Курсовая

Чупышев Александр Валерьевич

па

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_chupyshev_-_kopiya.docx74.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра Физического воспитания

Чупышев Александр Валерьевич

Особенности начального обучения
спринтерского бега

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2020 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 49.02.01

Учитель физической культуры

Курс: 2, группа: 29

Руководитель: Сайбель М.Н.

преподаватель МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура», доцент, канд. пед. наук

МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры

г. Челябинск, 2020 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПРИНТЕСКОМУ БЕГУ

1.1Общая характеристика спринтерского бега6

1.2 Техника спринтерского бега6

1.3Необходимые качества спортсмена                                                          14

1.4 Спринтерский бег в школьной программе по физическому

воспитанию19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                26


Введение

Актуальностьпроблемы исследования. Бег  одно из старейших и испытанных средств укрепления здоровья. В Древней Греции на одной из скал были высечены слова: «Если хочешь быть сильным бегай, хочешь быть красивым  бегай, хочешь быть умным  бегай». Дошла до нас и такая фраза, автором которой считают Горация: «Если не бегаешь, когда здоров, будешь бегать, когда заболеешь»[7, с.45]. Слова эти проникнуты верой в целебную силу бега.

Спринтерский бегвходил в программу всех спортивных соревнований, когда-либо проводившихся в истории. На первых Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены соревновались в беге на один, а позже и два стадия. Бег проводился по отдельным дорожкам и начинался по специальной команде. Причем атлетов, которые пытались преждевременно сорваться со старта, наказывали розгами или денежным штрафом. На дошедших до нас греческих вазах изображены бегуны, которые находятся на носках, колени достаточно высоко подняты, а движение рук – энергичное. Примечательно, что стиль древних спринтеров в основных положениях тела соответствует тому, как бегут сегодняшние спортсмены.

Спринт – емкое динамичное слово, которое олицетворяет драматическую смену ситуаций спортивной борьбы, острые психологические поединки, силу, молодость, мужество. Таков спринт – интереснейшее и древнейшее соревнование легкой атлетики всех времен. Десятые и сотые доли секунды, зафиксированные в судейских протоколах, – по сути дела, спрессованные годы труда, сомнений, поисков и многого другого, что входит сейчас в обобщенное понятие «учебно-тренировочный процесс».

Со спринтерским бегом знакомы все спортсмены без исключения. Можно ни разу в жизни не стрелять из лука, не прыгать на лыжах с трамплина, не фехтовать или не играть в хоккей, но бегать быстро, приходилось всем. Нет необходимости говорить о том, насколько важна скорость бега для футболиста и баскетболиста, прыгуна в длину, барьериста или многоборца. Спринт широко используется в тренировке представителей самых различных видов спорта, как прекрасное средство развития скоростных возможностей человека. Хочется отметить, что в целом вопросы совершенствования системы подготовки спринтеров высокого класса в нашей стране обобщены пока недостаточно. Высокая цена каждой доли секунды, затраченной на преодоление дистанции, обязывает самым серьезным образом относиться к любым,казалось бы, незначительным, сторонам подготовки спортсмена[5].

Спринт предъявляет чрезвычайно высокие требования к физическим и психическим качествам человека. Бегун на короткие дистанции должен обладать прекрасной реакцией, показывать высокий уровень мощности, владеть самой совершенной техникой бега и стартового разгона. Поэтому тренеру и спортсмену необходимо использовать на практике результаты последних научных разработок в области биомеханики, физиологии и других наук, имеющих отношение к системе подготовки в спринтерском беге. Постоянное внедрение нового в тренировочный процесс – необходимое, но не всегда достаточное условие успеха. В поиске наилучших путей достижения цели тренеру довольно часто приходится вставать на путь проб. В этом случае особую значимость приобретает опыт предшественников, позволяющий избежать возможных просчетов, а иногда тренер сам, используя «хорошо забытое старое», находит верный путь к намеченной цели.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Особенности начального обучения спринтерскому бегу».

Цель исследования: изучить особенности начального обучения спринтерскому бегу.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности спринтерского бега;
  2. Изучить технику спринтерского бега;
  3. Обобщить необходимые качества спортсмена;
  4. Проанализировать особенности обучения спринтерскому бегу;
  5. Сделать выводы по итогам проведения исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, классификация, обобщение.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПРИНТЕСКОМУ БЕГУ

  1. Общая характеристика спринтерского бега

Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.

Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме. На дистанциях до 200 м бегуны стремятся за минимальное время набрать максимальную скорость бега и поддерживать ее до финиша.

Двойной шаг в беге (шаг одной, затем другой ногой) образует единицу движения –цикл.Под циклом следует понимать всю совокупность движений звеньев тела и тела в целом, начиная с любого положения (выбранного произвольно) до возвращения их к исходному положению.

  1. Техника спринтерского бега

Бег 100 м.Эту дистанцию надо пробегать с максимально возможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускорение, с тем чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша.

Бег 200 м.Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м расположением старта и прохождением первой половины дистанции по повороту дорожки. Чтобы со старта пробегать больший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки по касательной к повороту.

При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево-внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая – несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.

Во время бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2-3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1-0,3 с хуже лучшего времени на 100 м (при беге по прямой).

Бег 400 м.В основе техники бега 400 м лежит спринтерский свободный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах Бег со старта начинается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе.

Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко–на последних 100 м, особенно за 70-50 м до финиша.

Бегун на 400 м должен пробежать первые 100 м лишь на 0,3-0,5 с медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м – на 1,3-1,8 с хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию.

Техника бега на протяжении первых 300 м мало изменяется. На последних 100 м в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяется существенно - падает из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени–длины шагов.

Дистанция в спринте делится на 4 этапа,которые отдельно рассматриваются при составлении тактического плана. Спринтеры уделяют большое внимание каждому, поскольку от качества их прохождения зависит конечный результат:

  • Старт
  • Стартовый разгон
  • Бег по дистанции
  • Финиширование

1. Старт. Существует два варианта – низкий и высокий старт. Опытные спринтеры чаще используют низкий старт, т.к. он имеет два преимущества: удобное положение и возможность совершить мощный толчок. Для низкого старта необходимо наличие колодок, которые настраиваются индивидуально.

Высокому старту обучают юных бегунов или в отсутствии необходимого инвентаря. Такой старт имеет плюсы в случае, когда спортсмен не овладел техникой бега. В этом случае использование низкого старта может привести к потере координации и падению. При высоком старте подобное не грозит.

Спортсмен на старте должен принять правильное положение: толчковая (более сильная) нога ставится впереди, маховая сзади. Руки согнуты в локтях. Плечевой пояс при этом расслаблен.

По команде“Внимание”спортсмен переносит вес тела на впереди стоящую ногу. Таз находится на уровне плечевого пояса. После команды“Марш”необходимо с максимальной силой оттолкнуться от колодок.

2. Стартовый разгон.После отталкивания от колодок спринтер начинает разгон. Спортсмен делает 3 мощных шага. Важный момент – положение тела. Голова опущена вниз, туловище наклонено вперед. Такое положение позволит набрать максимальную скорость за короткие метры дистанции.

Подобное положение сохраняется на протяжении 30-40 метров, постепенно тело спортсмена выравнивается. Максимальная скорость бега в спринте 44,1 км в час.

3.Бег по дистанции.Настоящая борьба начинается именно на данном этапе дистанции, когда пройдена почти половина пути. Бегун поднимает голову и смотрит вперед, туловище лишь слегка (5-7 градусов) наклонено вперед.

Распространенная ошибка – излишнее напряжение мышц плечевого пояса. Стараясь бежать максимально быстро, спортсмен напрягает плечи, что приводит к потере скорости. Поэтому, рекомендуется бежать расслабленно, тогда результат станет лучше.

4.Финиширование.Самая эмоциональная часть спринта. Часто победу определяют сотые доли секунды. И нередко судьи используют фотофиниш – детальная запись момента финиширования.

Варианты финиширования также способны повлиять на результат. Два наиболее распространенных:

  • Бросок грудью. За метр до финиша спортсмен делает резкий наклон туловища вперед с отведением рук назад. Это позволяет сократить расстояние до финиша и повысить шансы на победу.
  • Финиш боком. Суть заключается в повороте к финишной черте боком, что позволяет пересечь линию финиша первым.

Варианты весьма схожи между собой и к использованию на соревнованиях допускается. Особенной разницы между ними нет[6].

Высокий старт.Техника выполнения

По команде «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая её, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

Плечо и рука, противоположные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

По команде «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела располагался впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

По команде «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

Низкий старт.Техника выполнения

Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки(Рисунок 1).

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a3bd48928cc45148fc46aabc3de85f54-76-144&n=21

Рисунок 1 – Техника выполнения низкого старта

Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – 1,5-1 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-600, задняя – 60-800.По ширине расстояния между колодками обычно равно длине стопы.

