Материалы для учащихся
Учебные материалы для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskiy_redaktor_adobe_photoshop.pdf | 2.14 МБ |
interaktivnye_igry_dlya_yunyh_zhurnalistov.docx | 40.69 КБ |
shemy_risunkov.pdf | 376.73 КБ |
tekstury_v_photoshop.pdf | 553.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Интерактивные игры для юных журналистов
Игра «СМИ и я»
Цели игры: проверка общих знаний и понимания о средствах массовой информации;
мониторинг мнений студентов по некоторым вопросам о СМИ.
Время: 30-40 минут
Количество учащихся: 15-20
Необходимые материалы: маленькая коробка либо конверт, сложенные листочки с незаконченными предложениями. Рекомендуется взять листочки хотя бы 4-5 разных цветов, что поможет сфокусировать внимание учащихся на подаваемом материале.
Ход игры
Учитель сообщает, что сегодня будет проведена игра, в которой вы должны будете закончить предложения, связанные с СМИ. Совет ведущему - объяснить участникам цель игры. Ведущему следует заметить, что в течение игры участники узнают больше о точках зрения друг друга по вопросам, касающихся СМИ.
Ведущий просит участников взять по листочку бумаги из коробки/конверта. Эти листочки должны быть свернуты так, чтобы участники не видели содержащейся в них информации. Ведущий самостоятельно определяет могут ли участники делать пометки на этих листочках или нет. Во втором случае участники делают записи в их личных блокнотах (Шаги 1-2 займут 5 минут).
После раздачи листочков участникам дается 5 минут для завершения предложения и позже объяснения окружающим.
Необходимо отметить что, все предложения участников должны быть с объяснениями.
Ведущий спрашивает, кто хочет начать читать свои предложения. После чего первый доброволец начинает игру, остальные должны продолжить по часовой стрелке. Ведущий должен поддерживать каждого участника в более детальном пояснении его/ее выбора, но не критиковать ответы. Для некоторых участников задача - закончить предложение может быть очень сложной, в таком случае, ведущий, задавая наводящие вопросы, помогает участникам.
Во время чтения участниками их предложений ведущему следует организовать маленькие дискуссии. Например, после того как участник, который выбрал предложение «Социальные сети (такие как Вконтакте, Facebook, Twitter...) полезны для людей, потому что ...» прочитает свое мнение, ведущий может поинтересоваться взглядами других участников. Короткие дискуссии могут быть проведены и после того, как участник выскажет свое мнение о будущем СМИ, и также после того, как другой участник расскажет о том, что он знает о зарубежных СМИ (Шаги 4-5 займут 20-30 минут, в зависимости от активности и готовности высказать свое мнения участников игры).
Фразы, написанные в предложениях, которые участники должны
будут завершить:
Я хочу /я не хочу в будущем работать журналистам, потому что ...
Я смотрю /я не смотрю ТВ новости, потому что ...
Работа журналиста интересна/ не интересна, потому что ...
Я слушаю радио/ не слушаю радио, потому что ...
Я читаю газеты / не читаю газеты, потному что ...
Мои сами любимые интернет сайты ... потому что ...
Моя самая любимая ТВ программа ... потому что ...
Мои самый любимый ТВ канал... потому что ...
Это мне интересно / не интересно узнать, что происходит в других странах, потому что ...
Мне интересно / не интересно знать о политических новостях, потому' что ...
Самые интересные новости для меня о ... потому что ...
Я думаю, что в будущем СМИ будет ... потому что ... По моему мнению, из всех СМИ самая тяжелая работа у теленовостей /радионовостей /газет /новостных порталов, потому что....
Если бы я имел собственный новостной портач, в котором работало бы много журналистов, мы бы писали больше о... потому что....
Читать газеты - это хорошо /не хорошо потому что ...
Я знаю следующие СМИ в других странах:.... Я знаю о них
потому что....
Если у меня будет возможность, я хотел работать на ТВ /радио /агентстве новостей /интернет сайте / журналистом в газете, потому что ...
Мне интересно. / не интересно узнавать, что происходит в других странах, потому что...
Социальные сайты, такие как Вконакте, Facebook, полезны / не полезны для людей, потому что ...
Людям нужно смотреть/не нужно смотреть новости не только на одном телеканале, потому что ...
Читать новости в интернете эта хорошо / не хорошо, потому что ...
Игра «Четыре разных вида СМИ»
Цели игры: показать преимущества работы в команде;
поощрять творчество участников;
развивать критическое мышление участников.
