Проект по взаимодействию с родителями "Мы вместе!"
Проект направлен на создание условий, мотивирующих родителей на установление сотруднических отношений с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_vmeste.docx | 200.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Проект по взаимодействию с родителями
«МЫ - ВМЕСТЕ»
Разработчики:
Семенюк Людмила Викторовна,
Ахметова Илсояр Алфмсовна
Когалым, 2019 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта: «Мы вместе»
Тип проекта: групповой, социально-творческий.
Срок реализации: долгосрочный
Этапы реализации проекта:
- организационно – подготовительный (сентябрь);
- основной, практический (октябрь – апрель);
- аналитико – прогностический (май).
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы № 5, родители.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 5 – 6 лет).
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Создание условий, мотивирующих родителей на установление сотруднических отношений с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных форм работы.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетенции, воспитательной культуры родителей и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи по всем направлениям развития детей;
2. Создание атмосферы взаимопонимания, доверия, общности интересов, эмоционального комфорта в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
3. Выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования личностных качеств дошкольников.
4. Гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
5. Стимуляция личностного развития детей через активизацию общения с родителями и педагогами учреждения.
«…Воспитание детей надо начинать с родителей.
Именно родители должны стать нашими лучшими
помощниками, заинтересованными союзниками,
доброжелательными участниками
единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей…»
В.А. Сухомлинский
На современном этапе модернизации и гуманизации российской системы образования, проблема поиска путей наиболее эффективного и гармоничного развития ребенка является приоритетной и находится в центре внимания философии, психологии и педагогики. В этой связи все большее значение придается периоду дошкольного детства и подчеркивается его особая значимость в процессе социализации и становления личности ребенка.
Давно идет спор, что важнее в воспитании ребенка: семья или общественное воспитание? Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство - общественным учреждениям. Семья и дошкольные организации - два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ст. 44 говорится: «…родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А …образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития…»
В связи с этим законом в ст. 6 ч. 1 п. 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который, отвечает новым социальным запросам, даёт конкретные ориентиры на решение задачи по формированию социокультурной среды и уделяет большое внимание работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Одним из главных условий создания социокультурного пространства являются события детей и взрослых, их совместная деятельность. Поэтому важно создать в дошкольном учреждении такую социокультурную среду, в которой ребенок может полноценно развиваться. В Стандарте в п.1.4 подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество организации с семьёй, в соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми, другие - не хотят воспитывать ребенка, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развивается. Насколько результативно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды и другое. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Поэтому мы считаем, если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то все произошедшие изменения в жизни ребенка будут ему во благо.
От того, как мы взрослые, будем взаимодействовать, создавать условия для развития ребенка, воспитывать их, зависит, будет ли счастливая жизнь наших детей. Ибо, что мы посеем, то и пожнем.
Проект «Мы вместе» ориентирован на осознание родителями значимости своей педагогической деятельности совместно с детским садом и реализации ими в полном объеме родительских функций, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей. Ценность проекта состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей, и формирование партнерских отношений между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения.
Актуальность проекта заключается в том, что его содержание отвечает требованиям дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой педагоги группы создают оптимальные условия для взаимодействия с родителями, ориентируя их на повышение активной позиции и участия в образовательном процессе, установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание с целью развития личности ребенка.
Новизна проекта заключается в том, что, эффективно организованное сотрудничество на равных может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Традиционная схема общения ДОУ с семьей - это консультации, родительские собрания, беседы, рекомендации, совершенно очевидно, что постепенно изживают себя. Большинство традиционных форм работы можно рассматривать, как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. В связи с этим возникла необходимость изучить и разработать новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьями. Новые нетрадиционные формы взаимодействия направлены на повышение коммуникативной компетенции родителей в вопросах благополучного воспитания и развития ребенка, заинтересованность и активное участие в жизнедеятельности группы. Полное осознание значимости своей педагогической деятельности, актуализации позиции, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что данный проект может использоваться педагогами детского сада.
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы его построения:
Механизмы реализации проекта:
- совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов);
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
Продукт проектной деятельности: совместные выставки, отчет, отзывы родителей, анкетирование родителей.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта «Мы вместе» условные, так как при внедрении новой формы работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать все с первого этапа.
