Кубановедение

Костянецкая Наталия Владимировна

Методические материалы по курсу "Кубановедение"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кавказский природный биосферный заповедник – одно из красивейших мест в мире . Костянецкая Наталия Владимировна МБОУ СОШ № 51учитель начальных классов

Слайд 2

Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. В заповеднике запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности. Заказник – территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты.

Слайд 4

Кавказский государственный биосферный заповедник. Заповедник был создан в 1924 году. Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров. Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя и др.

Слайд 5

В Красную книгу России занесено 55 видов растений, произрастающих на территории Кавказского заповедника . подснежник сосна пицундская инжир карийский ягодный тис лютик падуб колхидский

Слайд 6

В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 - птиц, 15 -пресмыкающихся, 9 –земноводных, 21 – рыб. чёрный аист снежный барс косуля афалина пятнистый олень жук-олень

Слайд 8

По территории заповедника протекают реки: Мзымта, Хоста, Шахе, Сочи, Белая, Малая Лаба и др. Здесь насчитывается более 120 озер. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда лишь к середине лета. Самое большое озеро заповедника – озеро Безмолвия. Особой красотой отличаются озера Хуко, Кардывач, Голубое и Ацетукские озера.

Слайд 9

В заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу. Запрещается жечь костры, собирать ягоды и грибы. Б Е Р Е Г И Т Е П Р И Р О Д У !

Слайд 10

Используемые ресурсы http://carabin.ru/photo/domb2007/img_7233.jpg - фон первого слайда http://image.newsru.com/pict/id/large/1248652_1266308054.gif - вид с озером http://mapru.com/forum/index.php?s=c31ef05f84c2fbc9b28d510558746712&act=attach - карта заповедника http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/23/Galanthus_nivalis.jpg/265px-Galanthus_nivalis.jpg - подснежник http://www.rodniki.bel.ru/derevo/img/pinus_brutia_2.jpg - сосна пицундская http://img-fotki.yandex.ru/get/4105/puschistayamari.3/0_1acd1_3975dd9_M - инжир http://kgbz.narod.ru/IMG/TisYgod.JPG - ягодный тис http://flower.onego.ru/lukov/ena_4584.jpg - лютик http://molbiol.ru/forums/uploads/a001/b081/post-12150-1204366899.jpg - падуб колхидский http://www.peacekaz.net/wp-content/uploads/black_aist.jpg - чёрный аист http://www.apus.ru/im.xp/049050053048056055053057057.gif - косуля http://mau.ru/pub/wild/snow.jpg - барс http://www.hitech-dolphin.com/image-files/bottlenose-dolphin-picture-2-480.jpg - афалина http://plants-and-animals.ru/images/articles/piatn_olen3.jpg - пятнистый олень http://www.insects.org/images/stag.jpeg - жук-олень http://www.krykiet.com/european_bison.jpg - зубр http://kakadu.509.com1.ru/zooclub/wild/691.jpg - тур http://ecotourism-russia.ru/db.img/kavkaz_small.jpg - фото на восьмом слайде


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Архитектура Кубани и Краснодара. Храмовое строительство.» Костянецкая Н.В. МБОУ СОШ № 51

Слайд 2

В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. Активное участие в этой борьбе принимали казаки. За это царица Екатерина даровала им землю, на которой переселенцы стали возводить храмы.

Слайд 3

Загадки 1. На молитву созывает, а сам в церкви не бывает… 2. Выше церкви ленточка… 3. Спиной к стене, а лицом к избе… 4. Тень, тень, потетень, выше города плетень… колокол крест икона церковь

Слайд 4

Худое слово с языка Здесь не слетит, Светлеют лица, И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться. М. Просянников. Что составляет синтез храмового искусства? Росписи, фрески, иконы, церковная утварь, одежда священнослужи- телей, музыка, содержание священных книг

Слайд 5

В конце урока вы должны ответить на вопросы: 1.Назовите знаменитых архитекторов Кубани конца19- начала 20 веков, принимавших участие в строительстве храмовых построек. 2. Какой стиль архитектуры они использовали? 3. Когда и почему были разрушены храмы на Кубани? 4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение православных храмов на духовные ценности кубанцев ? 5. Назовите действующие храмы Краснодара, построенные в конце 19 века.

