Дидактические разработки педагога

Шубная Елена Алексеевна

На данной странице представлены авторские  дидактические материалы: дидактические игры, пособия, и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 326»

660132, г. Красноярск, ул. Славы 13 «А», т. 225-82-03.

Конспект                                                                    непосредственно образовательной деятельности «Волшебная ниточка»

                                                                             

                                                                                                                                                          

                                                                         

          Авторы:

                                                                           Воспитатели: Шубная  Е.А., Афонина Е. А.

             

Красноярск, 2019

Тема: «Волшебная ниточка».

Участники: дети средней группы, воспитатель.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Содействовать формированию у детей представления процесса изготовления шерстяных ниток, приобщать к народным промыслам, знакомить со способами изготовления вязаных изделий из шерстяных ниток.

Задачи:

1.Обучающие:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о шерсти и превращение их в шерстяную нить.

2. Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе исследования.

- Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода.

-Обогащать чувственный опыт детей: развивать зрительный и тактильный анализаторы.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать творческое воображение, фантазию.

- Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

3. Воспитательные:

-Воспитывать желание помогать тому, кто нуждается в помощи.

-Воспитывать интерес к рукоделию.

Средства взаимодействия:

Характер взаимодействия субъектов деятельности:

1) «Воспитатель-группа»: совместное общение в форме диалога, ответов на вопросы воспитателя;

2) «Воспитатель-ребенок»: индивидуальное общение в форме просьб, поручений к ребенку;

3) Способ поддержки: предоставление детям самостоятельности в выполнении действий, побуждение к выполнению действий, организация исследовательской деятельности.

Предметно-практическая среда:

1) Демонстрационный материал: шерсть, клубки ниток, коробка-посылка, письмо, вязаные изделия, прялка, веретено;

2) Раздаточный материал: шерсть по количеству детей;

3) Оборудование: компьютер для показа слайдов, аудиозапись;

Предварительная  работа:

-Беседа с детьми о профессии «экскурсовод»;

-Рассматривание альбома «Народное прикладное искусство»;

-Рассматривание вещей, связанных из шерстяных ниток;

-Занятие  в кружке «Вязание на пальцах».

Планируемые результаты:

- У детей появится представление, откуда происходит шерсть и как она превращается в нитку;

- Дети узнают музейные термины: музей, экскурсовод, экскурсия;

- Дети познакомятся со словами: прясть, прялка, веретено.

- Дети поддерживают беседу, отвечают на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

ХОД НОД

  1. Мотивационно-побудительная часть.

Воспитатель: Доброе утро, дети! (детям предлагается встать в круг и взять друг друга за руки)

Вместе за руки возьмемся.

И друг к другу повернемся

Вместе с вами улыбнемся

Вместе с вами посмеемся.

                                                     СТУК В ДВЕРЬ

Открывается дверь, заходит почтальон.

Почтальон: Это группа «Ягодка»?

Ответы детей.

Почтальон: Тогда эта посылка вам от бабушки (отдает посылку воспитателю)

Воспитатель: А что мы можем сделать с этой посылкой?

Ответы детей.

Дети открывают посылку, достают шерсть и письмо.

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! А для чего она? Что можно из шерсти сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте прочитаем письмо от бабушки?

Ответы детей.

                                           ЧИТАЕМ ПИСЬМО

    «Здравствуйте, ребята! Хотела связать для своего внука носочки, но совсем старенькая стала, пальчики болят, зрение плохое. От  своего внука слышала, что у вас в группе есть кружок вязания. Прошу вас о помощи. Вместе с письмом вам прислала шерсть, из которой надо скрутить нитки».

Воспитатель обсуждает с детьми слово «прясть».

-Как можно помочь бабушке?

-Кто может рассказать?

-Где можно узнать об этом?

Ответы детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в музей. В музее работает экскурсовод. Он нам расскажет все о шерсти.

-А на чем можно отправиться?

Ответы детей.

                                                 ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Воспитатель вместе с детьми перемещается в другую комнату, где их ждет воспитатель-экскурсовод.