По команде «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и становится так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в когтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи слегка падали вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5-1 м от стартовой линии.

По команде «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз насколько выше плеч и подает туловище вперед-вверх, тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды «Марш!».

После выстрела или команды «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места её постановки на грунт, первый шаг должен быть как бег стелющимся, то есть проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Стартовый разгон. Техника выполнения

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где спринтер развивает скорость близкую к максимальной и постепенно принимает свойственное для бега по дистанции положение.

Чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно этому скорости бега. В начале стартового разгона бегун должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный во избежание падающего бега. Чем выше уровень развития быстроты, силы и скоростно-силовых качеств спринтера, тем больший наклон туловища он может удержать и облегчить наиболее выгодные условия для отталкивания.

Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону научить постепенному выпрямлению туловища

Бег по дистанции (прямой). Техника выполнения

Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной, и бежать дальше в наклоне становится неудобным, бегун переходит к бегу по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, ненапряженно.

Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – бегун мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, поясном и голеностопном суставах. При этом эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос вперед – вверх бедра маховой ноги. В безопорной, полетной фазе, нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад – вверх, сгибается в колене и продолжает движение вперед – вверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторое сгибание ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.

Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.

Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов на короткие дистанции. Энергичное расслабленное движения рук способствует увеличению скорости движения ног.

Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусжаты, большой палец касается середины указательного.

Движения руками в едином ритме с движениями ног, вперед – несколько внутрь, а назад – несколько наружу.

Техника работы рук при беге на короткие дистанции

Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов на короткие дистанции. Энергичное расслабленное движения рук способствует увеличению скорости движения ног.

Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусжаты, большой палец касается середины указательного.

Движения руками в едином ритме с движениями ног, вперед – несколько внутрь, а назад – несколько наружу.

Бег по повороту.Техника выполнения

При беге по повороту туловище наклоняется немного влево для преодоления центробежной силы. Для улучшения устойчивости левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая – внутрь. Амплитуда движения правой руки шире, чем левой. При этом при движении назад правая рука отводится несколько в сторону, а при движении вперед – больше внутрь. При беге с низкого старта для увеличения отрезка, пробегаемого по прямой, колодки устанавливаются у внешнего края дорожки.

Финиширование.Техника выполнения

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Бегущий первым коснется ленточки (нити), натянутой на высоте груди над линией, обозначающий конец дистанции. Чтобы быстрее её коснуться, нужно на последнем шаге сделать резкий наклон вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

Применяется и другой способ – «финиширование плечом», при котором бегун, наклоняется вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться её плечом.

  1. Физические качества, необходимые спринтеру

Для достижения высоких результатов в спринтерском беге важны все стороны подготовки спортсмена. Немаловажное значение среди них принадлежит определенным физическим качествам, без которых даже самая идеальная техника не позволит спортсмену показать запланированный результат.

Специалисты выделяют следующие важные физические качества спринтера.

1. Скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [8].

Выделяют следующие элементарные формы проявления скоростных качеств: латентное время двигательной реакции (т.е. время от появления сигнала для начала двигательного действия), зависит эта форма, прежде всего от подвижности нервных процессов; скорость отдельного движения при малом внешнем сопротивлении, так и быстрота реакции является до известной степени врожденным качеством и трудно поддается развитию в процессе тренировки; максимальный темп мышечных сокращений.

К скоростным способностям относят также: быстроту выполнения целостных двигательных действий; способность как можно быстрее набрать максимальную скорость; способность длительно поддерживать ее.

В каждом виде спорта чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простой реакцией называется ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).

Примерами такого вида реакций являются старт в ответ на выстрел в легкой. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные реакции – это выбор движения и реакция на движущийся объект.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий: в беге.

Скорость в целостных сложно-координационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.

Основное условие специальной тренировки для развития скоростных качеств заключается в обязательном выполнении упражнения с интенсивностью близкой к максимальной. Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:

1) техника упражнения должна обеспечивать возможность выполнять быстрые движения;

2) упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, для того чтобы не расходовать лишнюю энергию и не концентрировать внимание на преодолении сложностей движений;

3) продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скорость в циклических двигательных действиях определяется не только темпом мышечных сокращений, но и быстротой перемещения в пространстве. Абсолютная скорость перемещения напрямую зависит от уровня владения совершенной техникой. Отсюда следует, что воспитание скоростных качеств находится в определенной зависимости от развития и совершенствования индивидуальной техники.