Слайд 6

1 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал 2 3 4 5 6 Устройство Московского храма Христа Спасителя

Слайд 7

Сравните с устройством Московского храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар Построен на территории Краснодарского краевого консультативно- диагностического центра. Два купола украшены звездами. 1 2 3 4 5 6

Слайд 8

Александро – Невский собор первоначально был деревянным. В 1872 г. архитекторы Иван и Алексей Черники на месте войскового деревянного построили новый каменный . В годы советской власти он был разрушен. Восстановлен в 2006 г. В честь кого он назван ? Был назван в честь новгородского князя Александра Невского, поднявшего русский народ в 1240 году на борьбу со шведами. Остаток жизни он провёл в церкви и впоследствии был канонизирован в святые. Белый храм в Краснодаре

Слайд 9

Екатеринодарские соборы архитектора И. К. Мальгерба Свято- Троицкий храм. (1899-1910 ) Свято-Екатерининский храм ( 1900- 1914 )

Слайд 10

Храм святого пророка Илии( архитектор Н. Г. Петин) Ильинская Братская церковь ( 1892 -1907),построенная в память о безвременно умерших во время страшного поветрия холеры, налетевшего на Екатеринодар летом 1892 года.

Слайд 11

Разрушение церквей на Кубани в 20-30 годы 20 столетия Немеет на плахе наш Белый собор, Снимите папахи, смотрите в упор. В.А.Домбровский. Советская власть пришла на Кубань весной 1920 года. Советы принимали решения о разрушении храмов. Было уничтожено и закрыто 164 прихода.

Слайд 12

Свято- Троицкий собор, Выселковский район (1914 г.) Огонь от пылающих икон был выше здания. Жители станицы Новодонецкой на долгие годы остались без православного храма. Свято- Вознесенский храм, Динской район Собор чудом уцелел. В 1933 году было решено использовать его под зернохранилище.

Слайд 13

Возрождение и строительство новых храмов – единственно верный путь, благословенный Господом. 21 век. Возврат духовных традиций происходит по всей Кубани. «Твори добро и забывай об этом»

Слайд 14

Храм Рождества Христова Свято – Никольский 19 декабря 1997года произошла закладка Свято - Никольского храма в селе Белая Глина, который строится на пожертвования селян.

Слайд 15

Задание: выполнить эскиз храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал

Слайд 16

В конце урока вы должны ответить на вопросы: 1.Назовите знаменитых архитекторов Кубани конца19- начала 20 веков, принимавших участие в строительстве храмовых построек. 2. Какой стиль архитектуры они использовали? 3. Когда и почему были разрушены храмы на Кубани? 4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение православных храмов на духовные ценности кубанцев ? 5. Назовите действующие храмы Краснодара, построенные в конце 19 века.

Слайд 17

Домашнее задание: Выполнить презентацию на тему: «Самый красивый храм моего посёлка»

Слайд 18

Прихожане в храме- Храм Христа Спасителя в Москве- http://drevo.pravbeseda.ru/images/001/000001.jpg http://www.xpam-xpicta.ru/gal/ico/images/DSC04682.jpg Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0006512b.jpg Александро – Невский собор, г. Краснодар- http://kubanphoto.ru/photos/4323/91220.jpg Свято- Троицкий храм, г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0002532b.jpg Свято-Екатерининский храм, г.Краснодар - http://darkaterina.narod.ru/kat.jpg Храм Святого пророка Илии , г.Краснодар - http://krasnodarskiy-kray.ru/51.jpg Свято- Вознесенский храм, Динской район – фото из фильма Свято – Троицкий собор, Выселковский район - фото из фильма Свято – Никольский храм, село Белая Глина – авторское фото Храм Рождества Христова, г Краснодар- http://www.yuga.ru/media/hram_rozhdestva_b01.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Почва – это верхний плодородный слой земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород, останков растений и животных.

Слайд 5

Чернозем На Азово-Кубанской равнине расположены черноземные почвы. Черноземные почвы активно пропускают воздух, необходимый растениям. На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие растения.

