речи. (Примеры по содержанию каждой части коррекционного часа привожу из недельных планов).
Дополнительно индивидуальная работа по закреплению и автоматизации поставленных звуков проводится и в утренние и вечерние часы, в теплое время года – и на прогулке.
Задания по развитию лексико-грамматических процессов, связной речи распределяются в течение недели и включаются в другие виды занятий.
В работе обязательно используется наглядный материал: картинки, карточки, схемы, буквы (подготовительная подгруппа), тетради, раздаточный дидактический материал – фишки, кружки, карандаши, палочки, ленточки, снежинки, вырезанные из бумаги, шишки, желуди, листики и т.д.
При подготовке к проведению коррекционного часа провожу собеседование воспитателем по проведению и выполнению детьми заданий, использованию дидактического материала.
Таким образом, в содержание коррекционного часа включаем: выполнение с детьми различных игровых упражнений и дидактических игр на развитие общей, мелкой и речевой моторики, на автоматизацию или дифференциацию изучаемых и уже поставленных звуков, развитие внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия, на закрепление навыков произношения слов разной слоговой структуры, включение звуков во фразовую речь, образование новых слов, словообразований, словосочетаний, звуко–слоговой и буквенный анализ и синтез слогов и слов, работу над предложением и работу над связной речью, на развитие оптико-пространственных ориентировок, графомоторных навыков, т.е. на автоматизацию и закрепление изученного материала, а также на опережение изучаемого материала: визуальные наблюдения (фото, открытки, видеофильмы), наблюдения и экскурсии.
Коррекционный час проводится во второй половине дня с 15.3 до 16.00, т.е. длительностью 30 минут после проведения воздушно - закаливающих процедур.
Разграничение функций логопеда и воспитателя при подготовке и
проведении коррекционного часа:
ЛОГОПЕД | ВОСПИТАТЕЛЬ |
1.Подбирает и планирует упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимических мышц и дыхания. | 1.Подбирает и изготавливает дидактический материал. Выполняет данные упражнения ежедневно. |
2.Подбирает игровые упражнения или дидактические игры на развитие фонетико-фонематических и лексико- грамматических процессов. | 2.Проводит игры с детьми на наглядном, звуковом, практическом материале. |
3.Развитие связной речи. Планирует конкретные произведения, игры, наглядный материал. | 3. Следит за произношением в быту и на занятиях по заданию логопеда автоматизирует звуки. |
4.Индивидуальная работа по постановке непроизносимых или искаженных звуков. Готовит артикуляционный уклад дефектных звуков ставит их, автоматизирует, работает над дифференциацией звуков. Вводит звук в слог, слово, предложение, потешки, стихи, фразовую речь. | 4. По заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата, закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, дифференцирует от смешиваемых фонемам на слух и в произношении., используя речевой материал, картинки, символы, рекомендованные логопедом. |
5.Взаимопосещения занятий желательны. Логопед посещает коррекционные часы с целью наблюдения за деятельностью воспитателя и детей. | 5.Взаимопосещения занятий желательны. Воспитатель посещает занятия логопеда с целью изучения методов и приемом коррекционного воздействия, помогает слабым детям. |
6.Проводит предварительную работу. Согласно изучаемой теме планирует рассматривание предметов, изображений, фото и киноматериалов, организацию экскурсий и наблюдений. | 6.Проводит рассматривание, обследование, экскурсии. |
7.Консультирует по вопросу коррекционного часа. | 7.Читает и беседует по рекомендуемым произведениям, заучивает и повторяет стихи, обучает составлению различных рассказов по изучаемой теме. Организует игры- драматизации. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»
141400, г. Химки Московской области, ул. Бабакина , д 2
тел/факс: 571-60-59, 572-92-70, E-mail: mdou-51zorenka@mail.ru
ОКПО 53120566,ОКОГУ 49007, ОГРН 1035009555360, ИНН\КПП 5047048800\504701001
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РАБОТА ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Подготовила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Григорьева Н.М.
г.Химки
Работа с родителями - одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного года.