Планируемые результаты освоения проекта
Внедрение проекта в работу группы даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это сформирует активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности. Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Для педагогов:
1.Повышение уровня родительской мотивации к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и выражении обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду.
2. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
3. Создание условий для успешной социализации детей.
4. Стремление к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
Для родителей:
1.Повышение педагогической компетенции в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка.
2.Осознание значимости своей педагогической деятельности, актуализации
позиции, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
3.Заинтересованность и активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
4.Удовлетворенность работой коллектива ДОУ
Для детей:
1.Установление эмоционального комфорта при участии в различных видах деятельности;
2.Увеличение количества времени, проводимого с родителями;
3.Повышение познавательной, творческой активности воспитанников через совместную деятельность с взрослыми;
4.Повышение самооценки, уверенности, успешности.
Подведение итогов реализации проекта по взаимодействию детского сада и семьи «Мы вместе» планируется в форме отчета перед педагогами дошкольной организации и родителями воспитанников, цели которого:
1. Выявить эффективность и подвести итоги реализации проекта.
2. Выявить противоречия, возникающие при реализации проекта в плане единых подходов в воспитании и развитии ребенка.
3. Определить новые формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.
Эффективность реализации проекта определяется с помощью: рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования, записей в Книге отзывов группы.
Показатели результативности:
1. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка:
- высокий,
- средний,
- низкий.
2. Удовлетворенность родителей (высокая, средняя, низкая) качеством образовательных услуг в группе, которая характеризуется такими параметрами как:
- полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, развития и оздоровления ребенка;
- степень осведомленности родителей о содержании образовательного процесса, достижениях и проблемах в развитии ребенка, безопасности его пребывания в группе;
- создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка;
- качество организации проводимых мероприятий для родителей;
- компетентность педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- удовлетворенность стилем взаимоотношений:
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок.
- удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых в ДОУ по вопросам семейного воспитания;
- реализация потребности в дополнительных образовательных услугах (в том числе платных);
- удовлетворенность уровнем готовности ребенка к школе.
3. Уровень информированности родителей об особенностях воспитания развития ребенка в ДОУ:
- полностью,
- частично,
- не получают информацию,
- не интересуются.
4. Степень включенности родителей в совместную деятельность:
- активные участники,
- включаются иногда,
- пассивные наблюдатели.
5. Ценностные приоритеты семьи в воспитании и развитии ребенка:
- здоровье детей;
- всестороннее развитие и воспитание;
- взаимоотношения родителей и детей;
- сотрудничество с ДОУ, установление доверительно-деловых контактов;
- подготовка ребенка к школе.
6. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи:
- высокая,
- средняя,
- низкая.
Показатели эффективности:
- рост воспитательного потенциала семьи;
- положительные тенденции в изменении характера семейных отношений;
- мотивационная готовность родителей к самообразованию по вопросам воспитания и развития детей;
- активная субъектная позиция родителей;
- осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей;
- расширение спектра совместных дел родителей и педагогов;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
7.Уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей:
- высокий,
- средний,
- низкий.
Показатели уровня профессиональной компетентности педагогов:
- умение планировать деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, её интересов, нужд и потребностей;
- умение применять на практике методики социально-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.);
- умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия;
- умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы работы с семьей;
- умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ;
- умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
Основные принципы взаимодействия с родителями
Механизм включения родителей в образовательный процесс.
Механизм включения родителей в образовательный процесс охватывает несколько направлений:
Характеристика основных форм работы
Нетрадиционные формы работы
Традиции нашей группы.
Участие родителей в праздниках и развлечениях
Утро радостных встреч
Тематические выставки и сообщения
Выпуск газет
Итог дня
Празднование дня рождения детей
Воскресный день
Проблемная педагогическая ситуация
Ежедневный рефлексивный круг
Социальная акция
Участие родителей в конкурсах и выставках
Дети -волонтеры
Фотовыставки к праздничным датам и тематическим дням.
«Утро радостных встреч».