Время: 1 час - 1 час 20 минут
Количество учащихся: 15-20
Материалы: бумага формата A3, цветные маркеры, конверты, маленькие листочки с заданиями, столы расставленные специальным образом.
Ход игры
Учитель объясняет, что сегодня участники будут иметь возможность развивать свои навыки работы в команде. Учитель просит студентов приготовить класс, так чтобы для четырех команд было возможным писать на листах формата A3. Для рабочей зоны одной команды советуется расположить несколько столов в одном месте и расставить стулья вокруг столов. В таком же порядки устанавливаются столы и для остальных трех команд (Шаг займет не больше 5-7 минут).
Потом учитель просит участников стать в круг. После того как они сделали это, участники должны посчитать себя от одного до четырех (один, два, три, четыре, один, два...). Участники, чей номер один, будут в первой группе, их коллеги, кто получил 2 номер во второй, в третьей и четвертой соответственно. Каждая группа должна сесть отдельно.
После того как участники займут свои места, учитель приглашает по одному участнику от команды для выбора случайной темы, которую они будут сегодня представлять. Это 4 темы - ТВ, радио, пресса и интернет - на 4 листах сложенных в конверт. Следовательно, каждый из подошедших берет по одному конверту
и это и будет его/ее тема, которую и будет представлять его команда (Шаги 2-3 длятся 10 минут).
Учитель раздает участникам по листу формата A3 и маркеры.
Учитель поясняет: на выполнение поставленной задачи отводится 20 минут. В течение этого времени участникам следует ответить на все вопросы и зарисовать ответы. Через 20 минут каждая из команд должна быть готова презентовать свою тему остальным командам. В течение презентации должны говорит не более трех человек от каждой команды. Длительность презентации не более 5 минут.
Потом учитель раздает каждой команде листы, на которых написаны их задачи (каждая команда получает 1 лист, 4-6 длятся около 5-10 минут). Задачи смотрите в Приложении №1.
Участники решают задачи 20 минут.
Начинается презентация каждой из команд. Длительность презентации не более 5 минут (8 Шаг длится 20 минут).
После презентации учитель организовывает несколько мозговых штурмов, в котором обсуждаются вопросы Приложения №1. В начале представитель первой команды рассказывает о навыках и умениях, необходимых для модератора теледебатов, которые они записали. Потом членам других команд необходимо представить их идеи и ответы на вопросы. При помощи учителя лучшие предложения записываются на доске.
Аналогичные мозговые штурмы проводятся и для остальных команд (9 Шаг длится 10-15 минут).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Обсудите в группе и запишите, какие черты характера и навыки необходимы для модератора теледебатов. Будьте готовы аргументировать свой выбор.
Обсудите в группе и запишите имена и фамилии трех людей из вашей страны, которые ассоциируются у вас с ТБ. Будьте готовы объяснить, почему вы выбрали именно их.
Пожалуйста, нарисуйте животное, которое могло бы охарактеризовать ТВ и могло бы быть его символом, аргументируйте свой выбор.
4. Представьте, что ваша команда имеет возможность выбрать содержание нового канала телевидения. Ваш канал будут смотреть люди разных возрастных категорий и социального статуса. Сколько времени (покажите это с помощью диаграммы с процентами) будет выделяться для развлечений (музыкальные и танцевальные шоу), фильмов, теледебатов, новостей и прогноза погоды. Вы можете вносить новые или убирать предлагаемые программы. Ваша команда должна самостоятельно выбрать содержание телеканала, который хотели бы смотреть (Пожалуйста, не забудьте показать в процентном соотношении, какое количество времени вы хотите уделить разным сферам).
Радио
Обсудите в группе и запишите, какие черты характера и навыки необходимы для радио-ведущего. Будьте готовы аргументировать свой выбор.
Обсудите в группе и запишите имена и фамилии трех представителей вашей страны, которые ассоциируются у вас с радио. Будьте готовы объяснить, почему вы выбрали именно этих людей.
Пожалуйста, нарисуйте животное, которое могло бы охарактеризовать радио и могло бы быть символом, аргументируйте свой выбор.
Представьте, что ваша команда имеет возможность выбрать содержание нового радио-канала. Ваш канал будут слушать люди разных возрастных категорий и социального статуса. Сколько времени (покажите это с помощью диаграммы с процентами) будет выделяться для развлечений, музыки, концертов, радио-дебатов, новостей и прогноза погоды. Вы можете вносить новые или убирать предлагаемые. Ваша команда должна самостоятельно выбрать содержание радиоканала, который хотели бы слушать (Пожалуйста, не забудьте показать в процентном содержании, какое количество времени вы хотите уделить разным сферам).