После обследования детей провожу индивидуальную беседу с родителями детей с нарушениями речи. Во время беседы уточняю анамнестические сведения, анкетные данные, сообщаю результаты обследования родителям. Знакомлю родителей с речевыми картами детей. Направляю по необходимости родителей на консультацию к стоматологу, психологу, невропатологу и к другим специалистам, объясняя им необходимость комплексного воздействия на ребенка.
Основная моя задача на первых этапах работы с родителями - стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого поясняю необходимость логопедической работы, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные приемы последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Провожу обучающий семинар – практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков).
Беседа проводится в доброжелательном тоне. Я стараюсь не употреблять резких терминов, как «дефект речи», «нарушение» - меняю их на слова («трудности», «проблемы»). Это располагает родителей, и они стараются выполнить все рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Каждому из родителей показываю, как надо правильно обучать детей тому или иному звуку, как правильно сделать артикуляционную гимнастику, привлекаю их к работе над речью ребенка дома. Внимательно изучив отношение родителей к ребенку, я даю рекомендации не допускать высмеивания его речи, угроз при требовании говорить правильно, т.к. это тормозит речевые успехи. Очень эффективным является выступление родителей на собраниях, когда они рассказывают о работе над речью своих детей.
Один из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является их посещение индивидуальных занятий. Особенностью моей работы, как логопеда детского сада является то, что для родителей раз в неделю я провожу занятия в вечернее время. Во время занятий показываю свои методы и приемы, даю консультации. Рассказываю об особенностях работы с данным ребенком, учитывая все возможности ребенка, даю рекомендации. Постепенно родители начинают активно участвовать в коррекционном процессе, это дает отличные результаты: родители замечают, что совместные занятия улучшают их отношения с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий. Знакомлю родителей с методами и приемами работы с детьми.
Родителям детей старшего дошкольного возраста разъясняю возможность и нужность чистого произношения будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой.
Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой режим ребенка.
Через 2-3 месяца работы с ребенком родители заполняют анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (см ниже) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей.
После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения .
Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению.
Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы.
Анкета для родителей
1. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедическом кабинете? В какую сторону? Что способствовало изменениям? ________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Речь вашего ребенка в начале обучения?
звукопроизношение_______________________________________________________________________________________________________________
развитие речи __________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Какие сдвиги сейчас?
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Устраивает ли Вас работа логопеда? Если нет, то чем? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультационная работа с родителями ________________________
______________________________________________________________
Взаимоотношения логопеда с родителями_______________________
______________________________________________________________
Проведение занятий_________________________________________
______________________________________________________________
5. Изменилось ли ваше отношение к логопедическим занятиям? _______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Ваши замечания, пожелания, предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»
КОНСПЕКТ
интегрированного досуга
Тема: «Пуговица»
(старшая логопедическая
группа №7 «Пчёлки»)
Провели: 07.02.2018
Подготовили: Григорьева Н.М.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Воспитатели гр. №7:
Ларина Е.В. высшая квалификационная категория
Игнатюк И.Е. первая квалификационная категория
Тема: «Пуговица»
Цели:
Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с историей пуговицы. Актуализировать словарь по теме «Одежда». Закрепить знания детей о форме, цвете, материале, из которого сделаны предметы. Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, дательного падежа существительных с предлогом К и без предлога, глаголов-антонимов. Учить составлять рассказ о предмете по опорной схеме.
Коррекционно-развивающие: Развивать внимание, мышление, память, творческие возможности. Развивать знаково-символическую деятельность.
Развивать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа слов.
Воспитательные: Прививать интерес к обычным предметам нас окружающим, к творчеству, учить детей помогать друг другу в проведении исследовательской деятельности.
Сохранять здоровье детей путём проведения массажа пуговицами (пуговичный коврик), развития мелкой моторики (с помощь пуговицы).