Воспитатели и дети встречают пришедших в детский сад детей с радостью, улыбкой. Спрашивают, как у ребенка дела, с каким настроением он пришел в детский сад. Дети сами придумывают конкурсы, игры, задания
для своих товарищей, как пропуск в группу. Цель такой встречи: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
«Выпуск газет»
В этом году мы добавили еще одну традицию в жизнь нашей группы. Это выпуск газеты к значимым для нас датам. Мы с детьми обсуждаем эскиз газеты, потом все вместе претворяем идею в жизнь. Газеты получаются красочными, яркими, не похожими друг на друга. Дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
«Фотовыставки к праздничным датам и тематическим дням»
Наши дети очень любят рассматривать фотографии, поэтому мы с родителями придумали устраивать небольшие фотовыставки. Дети с удовольствием рассказывают, что на них изображено и когда это было заснято. Цель таких фотовыставок: развитие положительных эмоций, воспроизведение в памяти событий, создание дружелюбной атмосферы.
«Тематические выставки и сообщения»
Большой развивающий эффект заложен в семейных познавательных проектах «Познаём вместе». Суть таких традиционных мероприятий заключается в том, что каждая семья, учитывая свои предпочтения и возможности, готовит материал по заранее выбранной теме. Этот материал преподносится ребёнком в группе, При этом идёт рассказ с показом подготовленного материала. Каждая встреча даёт толчок возникновению и развитию познавательных интересов и повышению самооценки у детей. Данная традиция проходит в таких формах - тематические выставки плакатов, коллажи семейных фотографий, сообщения детей на заданную тему.
«Празднование дня рождения детей»
Самой любимой традицией нашей группы является празднование дня рождения детей. Дети с удовольствием поют каравай, танцуют под любимые песни, придумывают невероятное количество приятных пожеланий и любят дарить подарки. Такие традиции помогают имениннику осознать свою значимость в группе, воспитывают чувства сопричастности со всеми членами группового коллектива, вызывают положительные эмоции. У детей
развивается способность к сопереживанию радостных событий. Родители заранее готовят подарки ребенку, сладкие угощения, сами принимают участие в поздравлении.
«Участие родителей в праздниках и развлечениях»
Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, рассматривают фотографии, видеозаписи, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе.
«Участие родителей в конкурсах, выставках»
Большую роль в установлении доброжелательной атмосферы в семье, расширении знаний детей о своих близких людях играет приобщение родителей и детей к совместному творчеству. Наши родители - молодые, творческие люди. Поэтому мы предложили родителям вместе с детьми участвовать в творческих выставках и конкурсах, которые регулярно проводятся в нашем детском саду.
«Воскресный день»
В этом году в нашей группе прижилась еще одна интересная традиция. Раз в месяц в воскресный день мы с родителями планируем выход с детьми в совместный поход: на лыжах, коньках, поход в театр, кино, экскурсии в музей, лес и другое. Это способствует расширению кругозора детей, помогает познавать мир, а главное сплачивает коллектив.
«Ежедневный рефлексивный круг»
Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей в круг, где проводит утренний ритуал – приветствие (посредством стихов с действиями, игры), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести приятный и интересный день. Сюда же включается обсуждение проведения выходного дня дома, вечеров с родителями, планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает детей, делится своими планами и все вместе принимают решение о том, как провести день.
«Проблемная педагогическая ситуация»
Наиболее интересной формой работы с детьми является проблемная педагогическая ситуация. Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для данной возрастной группы. Проведение круга рефлексии после ситуации обязательно: сначала в группе, потом дома. Перед родителями ставится задача – обязательно расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно.
Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе.
«Социальная акция»
Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на объединение усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» – есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
«Дети-волонтеры»
Очень полюбилась детям педагогическая технология «Дети-волонтёры», цель которой заключается в следующем:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием посещают малышей и помогают им.
Традиции способствуют развитию у ребенка чувства сопричастности сообществу людей, помогают ему освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события.