Опыт подсказывает, что существенно повысить уровень максимальной частоты чрезвычайно тяжело, задача повышения силовых возможностей, а также технической подготовленности решается более просто.

С помощью силовых и скоростно-силовых упражнений развивается преимущественно быстрота отдельных движений, кроме которой существуют быстрота реакции и быстрота как необходимая характеристика темпа движений.

Предпосылками быстроты выступает не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, который повышается под влиянием специальной тренировки.

При подборе упражнений, направленных на развитие темпа движений следует ориентироваться на то, что:

1) эти упражнения могут выполняться индивидуально с заданным темпом или с задачей постепенного увеличения темпа;

2) могут быть групповыми упражнениями, представленными в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества циклов движений или большого количества этих циклов за заданный отрезок времени.

Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожидаемую резкую команду. Способы выполнения этих упражнений могут варьироваться, как могут и варьироваться и условия

Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее.

2. Силовые качества. В биомеханике силой действия и человека называется сила воздействия его на внешнее физическое окружение, передаваемая через рабочие точки своего тела [9].

Сила действия человека зависит от состояния данного человека и его волевых усилий, т. е. стремления проявить ту или иную величину силы, в частности максимальную силу, а также от внешних условий, в частности от параметров двигательных заданий.

Быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой.

Взрывная сила  отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой и ускоряющей силой.

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила  способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [10].

Тренеры должны хорошо знать, как изменяется сила действия спортсмена при разных положениях его тела во время соревнований без этого нельзя найти наилучший вариант техники.

3. Выносливость. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством спринтеров. Все остальные качества спортсмена быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.

С развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности

Выносливость  это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов – главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления [8].

Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств. Различают общую и специальную выносливость.

Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.

Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта [9].

Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера. Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности: скоростная выносливость; силовая выносливость; скоростно-силовая выносливость.

Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге.

Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге. Можно еще говорить о нервной выносливости - способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах.

  1. Спринтерский бег в школьной программе
    по физическому воспитанию

Рабочая программа соответствует содержанию Федерального государственного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию содержания предметной области «Физическая культура».

Анализ программы по физическому воспитанию Л.А.Ляха показал, что начинать обучение технике скоростного бега следует в возрасте 7-8 лет. В младшем школьном возрасте дети очень податливы обучению, в том числе и быстрому бегу[9]. Таким образом, базовым этапом специализированного обучения технике спринтерского бега служит возраст школьников примерно 12-15 лет. Однако, настоящая серьёзная школа спринтерского бега осваивается учениками в старшем школьном возрасте, когда наряду с улучшением техники, движений используются предпосылки функционального совершенствования. В программе выделяются задачи, средства обучения и нормативные требования по разделам программы.

Основные задачи обучения:

  1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить основные индивидуальные недостатки и пути их устранения.
  2. Научить технике:
  1. бега по прямой дистанции,
  2. бега по повороту,
  3. высокого старта и стартовому ускорению,
  4. низкого старта и стартового разгона,
  5. переходу от стартового разбега к бегу по дистанции;
  6. правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки,
  7. низкому старту на повороте,
  8. финишному броску на ленточку.
  1. Совершенствовать технику бега в полной координации и в условиях соревновательной обстановки.

Обучать технике бега на короткие дистанции целесообразно после нескольких занятий по бегу на средние дистанции. После освоения бега в равномерном медленном темпе с соблюдением основных технических характеристик бегового шага можно приступить к изучению техники скоростного бега

В начале и конце учебного года проходит входная и итоговая диагностика (тестирование учащихся) (таблица 1). В конце года запланирована итоговая аттестация (теоретическая). Преобладающие формы текущего контроля знаний – оценка за урок практической деятельности, зачетные уроки, контрольные нормативы.

Таблица 1 – Нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса

Контрольное
упражнение

Единица
измерения

Мальчики

Девочки

оценка "5"

оценка "4"

оценка "3"

оценка 5

оценка "4"

оценка "3"

Челночный бег 4х9м

с

10,2

10,7

11,5

10,5

11,0

11,7

Бег 30 м

с

5,7

6,0

6,5

5,9

6,2

6,6

Бег 60 м

с

10,2

10,5

11,3

10,3

11,0

11,5

Прыжки в длину с места

см

170

155

135

160

150

130

Наклон вперед из
положения сидя

см

9

5

3

12

9

6

Прыжки на скакалке,
за 15 с

кол-вораз

34

32

30

38

36

34

Раздел спринтерский бег соответствует результатам освоения учебного курса.