Слайд 7

Подзолистая почва Серая лесная почва В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы.

Слайд 9

Луговая почва Болотная почва В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Плавнево-луговые и болотные почвы приобрели большое зна-чение, когда на Кубани стали возделывать рис. Эти почвы имеют ржаво-бурый цвет.

Слайд 10

Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек почвы. Что вы видите? ВЫВОД: в почве содержится воздух. Размешаем почву палочкой и отставим в сторону.

Слайд 11

Нагреем почву. Что видите? ВЫВОД: это сгорает перегной, который образовался из останков растений и животных.

Слайд 12

Возьмите стакан с водой и почвой. Что мы наблюдаем? ВЫВОД: в почве содержатся глина и песок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Т Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» 1 . Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко) б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков) 2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца (3 очка) б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков) в) буду наблюдать издали (1 очко) 3 . Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков) б) расспрошу об этом учительницу (2 очка) в) не пойду (1 очко) 4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними? а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко) б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков) в) закопал бы в землю (3 очка)

Слайд 3

Проект « Красная книга, или возьмём под защиту»

Слайд 4

Цель проекта: Познакомиться с Красной книгой, расширить и углубить знания об исчезающих видах растений и животных; Научимся соблюдать Правила друзей природы. Будем учиться находить нужную нам информацию в дополнительной литературе. Задачи проекта:

Слайд 5

Охрана природы – дело народа: твоё, моё, наше.

Слайд 6

Главная задача человека – сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа – наш большой друг, без нее человек не сможет прожить. Поэтому наш долг- бережно относиться к природе, охранять животных и растения, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения.

Слайд 7

Ландыш

Слайд 8

Медуница

Слайд 9

Стрекоза

Слайд 10

Адмирал

Слайд 11

Шмель

Слайд 12

Божья коровка

Слайд 13

Мать-и-мачеха

Слайд 14

Скворец

Слайд 15

Ёж

Слайд 16

Паук

Слайд 17

Муравьи

Слайд 18

Колокольчики

Слайд 19

Синица

Слайд 20

Лягушка

Слайд 21

Ящерица

Слайд 24

Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.



Предварительный просмотр:

Тесты по кубановедению для учащихся 3 класса

Тест по кубановедению     1 четверть

  Ф.И.________________________________________________

1.

2.

Что такое рельеф?
а)- природа края
б)- форма территории края
в)- форма земной поверхности

К формам рельефа не относятся:

а)- горы

б)- почвы

в)- равнины

3.      Что такое Цахвоа?

        а)- гора

        б)- река

        в)- равнина

4.      Быстрое движение земной коры – это:

        а)- наводнение

        б)- землетрясение

        в)- ураган

5.      Бора – это:

       а)- воздушный атмосферный вихрь

       б)- холодный сильный ветер, часто дует в районе Новороссийска

       в)- сухой ветер

6.     К водоёмам Краснодарского края не относится:

       а)- Бейсугский лиман

       б)- озеро Байкал

        в)- река Протока

7.     В состав почвы входят:

       а)- вода, воздух, песок, цемент

       б)- вода, воздух, песок, перегной

       в)- поваренная соль, сахар, песок, глина

8.    Какое растение не встречается в Краснодарском крае:

        а)- подорожник

        б)- морошка

        в)- ромашка

9.     В горах не обитают:

       а)- суслики

       б)- зубры

  в)- медведи

10. Какой из грибов несъедобный:

      а)- подосиновик

      б)- ложный опёнок

      в)- рыжик

11. Какой древнегреческий город существовал на месте современной станицы Тамань?

     а)- Гермонасса

     б)- Горгиппия

     в)- Фанагория

12. В каком году был основан город Екатеринодар?

      а)- 1792

      б)- 1793

      в)- 1802

13. Какое сочетание цветов соответствует цветам флага Краснодарского края?

      а)- белый, синий, красный

      б)- синий, малиновый, зелёный

       в)- белый, зелёный, красный

14. Что изображено на современном гербе Краснодарского края:

     а)- храм

     б)- казачья хата

      в)- крепостная стена

15. Слова гимна «Ты, Кубань, ты наша родина» написал:

      а)- К. Образцов

      б)- З. Чепега

       в)-  В. Захарченко

16. Какой город является столицей республики Адыгея?