Оборудование. Предметные картинки с изображением мужской рубашки, свитера, мужского пиджака, пальто для девочки или женщины для подведения к теме, а также другие предметы одежды с пуговицами. Листки с изображением нескольких пуговиц с 4-мя отверстиями. Маркер. Маркерная доска. Простые карандаши. Рисунки «Чья пуговица?» по числу детей. Звуковые дорожки из трёх квадратов для определения места звука в слове. Синие, красные и зелёные пуговицы. Пуговица для массажа. Опорная схема для составления рассказа о предмете. Коробка – пуговица с сюрпризом.
Предварительная работа: изготовление массажного коврика из пуговиц, игра «Подбери подходящую по цвету пуговицу», «Назови форму пуговицы».
Ход занятия
Подведение к теме.
На доске или слайде картинки с изображением пиджака, пальто (женского), свитера, рубашки.
Логопед: Ребята, сейчас мы поговорим об одном предмете, очень необходимом человеку.
Рассмотрите картинки и назовите одним словом всё что изображенное (Одежда). Найдите предмет, который не подходит к остальным.
Дети могут сказать, что лишнее пальто, потому что остальные вещи мужские. Следует обратить внимание, что это правильно, но может быть и ещё один ответ.
Дети: Это свитер, потому что у него нет пуговиц, а у остальных они есть.
Логопед: Да, верно. Вот мы и поговорим о таком важном, необходимом, но таком маленьком предмете как пуговица. Немного расскажу вам об её истории. Пуговица – это небольшой предмет любой формы с отверстиями или ушком для пришивания к одежде, застежка на одежде или других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застегивание. Само слово «пуговица» произошло от слов пугать, пугалка, а возможно от слова пугва, т.е. выпуклость, горбок.
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды косточками животных, шипами растений, палочками. В Древнем Египте уже использовались пряжки, или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Однако, кто именно изобрел пуговицу, неизвестно. Одни ученые склонятся к тому, что это были греки или римляне, другие – что пуговица пришла из Азии, где делались они преимущественно из слоновой кости.
Воспитатель: Давайте рассмотрим пуговицы. Какого цвета бывают пуговицы? Каким образом их подбирают?
Дети: Пуговицы бывают разных цветов. Их подбирают к цвету одежды.
Воспитатель: Рассмотрим, какой формы они могут быть. (Дети называют форму).
Образование относительных прилагательных.
Воспитатель: Из каких только материалов не изготавливают пуговицы! Из ракушек, из металлов, из скорлупы, из пластмассы и многих других. Какими по материалу пуговицы будут?
Дети: Из пластмассы – пластмассовые, из камня – каменные, из золота – золотые, из серебра – серебряные, из меди – медные, из кости – костяные, из железа – железные, из янтаря – янтарные, из дерева – деревянные, из стекла – стеклянные, из кожи – кожаные, из фарфора – фарфоровые, из глины – глиняные.
Воспитатель: Молодцы, а теперь подумайте, кому нужны пуговицы. Бывают ли специальные пуговицы? Людям каких профессий они нужны.
Дети: Специальные пуговицы на одежде военных, моряков.
Воспитатель: Пуговицы для детей какие? (Детские). Для мужчин? Для женщин? Детские пуговицы и пуговицы для взрослых различаются?
Дети: Да. Формой, цветом, величиной.
Образование детального падежа с предлогом К.
Логопед: К какой одежде, к чему можно пришить пуговицу?
Дети: Пришить пуговицу можно к кофте, к пиджаку, к халату, к жакету, к карману, к поясу, к манжетам, к рубашке, к шортам, к брюкам.
Игра с пуговицей (мелкая моторика).
Логопед:
1. Обследование пуговицы;
2. Передаем пальцами одной руки к пальцам другой руки;
3. Покрути «колёсико».
Развитие внимания.
Воспитатель: Найдите две одинаковые пуговицы.
Разные способы пришивания пуговиц. Развитие внимания. Закрепление графических навыков.
Воспитатель: Пуговицы можно пришивать разными способами. Давайте рассмотрим.
Воспитатель: рисует на доске пуговицы и способы их пришивания. Детям раздают листки, на которых нарисованы пуговицы с четырьмя отверстиями. С помощью карандаша нужно нарисовать различные способы пришивания.
Образование притяжательных прилагательных. Развитие внимания.
