Главные вкладки
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ НАСТАВНИЧЕСТВА МОДЕЛИ "УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК"
Аннотация педагогического проекта
«Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Школа сегодня признана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Обществом перед школой поставлены задачи формирования нового человека вооружённого знаниями, с повышенной творческой активностью, стремящегося к познанию.
Наша школа является социокультурным центром села, поэтому основными её функциями стали культуросозидательная (сохранение и развитие традиций родного края) и человекосозидательная (создание условий для нравственного становления и развития личности).
В соответствии со Стандартом на ступени основного общего и среднего общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В этом процессе велика роль исследования, способного пробуждать и воспитывать человеческие эмоции и чувства.
Реализация поставленных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от разнообразия форм и методов обучения.
Использование познавательно-исследовательских компетенций в воспитательно-образовательном процессе ведет к формированию у детей творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы, в нахождении новых способов решения поставленных задач, методами исследовательской деятельности. Активно включаясь в творческий процесс, я широко использую во внеурочной работе метод проектно-исследовательской деятельности.
Рабочая Программа по наставничеству и патриотическому направлению разработана для Совета школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий, в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся через наставничество по системе "Учитель-Ученик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_na_konkurs_nastavnichestvo_kaptelininoy_op.docx | 59.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
"Наставничество"
Педагогический профессиональный проект
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ НАСТАВНИЧЕСТВА МОДЕЛИ "УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК"
Направление: "Лучшие практики наставничества"
Номинация - «Наставничество в сфере образования»
Автор работы:
Каптелинина Ольга Павловна
учитель истории и обществознания
Советник директора по воспитанию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
omachonina@mail.ru
стаж работы 43 года
2024 год
Содержание работы
№ п/п | Разделы | Страницы |
1 | Аннотация педагогического проекта | 3 |
2 | Введение | 6 |
3 | Раздел 1. Назначение программы наставничества педагогических работников в образовательной организации | 10 |
4 | Раздел 2. Основные механизмы реализации и организационно-педагогические условия | 14 |
5 | Раздел 4. Практическая культурно-образовательная деятельность музея | 15 |
6 | Раздел 5. Результаты и показатели эффективности педагогического проекта | 17 |
7 | Раздел 6. Прогнозируемые результаты | 19 |
8 | Заключение | 21 |
9 | Приложения | с 22 стр |
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ НАСТАВНИЧЕСТВА МОДЕЛИ "УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК"
Аннотация педагогического проекта
«Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Школа сегодня признана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Обществом перед школой поставлены задачи формирования нового человека вооружённого знаниями, с повышенной творческой активностью, стремящегося к познанию.
Наша школа является социокультурным центром села, поэтому основными её функциями стали культуросозидательная (сохранение и развитие традиций родного края) и человекосозидательная (создание условий для нравственного становления и развития личности).
В соответствии со Стандартом на ступени основного общего и среднего общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В этом процессе велика роль исследования, способного пробуждать и воспитывать человеческие эмоции и чувства.
Реализация поставленных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от разнообразия форм и методов обучения.
Использование познавательно-исследовательских компетенций в воспитательно-образовательном процессе ведет к формированию у детей творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы, в нахождении новых способов решения поставленных задач, методами исследовательской деятельности. Активно включаясь в творческий процесс, я широко использую во внеурочной работе метод проектно-исследовательской деятельности.
Рабочая Программа по наставничеству и патриотическому направлению разработана для Совета школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий, в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся через наставничество по системе "Учитель-Ученик".
Ключевые слова: Музейная педагогика, гражданственность, патриотизм, наставничество
Цель Программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности.
Поставленная цель реализуется через решение задач:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Введение института наставничества учителей по отношению к школьникам, позволит создать единое воспитательное пространство, объединяющее обучающихся общего и дополнительного образования, которое выведет воспитательный процесс на новый уровень.
Объект и предмет: Объект исследования - Музейная образовательная среда;
Предмет исследования - патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного Музея.
Сроки реализации проекта: Проект долгосрочный - 2019-2023 годы.
В реализации проекта участвуют группы обучающихся 5 - 11 классов.
Целевая аудитория проекта: Около 150 учащихся, 30 учителей школы, родители, жители микрорайона, ветераны войны и труда.
Опыт реализации проекта: В рамках реализации проекта проводятся разнообразные мероприятия. Музей стал центром поисково - исследовательской деятельности и патриотического воспитания в школе. Проведение экскурсий для учащихся школы, родителей, ветеранов. Исследовательские работы, выполняются старшеклассниками, содержат информацию об участниках войны, о событиях того времени. На базе историко - краеведческого музея учащиеся готовятся к научно-практическим конференциям муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Проведение музейных уроков, посвященных памятным датам. Организация Телемоста с Музеем Волгограда.
Партнеры проекта: Зал воинской славы "Эхо войны" поискового отряда "Волга" г. Волгоград
Введение
В последние годы в связи с изменениями социально-экономических условий, в том числе и процессом дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, вновь обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания. Современная действительность — это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Однако стремительное крушение идеологической системы недавнего прошлого и образовавшийся вакуум, заполняемый явлениями массовой культуры, диктуют необходимость развивать у подрастающего поколения интерес к исторической личности, к проявлению ее индивидуальных черт в конкретной социально-исторической обстановке. Лучше начинать это делать в младшем школьном возрасте.
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности.
Школьный музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.
Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском возрасте. Чтобы воспитать эти чувства у ребенка, педагог должен быть сам убежден и вдохновлен идеями патриотического воспитания. Это кропотливый и систематический процесс, который идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению. Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему воспитания патриотизма. Работа должна вестись по разным направлениям и проявляться в разных видах деятельности: изучение истории Родины и своего города или села, улицы, семьи, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства, достижений страны. Важно, чтобы изучение этого материала вызывало чувство привязанности к «большой» и «малой» родине, чувство ответственности и гордости, уважения и толерантности к обычаям и традициям других народов.
В своей деятельности, в основном, я опираюсь на музейную педагогику. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Наш музей не только "хранит и показывает", но и обеспечивает активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре, истории своего края, села, школы.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах творческой, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и обучающихся.
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».
Участие школьников в поисково-исследовательской деятельности способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает учащимся узнать историю и проблемы малой родины "изнутри", понять, как много сил и души вложили их предки в развитие родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Все это создает благоприятные условия для развития интеллектуальной активности и инициативы школьников, их профессионального самоопределения.
В центре внимания современного образования, а значит каждого педагога, поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.
Уроки истории невозможны без представления о прошлом. И познать прошлое нам помогают Музеи.
В 2003 году я организовала Музей истории школы и села Нижнетроицкий, с большим удовольствием работаю с участниками Великой Отечественной войны, с ветеранами –учителями, тружениками тыла.
Что дает нам создание школьного Музея?
Во-первых, приобретение учащимися глубоких знаний по истории села Нижнетроицкий, Республике Башкортостан и России; умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
Во-вторых, воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, выпускниками и учителями родной школы.
В-третьих, достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций односельчан, изучение и пропаганда замечательной истории Нижнетроицкой школы – ПЕРВОЙ В РАЙОНЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Эта работа помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, нашего села, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории, а самое главное, работа по истории школы поднимает престиж профессии УЧИТЕЛЬ !
Большое значение в работе школьного Музея имеет НОУ «Эврика»: - Фестивали творческих проектов;
- Участие обучающихся в научно – практических конференция - результаты вы можете видеть на слайде.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта
Самый главный вопрос для меня в работе НОУ "Эврика" - использование исследовательских работ на уроках истории и обществознания.
В нашей школе "Музейная педагогика" красной нитью проходит через Программу наставничества по модели "Учитель - Ученик".
Раздел 1. Назначение программы наставничества педагогических работников в образовательной организации
Программа по духовно-нравственному и патриотическому направлению разработана для Совета школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий, обучающихся 6-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся через наставничество по системе "Учитель-Ученик".
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, введение института наставничества учителей по отношению к школьникам, позволит создать единое воспитательное пространство, объединяющее обучающихся общего и дополнительного образования, которое выведет воспитательный процесс на новый уровень, создаст условия для взаимообогащения в личностном плане всех его участников
Наставник – руководитель школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий – наставляемые – члены Совета Музея истории школы и села Нижнетроицкий, Обстоятельство, что в школе создан Школьный Музей, позволяет сделать больший уклон на гражданско-патриотическое воспитание школьников, эффективнее корректировать их нравственные установки, растить настоящих граждан и патриотов своей страны.
