Рабочая программа "Экология родного края" 5 класс
Рабочая программа кружок "Экология родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Экология родного края" 5 класс | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок «Экология родного края»
5 класс
2020__ - 2021 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Экология родного края» разработана для обучающихся 5классов на основе Закона «Об образовании в РФ», требований федерального государственного стандарта основного общего образования.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века, появление большого количества проблем экологического характера: изменение климата, глобальное загрязнение природы, множественные демографические проблемы, причиной которых является, зачастую, нерациональное воздействие человека на окружающую среду. Экологическая ситуация в Ленинградской области, как и во многих регионах нашей страны, вызывает большую тревогу. В связи с этим экологическое образование в нашем регионе приобретает всё более актуальный характер и призвано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом развития общества. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях обучающихся, способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа обладает широкими возможностями экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, бережно относиться к флоре и фауне Ленинградской области. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности для получения основного и среднего образования.
Цель и задачи программы
Цель программы — формирование экологической культуры и экологического сознания жителей Ленинградской области (в частности, школьников) в целях повышения уровня экологической безопасности, улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения жителей области.
Задачи программы:
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств к своему родному краю;
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Основные принципы реализации программы:
- научность,
- доступность,
- природосообразность,
- гуманизации,
- добровольность и свободы,
- деятельностный, культурологический и личностно - ориентированный подходы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии, защита исследовательских работ, мини-конференция.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, социальных акциях.
Технологии:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Программа предусматривает достижение 3 уровней воспитательных результатов
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации экологической направленности. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в социальных акциях, выставках, проектно-исследовательских конференциях экологической направленности. |
II. Общая характеристика программы
Общепризнано, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в дошкольном возрасте и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности на протяжении всей жизни. В формировании экологической культуры принимают участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, средства массовой, учреждения культуры, науки, туризма и спорта. Создание единой эколого-ориентированной образовательной деятельности в Оренбургской области позволяет эффективно решать поставленные цели и задачи.
Программа «Экология родного края» состоит из 9 разделов, органически связанных друг с другом, рассчитана на 1 обучения (34 часа). Содержание программы выстроено в рамках единой логики.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Программа «Экология родного края» имеет ценностный подход и ориентиры.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
III. Планируемые результаты изучения программы
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы умения:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Обучающийся получит возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии, охрана почв) и природной среде;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам: флоре и фауне Ленинградской области, бережного отношения к памятникам природы.
- готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами Ленинградской области.
Содержание программы кружка
«Экология родного края».
Тема. | Количество часов. | Основное содержание. | ||
Все | Теор | прак | ||
1.Вводное занятие | 1 | 1 | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка. | |
2.Неизведанный мир природы | 5 | 3 | 2 | Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация. |
3.Большие дела маленьких рук | 1 | - | 1 | Сбор различного корма для птиц. |
4.Краса Земли родной. | 5 | 1 | 4 | Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики- составление картины осени с помощью природных материалов. |
5. Берегите растения! | 2 | 2 | Выпуск листовок- предупреждений о бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников. Акция в защиту растений. Редкие и исчезающие растения Ленинградской области. | |
6. Мир животных | 4 | 2 | 2 | Дать представление о многообразии животных Ленинградской области. Значение диких животных в жизни человека. Знакомство с зимующими птицами нашего края (экскурсия). Сочинение на тему «Обращение к Человеку от имени природы с призывом о помощи». Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. |
7. Как прекрасен наш мир. | 8 | 6 | 2 | Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные Ленинградской области. Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : «Как прекрасен наш мир!». |
8.Человек и окружающая среда. | 7 | 2 | 5 | Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из учащихся бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда». Создание экологических проектов |
9. Неповторимый мир весны | 1 | 1 | Подготовка фотографий на тему «Моя малая Родина» ( с отражением характерных признаков весны в родном краю). Обобщение результатов деятельности детей. |
Итого: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Экология родного края» 34 часа, 1 раз в неделю.