      а)- город Черкесск

      б)- город Майкоп

      в)- город Нальчик

Тест  «Лента времени»

 Ф.  ____________________

1.Временной отрезок 365(366) дней  -______________________

2. 1000 лет - ___________________

3. Рядом с арабской поставь римскую цифру – 5 век______, 17 век ______,

9 век _________, 13 век ________

4. Рядом с римской поставь арабскую цифру – XΙ век ____, ΙX век_______,

4 век _________,  6 век_________

5. В каком году был основан город Екатеринодар - ____________________

6. В каком Веке был основан город Екатеринодар - ____________________

7. Годы Великой Отечественной войны -_____________________________

8. Когда жили древние люди на территории Кубани - __________________

9. Чем занимались меоты - _________________________________________

Какие племена занимались кочевым скотоводством и воинским делом - ______________________

10. В каком году Екатеринодар переименовали в Краснодар - __________________

11.  У каких народах в VΙ веке до н.э. основное занятие была торговля - __________

12.Древнегреческий город Горпиппия существовал на месте современного - _______________________________________________________________________

13.Древнегреческий город Гермонасса существовал на месте современной станицы - ______________________________________________________________

14. Древнерусское Тмутараканское княжество существовало в _______ веках.

15. В - _______году в городе ____________ прошли Зимние Олимпийские игры.

16.Имя царицы, даровавшей казакам кубанские земли - ______________________

Тест (карточки). Работа в парах.

Ф.  ____________________

Выделить правильный ответ.  

а) Какие события обозначают даты 1941-1945гг?

                1. Гражданская война

                2. Великая Отечественная война

                3. Афганская война

б) Назвать имя кубанской крестьянки, известной во всём мире своим материнским подвигом.

                1. Степанова

                2. Васильева

                3. Фёдорова

в) Сколько сыновей вырастила и потеряла в годы войны эта мужественная женщина?

1. семь сыновей

2. восемь сыновей

3. девять сыновей

г) Сколько времени длились военные действия на Кубани?  

                1. один год

                2. два года

                3. три года

д) Как называли фашисты девушек-лётчиц, которые ночью сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны?

                1. ночные колдуньи

                2. ночные бомбардировщики

                3. ночные ведьмы

е) Сколько дней шли кровопролитные бои на Малой Земле?          

        1.   255  дней

2.   235  дней

3.   225 дней        

Итоговый тест за 1 полугодие 3 класс

Ф.  ____________________

1. Выбери правильный ответ и обведи его кружочком.

На карте России Краснодарский край находится:

а) на востоке     б) на юге         в) на севере           г) на западе

2. Администрацию Краснодарского края возглавляет: 

Мэр,      Губернатор,         Президент

3.Кубанские земли казакам даровала:

Екатерина I;    Екатерина II;    Елизавета.

4. Стрелками соедини современное название населённого пункта с бывшим:

Тамань                                   Екатеринодар

Краснодар                             Горгиппия

_________                              Гермонасса

Допиши недостающее название города. Чем известен этот город?____________________________

5. Соедини стрелочкам название символа и его определение  

  Гимн            прикрепленное к древку полотнище   определенного размера и цвета

  Флаг               официальная эмблема государства

  Герб                торжественная песня

6.Укажи цифрами последовательность  следующих исторических событий:

       Начало Великой Отечественной войн

       Основание города Екатеринодара

8.Подчеркни, какой из водоёмов искусственный:  

 море,       водохранилище,          лиман

9. Какие водоёмы есть в нашем крае?

·Азовское море·Балтийское море·озеро Байкал

10. Исключите лишнее название.

а) Кубань,    б) Ея,       в) Кардывач,      г) Белая.

Обоснуй свой выбор._______________________

 11. Проведи стрелки, которые соединят названия курортов и их целебные возможности.

