Главные вкладки
Давкнис Надежда Константиновна
Консультация для родителей детей старшего lдошкольного возраста на тему:
«Игры и упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников».
Выполнила учитель-логопед ГБДОУ 135 Давкнис Н.К.
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
- замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
- неправильное окончание слов;
- слитное написание предлогов;
- отсутствие отступов;
- «зеркальное» письмо;
- неразборчивый почерк и ряд других.
Пример
Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:
- зрительный анализ и синтез;
- пространственное представление;
- дифференциация звуков речи;
- фонематический и слоговый анализ и синтез;
- деление предложений на слова;
- внимание;
- память;
- эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.
Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.
Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.
Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
- дети с логопедическими проблемами;
- дети с СДВГ;
- дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
- в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
- он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
- его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
- не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
- ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
- путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
- не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?
Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:
1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.
Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Дошкольник должен находить различия между:
· буквой и звуком;
· гласным и согласным;
· словом, слогом и звуком;
· твердыми и мягкими согласными;
· звонкими и глухими согласными;
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
Упражнения на тренировку звукового анализа(фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
· Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
· Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
· Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).и облегчат· Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).
· Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
· У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
· Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
· Найди слова с одинаковым звуком в конце слова.
2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.
Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:
· Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
· Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
· Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
· Положи картинки — слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом:[В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ],[Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛЬ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Это поможет научить читать. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое),выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:
· Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
· Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
· Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).
При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не овладение письменной речью.4. переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.
Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:
· Обведи букву;
· Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
· Дорисуй недостающие детали;
· Зачеркни неправильно написанные буквы;
· Выучи стихотворение про букву.
· Какая буква получится, если добавить детали?
· Какая буква получится, если убрать детали?
· Нарисуй букву в воздухе.
· Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?
Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.
- переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.
Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:
- Обведи букву;
- Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
- Дорисуй недостающие детали;
- Зачеркни неправильно написанные буквы;
- Выучи стихотворение про букву.
- Какая буква получится, если добавить детали?
- Какая буква получится, если убрать детали?
- Нарисуй букву в воздухе.
- Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?
Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.