Пресса
Обсудите в группе и запишите, какие черты характера и навыки необходимы для редактора иностранной газеты (пресса). Будьте готовы аргументировать свой выбор.
Обсудите в группе и запишите имена и фамилии трех людей из вашей страны, которые ассоциируются у вас с прессой. Будьте готовы объяснить, почему вы выбрали именно их.
Пожалуйста, нарисуйте животное, которое могло бы охарактеризовать прессу и могло бы быть его символом, аргументируйте свой выбор.
Представьте, что ваша команда имеет возможность выбрать содержание газеты. Вашу газету будут читать люди разных возрастных категорий и социального статуса. Сколько места (покажите это с помощью диаграммы с процентами) будет выделяться для развлечений, кроссвордов, психологических советов для мужчин и женщин, политических новостей, расписания различных художественных выставок, описания новых фильмов. Вы можете вносить новые или убирать предлагаемые. Ваша команда должна самостоятельно выбрать содержание газеты, которую хотели бы читать (Пожалуйста, не забудьте показать в процентном содержании, какое количество времени вы хотите уделить разным сферам).
Интернет
Обсудите в группе и запишите, какие черты характера и навыки необходимы для журналиста новостного интернет-сайта. Будьте готовы аргументировать свой выбор.
Обсудите в группе и запишите имена и фамилии трех людей из вашей страны, которые наиболее ассоциируются у вас с новостным интернет-сайтом. Будьте готовы объяснить, почему вы выбрали именно их.
Пожалуйста, нарисуйте животное, которое могло бы охарактеризовать новостной интернет-сайт и могло бы быть его символом, аргументируйте свой выбор.
Представьте, что ваша команда имеет возможность выбрать содержание новостного интернет-сайта. Ваш интернет-сайт будут просматривать люди разных возрастных категорий и социального статуса. Сколько места (покажите это с помощью круга с процентами) будет выделяться для развлечений, политических новостей, анонсов различных художественных выставок, описания новых фильмов, психологических советов для мужчин и женщин. Вы можете вносить новые или убирать предлагаемые пункты. Ваша команда должна самостоятельно выбрать содержание интернет-сайта, который хотели бы читать (Пожалуйста, не забудьте показать в процентном содержании, какое количество времени Вы хотите уделить разным сферам).
Игра «Журналисты в трех ситуациях»
Цели игры: помочь учащимся понять, как события превращаются в новости;
дать возможность учащимся войти в роль журналистов, политиков, их представителей и т.д.;
развивать критическое и творческое мышление учащихся.
Время: 1.5 часа.
Количество учащихся: 5-15.
Необходимые материалы: маленькие коробочки или конверты, листки бумаги с записанными заданиями для учащихся.
Ход игры
В начале встречи учитель объясняет учащимся, что в ходе ролевой игры будет три ситуации. Каждый учащийся получит свою роль (журналист, милиционер, политик, эксперт и т.д.) и будет играть в одной из заданных ситуаций. Учитель объясняет, что учащиеся получат роли в случайном порядке.
Учитель разрешает учащимся взять по одному листку бумаги из коробки или конверта, чтобы узнать, в какой ситуации будет играть каждый учащийся. Листки бумаги складываются в коробку или конверт так, чтобы учащиеся не могли прочитать, что на них написано. Листков бумаги должно быть столько, сколько учащихся находится в классе (от 5 до 15). На каждом листке бумаги записана одна из трех воображаемых ситуаций (см. Приложение №1 на стр. 26).
Если в классе 15 учащихся, то в коробке/конверте должно быть 15 листков бумаги (5 описаний первой ситуации, 5 описаний второй ситуации, 5 описаний третьей ситуации). Если учащихся меньше 15-ти, то учитель должен определить, какие ситуации он будет использовать во время занятия.
После того, как учащиеся узнают, в каких ситуациях они будут играть, учитель просит их разделиться на группы. Учащиеся, которым досталась первая ситуация, собираются в одну группу, те, кому досталась вторая ситуация, собираются в другую группу, кому досталась третья - в третью группу.