2.4. Перспективно-тематическое планирование
(составлен в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ «Золушка»)
Месяц | Организационно-аналитическое направление | Наглядно-информационное направление | Познавательное направление | Содержательное направление |
Сентябрь | «Мой дом – детский сад» | |||
1.Анкетирование «Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка» Цель: Выявления педагогических возможностей родителей. | 1. Оформление постоянно действующего стендового уголка «Изучаем ФГОС» (со сменной информацией) Цель: педагогическое просвещение родителей. 2.Консультация «Влияние среды на личность дошкольника» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка. 3. Оформление папки – передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей. | 1. Слайдовая презентация игровой деятельности детей в детском саду Цель: практическая помощь семье в воспитании детей, формирование положительного отношения у родителей к ДОУ. 2. Практикум-беседа «Совместный труд ребенка и взрослого» Цель: познакомить родителей с обязанностями детей в группе | 1.Родительское собрание «Старший дошкольный возраст, какой он?» Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы. 2.Фотовыставка «Ах, лето!» Цель: развитие познавательных интересов, пополнение знаний об окружающем. | |
Октябрь | «Осень разноцветная» | |||
1.Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей». Цель: проанализировать каким формам работы отдают предпочтение родители и как строить работу на год. | 1. Консультация «Поговорим о правильном питании» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах здорового образа жизни. 2.Папка-передвижка «Осень, осень в гости просим» Цель: пополнение знаний о пользе здоровой пищи. | 1. Беседа, анкетирование «Одежда детей в осенний период года» Цель: помочь родителям правильно подбирать одежду, которая не будет мешать двигательной активности ребенка 2. Открытое мероприятие для родителей «Изготовление фруктового салата» Цель: формирование уважительного отношения к детскому труду. | 1.Совместный досуг с родителями «Поход в осенний лес» Цель: установление эмоционального контакта между родителями, педагогами и детьми, улучшение детско-родительских отношений. 2. Выставка поделок «Осенние причуды» Цель: Привлечение внимания родителей к совместному творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам. | |
«Моя семья, мои корни» | ||||
1. Анкетирование «Моя семья». Цель: сбор информации об изменениях в семье. | 1. Информационный стенд «Пальчиковые игры в семье» Цель: пропаганда знаний о пользе пальчиковых игр и развитии моторики рук у детей. 2. Консультация «Как любить ребенка» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах подбора игрового материала для детей старшего возраста 3. Памятка «Как интересно провести досуг в кругу семьи» (Приложение) Цель: повышение родительской компетенции в вопросах совместных досугов. 3. Родительский всеобуч «Проектная деятельность в ДОУ» Цель: педагогическое просвещение родителей. | 1. Вечер вопросов и ответов «Страна понимания» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. День открытых дверей. Цель: Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей; установление партнерских отношений с семьями воспитанников. 3. Мастер- класс «Технология проектной деятельности » Цель: познакомить с методикой проектной деятельности, особенностями ее реализации в ДОУ. | 1. Родительское собрание «Стили семейного воспитания» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. 2. День добрых дел «Снежные постройки!» Цель: привлечение родителей к совместному участию в постройке снежного городка на участке детского сада. 3. Практикум «Мини-музей кукольной одежды». Изготовление костюмов для кукол Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | |
Декабрь | «Зимушка-зима» | |||
1.Папка-передвижка «Как необходимо вести себя на празднике» Цель: педагогическое просвещение родителей. 2.Консультация «Самостоятельность ребенка. Обязанности в семье» Цель: психолого-педагогическое | 1.Оформление стенда «Зимушка-зима» Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений. 2.Мастер – класс для родителей«Закаливание – одна из форм профилактики заболеваний у детей» Цель: пропаганда применения закаливающих мероприятий в семье. | 1.Новогодний конкурс «Лучшая елочная игрушка для группы своими руками» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами и детьми. 2. Практикум дл родителей «Бумажная пластика» Цель: развитие творчества у детей и родителей 3. Развлечение «Новый год у ворот» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами и детьми. | ||
«Зимние развлечения» | ||||
Январь | 1.Анкета «О способах воспитания» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей. | 1.Консультация «Спортивные игры зимой» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Консультация «Мы любим спорт» Цель: привлечение семей к здоровому образу жизни и сохранению семейных традиций. 3.Памятка «Все о прививках» Цель: повышение родительской компетентности в профилактике заболеваний. | 1.Практикум для родителей «Точечный массаж» Цель: повышение родительской компетентности по вопросам здоровьсбережения. 2.День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела | 1. . Новогоднее дефиле «Новогодний костюм своими руками» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. 2. Поход в выходной день – катание на тюбингах. Цель: Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям группы, активизация включѐнности родителей в интересы и потребности ребѐнка. |
