Дидактика
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дидактическая игра «Отгадай, кто к нам пришел?»
Цель: Закрепление в речи названия животных, птиц, различных предметов, автомобилей и пр.
Задачи:
дидактическая: формировать умение находить и называть предметы, названия животных, птиц по перечисленным признакам и по произносимым звукам; формировать познавательную и двигательную активность детей; побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на нее, вызывать речевую активность; активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
развивающая: развивать внимание, наблюдательность, усидчивость, умение слушать;
воспитательная: воспитывать положительное бережное отношение к животным, птицам и различным предметам.
Игровая задача: определять название животных, птиц, предметов, узнавать их по описанным признакам и произносимым звукам.
Игровые действия: дети слушают различные звуки, произносимые воспитателем и учатся угадывать, определять какое это животное, птица или предмет и пр.
Игровые правила: нельзя смотреть, где спрятана игрушка.
Оборудование и материалы: домашние животные — игрушки или картинки с их изображениями, машинка, барабан.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям корову (картинку) и предлагает вспомнить, как она мычит. После того как дети произнесут звукосочетание, показывает следующую игрушку и спрашивает: «А как блеет коза?» Дети произносят: «Ме-е-е-е». Затем предлагает им помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. При этом, воспитатель следит, чтобы дети четко и правильно произносили звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривали звукоподражания.
Далее воспитатель предлагает детям отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:
- Му-у-у, му-у-у... Кто это мычит?
- Мяу-мяу... Кто это к нам пришел?
- Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?
- А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
- Ко-ко-ко... Кто это остановился рядом с Катей?
- Ква-ква-ква... А это кто?
- Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?
- Тик-так, тик-так... Что это? (и т.д.)
Меняя высоту голоса, воспитатель попросит определить, какая мышка пищит, какая машина гудит — большая или маленькая.
Дети внимательно слушают, стараются точно и правильно называть животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определить, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.
Также воспитатель предлагает детям подражать знакомым звукам, например, «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».
Дидактическая игра «Чудесная коробка»
Цель: обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи, внимания и наблюдательности.
Задачи:
Дидактическая: продолжать формировать навыки составления целой картины из частей; описать внешний вид транспортных средств (машина, ее части, поезд, самолет, пароход); активизировать словарь детей за счет слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт), продолжать формировать познавательную и двигательную активность детей; побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на нее, вызывать речевую активность; активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, усидчивость, умение слушать; учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы; умение говорить предложениями, умение слушать, вступать в диалог, общаться между собой и со взрослыми; развивать память, мышление, внимание; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать положительное бережное отношение к игрушкам; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в группе; самостоятельность; любознательность.
Игровая задача: определять название предметов, узнавать их по описанным признакам, свойствам, назначению.
Игровые действия: дети с воспитателем рассматривают игрушки, описывают их внешний вид, угадывают названия игрушек и предназначение.
Игровые правила: нельзя смотреть, где спрятана игрушка.
Оборудование и материалы: разнообразные игрушки, наглядные печатные пособия с изображением игрушек, пазлы.
Ход игры:
Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте:
Пассажирский транспорт:
Отвезу, куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр,
И гудит во мне мотор,
Фары круглые, как глобус
Называюсь я… (Автобус)
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Устойчив я лишь на бегу.
Две педали есть внизу… (Велосипед).
Хоть и два в нём колеса,
Есть мотор и ездит сам.
Вот машину он настиг,
Обгоняет… (мотоцикл).