Учитель берет три другие конверта, на которых написано Ситуация 1, Ситуация 2 и Ситуация 3. Внутри этих конвертов находятся маленькие листки бумаги. В каждой ситуации есть по 5 ролей, поэтому в каждом конверте должно быть по 5 листков. На каждом листке записана роль, ее описание (см. Приложение №2 на стр. 27), а сами листки скручены так, чтобы учащиеся не видели, какие роли на них указаны. Каждый учащийся, который будет играть в первой ситуации, берет по листку бумаги из конверта с надписью Ситуация 1. Учащиеся, которые будут играть во второй и третьей ситуациях, берут листки из конвертов с надписями Ситуация 2 и Ситуация 3. Так каждый учащийся узнает, какую роль он сегодня будет играть (Шаги 1, 2, 3, 4 займут примерно 15 минут).
Учитель спрашивает у учащихся, есть ли у них какие-нибудь вопросы. Ответив на вопросы, учитель дает учащимся 10 минут на подготовку к игре. Во время подготовки учащимся рекомендуется делать заметки на бумаге. Учащимся нельзя разговаривать между собой, каждый должен готовиться к роли самостоятельно.
Через 10 минут учитель объясняет учащимся задание - когда каждая группа будет играть в симуляционную игру, другие группы должны наблюдать и делать заметки, как их одноклассники исполняют свои роли. Для этого учитель раздает каждой группе листы бумаги с вопросами (каждый учащийся получает по листу). См. Приложение № 3 на стр. ... (Шаг 6 займёт примерно 5-10 минут).
Каждая группа играет в игру (Шаг 7 займёт примерно 15 минут).
После того, как каждая группа сыграла в игру, начинается оценивание каждой группы. Согласно вопросам, полученным от учителя, учащиеся из группы № 2 и группы №3 комментируют, как играли их одноклассники из группы № 1. После оценки группы №1, учащиеся из группы №2 и группы №3 оцениваются таким же образом.
Учителю рекомендуется руководить процессом оценивания. После оценки каждой группы учителю следует высказать свои комментарии и обеспечить, чтобы учащиеся грамотно выражали свои оценки (Шаг 8 займёт примерно 15-20 минут).
Дополнительное задание. После оценки всех групп можно организовать мозговой штурм (брейн-сторминг). Учитель записывает на доске несколько ролей (журналист, милиционер, представитель мэра, политолог и т.д.) и просит учащихся сказать, как, по их мнению, эти люди должны действовать в реальной жизни в подобных ситуациях. Учащиеся высказывают свои мысли, учитель записывает их на доску и потом все вместе это обсуждают (Дополнительное задание займёт примерно 10 минут).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Ситуация. Журналист Сергей Сергеевич работает в портале новостей, В его редакцию позвонил мужчина. Он рассказал, что в центре города, на улице "Дружбы", произошла большая авария. Этот же мужчина сообщил, что в одном месте столкнулось большое количество автомобилей, есть раненные люди. Мужчина добавил, что он не знает деталей и положил трубку. Главный редактор дал Сергею Сергеевичу задание поехать в то место, о котором сообщил мужчина и проверить, правда ли это. Если информация правдива, то срочно нужно писать статью. Прибыв на место аварии, Сергей Сергеевич увидел 15 автомобилей, которые столкнулись в одном месте, там же он увидел 2 автомобиля, внутри которых было три свидетеля, у них он узнал подробности аварии и их мнение о происшедшем. После всего Сергей Сергеевич поспешил в редакцию писать статью.
ситуация. Журналист Андрей Андреевич работает в газете «Дзержинец» в городе Наскаи. В газетную редакцию пришло электронное анонимное письмо, в котором записано, что завтра мэр города будет подавать в отставку. Главный редактор дал Андрею Андреевичу задание проверить, правда ли это. Если информация правдива, нужно написать статью в завтрашней газете. Журналист решает позвонить четырем представителям мэии, члену партии мэрии в горсовете, лидеру оппозиции в горсовете и политологу. После чего ему надо написать статью,
3 ситуация. Журналист Антон Антонович работает на коммерческом телевидении в Арбузас стране. По общенациональному радио радиодиктор сообщает, что в Меу районе люди видели пришельцев. Когда начальник телевидения услышал такую информацию по радио, он дал Антону Антоновичу задание поехать на это место, о котором сообщили по радио. Если информация правдива, то срочно нужно делать репортаж. Когда журналист с оператором поехали на то место, они увидели четыре странных существа. Они были зелёные, у каждого из них две антенны на головах. Недалеко от пришельцев стоял маленький космический корабль. Журналист задал вопрос одному из пришельцев, и ... он ответил по-русски. Потом когда Антон Антонович поговорил с пришельцами, и они улетели, журналист направился говорить с фермером, который живет недалеко от этого места. Журналист и оператор поехали в академию наук и собрали учёный совет, Антон Антонович позвонил представителю мэрии в Меу районе и задал ему вопросы. После чего журналист сделал репортаж.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Журналист. Вам необходимо поговорить с тремя свидетелями и милиционером, собрать информацию, с помощью которой можно написать статью. Подумайте, какие вопросы вы будете задать.