Экскурсовод: Добрый день! Проходите в наш музей, у нас здесь много интересного! Вот, например, вы знаете, что это?

(показывает клубок ниток и слайд №1)

Вы знаете, откуда берётся шерстяная нить? Хотите узнать?

«Всякий имеет свой секрет,

Но для вас секретов нет!

Мастерицы все расскажут,

Мастерицы все покажут».

Для изготовления вот такой шерстяной нитки шерсть берут у животных.

Слайд № 2 - 6

Овец стригут. У коз, верблюда и собак вычёсывают пух. При этом используют специальные ножницы и машинки.

Слайд №7

Очищают от мусора. Прядильные машины изготавливают ниточки. Если шерсть берут у овечки, то получается овечья шерсть, если у козы – козья, у собаки какая? Собачья. У кролика? Кроличья. Шерстяная нитка, посмотрите, какая? Верно,  мягкая и ворсистая, тёплая. Поэтому из шерстяной нити вяжут шапочки, рукавицы, носки, кофты. Что ещё, дети? В зимний период мы надеваем тёплые вещи, которые спасают и защищают нас от холода.

Раньше в старину женщины пряли шерсть, используя прялку. Вот посмотрите, какая она? Прялка деревянная, довольно крупная,  с колесом и педалью. Применяли её для вытягивания и скручивания нити. Нити длинные и прочные получались. Это называется прясть. Из пряжи изготавливают вязаные изделия, при этом используют крючок или спицы.

(показать крючок и спицы)

Деревянный небольшой предмет, длиной округлой формы. Его применяли наши бабушки для вытягивания и скручивания нити вручную. Это веретено. Посмотрите какое оно, можете потрогать.

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

Экскурсовод: А теперь отгадайте мои загадки, если ответ будет правильный, вы это увидите.

  • «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдаёт?»  

                        (прялка)

Слайд №8

  • «Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь»

                         (веретено)

Слайд №9

Экскурсовод: Отлично! Ребята, а вы справились и с игрой, и с загадками. А вы можете шерсть превратить в нитки?

Ответы детей.

Воспитатель с детьми поблагодарили экскурсовода за экскурсию.

- Ребята, а что у нас экскурсовод спросил? Мы сможем из шерсти спрясть нитки?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! А давайте спрядём из шерсти нитку?

Ответы детей.

Воспитатель: Начинаем выполнять задание. Но перед этим давайте поиграем.

Физкультминутка:

Ты клубочек, ты клубок! (Идут в полуприсяде, поставив руки на пояс)

Колобок - из ниток бок. (Бегут на носочках змейкой, держа руки на поясе)

По дорожке покатился. (Встав лицом в круг, берутся за руки, идут по кругу)

И назад не воротился. (Закрутка  к партнеру в одну сторону, потом обратно)

Встретил зайку и лисичку. (Обнимаются, встают опять в круг и поклон к друг другу)

Всем связал по рукавичке.

Встретил Машу он в лесу

И заплел ей в нить косу.

(воспитатель вместе с детьми скатывает шерсть в ниточку)

Воспитатель: Как у вас здорово получается. Ребята, а посылка у бабушки не простая, а волшебная. Вот она нам и поможет. Давайте нашу шерсть положим в коробку. Я произнесу волшебные слова «Крекс, фекс, пекс» и произойдет волшебство.

Ребята складывают свои нитки в коробку, воспитатель закрывает ее и начинает произносить волшебные слова. После слов открывает коробку и спрашивает детей:

-Как вы думайте, что там может лежать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, смотрите,  наши кусочки шерсти превратились в клубочки ниток. Что с ними теперь можно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: И теперь бабушка сможет связать внукам носки.

  1. Рефлексивная часть.

 (Можно встать в круг и взять клубок ниток и по кругу передавать и отвечать на заданные вопросы)

-Ребята, где мы сегодня были?

-Кому мы помогли?

-Что узнали интересного?

-А что было трудным для вас в выполнении задания?

-А что самым легким было для вас?

-Ребята, а вы  сможете научить, рассказать другим  детям все то, что мы сегодня делали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебная ниточка»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: