«Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей дошкольников».

Изюмина Наталья Мирзатовна

 

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов ( восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) и речи. Для ребенка дошкольного возраста характерны непроизвольность внимания, воображения и памяти, наглядно — образное мышление. У ребенка с ОНР нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, лексико — грамматический строй, связная речь. У ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР следует развивать произвольность внимания, воображения и и памяти, словесно — логическое мышление, аналитическое восприятие и все компоненты речи. Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового ,что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания , комбинирования уже известных. Исследования .Е. А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра ,рисунок ,лепка, составление рассказов) -потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного. Л .С. Выготский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности .А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности. Таким образом , в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации ,в умении комбинировать свои знания, представления ,в искренней передаче своих мыслей, чувств , переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжкисамоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу ,книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни. Эффективные игры и задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности: 1. «Запомни пару». Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда, по каждой получившейся паре составить предложение. Затем убрать второй ряд картинок и предложить ребенку вспомнить, какие картинки убраны в каждой паре. В первом и втором ряду по 5 картинок: удочка цветок ключ топор кастрюля ваза дрова суп замок рыба 2. «Подбери пары слов»: К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка – часы; колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины. колесо – круг, ковер - ? белка – дупло, медведь - ? магазин – продавец, больница - ? день – обед, вечер - ? охотник – ружье, рыбак - ? слово – буква, дом - ? лес – деревья, поле - ? палец – кольцо, ухо - ? море – капля, толпа - ? цветок – бутон, листок - ? 3. “Что лишнее ?» Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений: ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова. 4. “Скажи наоборот». К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. Пример: умный друг – глупый враг. тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз - 5. “Запретное слово». Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Заранее нужно договориться, какое слово нельзя произносить, например, «нет» или «да», цвет, форма, величина. Вопросы могут быть разные, например: «Ты спишь в ванной?», «Снег белый?», «Ты умеешь летать?», «Ты был на Луне?» Как только ребенок ошибается, игроки меняются местами. 6. «Помоги Маше дойти до домика мишки». На листе бумаги нарисован лабиринт. Ребенку надо провести пальцем путь Маши до домика мишки и назвать игрушки и предметы со звуком Ш, которые она нашла или купила по дороге и несет в подарок мишке (картинки со звуком Ш расположены вдоль пути Маши по лабиринту). 7. «Запомни слова». Ведущий читает ребенку 10 не связанных по смыслу слов, например: стол, море, груша, окно, самолет, помидор, тарелка, дым, чемодан, голова. Ребенок воспроизводит эти слова. 8. «Купи в магазине». Разложите на «прилавке» 10 — 15 игрушек или предметов, накройте их салфеткой. Ведущий просит ребенка пойти в магазин и купить 6 — 8 предметов (в этот момент их ребенок не должен видеть), например: кастрюльку, тарелку, ложку, полотенце, яблоко, чеснок. Попросите ребенка повторить, что ему надо купить. Когда ребенок возвратится с покупками, задайте ему вопросы: - Что ты принес? - Все ли ты купил? - Может, ты что — то забыл? 9. «Опиши предмет». Ребенок по образцу ведущего описывает предмет или игрушку по плану:  название предмета и его назначение, материал  общая форма предмета и его цвет  основные части и их форма и цвет  пространственное расположение основных частей  пространственное расположение более мелких частей и их цвет 10. «Шкатулка со сказками». Дети по очереди вытаскивают из шкатулки цветные геометрические фигуры и сочиняют сказку. Например, первый ребенок достал красный треугольник, значит, он говорит 2 — 3 предложения про белку или лису. Следующий ребенок достает другую фигуру, говорит, кто это и сочиняет про него 2 — 3 предложения и т. д. Фигурок желательно 5 — 6, а история должна быть законченной. 11. «Допиши две строчки»: Косолапые медведи Размечтались на обеде... Дайте меду с курагой, Мы из клетки ни ногой. 12. Придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю , в которой есть такие персонажи -Маша , велосипед, медведь , грибы, заяц, конфета. 13. «Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей) 14. Оживление обычных предметов ( можно оживить самые различные предметы, которые окружают нас - стол, пылесос, ложку ,вилку ,мыло и др. и составить о них историю.) 15. Введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше. ) 16. «Что было бы , если бы...» (придумывание историй).  Что было бы, если бы бурый медведь на воздушном шаре прилетел на северный полюс?  Что было бы, если бы в лесу зимой появилась наряженная елка? 17. «Перевирание» сказок (Ведущий: «Жили – были тетя и дядя.» Дети: «Нет, дед и баба.» Ведущий: «И был у них сынок маленький». Дети: «Нет, внучка Машенька». И т д.)