Милиционер. Журналист, может быть, будет спрашивать про обстановку, связанную с аварией. Возможно, он спросит вас, сколько людей погибло и сколько раненых, когда авария случилась, также он может задать другие вопросы. Поставьте себя на место милиционера и подумайте, как вы будете говорить с журналистом. Подумайте, как и что милиционер может сказать журналисту, а что нет.
Свидетель аварии -1. Около половины шестого вы ехали на своем автомобиле по улице "Дружба". Внезапно вы услышали сильный странный звук впереди вас. Тогда вы тоже увидели языки пламя впереди вас. Вскоре после этого вы услышали, что кто-то звал на помощь. Когда журналист вас спросит, расскажите ему все, что вы видели и что тогда вы чувствовали.
Свидетель аварии - 2. Вы - студент, и вы хотели перейти улицу, когда вы увидели пламя около 200 метров от вас. В тот момент вы слушали музыку и не услышали никакого странного звука. Когда вы увидели пламя, вы побежали к этому месту. Когда журналист вас будет спрашивать, расскажите ему все, что вы видели и что тогда чувствовали. Расскажите более детально, что вы увидели.
Свидетель аварии - 3. Вы пили кофе на балконе, когда услышали сильный взрыв примерно 300 метров от вас. И тогда вы увидели, что два автомобиля горят. Вы увидели несколько раненых людей, которые пытались выйти из своей машины. Вы позвонили в милицию и скорую медицинскую помощь. И после этого вы побежали помогать людям, которые попали в аварию. Расскажите журналистам все, что вы видели и слышали, когда авария случилась, и что вы чувствовали.
Журналист. Вам надо поговорить с представителем мэрии, лидером оппозиции в горсовете, членом партии мерии в горсовете и политологом. Вам надо собрать информацию, с помощью которой можно написать статью. Подумайте, какие вопросы вы будете задавать.
Представитель мэрии. Вы знаете, что завтра мер будет подавать в отставку, но вы не можете это сказать журналистам потому, что он сам захочет сообщить завтра на пресс-конференции. Поставьте себя на место представителя мэрии, когда журналист вам позвонит, говорите как уверенный представитель.
Лидер оппозиции. Вы узнали о намерении мера подать в отставку завтра, но вы не знаете, правда это или нет. Вы тоже не хотите пропустить шанс поговорить о вашем политическом оппоненте с журналистами. Представьте себя в такой ситуации и говорите как грамотный лидер оппозиции.
Член партии мэрии в горсовете. Вы точно знаете, что мер будет завтра подавать в отставку, но вы не хотите это сообщать журналисту, потому что по вашему мнению журналистам надо сообщить об этом на пресс-конференции. Вы тоже друг детства мера и вы не хотите ему навредить. Представьте себя в такой ситуации, когда любой журналист вам позвонит.
Политолог. Вы профессиональный политолог и ваш комментарий должен быть резонный и ясный. Все газеты города писали, и, наверно, каждый человек вашего города знает, что мера недавно задержала милиция, когда он пьяный ехал на автомобиле. Поставьте себя на место политолога и дайте обоснованный комментарий для журналиста.
Журналист. Вам надо поговорить с пришельцами, фермером, учёным, представителем мэрии. Задайте обоснованный вопрос. Вам надо собирать информацию, с помощью которой можно написать статью. Подумайте, какие вопросы вы будете задавать.
Пришельцы. Вы пришельцы, которые прилетели на Землю. У вас есть план переместить всех пришельцев на Землю. Вы не хотите сообщать про это журналистам, так как если это станет известно, ваши планы могут потерпеть крах, поэтому вы врете, что сбились с дороги. Когда вы говорите с журналистом, вам нужно спокойно отвечать на его вопросы.
Фермер. Журналист будет говорить с вами, так как вы были свидетелем НЛО. Вы первый, кто прибежал к нему. Расскажите все, что вы видели, что чувствовали и что думали.
Учёный. Журналист позвонит вам и будет просить прокомментировать приземление НЛО. Он может спросить ваше мнение как эксперта по пришельцам. Говорите так, как должен говорить хороший учёный.