Концептуальные основы программы
Наставничество – старейший метод передачи опыта. Очевидно, что подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе. Наставник, способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Именно поэтому с наставником за небольшой срок можно научиться большему, чем без него за всю жизнь. И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха. Процесс воспитания активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия наставника и наставляемого.
Данная программа призвана сформировать в участниках патриотического объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться в молодежи.
Раздел 2. Основные механизмы реализации и организационно-педагогические условия
Наставник может научит подростка:
- видеть и понимать проблему;
- принимать ее;
- разрешать ее.
Девиз наставников: «Чтобы научить, надо уметь самому. Чтобы тебе поверили, надо верить самому. Чтобы за тобой пошли, надо идти впереди»
Задача наставника:
- стать значимым «взрослым» для наставляемого;
- найти подход к наставляемому, раскрыть его творческий потенциал, оказать социально-педагогическую помощь и поддержку;
- показать наставляемому конечную цель работы;
- помочь наставляемому овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе.
Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Деятельность строится на основе доверительных отношений, с опорой на шаги сотрудничества.
Шаги сотрудничества
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие жизненной ситуации: что ему нравится в жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить;
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. ориентируясь на интересах подростка.
4. Наставник привлекает подростка к проектной, социальной и исследовательской деятельности, к организации праздников, акций, к участию в проектной деятельности. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.
Формы и методы деятельности наставников
Формами деятельности наставников включают: диалог или обсуждение, практикумы, беседы, семинары, дискуссии, групповые тренинги, практическая работа над проектом. совместное проведение праздничного мероприятия для представления результатов наставничества.
Взаимодействие наставника и наставляемого проходит:
- очно: в образовательном учреждении, на территории других образовательных организаций; в режиме внеурочной деятельности или в ходе интеграции в классные часы, в местах спортивного и культурного времяпрепровождения.
- дистанционно: в формате переписки в социальных сетях и/или телефонных разговоров.
Взаимодействие носит наставнический характер.
Методы работы наставника
• наблюдение;
• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка;
• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога, наставника и родителей на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
• консультирование – превентивная, упреждающая помощь, позволяющая выполнить ту или иную задачу
• тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека или группы с целью гармонизации личностного бытия человека
Раздел 3. Практика наставничества «Учитель - Ученику»
Форма наставничества «Учитель – Ученик» предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного учреждения, при котором учитель оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает тому с личностным самоопределением.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника правил, жизненных ориентиров, повышение мотивации к познавательной деятельности, расширение метакомпетенций, появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной траектории развития.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в осознании своего личностного потенциала; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.
Раздел 4. Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
- Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
- Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
- Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
- Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами.
По основной направленности проект является развивающим (построен на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивнным (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности проект является интегрированным, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Технологическую основу проекта образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Раздел 5. Результаты и показатели эффективности педагогического проекта:
Результативность применения материалов музея в учебно-воспитательном процессе МАОУ СОШ села Нижнетроицкий
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
В рамках реализации методики Музейная педагогика сотрудники Зала воинской славы "Эхо войны" и школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий наметили цели и задачи и реализовали следующее:
- Отправили в Нижнетроицкий 3 посылки с экспонатами с мест Сталинградской битвы;
- Пригласили Нижнетроицких ребят на Телемост с участием школ Волгограда, Ставропольского края, Благовещенска Амурской области;
- Во время районного Семинара Туймазинских учителей истории в Нижнетроицкой школе мы вышли в прямой эфир, показали свой Музей , а ребята предложили Историю одного экспоната. Это была наша Солдатская каска.
Раздел 6. Прогнозируемые результаты
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истрии с. Нижнетроицкий, Республики Башкортостан и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Достигнутые результаты:
В результате реализации проекта школьный музей стал современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса. Музей органично вписался в образовательное пространство школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на ФГОС нового поколения. В образовательную деятельность включаются музейные уроки по истории, литературе, географии, изо и другим предметам, в воспитательную деятельность школы включаются музейные уроки: «Холокост», «День неизвестного героя», «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я — гражданин России», «День Героев Отечества», «Сталинградская битва», «Оружие Победы».
В результате реализации проекта учащиеся:
- осваивают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность;
- приобретают устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры. Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия. Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов
В результате реализации проекта педагоги:
- повысили профессиональную компетентность в области музейной педагогики через семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации.
- освоили и внедрили музейные педагогические технологии в урочную и внеурочную деятельность; - используют ИКТ ресурсы школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности; - привлекают детей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют; - создаётся банк методических разработок и рекомендаций.
Заключение:
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах саморазвития, самореализации и жизненного ориентирования; активное развитие социальных навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов: улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации; количественный и качественный рост успешно реализованных социально значимых и культурных проектов обучающихся; увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем.
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество: передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».
Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.
Я рада, что в такой очень важной работе, как гражданско-патриотическое воспитание, есть мой большой вклад . И , самое главное, что все, чем я занимаюсь, я делаю с огромным удовольствием!...
Приложение 1
Информационное сопровождение проекта: Материалы Проекта публикуются на сайтах учителя Каптелининой Ольги Павловны : https://infourok.ru/backOffice/publications; https://nsportal.ru/olga-pavlovna-kaptelinina; на странице в VK Навигаторы детства. Туймазинский район - https://vk.com/club215695425
Ссылки на публикации:
-https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2023/02/24/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti - Рабочая программа по внеурочной деятельности "Внедрение целевой модели наставничества: "Учитель-Ученик";
-https://infourok.ru/istoriya-rodnoj-shkoly-v-sudbe-moej-semi-5356556.html - "История родной школы в судьбе моей семьи";
- https://infourok.ru/slavnaya-istoriya-nizhnetroickoj-shkoly-pervoj-srednej-shkoly-v-tujmazinskom-rajone-4125664.html - "Славная история Нижнетроицкой школы-первой средней школы в Туймазинском районе" ;
- - 02.02.23 80 лет Сталинградской битвы
- https://vk.com/wall-215695425_1710
- 14.02-23.02.23 Акция "Я горжусь тобой, герой"
- https://vk.com/wall-215695425_2146
- 19.04.23г. День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
- https://vk.com/nizhnetroitskiyshkola?w=wall-171235424_1543
- 04.05-05.05.23г. Бессмертный полк
- https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_3452%2Fall
- 9 мая День Победы
- https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_3528%2Fall
- 19.05.2023г. День музеев
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_3815%2Fall
- 22.06.23г. День памяти и скорби
- 23.08.23 80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году
- https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_4334%2Fall
- 27 февраля 2023 г. 10:00 ч. : г. Уфа - Второй очный этап республиканского конкурса "Эффективные практики наставничества в образовательных организациях Республики Башкортостан" - лауреат;
https://vk.com/wall79915292_727
- - 19.04.2023 - День единых действий "Без срока давности" - проведение открытого мероприятия - выход в прямой эфир на площадку ОП РФ;
- https://vk.com/nizhnetroitskiyshkola?w=wall-171235424_1543
- https://web.telegram.org/k/#@rastimgrajdanina
- - Выступление на Встрече экспертного Международного детского клуба, посвященная проектам ко Дню Победы - ОП РФ,_ он-лайн (Приложение №2)
https://t.me/rastimgrajdanina/2114?single- https://t.me/rastimgrajdanina/2115-
- 15.11.2023 Встреча с ветеранами
https://vk.com/feed?q=%23%D0%BC%D0%B0%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%88%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9§ion=search&w=wall-215695425_6382
- 20.11.23 День начала Нюрнбергского процесса
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_6441%2Fall
- С 8 по 10 ноября самые инициативные педагоги собрались в Москве на Всероссийские педагогические чтения «Моя страна – моя Россия». . В них принимала участие Советник директора по воспитанию МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий Каптелинина Ольга Павловна.
https://vk.com/omachonina?w=wall79915292_1039
- 27.01.2024г.- День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8012%2Fall
- 27.01.2024г.- День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима)- День памяти жертв Холокоста.
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8013%2Fall
- 02.02.2024г.-День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8194%2Fall
- 05.02.2024г.-120 лет со дня рождения героя Великой Отечественнй войны Александра Матвеевича Матросова (1904-1941)
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8196%2Fall
- 15.02.2024г.-День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989)
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8230%2Fall
- 23.02.2024г.-День защитника Отечества
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8479%2Fall , https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8483%2Fall
- 22.02.24 Все Уроки мужества (с освещением тематики мужества и героизма башкирских конников в Отечественной войне 1812 года, Дивизии Героя России М.Шаймуратова, дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева)
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_8491%2Fall
- 19.04.24- День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_9565%2Fall
- 26.04.24-День памяти о ликвидаторах и жертвах ЧАЭС
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_9718%2Fall
- 28.04.24 День поминовения и почитания
https://vk.com/club215695425?w=wall-215695425_9762%2Fall
- 09.05.2024-День Победы
Приложение 2
Дополнительные ссылки:
1. https://vk.com/video/@omachonina/uploaded?section=type_my_uploaded&z=video79915292_456239359 "Понимаешь, мама, я - Учитель!