Детям раздают листки с рисунком (чёрно-былым) и карандаши. Логопед поясняет, кто изображён на рисунке, и имена некоторых из них.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите рисунок. Соедини линией пуговицу с человеком, которому она принадлежит. Чья пуговица?
Дети соединят линиями. Образуют притяжательные прилагательные: папина, бабушкина, дедушкина, Танина, Колина.
Развитие фонематического восприятия и навыка звуко-слогового анализа.
Раздают тарелочки с синими и зелеными пуговицами, звуковые дорожки.
1. Закрепление навыка определения количества слогов в слове.
Логопед предлагает выбрать предметные картинки той одежды, у которой есть пуговицы, и просит выложить перед собой на столе столько пуговиц, сколько слогов в этом слове.
Логопед: Выложи столько пуговиц, сколько слогов в слове. В слове кофта сколько слогов?
Дети: Два. Выложим две пуговицы. (Дети выполнят задание).
2. Игра «Найди место звука в слове».
Логопед: Дети, я буду называть слова. Вы должны внимательно слушать, чтобы понять какой звук в слове – мягкий или твёрдый и выбрать пуговицу синего или зелёного цвета. Ещё вы должны услышать, в каком по счёту слоге этот звук, чтобы положить выбранную пуговицу на правильный квадратик звуковой дорожки.
Подбираются слова с теми согласными звуками, которые знакомы детям (С, Сь).
Детям раздают звуковые дорожки, они определят, какой звук в слове – мягкий или твёрдый, место звука (начало, середина или конец), а затем кладут пуговицу на нужное место. Например, слово суп. Дети определили, что в слове твердый звук С, он в начале слова, поэтому кладут синюю пуговицу в первый квадратик звуковой дорожки.
3. Игра «Собери бусы».
Логопед: Выполняем звуковой разбор слова. (Слово выбирается из пройденных звуков).
Например, детям знаком звук С. Логопед подбирает слова с этим звуком, а дети выкладывают дорожку.
Образование глаголов – антонимов.
Логопед: Ребята, что можно делать с пуговицей?
Дети говорят свои варианты.
Логопед: Теперь подумайте и скажите слова, противоположные по смыслу тем, которые вы услышите, то есть «слова наоборот».
Терять – (находить); Уронить (поднять); Пришить (оторвать); Продать (купить); Бросить (поймать)…
А ещё пуговицами можно сделать массаж.
Массаж рук на массажных ковриках, сделанных из пуговиц.
Раздают коврики, дети перебирают пуговицы, водят по поверхности пуговиц ладонями.
Составление рассказа по опорной схеме.
1. О чём рассказ. Какое количество отверстий бывает у пуговиц?
2. Цвет.
3. Величина.
4. Форма.
5. Материал, из которого сделаны пуговицы.
6. К какой одежде пришивают.
7. Кому нужна эта одежда (мужская, детская или женская). Людям каких профессий.
8. Что можно делать с пуговицами.
Игра на развитие воображения и творческих способностей «Вот так пуговица!»
Продуктивная деятельность. Развитие мелкой моторики.
Воспитатель: Сколько же мы узнали о пуговицах! У нас на столе есть большая пуговица, мы можем обвести ее, а потом дорисовать таким образом, чтобы из пуговицы получилось что-то другое, может предмет, а может насекомое, может игрушка или животное.
Дети дорисовывают новый предмет.
Итог.
Логопед: Молодцы. Многое узнали сегодня о пуговицах. А сейчас вас ждет сюрприз. (Из большой пуговицы-коробки достают угощение).
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»
141400, г. Химки Московской области, ул. Бабакина , д 2
тел/факс: 571-60-59, 572-92-70, E-mail: mdou-51zorenka@mail.ru
ОКПО 53120566,ОКОГУ 49007, ОГРН 1035009555360, ИНН\КПП 5047048800\504701001
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«БЕСЕДЫ ЛОГОПЕДА»
Подготовила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Григорьева Н.М.
г.Химки
Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно:
Как зовут и кем ты будешь,
И кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он попросит: порычи,
Он попросит: помычи,
Пошипи и пожужжи
И язык мне покажи.