Представитель мэрии. Журналист будет задавать вопросы, как вы на них ответите? Подумайте, что нужно говорить представителю мэрии, когда журналист задает вопросы, на которые вы не хотите отвечать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Вопросы для учащихся из группы № 2 и группы № 3, когда играет группа № 1:
Как действовал журналист в первой ситуации? Были ли его вопросы логичны, точны и ясны? Почему? Какие были сильные и слабые стороны его интервью?
Как полицейский отвечал на вопросы журналиста? Отвечал ли он так, как должен отвечать достойный полицейский в данной ситуации? Почему?
Вопросы для учащихся из группы № 1 и группы № 3, когда играет группа № 2:
Как действовал журналист во второй ситуации? Какие были сильные и слабые стороны его интервью?
Как представитель мэра отвечал на вопросы журналиста? Отвечал ли он так, как в данной ситуации должен отвечать достойный представитель мэра? Почему?
Как лидер оппозиции отвечал на вопросы журналиста? Отвечал ли он так, как в данной ситуации должен отвечать достойный лидер оппозиции? Почему?
Как член партии мэра отвечал на вопросы журналиста? Отвечал ли он правильно, учитывая то, что он принадлежит той же партии, что и мэр? Почему?
Как политолог отвечал на вопросы журналиста? Комментировал ли он так, как должен комментировать профессиональный политолог? Каковы сильные и слабые стороны его комментариев? Почему?
Вопросы для учащихся из группы № 1 и группы № 2, когда играет группа № 3:
Как вел себя журналист в третьей ситуации? Были ли его вопросы логичны, точны и ясны? Какие были сильные и слабые стороны его интервью?
Как политолог отвечал на вопросы журналиста? Комментировал ли он так, как должен комментировать профессиональный политолог? Каковы сильные и слабые стороны его комментариев? Почему?
Как представитель мэра отвечал на вопросы журналиста? Отвечал ли он так, как должен отвечать достойный представитель мэра? Почему?
Игра «Этика в журналистике»
Цели игры: ознакомиться с Кодексом этики украинского журналиста;
узнать основные принципы этого кодекса;
развить критическое мышление учащихся;
развить навыки работы в команде.
Время: 50-60 минут.
Количество учащихся: 15-20.
Необходимые материалы: копии Кодекса этики российского журналиста. Количество копий Кодекса должно соответствовать количеству учеников в классе. Три листа бумаги формата A3, разноцветные маркеры и карандаши.
Ход игры
Учитель объясняет, что сегодняшний урок будет посвящен этике в журналистике. Он/она просит учеников высказать свое мнение о том, что такое журналистская этика. Все идеи учитель записывает на доске. «Мозговой штурм» («брейнсторминг») может занять около 5 минут.
Затем учитель дает каждому ученику прочитать Кодекс этики журналиста (Смотрите Приложение № 1). На то чтобы это сделать учащиеся имеют 5 минут.
Спустя 5 минут, учитель делит учеников на 3 группы.
Каждая группа должна сесть отдельно.
Затем учитель раздает каждой группе по одному листу с заданием (Смотрите Приложение № 2), разноцветные маркеры и листы формата A3. Учитель объясняет, что каждая группа должна выполнить задание на этих больших листах. На то, чтобы это сделать учащиеся имеют 20 минут
После того как 20 минут закончились, учитель объясняет следующее задание. Когда группа будет делать презентацию, две другие должны подготовить в конце каждой презентации не менее двух вопросов от каждой группы.
Группы делают презентации (это займет 15-20 минут).
Учитель делает некоторые выводы о том, что было сказано сегодня о журналистской этике. Он/она может также привести примеры из реальной жизни о тех проблемах, которые обсуждались сегодня.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Этический кодекс журналиста
Свобода слова и высказываний является неотъемлемой составляющей деятельности журналиста.
Служение интересам власти, а не общества, является нарушением журналистской этики.
Журналист должен с уважением относиться к частной жизни человека.
Освещение судебных процессов должно быть непредвзятым относительно обвиняемых. Журналист не может называть человека преступником до соответствующего решения суда.
Журналист не раскрывает своих источников информации кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.
Уважение права общественности на полную и объективную информацию о фактах и действиях является наипервейшей обязанностью журналиста.
Информационные и аналитические материалы должны быть четко отделены от рекламы соответствующей рубрикацией.
Редакционная обработка материалов, включающая снимки, текстовки, заголовки, соответствие видеоряда и текстового сопровождения, не должна фальсифицировать содержание.
Факты, суждения и допущения должны быть четко отделены одно от другого.
Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом журналистской критики, должны быть представлены сбалансированно. Так же должны быть поданы оценки независимых экспертов.