«Мальчики и девочки» | ||||
Февраль | 1. Консультация: «Роль папы в воспитании детей». Цель: воспитание и сохранение семейных традиций. 1.Памятка «Выполнение трудовых поручений дома и в детском саду» Цель: формирование позитивного отношения к труду. | Практикум - советы «Как любить ребенка?» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. | 1.Фотовыставка «Мы занимаемся спортом» Цель: укрепление детско-родительских отношений. 2.Спортивные соревнования «Мы - богатыри» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами и детьми и родителями | |
2.Беседа «Основы нравственных отношений в семье» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. | 2.Папка – передвижка «Наши руки не для скуки» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. развитие творческих способностей в семье. | 3.Совместный выход в выходной день на каток в ледовый дворец «Айсберг» Цель: Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям группы, активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. | ||
Март | «8 Марта». «Весна. Пробуждение природы» | |||
1.Беседа «Учим ребенка общаться» Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Памятка: « Как уберечь ребенка от укусов насекомых» Цель: педагогическое просвещение родителей по охране здоровья детей | 1.Выставка работ «Мамин портрет» Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений. 2.Беседа «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» Цель: повышение психологической компетентности родителей. | 1. Фотовыставка «Моя мамочка - цветочек!» Цель: укрепление детско-родительских отношений. 2.Развлечение, посвященное 8 Марта. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами и детьми и родителями. 3.Выставка «Украсим шляпку своими руками» Цель: улучшение детско-родительских отношений, развитие творчества и фантазии. | ||
«Мой дом, мой город, моя страна» | ||||
1.Консультация «Ребенок, дорога, правила поведения на улице» Цель: пропаганда безопасного поведения и соблюдение правил ПДД. | 1.Встреча с интересными людьми Цель: установление эмоционального контакта между педагогами и детьми. | 1.Выставка «Поделки из бросового материала» Цель: активизация включѐнности родителей в интересы и потребности ребѐнка; развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи. | ||
2.Консультация для родителей «Ребенок и улица» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности. 3.Консультация «Готовим руку ребенка к письму» Цель: расширение знаний о подготовке моторики пальцев к письму. | 2.Выставка рисунков «Мой город» Цель: пополнение знаний о достопримечательностях города 3.Практикум-беседа «Безопасность дошкольника дома» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности ребенка. | 2. Поход в выходной день – в театр «Мираж» Цель: Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям группы, активизация включѐнности. 3. Родительское собрание-практикум «Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников» Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, связь между моторикой и речью. | ||
«День победы». «Народная культура и традиции» | ||||
Май | 1. Анкетирование «По результатам года» Цель: Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году; определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год. | 1. Консультация «Чтение – лучшее учение» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития речи, воображения детей. 2.Работа над проектом «Подарите детям книгу» Цель: привлечение родителей к оснащению группы художественной литературой. 3.Родительская копилка «Семейные традиции» Цель: мотивация к сохранению семейных традиций.. | 1. Фотовыставка «Мой дедушка – ветеран» Цель: реализация единого подхода детского сада и семьи в реализации патриотического воспитания. 2.Круглый стол «Семейные традиции в современном мире» Цель: повышение родительской компетентности по данной теме | 1.Праздничный концерт для ветеранов Цель: пропаганда семейных ценностей. 2. Оформление мемориала, посвященного 9 мая. Цель: улучшение детско-родительских отношений, укрепление семейных ценностей. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, созданная в группе, обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Она позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, созданная в группе, обеспечивает возможность эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Она позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.
Над созданием такой среды мы и задумались. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы наши малыши спокойно расставались с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Мы поставили перед собой цель - создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.
Таким образом, в группе создана:
1. Комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
2. В наличии достаточное количество предметов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи взрослых (конструктор, кубики, куклы, игры-пазлы и др.)
