Главные вкладки
Ларина Лариса
Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей
Ранний дошкольный возраст бесспорно можно назвать возрастом познания окружающего мира. В это время у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильного, слухового. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Прежде чем начать работу по развитию сенсорных способностей детей четвертого года жизни я познакомилась с особенностями ребенка раннего возраста. Одной из особенностей является – эмоциональность. С первым приходом в детский сад в жизни ребенка происходят большие измненения. В детском саду все не так как дома: другой порядок дня, новые взрослые, но самое главное – отсутствие мамы.
Поэтому, я старалась расположить к себе каждого малыша, вызвать у него доверие, симпатию, становилась партнером ребенка в играх. Ребенок в этом возрасте требует индивидуального внимания, он не способен понимать такие обращения , как «ребята», «дети», поэтому приглашая его поиграть, я называла каждого по имени.
В этом возрасте у детей появляется интерес ко всему красивому, поэтому игрушки и дидактический материал я старалась выбирать красивый и яркий.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно быстрее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того , что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями.
Если на занятии ребенок выполняет задания взрослого, то и игре он решает свою собственную задачу. Поэтому я все занятия проводила в игровой форме: вводила игровые персонажи, постоянно пополняла развивающую среду, приобрела необходимую литературу, привлекала родителей своих воспитанников к пополнению игр, сделанных своими руками. Это позволило мне не только разнообразить приемы, но и обеспечивали динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяли потребности ребенка в самостоятельной деятельности – речевой или поведенческой (движения, действия, т.п.).
Несомненно важной особенностью развития детей четвертого года жизни является развитие речи. Если малыш понимает речь, он поймет и смысл моих высказываний, словарный запас его заметно расширяется.
Дети, поступившие во вторую младшую группу в начале учебного года, почти все умели говорить внятно, но четверо из них не владели речью в достаточном объеме. С этими детьми я проводила индивидуальную работу по развитию речи. Ведь с развития речи начинается мышление. А это очень важно, так как обобщенное значение приобретают слова, обозначающие качества предметов: цвет, форму,
величину, вкус, вес.
Обучение детей сенсорным свойствам я проводила с учетом основных педагогических требований – от простого к сложному, учитывая знания и умения, полученные раньше и индивидуальные особенности характера ребенка: систематичность, повторение.
Сначала я пользовалась приемами промеривания и сопоставления путем приложния одного предмета к другому.
Далее ребенок осуществлял свой выбор по образцу.
Затем обучала ребенка выбору заданного цвета или формы по слову.
Потом ребенок осуществлял выбор по образцу и сам называл качество предмета. В итоге ребенок мог самостоятельно называть цвет, форму (например, треугольник – груша, овал – яйцо и т. д.).
Планируя занятия по сенсорному развитию я не забывала включать потешки, песенки, стихи, считалки, подвижные и пальчиковые игры, представляла возможность рисовать нетрадиционной техникой.
Проводила сенсорное развитие детей не только на играх-занятиях но и в повседневной жизни – игре, прогулке, в быту.
Для развития творческих способностей расширяла развивающую среду: сделала уголок сенсорного развития: детям были предложены модели для шнуровки, застегивания и расстегивания пуговиц и замочка-молнии, дидактические игры на определение цвета, формы, размера.
После проделанной работы я вижу, что дети моей группы постоянно исследуют предметы, определяют их свойства, делают первые умозаключения. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания зрительного соотнесения». Ребята постоянно задают различные вопросы: «Где?», «Когда?», «Как?», «Почему?» ответить на которые, задача воспитателя.
Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей
Ранний дошкольный возраст бесспорно можно назвать возрастом познания окружающего мира. В это время у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильного, слухового. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Прежде чем начать работу по развитию сенсорных способностей детей четвертого года жизни я познакомилась с особенностями ребенка раннего возраста. Одной из особенностей является – эмоциональность. С первым приходом в детский сад в жизни ребенка происходят большие измненения. В детском саду все не так как дома: другой порядок дня, новые взрослые, но самое главное – отсутствие мамы.
Поэтому, я старалась расположить к себе каждого малыша, вызвать у него доверие, симпатию, становилась партнером ребенка в играх. Ребенок в этом возрасте требует индивидуального внимания, он не способен понимать такие обращения , как «ребята», «дети», поэтому приглашая его поиграть, я называла каждого по имени.
В этом возрасте у детей появляется интерес ко всему красивому, поэтому игрушки и дидактический материал я старалась выбирать красивый и яркий.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно быстрее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того , что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями.
Если на занятии ребенок выполняет задания взрослого, то и игре он решает свою собственную задачу. Поэтому я все занятия проводила в игровой форме: вводила игровые персонажи, постоянно пополняла развивающую среду, приобрела необходимую литературу, привлекала родителей своих воспитанников к пополнению игр, сделанных своими руками. Это позволило мне не только разнообразить приемы, но и обеспечивали динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяли потребности ребенка в самостоятельной деятельности – речевой или поведенческой (движения, действия, т.п.).
Несомненно важной особенностью развития детей четвертого года жизни является развитие речи. Если малыш понимает речь, он поймет и смысл моих высказываний, словарный запас его заметно расширяется.
Дети, поступившие во вторую младшую группу в начале учебного года, почти все умели говорить внятно, но четверо из них не владели речью в достаточном объеме. С этими детьми я проводила индивидуальную работу по развитию речи. Ведь с развития речи начинается мышление. А это очень важно, так как обобщенное значение приобретают слова, обозначающие качества предметов: цвет, форму,
величину, вкус, вес.
Обучение детей сенсорным свойствам я проводила с учетом основных педагогических требований – от простого к сложному, учитывая знания и умения, полученные раньше и индивидуальные особенности характера ребенка: систематичность, повторение.
Сначала я пользовалась приемами промеривания и сопоставления путем приложния одного предмета к другому.
Далее ребенок осуществлял свой выбор по образцу.
Затем обучала ребенка выбору заданного цвета или формы по слову.
Потом ребенок осуществлял выбор по образцу и сам называл качество предмета. В итоге ребенок мог самостоятельно называть цвет, форму (например, треугольник – груша, овал – яйцо и т. д.).
Планируя занятия по сенсорному развитию я не забывала включать потешки, песенки, стихи, считалки, подвижные и пальчиковые игры, представляла возможность рисовать нетрадиционной техникой.
Проводила сенсорное развитие детей не только на играх-занятиях но и в повседневной жизни – игре, прогулке, в быту.
Для развития творческих способностей расширяла развивающую среду: сделала уголок сенсорного развития: детям были предложены модели для шнуровки, застегивания и расстегивания пуговиц и замочка-молнии, дидактические игры на определение цвета, формы, размера.
После проделанной работы я вижу, что дети моей группы постоянно исследуют предметы, определяют их свойства, делают первые умозаключения. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания зрительного соотнесения». Ребята постоянно задают различные вопросы: «Где?», «Когда?», «Как?», «Почему?» ответить на которые, задача воспитателя.