Не допускается такое выборочное цитирование социологических исследований, которое приводит к искажению содержания. Журналистские опросы граждан не должны фабриковаться с целью получения наперед определенного результата.
Журналист обязан сделать все возможное для исправления любой распространенной информации, если выяснилось, что она не соответствует действительности.
Журналист не должен использовать незаконные методы получения информации. Журналист при сборе информации действует в правовом поле Украины и может прибегнуть к любым законным, в том числе судебным, процедурам против лиц, которые препятствуют ему в сборе информации.
Плагиат несовместим со званием журналиста.
Никто не может быть дискриминирован по полу, языку, расе, религии, национальности, региональному или социальному происхождению или политическим убеждениям. Указывать на соответствующие признаки лица (группы людей) следует лишь в случаях, когда эта информация является неотъемлемой составляющей материала.
Журналиста нельзя в служебном порядке обязать писать или выполнять что-либо, если это противоречит его собственным пожеланиям или принципам.
Незаконное получение журналистом материального вознаграждения или каких-либо льгот за выполненный или невыполненный журналистский материал является несовместимым со званием журналиста.
Журналист должен быть особенно бережным при освещении вопросов, связанных с детьми. Журналист и редактор должны иметь фундаментальные основания для освещения частной жизни несовершеннолетнего лица (лиц) и разрешение на это от их родителей или опекунов. Недопустимо раскрытие имен несовершеннолетних (или указывание признаков, по которым их можно опознать), которые имели отношение к противозаконным действиям, стали участниками событий, связанных с насилием.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Группа 1
Пожалуйста, найдите все основные пункты в Кодексе, в которых говорится;
какой подход журналист должен использовать для человека, который обвиняется;
о дискриминации.
Запишите эти основные пункты на листе формата A3 так, чтобы во время презентации каждый мог их видеть.
Обсудите в группах и запишите мнение группы, почему так написано в вышеупомянутых пунктах Кодекса. Попытайтесь вспомнить, что вы слышали, видели или читали об этих проблемах по телевидению, радио, в газетах или интернете. Проиллюстрируйте свое мнение конкретными примерами. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Обсудите в группе и запишите общие мнения, следуют ли журналисты правилам Кодекса. Также напишите несколько причин, почему, по мнению вашей группы, это так. Аргументируйте ваш ответ. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Группа 2
Пожалуйста, найдите все основные пункты в Кодексе, в которых говорится:
об объективности;
о незаконном вознаграждении и льготах.
Запишите эти основные пункты на листе формата A3 так, чтобы во время презентации каждый мог их видеть.
Обсудите в группах и запишите мнение группы, почему так написано в вышеупомянутых пунктах Кодекса. Попытайтесь вспомнить, что вы слышали, видели или читали об этих проблемах по телевидению, радио, в газетах или интернете. Проиллюстрируйте свое мнение конкретными примерами. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Обсудите в группе и запишите общие мнения, следуют ли журналисты правилам Кодекса. Также напишите несколько причин, почему, по мнению вашей группы, это так. Аргументируйте ваш ответ. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Группа 3
Пожалуйста, найдите все основные пункты в Кодексе, в которых говорится:
о рекламе;
о темах, связанных с детьми.
Запишите эти основные пункты на листе формата A3 так, чтобы во время презентации каждый мог их видеть.
Обсудите в группах и запишите мнение группы, почему так написано в вышеупомянутых пунктах Кодекса. Попытайтесь вспомнить, что вы слышали, видели или читали об этих проблемах по телевидению, радио, в газетах или интернете. Проиллюстрируйте свое мнение конкретными примерами. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Обсудите в группе и запишите общие мнения, следуют ли журналисты правилам Кодекса. Также напишите несколько причин, почему, по мнению вашей группы, это так. Аргументируйте ваш ответ. Будьте готовы обсудить это предметно во время презентации группы.
Игра «Оценка и обсуждения круглого стола»
Цели игры: оценить обсуждение круглого стола;
поощрять насущные мысли учащихся.
Время: 2 часа 10 минут (с перерывом)
Количество учащихся: 10-20
Материалы: доска или флипт-чарт, проектор, экран для проектора, ноутбук, видео и фотографии для обсуждений круглого стола, анкеты оценок. Количество анкет оценок должно быть равным количеству студентов в классе.
Ход игры
Перед уроком подготовить проектор и ноутбук для просмотра фотографий и видео.