2. https://vk.com/omachonina?z=video79915292_456239447%2Fc903574d01d6feae08%2Fpl_wall_79915292 - Из маминого дневника
3. https://vk.com/omachonina?z=video79915292_456239438%2F774f4c8b8c3387e4ec%2Fpl_wall_79915292 - День единых действий 19.04.2024
4. https://nsportal.ru/olga-pavlovna-kaptelinina - сайт учителя Каптелининой Ольги Павловны
5. https://infourok.ru/user/kaptelinina-olga-pavlovna - сайт учителя Каптелининой Ольги Павловны
6. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2024/04/28/proekt-bez-sroka-davnosti-zhivaya-pamyat - Проект "Без срока давности" - 2024
7. https://nsportal.ru/video/2022/03/proekt-bez-sroka-davnosti - Проект "Без срока давности" - 2022
8. https://infourok.ru/user/kaptelinina-olga-pavlovna/page/pedagogicheskaya-masterskaya-muzejnaya-pedagogika - Педагогическая мастерская "Музейная педагогика"
9. https://vk.com/omachonina?w=wall79915292_1449%2Fall -видео Каптелининой Ольги Павловны
Приложение 3
Основные принципы работы НАСТАВНИКА:
- Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
- Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы, встающей в ходе социальной работы и реализации проектной деятельности и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
- Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;
- Объективность подхода к подростку - учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);
- Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией образовательного учреждения, педагогами, родителями, местными властями, учреждениями культуры, социальными службами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогического сопровождения и помощи в решении проблемы;
- Уважение достоинства и культуры всех народов;
- Оказание взаимной помощи в духе партнерства и братства;
- Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу наставляемых, предоставляя каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;
- Стимулирование чувства ответственности
Приложение 4
Результаты Проекта
- Участие обучающихся в научно – практических конференция
Год | Ф.И. обучающихся | Результат |
2017 - 2018 | Муниципальный этап НПК МАН Ашрапова Ангелина | Участница |
X Республиканская НПК «Старт в науку» Ашрапова Ангелина Сопочкина Евгения Коновалова Ольга | Участник+публикация Диплом 3 степени +публикация Участник+публикация | |
Всероссийский конкурс «Радуга Талантов Октябрь 2017» Сопочкина Евгения Коновалова Ольга | Диплом Победителя 2 ст. Диплом Победителя 2 ст. | |
Муниципальный этап исторической игры «На Курской огненной дуге». Уроки истории (команда) | Участники | |
2018- 2019 | Ашрапова Ангелина XI Республиканская НПК «Старт в науку» | Участник+публикация |
2019- 2020 | Азизова Руфина, Валеева Карина XII Республиканская НПК «Старт в науку» | Диплом 3 степени + публикация |
Азизова Руфина, Валеева Карина "Школьная проектная олимпиада" (дистанционно) | Участники | |
2020 - 2021 | Горынцев Константин - муниципальный этап НПК МАН | Диплом 2 степени |
Габсабирова Милена - муниципальный этап НПК МАН , https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/04/20/konflikty-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah | Участник | |
Горынцев Константин - XIII Всероссийская НПК "Старт в науку" | Диплом 3 степени + публикация | |
Муфтахова Маргарита - XIII Всероссийская НПК "Старт в науку" | Диплом 2 степени + публикация | |
Муфтахова Маргарита - Финал республиканского этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» | Диплом 2 место | |
2021-2022 | Николаева Доминика - муниципальный этап НПК МАН Николаева Доминика - XIV Всероссийская НПК «Старт в науку» | Участник Диплом 3 степени + публикация |
2022-2023 | Муфтахова Маргарита Региональный этап Всероссийского Конкурса сочинений "Без срока давности" | Участник |
2023-2024 | Карлова Диана Муниципальный этап Краеведческие чтения | Лауреат 2 степени |