Учитель года - 2019.

Глумова Наталья Александровна

    ссылка для просмотра фильма и презентации         https://yadi.sk/d/0i8t9RYpaCkMKQ

 

   ссылка для просмотра фильма https://youtu.be/VYd9RkWUv9Y

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Глумова Н.А., учитель русского языка и литературы

                                    МБОУ «Комаровская школа» п.Кудьма,

                                                Богородского района, Нижегородской области

Пояснительная записка  

Современная жизнь предъявляет к человеку «суровые» требования: высокая образованность, целеустремлённость,  коммуникабельность, умение ориентироваться в огромном количестве информации , а также в любом обществе. А подготовить к будущей жизни, заложить основу – это задача школы, которая не только даёт необходимый багаж знаний по учебным предметам, но и учит применять эти знания на практике.

Современный выпускник должен уметь анализировать свои действия, самостоятельно  принимать решения, сотрудничать  и, конечно, должен обладать чувством ответственности за судьбу своей страны.  Таким образом, школа должна научить учиться, а учитель – это личность, которая обучает способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебных занятий является организация исследовательской деятельности, которая способствует развитию логического мышления, а также создаёт мотив учебной деятельности.

Как показали исследования немецких учёных, что 90% материала запоминает и усваивает  обучающийся,  непосредственно участвующий  в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, формулировке выводов и прогнозов, 80%  - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. К подобным результатам пришли и американские и российские ученые.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью модернизации урочной и внеурочной деятельности в связи с требованиями ФГОС с целью формирования личности, способной  активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющей системно мыслить, анализировать, сравнивать,  делать выводы, а также практически решать возникающее жизненные и профессиональные проблемы.

Цель: создание условий для развития  познавательной активности учащихся, ведущую роль в достижении этой цели играют активные творческие методы обучения.

Задачи:

  • создание   организационно  -  педагогических    условий    для обновления содержания образования на  уроках и во внеурочной деятельности
  • применение форм и методов которые направлены на формирование  не только  специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков.

Одним из наиболее действенных методов для   повышению качества образовательно - воспитательного процесса, развития  познавательной активности учащихся является исследовательская деятельность.

Термин «исследовательский метод» предложил Б.Е. Райков в 1924 году, который под этим методом в обучении понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования в учебной деятельности занимались многие учёные. 

Особенности использования исследовательского метода на уроках русского языка в основной и старшей школе

Бесспорно, учебное исследование, которое проводят учащиеся отличается от научного. То, что школьники открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто, но эти знания являются новыми для учеников. Самым главным является то, что ребята исследуют, то есть рассматривают, изучают с целью познания какой – то вопрос. Важно, что ученик на уроке не получил нужную информацию в готовом виде от учителя, а сам пришёл к знаниям.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности. В младших и средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов.

Лабораторные работы на уроках русского языка.

Одной из  форм исследования является лабораторная работа.

Мы уже привыкли к лабораторным работам на уроках географии, физики, биологии, химии. Но правомерно ли использование данной формы на уроках русского языка? На мой взгляд, несомненно. Каждая лабораторная работа имеет исследовательский характер, предполагает работу с учебником, справочной литературой, тем самым способствует  развитию навыков самостоятельной работы.

Многие проблемы  от того, что ребята не умеют наблюдать, поэтому  не развивается лингвистическое «чутьё», что важно при овладении навыками грамотного письма.

Уроки в форме лабораторных работ  нацелены на то, чтобы учащиеся через наблюдение, анализ и обобщение самостоятельно получили знания по  той  или иной теме. Тем самым  формируются навыки и умения научного исследования, научного поиска, что приводит к более глубокому изучению темы.

Уроки – лаборатории  имеют свою специфику и  по содержанию, и форме проведения.

Для  таких работ готовлю инструкции, в которых содержится чёткое определение целей, а также  порядок выполнения работы (индивидуальные карточки или карточки для группы учащихся).  Также необходимо подготовить тексты, учебные пособия, таблицы. Если это уроки в 5-7 классах, то использую возможности учебника «Русский язык» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская), где достаточно и таблиц,  и различных упражнений.

При выборе формы занятия учитываю и возраст ребят, и уровень подготовки класса.

В старших классах это может быть групповая форма (4-6 человек), в 5- 7 классах эффективнее  будет индивидуальная работа  или в парах. Важно, чтобы каждый из ребят сделал своё  «маленькое» открытие, поэтому в группы  или пары желательно подобрать учащихся примерно одинакового уровня подготовленности. Когда в группы подбираются ребята разного уровня подготовленности, то одни становятся лидерами, а другие пассивными слушателями. И уже своего открытия не получается.