Хорошо пройдет беседа
У меня у логопеда!
А сегодня на «Беседы логопеда» приглашены вы, уважаемые коллеги.
Логопедическая коррекция представляет собой целенаправленный сложный процесс, охватывающий все стороны речевых навыков дошкольников.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Развитие навыков связной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие навыков фонематического анализа синтеза.
- Обучению правильному употреблению ряда грамматических категорий.
- Обучение грамоте.
Вся эта работа направлена на формирование готовности у детей к обучению в школе.
«Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство.
Это, мы взрослые, дарим детям готовность к обучению через умение слушать, говорить, думать.
Первые и самые важные учителя у ребёнка - родители.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в детском саду №51 «Зоренька» г.Химки, работа с родителями проводится в разнообразных формах. Её можно разделить на 2 блока: Индивидуальные консультирования, коррекционно-оздоровительный блок.
На протяжении всего учебного года систематически проводим индивидуальное консультирование родителей. Консультация логопеда - в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребёнка, показываем приёмы работы с ребёнком, подчёркиваем успехи и трудности ребёнка.
Психолог - исследует личностные особенности ребёнка, консультирует родителей по результатам диагностического обследования, помогает скорректировать условия семейного воспитания.
Воспитатель - знакомит с режимными моментами родителей, помогает в выполнении заданий.
В нашем саду работу с родителями, поступившими к нам в группу, мы начинаем с Дня открытия дверей. Родители знакомятся с групповыми комнатами, развивающей средой, работой специалистов, с медицинской комнатой, где их знакомят с программой оздоровления детей.
Мы проводим анкетирование, которое позволяет выявить реальные родительские запросы.
Ежемесячно в родительском уголке обновляем подборку тематических материалов: «Наши правила», «Тренируем язычок», «20 простых советов логопеда» и т.д. В нашей группе уже существует давняя традиция: при поступлении детей в логопедическую группу проводим «День рождения группы». Это праздник для детей и родителей. Проводим два раза в год открытие занятия для родителей.
Далее знакомимся с коррекционно-оздоровительным блоком. Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начинаем практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж щек, губ, языка. Обучаем родителей артикуляционной, пальчиковой гимнастики, обучаем элементами дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Родители с удовольствием идут на контакт с нами, выполняют все рекомендации, создаётся положительная мотивация коррекционных занятий.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативных логопедических занятий показали, что добиться положительного результата в логопедической работе можно: организационно-сюжетная основа фронтальных занятии должна быть беспредельно разнообразной. Я назову некоторые формы организации занятия с использованием сказочных сюжетов, элементов фольклора, воображаемых путешествий, приключении и т.д.
При изучении гласных звуков, в моей практике, стало уже традицией проводить «Праздник гласных звуков. Бал в красном замке».
При изучении согласных звуков мы бываем в гостях у хозяйки Синего замка: «Сегодня хозяйка синего замка будет угощать нас продуктами, в названии которых есть звук «М». У нас бывают и «зеленые дни». Дети приходят с игрушками зелёного цвета, в одежде зелёного цвета. Занятия проводим в зимнем саду, это мы изучаем мягкие согласные звуки. Самое главное, чем мы руководствуемся - занятие от начала до конца должно быть добрым, а заканчиваем - горячими выражениями радости и их похвалы.
Мы, педагоги, должны помнить, что подстёгиваем любопытство ребёнка, разжигаем желание говорить о том, что он видел, узнал и испытал.
Мы постоянно общаемся с ребёнком, воспитываем личность. Мы стремимся к тому, чтобы всё способствовало стать ребёнку физически, социально и интеллектуально совершенным.
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
2. Спрашивайте ребенка в середине занятия.
3. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
5. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
6. Используйте на занятиях визуальную поддержку.
7. Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения на снижение тревожности.
8. Снижайте количество замечаний.
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10. Наказывая ребенка, не унижайте его.
11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.
12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.
13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
14. Избегайте длинных нотаций!
15. Обратите внимание на ваш стиль работы (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).