3.Благодаря легкой миниатюрной мягкой мебели, наличию ширм зоны мобильны и легко передвигаются. В зависимости от темы дня игрушки могут меняться. Игрушки, мы располагаем в доступных для детей местах (открытых, низких полках) ;
4.Игровое оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: безопасно, трансформируемо, доступно для детей, эстетически привлекательно. Мебель соответствует росту и возрасту детей. Делая в группе ремонт мы выбрали яркие, теплые, светлые тона, чтобы создать в группе уютную , домашнюю атмосферу. Декорировали стены орнаментом в тон стен, что создало в группе праздничную атмосферу. В спальной комнате стены окрашены в спокойные тона, шторы и покрывала на кроватях подобраны в тон стенам, что позволяет воспитывать у детей хороший вкус. На кроватях имеются картинки идентичные картинкам на шкафчиках и полотенцах. У каждой кровати есть массажные коврики, которые легко моются и при необходимости складываются в дорожки и большой коврик.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по предметной картинке, которую они сами выбирали. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Умелые ручки " и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость. Теперь плавно переходим в групповую комнату.
В групповой комнате есть аудиовизуальный центр, который оснащен видеомагнитофоном, телевизором, компьютерно-игровым столом и компьютером. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы. После ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах. Создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
В интеллектуально-развивающем центре есть предметно-дидактические игры, помогающие закрепить пройденный на занятиях материал. Интеллектуальные игры позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, памяти, внимания, усидчивости.
Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности.
Разнообразие средств открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
Центр музыкального развития формирует музыкальный слух, музыкально-ритмические способности. Умение эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Веселые концерты для кукол, пение любимых песен, отбивание ритма, музыкально-двигательная импровизация доставляют ребятам удовольствие! Особый восторг вызывает у детей музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
Центр театральной деятельности представлен в нашей группе разными видами театров. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. В группе есть костюмерная, где представлены костюмы животных, героев сказок, различные маски , которые помогают изменить детям свой облик для участия в театральной постановке.
Книжный центр один из любимых центров детей. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе. Также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
В группе есть большой игровой центр. Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе. Тут есть игры-забавы, яркие игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам.
Дети активно познают окружающий мир, осваивают свои действия в быту, игре. Поэтому игра начинается, как только малыш переступает порог группы. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям.
Создавая центр конструирования и строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количество разного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягких модулей, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.
Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяется в проведении утренних гимнастик, подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна, активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Эффективность и результативность реализации проекта
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и нашими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. Об эффективности, проводимой в группе работы с родителями, свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности в совместных мероприятиях.
Эффективность реализации проекта определялась с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования, записей в Книге отзывов группы.
Начиная работать по проекту «Мы вместе», в группе было проведено анкетирование по теме «Формы работы семьи и детского сада».
По результатам первого года работы по взаимодействию с родителями воспитанников в 2016-2017 учебном году выяснилось, что большая часть родителей группы отдает предпочтение таким формам работы по взаимодействию с ДОУ как: дни открытых дверей - 46%, родительские собрания - 86%, организация тематических выставок - 35%, наглядная информация – 43%, и только 14% родителей выразили желание быть участниками открытых занятий, участие в утренниках, развлечениях – 13%.(на начало года). На конец года повысился уровень компетенции и педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей, их эмоционального и социального развития. Возросла уверенность родителей в собственных педагогических возможностей. Повысилась атмосфера взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки. увеличилось количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира. Но количество родителей желающих принимать участие в жизни группы повысилось не намного.
Результаты анкетирования «Формы работы семьи и детского сада»
Поэтому, опираясь на результаты прошлого года, и переоценив свою работу с родителями, возникла необходимость изучить и разработать новые формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Новые формы взаимодействия с родителями должны быть направлены не только на психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами, с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка, но и способствовать развитию коммуникативной компетентности родителей. Целенаправленная деятельность, которой, связанна с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду.
