Презентация "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения"

Гарцева Ольга Александровна

1. Виды работ с текстом в начальной школе:

- чтение всего текста

- чтение, деление на смысловые части

- чтение по готовому плану

- чтение,пересказывание после про чтения

- чтение заранее подготовленного ученика и т.д.

2.Пример рассказа М. Пришвина " Осеннее утро".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_liter.cht_.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

Слайд 2

Виды работ с текстом в начальной школе 1.Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). 2.Чтение, деление на смысловые части. 3.Чтение по готовому плану. 4.Чтение, пересказывание после чтения 5.Чтение заранее подготовленного ученика 6.Восстановление деформированного текста. 7.Инсценирование текста или отрывка. 8.Выборочное чтение (с определенным заданием). 9.Чтение в лицах. 10.«Жужжащее чтение». 11.Чтение цепочкой по предложению. 12.Чтение абзацами.

Слайд 3

13.Чтение с пометками (отмечая на полях непонятные слова, знакомые явления, отмечая то, чего ученик не знает, но хотел бы узнать) 14.Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний") 15.Чтение по группам. 16.Поисковое чтение. 17.Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором) 18."Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) 19.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. 20.Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. 21.Нахождение и чтение образных слов и описаний. 22.Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 23.Вычленение слов из текста к предложенной схеме, например: чк , чн . 24.Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. 25.Нахождение самого длинного слова в тексте. 26.Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Слайд 4

Пришвин. Осеннее утро. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком , какой мотыльком , какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза , и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так -то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: - Летите, летите! Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится.

Слайд 5

Этапы работы с текстом Подготовительный этап. Беседа об осени. Постановка целей урока.

Слайд 6

Этапы работы с текстом 2. Прослушивание рассказа «Осеннее утро» 3. Беседа по первым впечатлениям Понравилось ли вам? Что вы почувствовали? К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ) 4.Жужжащее чтение. Задание: делать пометки на полях в местах, где что-то непонятно или если ребёнок знал об этих явлениях. 5. Разбор с детьми непонятных слов или предложений текста.

Слайд 7

Этапы работы с текстом Словарная работа Мало-помалу (медленно по чуть-чуть) Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу. Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Как летит парашют? (медленно) Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой. Как вращается винт? (быстро) Что такое винтик? (маленький винт) Кто такой мотылёк? (маленькая бабочка)

Слайд 8

Этапы работы с текстом 6. Выборочное чтение О каких приметах осени говорит автор? Что вы знаете о «бабьем лете»? А что Пришвин пишет о бабьем лете? С чем автор сравнивает листья? Давайте попробуем изобразить движения листочков. (Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась). Как автор связывает полёт листьев с перелётными птицами? Какие птицы улетят последними? Какое определение даёт писатель осеннему дню? Выделите карандашом 7. Словесное рисование Какую картину вы себе представляете? Какие чувства он испытывает? Как вы понимаете последние слова «и всё кончится»?

Слайд 9

Этапы работы с текстом 8. К предложенным картинкам подобрать подходящие предложения из текста

Слайд 10

Этапы работы с текстом 9. Групповая исследовательская работа Задача для исследования. Найти: -сравнения (образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета) -олицетворения (придание неживому предмету свойства живых существ)

Слайд 11

Спасибо за внимание!