№ | Дата. | Факт. | Тема занятия. | Форма занятия. | |
Тема: Введение 1 час. | |||||
1 | Вводное занятие | Беседа. Инструктаж. | |||
Тема: Неизведанный мир природы 5 часов. | |||||
2 | Важность и значимость экологического движения в школе. | Теоретическое занятие. | |||
3 | Выход в природу. Сбор коллекций, гербариев. | Экскурсия. | |||
4 | Фото растений родного края «Осенние явления в природе» | Экскурсия. | |||
5 | Оформление результатов экскурсии. | Практическое занятие. | |||
6 | Экологическая ситуация в нашей области | Конференция | |||
Тема: Большие дела маленьких рук 1 час. | |||||
7 | Операция : «Сбор корма для птиц» | Практическое занятие. | |||
Тема: Краса Земли родной . 5 часв. | |||||
8 | Сбор природного материала для поделок | Экскурсия | |||
9 | Осень в родном краю. | Практическое задание | |||
10 | Составление картин осени из природного материала. | Практическое занятие | |||
11 | Фотоконкурс «Наш город – крупным планом» | Практическое занятие | |||
12 | Творческая игра «Я знаток природы родного края». | Теоретическое занятие | |||
Тема: Берегите растения! 2 часа | |||||
13 | Новогодняя почта «Помоги деревьям» | Практическое занятие | |||
14 | Экологическая акция «Растения нашего края » | Практическое занятие | |||
Тема: Мир животных 4 часа | |||||
15 | Использование человеком животных | Теоретическое занятие | |||
16 | Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц. | Практическое занятие | |||
17 | Ядовитые змеи. Болезни диких животных | Теоретическое занятие | |||
18 | Покорми птиц зимой | Акция | |||
Тема: Как прекрасен наш мир. 8 часов | |||||
19 | Растения нашего края. Ядовитые и съедобные грибы. | Теоретическое занятие | |||
20 | Животные нашего края. | Теоретическое занятие | |||
21 | Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные, исчезнувшие виды | Теоретическое занятие. | |||
22 | Оформление экологического альбома | Практическое занятие | |||
23 | Презентация «Редкие виды животных и растений Волосовского района ». | Практическое занятие | |||
24 | Составление кроссвордов «Животные и растения нашего края». | Теоретическое занятие | |||
25 | Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: « Как прекрасен наш мир!» | Практическое занятие | |||
26 | Конференция: «Экологическая ситуация в Ленинградской области» | Теоретическое занятие | |||
Тема: Человек и окружающая среда. 8 часов | |||||
27 | Человек и окружающая среда. Здоровый образ жизни человека. | Теоретическое занятие. | |||
28 | Наш край в опасности - мусор! | Практическое занятие | |||
29 | Акция «Экологический десант» | Акция | |||
30 | Оформление материала « Влияние человека на окружающую среду» | Практическое занятие | |||
31 | Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | Практическое занятие | |||
32 | Оформление (проектов) презентаций на тему «Экологические проблемы нашего города » | Практическое занятие | |||
33 | Поиск путей решения проблем | Теоретическое занятие. | |||
Тема: Неповторимый мир весны. 1 час. | |||||
34 | К нам пришел цветущий май. Фотовыставка «Моя малая Родина» | Практическое занятие |
Список использованной литературы
Литература для учителя:
- Дополнительное образование детей. – М.: Владос,2000. – 136 с.
- Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 2004. – 128 с.
- Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
- Экологические игры .Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"
- Литература для учащихся:
- Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. В.А. Бубырева , И.А Сорокина издательство ЛитРес 2018 г.
- Красная книга природы Ленинградской области. – Антология 1999г.
- Птицы. Ю.Пукинский ,издательство : Лениздат 1988 г., издательствоЛимбус Пресс 2021 г.
- Звери. А.Айрапетьянц, П.Стрелков, И.Фокин, издательство Лениздат 1987 г.
- Хожение по Ленинградской, издательство : Лимбус Пресс 2021 г.
Дополнительная:
1. Ленинградская область. Исторические очерки . Н.В. Глинка ,издательство: Аврора2017г.