Горячий Ключ                                             иловая грязь

Ейск                                                              сероводородные источники

Мацеста                                                        минеральная вода

12. Подчеркни правильный ответ. Автор гимна Константин Образцов являлся:

 Атаманом         Войсковым священником              Ремесленником

13. Когда Кубань была полностью освобождена от фашистских захватчиков?_____

14.  Напиши названия (по 1 к каждому определению):

Город-герой   _________________________________________________________

Город-курорт _________________________________________________________

Город, в котором есть аэропорт _________________________________________

Город, находящийся на берегу реки Кубань _______________________________

15.Как называется заповедник, находящийся на территории Краснодарского края (подчеркни):

Тебердинский,        Северокавказский,           Кавказский биосферный заповедник

Тест

Ф.  ____________________

Вставь пропущенные слова:

1. В конце 18 века Россия воевала с ____________________   за выход к берегам Чёрного моря.

2. За подвиги в сражениях царица _________________ даровала казакам грамоту на владение кубанскими землями.

 3. Первый отряд казаков под командованием полковника _____________________ высадился в августе 1792 года на берегу Тамани.

4. Второй отряд во главе с атаманом __________________________________, двигаясь посуху подошёл к Ейскому укреплению.

5. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьёй __________________________________.

Тест 3 четверть

Ф.  ____________________

Исторические события

Середина Ι тыс. до н.э.  _______________________________________________

1557г._______________________________________________________________

1792г._______________________________________________________________

1793г._______________________________________________________________

1914г._______________________________________________________________

1920г._______________________________________________________________

1941-1945г.__________________________________________________________

1942-1943г.__________________________________________________________

1995г. ______________________________________________________________

2014г._______________________________________________________________

Викторина

Ф.  ____________________

  1. Какая река самая большая в Краснодарском крае?

А)р. Белая;   Б)р. Ея;   В)р. Кубань;   Г)р. Лаба; Д)р. Челбас.

2.  Сколько в республике Адыгея городов?  ( Если сможешь, то напиши их названия).

А) 1   Б) 2   В) 3    Г) 4    Д)5.___________________________________________________

3. Какая гора является высшей точкой Краснодарского края?

А)Ахун;   Б)Фишт;   В) Цахвоа;   Г) Агой;   Д)Чугуш.

4.Какое озеро самое большое в крае?

А) Ханское;   Б)Чембурка;   В) Кардывач; Г)Абрау.

5.Как называлось  жилище казаков?

А) Дом;   Б);   В)хата;   Г)изба;   Д)квартира.

6.Сколько комнат было в доме Казака?

А) 1 большая комната;   Б) 2 комнаты;   В) 3 комнаты;       Г) 4 комнаты;       Д)5 комнат.

7. Как называлась высокая меховая шапка казака?

а

а

а

8. «Красный угол» - это

А) место, где собиралась вся семья, что бы поговорить;

Б)  место, где стояли иконы;

В) место, где казаки кушали;

Г) место, где спали.

9. Переставь буквы местами и узнай названия блюд кубанской кухни:

 А) щобр- _________________________

Б) наривеки - ______________________

В) гипро - _________________________

Г) шрокаок- ________________________

10. Найди  лишнее:

А) Медведь, Б) рысь, В) кабан, Г) щегол, Д) заяц.

11. Узнай животное по описанию:

Это самое крупное животное нашей страны. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике. Это крупное млекопитающие, тело которого покрыто бурой шерстью. Ведет стадный образ жизни, легко лазает по горам. Кто это?

_____________________________________________

12. Найди лишнюю фамилию:

А) Г.Пономаренко, Б) Г. Селезнев, В) В.Захарченко, Г) Т.Голуб.

13. Найди лишнюю фамилию:

А) В.Подкопаев, Б) П.Лукьяненко, В) К.Обойщиков, Г) В.Неподоба, Д) В. Нестеренко.

14.  О каком памятнике города Краснодара идет речь?

Этому памятнику было суждено родиться, умереть и снова возродиться через много лет. В 1993 году на месте где он ранее располагался, появился закладной камень и 9 сентября 2006 года  памятник был воссоздан краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Это памятник -___________________________________________________________.

15. Составь новые слова из названия столицы края – «КРАСНОДАР.