Учитель объясняет учащимся, что в течение сегодняшнего обсуждения круглого стола, которой был организован в предыдущий раз, будет проведена его оценка. Учитель приглашает учащегося, который был фотографом, подготовить просмотр фотографий. Фотографа спрашивают, хочет ли он высказать некоторые комментарии о фотографиях, которые он сделал в обсуждении круглого стола. После комментариев фотографа на просмотр фотографий дается 10 минут. Фотограф показывает фотографии, используя проектор и экран (Шаг 2 займет приблизительно 15 минут).
После того как фотограф закончит ее/его презентацию, учитель напоминает, что в обсуждении круглого стола принимали участие два «журналиста из информационных агентств». Учитель дает ученикам распечатанные статьи, которые они написали на прошлом занятии, чтобы они прочитали их громко. Так как учитель уже прочитал статью и сделал замечания, после того как ученики прочитают статьи, он комментирует. В комментариях учителю следует отметить удачные моменты статьи, а так же, что следует улучшить или изменить. В своих комментариях учитель также должен выразить своё мнение о заголовке статьи, о вступительном предложении.
Тогда учитель дает учащимся анкеты оценки круглого стола (анкетные опросы смотреть в Приложении №1). Учащиеся проинструктированы, что они должны выполнить их во время просмотра видео об обсуждении круглого стола. Затем пригласят кинооператора. Учитель спрашивает ее/его хочет ли он/она сказать, что-то о видео, которое он/ она снял и что будет продемонстрировано в скором времени. После комментария оператора фильм показывают (Шаг 4 займет приблизительно 50 минут).
После окончания просмотра фильма учитель дает учащимся дополнительные 5 минут для окончательного заполнения анкет.
Затем объявляется 10 минут на перерыв. Перерывы обязательны, так как учащиеся обычно устают после просмотра видео и заполнения анкет.
Затем учитель выходит к доске и зачитывает вопросы. Он просит учащихся прочитать свои ответы, которые они написали в анкетах. Учитель слушает ответы учащихся и кратко записывает их идеи на доске. Каждый раз, когда учащиеся заканчивают отвечать на вопросы определённой секции, они вместе с учителем обсуждают всё выше сказанное. Во время дискуссии учитель задает направляющие вопросы, которые помогут учащимся, аргументировано ответить на вопросы в анкетах.
8. Когда обсуждение всех ответов из анкет завершено, урок заканчивается.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Оценки анкет
1. Как сыграл свою роль ведущий дискуссии? Каким образом он сформулировал вопросы и смоделировал дискуссию? Какие положительные моменты можно отметить в его игре? Напишите, пожалуйста, все сильные стороны в исполнении своей роли ведущий, которые вы отметили во время проведения дискуссии? | 2. Как сыграл свою роль ведущий дискуссии? Каким образом он сформулировал вопросы и смоделировал дискуссию? Что можно было бы сделать лучше? Напишите, пожалуйста, все слабые стороны в исполнении своей роли ведущий, которые вы отметили во время проведения дискуссии? |
3. Как сыграли свои роли представители министерств? Как проявил себя политик, который поддерживал позиции министерства здравоохранения? Как эти три человека разговаривали с председателем собрания, оппонентами и журналистами? На чем основывались их аргументы? Напишите, пожалуйста, все сильные стороны, на которые вы обратили внимание, во время их выступлений. Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете. | 4. Как сыграли свои роли представители министерств? Как проявил себя политик, который поддерживал позиции министерства здравоохранения? Как эти три человека разговаривали с председателем собрания, оппонентами и журналистами? На чем основывались их аргументы? Напишите, пожалуйста, все слабые стороны, на которые вы обратили внимание, во время их выступлений. Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете. |
5. Как сыграли свои роли политики оппозиции? Как сыграл свою роль представитель от неправительственных организаций? Как эти три человека поговорили с председателем собрания, оппонентами и журналистами? На чем были основаны их аргументы? Напишите, пожалуйста, все сильные стороны, на которые вы обратили внимание, во время их выступлений. Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете. | 6. Как сыграли свои роли политики оппозиции? Как сыграл свою роль представитель от неправительственных организаций? Как эти три человека поговорили с председателем собрания, оппонентами и журналистами? На чем были основаны их аргументы? Напишите, пожалуйста, все слабые стороны, на которые вы обратили внимание, во время их выступлений. Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете. |
7. Как политические эксперты комментировали и проявляли себя в дискуссиях? Какие были сильные стороны в их комментариях? Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете. | 8. Как политические эксперты комментировали? Что могло быть улучшено? Какие слабые стороны были в их комментариях? Не забудьте написать имя человека, о котором вы пишете |