Консультации для педагогов
Предварительный просмотр:
«Лэпбук «Космос»
Автор: Ульянова И.В.
Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основными целями дидактического пособия лэпбука "Космос" являются:
- желание систематизировать детские представления о Вселенной, солнечной системе и её планетах,
- желание систематизировать детские представления об освоении человеком космического пространства,
- воспитывать чувства гордости за отечественных космонавтов.
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками (раскладушками, кармашками (простыми и фигурными), дверками, окошками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Также это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и может разрабатываться специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Кроме того, широко используются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые воспитателями. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.
Поскольку лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Вот так выглядит лэпбук для детей старшего дошкольного возраста. В нём есть многое, что может заинтересовать детей и ответить на их многочисленные вопросы: строение солнечной системы, планет, информация о первых покорителях космоса, о космической технике, стихотворения, загадки, игры на развитие внимания, логики. Детям очень нравиться пользоваться информацией представленной в лэпбуке. Можно сделать вывод, что цель достигнута.
1 страница.
Лист с рамкой "Космос".
2 страница.
2.1 Лист с рамкой. «Солнечная система».
3страница.
3.1 Фон с двумя карманами.
3.2В верхнем кармане картинки с планетами Солнечной системы. В нижнем кармане игра «Найди тень».
4 страница.
4.1 Лист с рамкой.
4.2 Информация «Детям о космосе»
4.3 Вопросы к викторине.
5 страница.
5.1 Лист с д/и «Космическая еда».
6 страница.
6.1 Фон к двумя карманами.
6.2 В левом кармане игра «Космическое лото», в правом игра «Пазлы».
7 страница.
7.1Д/и «Найди отличия».
8 страница.
8.1 Лист с фоном для игры «Продолжи логическую цепочку».
8.2 Карман с карточками для игры «Продолжи логическую цепочку».
9 страница.
9.1 Лист с рамкой.
9.2 Карточки - загадки
9.3 Карточки «Стихи о космосе»
10 страница.
10.1 Лист с рамкой "Юрий Гагарин"
11 страница.
11.1 Лист с рамкой.
11.2 Игра «Найди фрагмент».
11.3Открытый угловой карман «Герои-космонавты»
12 страница.
12.1 Лист с фоном для настольной игры «Космические ходилки».
Лэпбук "Космос" это мой первый опыт в изготовление такой тематической папки для детей. Эта тема очень интересна для детей. Космос очень загадочен, полон тайн и нам с детьми было очень интересно с ним познакомиться. Он был изготовлен в рамках подготовки к тематической неделе «День космонавтики», в апреле текущего учебного года.
Ценность использования лэпбука как формы совместной деятельности взрослого и детей состоит в следующем:
- с его помощью можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к социо - культурным ценностям;
- данная форма способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе);
- при работе с лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме.
- создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.