Наиболее эффективными формами работы с родителями стали:
Формы работы | Мероприятия | Содержание |
Участие родителей в творческих конкурсах. | «Осенние причуды», «Лучшая елочная игрушка для группы своими руками», «Поделки из бросового материала»; «Юнтагор»; конкурс рисунков «Моя Югра» | Организация выставок творческих работ, участие в конкурсах родителей и детей. |
Информация о работе группы, на сайте группы в интернете. | Сайт группы: http://dszolushka2.wixsite.com/8-gruppa Группа в WhatsApp | Предоставление родителям информации о жизни детей в группе и ДОУ. Общение с родителями в реальном времени. |
Мастерская добрых дел. | Мастер-классы: «Золотая рыбка», «Изготовление нестандартного физ. оборудования», «Новогодняя игрушка» | Родители совместно с детьми и педагогами дают «вторую жизнь старым игрушкам, вещам, бросовому материалу» (ремонтируют, мастерят и т.д.) |
Творческие проекты | «Волшебный мир сказок», «Волшебница вода» «Друзья Айболита» | Повышение творческой активности и сплоченности родителей педагогов и детей. |
Воскресный день | Поход в лес; Катание на тюбингах; Катание на коньках; Выход в театр; Экскурсия по городу; Фестиваль «Зажги звезду» | Организация совместных походов в выходные дни, что способствует сплочению коллектива. |
Социальные акции | «Покормите птиц зимой»; «Макулатура сдавайся» «День Земли» «День инвалида»; «Подари книгу детям» | Современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. |
Проблемная педагогическая ситуация | «У нас в гостях бабушка»; «Тренер»; Чужой мальчик»; «Прощание с ежиком». | Самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение. Взрослые должны направить ребенка в нужное русло. |
Родительские собрания в нетрадиционной форме | «Стили семейного воспитания»; «Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников» | Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, с проведением мастер-классов, различных педагогических ситуаций и т.д. |
Круглый стол | Технологии Гришаевой; Играем в шахматы. | Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, с учетом пожеланий родителей. |
Открытые мероприятия с участием родителей и детей. | Утренники, посвященные 8 марта, 23 февраля; Открытые занятия «В гостях у сказки»; «Бабушка-загадушка» | Родители принимают участие в открытых мероприятиях, помогают воспитатель подготовить детей. Родители становятся более открытыми для общения, налаживаются доброжелательные взаимоотношения. |
Вследствие проведения нетрадиционных форм работы, родители стали активнее принимать участие в организационных мероприятиях, находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.
Подводя итоги анкетирования второго года работы, можно сделать вывод о том, что возросло число родителей желающих активно участвовать в жизнедеятельности ДОУ, и увеличился выбор мероприятий, в которых они могли поучаствовать. Родители стремятся к поиску необходимой информации, заинтересованы в рекомендациях педагогов, а персонал ДОУ имеет авторитет среди них.
Также в ходе реализации проекта проводилось анкетирование родителей в начале и в конце года по теме: «Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка», в котором принимали участие 94% родителей. Результаты на начало года показали, что только 21% опрошенных родителей считают, что они являются активными участниками образовательного процесса, мероприятий проводимых в ДОУ и непосредственно в группе. Только 37% родителей признались, что участвуют в жизни группы от случая к случаю и 42% родителей не считают нужным принимать участие в образовательном процессе, не интересуются жизнью группы.
Проведя повторное анкетирование в конце года были получены следующие результаты: высокий уровень активности родителей составил 82%, средний – 13%, низкий – 5%.
Результаты анкетирования «Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка» представлены на диаграмме:
Таким образом, в результате реализации программы процент родителей активно участвующих в жизни группы повысился на 61%.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения, в группе царит доверительная атмосфера. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада. Сближение детей и родителей, способствует развитию уверенности в своих силах у детей, расширению кругозора, наслаждение совместной работой, чувство комфортности, формирует у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям знать активную жизненную позицию.
Список используемой литературы
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002. - № 2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья/ М., 2001г. – 134с.
3.Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //Воспитатель ДОУ, 2007. - №5
4.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., Работа с родителями в ДОУ, Управление ДОУ 2008. - №5
5.Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей/М.: Дрофа, 2006. – 91с.
6.Баринова Е.В. Я и моя семья: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 122.
7. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания/ Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Панорама, 2009.- 192с.
8.Доронова Т.Н.Играют взрослые и дети:из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
9.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей./ М: Мозаика – Синтез, 2007. – 212с.
10. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002. - № 4.
11. Кириллова Ю.А.Если вы играете с ребенком дома… - СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64с.
12.Лампман В.Е. Родитель – педагог – ребенок: модели развития взаимоотношений/ Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
13.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002. – 154с.
14.Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС,1998.- 243с.
15.Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
16. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
17.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду/М:ВАКО, 2010. – 320с.
18. Интернет ресурсы: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00670932_0.html
http://solnyshko-3.ucoz.ru/_ld/1/149_____.pdf
http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-andrevna-komisina/programa-socialnogo-partnerstva-s-semei.html