________________________________________________________________________

Тест на знание родного края

Ф.  ____________________

Вопрос 1

Как называется край, в котором мы живем?

а) Краснодарский;
б) Красноярский;
в) Темрюкский;
г) Таманский.

Вопрос 2        

Назовите губернатора нашего края

а) В. Путин;
б) В. Кондратьев;
в) Г. Майков;
г) С. Зайцев.


Вопрос 3

Назовите главный город Кубани

а) Краснодар;
б) 
Москва;
в) Темрюк;
г) Сочи.

Вопрос 4

Символ Тамани

а) турецкий фонтан;
б) церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
в) памятник запорожцам; 
г) танк.

Вопрос 5

Соедините события с датами

а) высадка казаков на Тамани                     1793
б) основание Екатеринодара                        1792
в) зимняя Олимпиада в Сочи                        1937
г) образование Краснодарского края           2014



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 3 классе

на тему: "Нет в мире краше Родины нашей"

Подготовила:

учитель начальных классов

Костянецкая Н.В

.

Цели:

  • познакомить учащихся с народами, проживающими на Кубани;
  • продолжить знакомство с символикой Краснодарского края;
  • формировать представление, что мир и согласие между народами Кубани – путь к процветанию нашей родины;
  • развивать любознательность, познавательную и творческую активность учащихся;
  • сформировать чувство патриотизма и гордости за свой край и страну.

Задачи урока:

Познавательная:  раскрыть многообразие культур населения России, закрепить понимание Родины как многонационального государства

Развивающая: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы  живем в Краснодарском крае; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

    Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;

1. Организационный момент

 Учитель

Ни для кого не секрет, что большинство детей из класса приехали к нам из разных городов. И когда вы пришли в 3 класс, то открыли для себя новый предмет «Кубановедение». И мы с вами с чистого листа начинали изучать богатства, достопримечательности, культуру и природу Краснодарского края. И мы с вами говорили о том, что Краснодарский край стал для вас второй малой Родиной.

Слайд 2. Тема нашего урока звучит так «Нет в мире краше Родины нашей». Сегодня вы познакомитесь с народами, проживающими на Кубани; продолжите знакомство с символикой Краснодарского края, а также узнаете и откроете для себя много интересного о Краснодарском крае.

Слайд 3. «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова Константина Паустовского. И даже если судьба забросит нас далеко от этих мест, мы всё равно будем стремиться сюда всем сердцем. Какие впечатления произвёл на вас краснод.край когда вы только приехали? (ответы уч.)

Слайд 456.  (На экране картины контрастной природы Кубани).

1. Возле речки в тумане чуть звенят тополя.

Может, ими и манит человека земля?

Иль плясуньей калиной, что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой, пробивающей лёд?

2. Иль берёзкой кудрявой, иль лужком заливным,

Иль дождями грибными, или хлебом одним?

Первой звонкой капелью, и росой на лугах,

Соловьиною трелью в прибрежных кустах.

3. Родными местами, где ты жил, где ты был,

И лугами, цветами, и домом родным!

В этих стихах поэт воспевает нашу Родину.

Родина начинается с родного города, станицы, посёлка.

Наша с вами малая Родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче и красивее.

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани»!

 Для этого нужно любить свою Родину и гордиться ею. Но, наверное, человек может любить только то, что хорошо знает.

2. Повторение изученного материала.

И для того, чтобы выяснить насколько мы знаем наш краем сейчас я проведу викторину. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1) Продолжи фразу: «Люби и знай Краснодарский ….» край

2) А как по-другому называется Краснодарский край? кубань3) Продолжи стихотворение:

    Возле речки в тумане чуть звенят тополя.

    Может, ими и манит человека …  ? земля

4) Как называется населённый пункт, в котором мы живём? Назовите одним словом. город

5) Какой город является столицей Кубани? Краснодар            

1.Самая большая река в Краснодарском крае. кубань

2. Известный детский курорт нашего края. анапа

4. Императрица, в честь которой назвали столицу нашего края. Екат 2

5. Как называется центральная улица города Краснодара. красная

6. Песня, которая исполняется во время торжественных церемоний. Гимн

молодцы

3. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о Кубани как о  многонациональном  крае.

Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших предков – земляков.

У одних имена русского происхождения: Светлана, Ярослав; у других – греческого и римского: Андрей, Марина; чьи – то пришли с украины: Остап. Есть имена турецкого происхождения: Аскер; персидского: Рустам; арабского: Юнус, Фарида; адыгейского: Паго, Шумаф.

Символы  края подтверждают многонациональный состав жителей Кубани.

Слайд 14

На зелёном щите золотая стена с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами; над башней – золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Эти символы говорят о военных заслугах казачества. В золотой верхней части щита чёрный орёл. Щит увенчан короной, над которой возвышается российский штандарт с буквами «РФ», которые означают, что наш край входит в состав Российской Федерации. За щитом расположены 4 лазоревых знамени, пожалованных нашим предкам за мужество и верную службу.

Слайд 15

Флаг нашего края представляет прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос. Верхняя полоса синего цвета символизирует иногороднее население края; средняя полоса малинового цвета – казачье население; нижняя полоса, зелёного цвета – черкесское население (горцев).

Есть ещё одно толкование этих цветов. В малиновом усматривают благополучие и радость, в синем – цвет мира, в зелёном – цвет дружбы.

В центре полотнища расположен герб Кубани.

Учитель.

Что означает зелёный цвет флага?

Вывод: мир и согласие между народами населения Кубани – путь к процветанию нашей Родины.

ФИЗМИНУТКА

2. Рассказ учителя и показ слайдов о первых поселениях на Кубани.

Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

Вот такие построения велись нашими предками.

А сейчас, я предлагаю поиграть.

5. Игра «Мы строим хату казака».

Послушайте правила игры.

Я вам буду предлагать материал, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы хлопаете в ладоши. Если такой материал не применялся, то вы топаете ногами.

Начинаем играть.

Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, известь.

6. Рассказ учителя о столице казачьего края.

Одно из первых поселений было названо Екатерининским. Ему было суждено стать столицей казачьего края. А назвали его так в честь императрицы Екатерины Второй, которая даровала казакам-запорожцам кубанские земли в благодарность за усердную службу. По преданию, войсковой атаман З. Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» Вот почему этот войсковой град казаков получил название Екатеринодар.

Это была настоящая военная крепость. Казаки насыпали вокруг неё земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость со всех сторон и надёжно защищала от врагов.

Внутри крепости казаки построили курени, а в центре небольшой площади поставили походную Свято-Троицкую церковь. Так началась история кубанской столицы.

В середине 19 века войсковой град стал областным гражданским городом. Екатеринодар быстро рос, строился, развивался. Было открыто железнодорожное движение, в городе появился водопровод, электричество, телефон.

В городе одно за другим появлялись красивые здания: театры, училища, торговые дома, особняки.

С 1920 года город носит новое имя – Краснодар. В нём построены заводы, фабрики, институты. В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал: когда 12 февраля 1943 года воины-освободители вошли в Краснодар, то увидели почти сплошные руины. Много пришлось потрудиться краснодарцам, чтобы восстановить свой город и сделать его ещё краше.

Сейчас Краснодар – настоящий красавец, город-сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны: Фестивальный, Комсомольский, Юбилейный. В десятки городов и станиц отправляют свою продукцию многочисленные предприятия. Гостеприимно распахнуты двери музеев и театров, концертных и выставочных залов.

Неповторимую прелесть городу придаёт его зелёный наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники.

(У столицы Кубани есть свой герб и гимн. Сейчас мы прослушаем гимн Краснодара в исполнении Кубанского казачьего хора)

4. Итог урока.

Учитель.

Ребята, впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть одним из самых ярких впечатлений вашего детства станет знакомство со своей малой Родиной.

Краснодарский край называют по-разному: «красавица Кубань», «всенародная житница», «жемчужина России»…

Но для нас с тобой это прежде всего Родина, отчий дом, любимый уголок земли. И даже если судьба забросит нас далеко от этих мест, мы всё равно будем стремиться сюда всем сердцем. Здесь наши корни. Родина начинается здесь.