Личностные:

Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, непринуждённо, красиво. В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 30 и 60 м из положения высокого старта.

Метапредметные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека. Приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность. Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений.

Предметные:

Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины. Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности.

Главной задачей спринтерского бега обозначено развитие быстроты и скоростно-силовых качеств.  

При реализации данного раздела использованы следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий
  • Последовательное выполнение заданий
  • Повторение учащимися инструкции к выполнению задания

Уроки физической культуры построены строго в соответствии с общим педагогическими принципами, а также методическими принципами физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются с требованиями теоретической и практической подготовки.

Выполнение упражнений для развития быстроты.

Пробегание отрезков 10-20 м. с максимальной скоростью.

Выполнение специальных беговых упражнений.

Выполнение упражнений для развития скоростно-силовых способностей.

Выполнение прыжковых упражнений.

  • Урок должен решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности;
  • - задачи урока должны быть предельно конкретными;
  • - при планировании учебного материала учитель должен учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивать приемлемость предыдущих занятий с последующими, в тоже время уроки должны иметь свою целостность и законченность;
  • - содержание урока, методика его организации и проведение должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных задач;
  • - содержание и нагрузка на уроке должны сочетаться с другими общеобразовательными уроками в расписании учебного дня [11].


Вывод

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и техника бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой - просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью бега похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видамспорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр.

В данной работе изучен материал по спринтерской подготовке в системе физического воспитания. Раскрыты вопросы основ и проанализированы особенности техники спринтерского бега.

Выделены основные физические качества, которыми должен обладать каждый спортсмен-спринтер, проанализированы особенности обучения спринтерскому бегу. В процессе изучения данной темы, сделан вывод, о том, что основная задача занятий спринтерским бегом – достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов. Между спринтерской подготовкой и физической подготовкой существует тесная взаимосвязь. Основой развития спорта высших достижений является массовая физическая подготовка. С появлением новой талантливой молодежи растут спортивные достижения сильнейших спринтеров, повышается общий уровень развития легкой атлетики в стране. В свою очередь, развитие спорта высших достижений и массового спорта ведет к дальнейшему совершенствованию системы спринтерской подготовки.

Физическая подготовка оказывает благотворное воздействие на организм человека. При занятиях в работу вовлекается большинство мышц тела. Поэтому регулярные тренировочные занятия здесь направлены, главным образом, на выработку у человека общей и специальной выносливости. Эти качества приобретаются организмом спринтеров процессе регулярных тренировочных занятий в связи со значительными повышениями работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а так же в связи с улучшением обменных процессов в организме


Литература

  1. Богданова, И. Техника бега на короткие дистанции. Специальные упражнения/ И. Багданова. //Спорт в школе. – 2003 г. - №8. – С. 46-56.
  2. Гойхман, П.Н., Трофимов, О.Н. Легкая атлетика в школе / П. Н. Гойхман, О.Н. Трофимов. – Москва, Физкультура и спорт, 1972 г.–239с.
  3. Макаров, А.Н., Теннов В.П., Сирин П.З. Легкая атлетика / А.Н. Макаров, В.П. Теннов, П.З. Сирин. – Москва: Просвещение, 1977 г. – 162с.
  4. Озолин, Н.Г., Воронкин, В.И. Легкая атлетика. / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1979 г. – 140с.
  5. Попов, В.Б. 101 упражнение в тренировке легкоатлетов /В.Б. Попов. – Москва: Физкультура, образование и наука, 1995 г. – 353с.
  6. Озолин, Э.С. Спринтерский бег /Э.С.Озолин. –Спорт: Библиотека легкоатлета, 2010.– 132с.
  7. Бутин, И.М. Спринтерский бег /И.М. Бутин. – Москва: Академия, 2000.– 120с.
  8. Игнатов, А.А. Основы физического воспитания /А.А. Игнатов.– Москва: БЕК, 2004 г. – 140с.
  9. Потапова, А.Д. Физическое воспитание / Потапова А.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.– 279с.
  10. Павлова,И.Б. Обучение технике спринтерского бега / И.Б. Павлова. – Москва: Дело, 2003.– 235с.
  11. Лях, В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 -9 классы: пособие для учителей обще образовательных организаций / В.И. Лях- М.: Просвещение, 2014 – 56с.