Целесообразнее группам предложить разные инструкции, а вот  языковой материал лучше брать одинаковый.  Конечно, одни учащиеся  будут выполнять работу самостоятельнее, другим понадобится помощь учителя. Но постепенно ребята учатся слушать инструктаж, чётко следовать ему, а значит, возникает всё меньше вопросов. А если и возникают, то ребята учатся задавать их после выполнения задания.

Работа каждого учащиеся должна быть проверена, оценена.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок (а в старших классах и 2 урока), часть урока (объяснение нового материала или закрепление).  

Это может быть урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков или урок  систематизации знаний.  

Например, в 8 классе при изучении  темы «Односоставные предложения» проводила лабораторную работу как закрепление и обобщение полученных знаний по данной теме. Но попробовала и на первом уроке, получилось. Учащиеся не только усвоили пройденный материал на теоретическом уровне, но и показали умение использовать полученные знания на практике (находить односоставные предложения в текстах разных типов и стилей, использовать односоставные предложения при создании собственных текстов, объяснять роль данных предложений для понятия замысла поэта или писателя).

Широко применяю лабораторные занятия в старших классах, где необходимо повторить, закрепить знания, полученные в предыдущих классах. Такие уроки способствуют эффективной подготовке к ГИА.

Но работа в старших классах не будет эффективной, если ребята не привыкли к данной форме, поэтому необходимо начинать как можно раньше.

Сначала это отдельные элементы, которые ребят учат наблюдать, делать выводы.

Лабораторная работа в 5 классе. Тема «Буквы 0-А в корне РОС – РАСТ». Цель: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне РАСТ-РОСТ-РАЩ, научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания Даны слова:  растение, росли, выращенный, водоросли.

Задания:

1.Рассмотрите слова, что необычного заметили в них.

2.Можно ли их назвать однокоренными. Докажите свою точку зрения.

3. Сформулируйте тему  урока.

4. Проанализируйте, отчего зависит выбор гласной в данных корнях. Сформулируйте правило, приведите свои примеры.

Таким образом, лабораторные работы по русскому языку дают положительные результаты, способствуют:

  • усвоению теоретического материала;
  • умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (учащиеся учатся наблюдать, сопоставлять, обобщать);
  • совершенствованию навыков научно - исследовательской деятельности (учащиеся применяют их и в изучении других школьных предметов);
  • умению связно излагать мысли в письменной речи.

На уроках русского языка в форме лабораторных работ формируются и не только специальные предметные умения и навыки, но и общеучебные.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Результативность применения исследовательского метода,  эффективность опыта.

         На основании опыта работы школы по использованию в учебно-воспитательном процессе проектно-исследовательской деятельности можно сделать выводы:

  1. Исследовательский метод  дают возможность вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учётом его личных интересов, что способствует повышению мотивации к учению и лучшему усвоению учебного материала.
  2. В корне меняются отношения “учитель – ученик”.
  3. Исследовательская деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению проблем и ориентации на достижение успеха.
  4. Отрабатываются навыки работы с различными информационными источниками, повышается ИКТ-компетентность.
  5. Работая по своему плану, ученик меняет виды работ, что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

Успешное овладение исследовательской деятельностью способствует саморазвитию ребёнка и формирует его творческую одарённость

Динамика качества обучения за последние 3 года

Учебный год

классы

Качество знаний по русскому языку

2015 – 2016

66,67

2016 – 2017

73

2017 - 2018

10б

75

Результаты ОГЭ  по русскому языку

Учебный год

Количество участников

Максимальный балл по школе

Количество успешно

Средний балл по школе

Средний балл по району

2016 – 2017

15

35

100

30,2

28,7

2017 - 2018

28

36

100

28,5

28,1

Результативность участия обучающихся в конкурсах исследовательской направленности

Тема

Участник

Результат

1

Этимология названия деревни Комарово и её окрестностей.

Бызина А.

6 кл.

Победители областного конкурса.

2

История семьи Ильиных

Бурлакова А. -9 кл.

Победители районного этапа, участники областного

3

Происхождение фамилий жителей деревни Комарово

Коротина В. -7 кл.

Победители школьной и районной конференций

4

Бызина А. – 8 кл.

Победитель районной конференций

5

Необыкновенная история «обыкновенных» людей.

Гардин Т.- 9 кл.

Призёр районной конференции

6

Происхождение прозвищ современных  школьников

Хрушков Ст. – 8 кл.

Победитель районной конференций