Родительские собрания
Родители и школа.
Воспитание родителей – постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности. … Это развитие не только одной личности, это совместное совершенствование всех членов семьи…
Ю. Хямяляйнен
Родитель… Чего ждем мы, учителя, от него? Вполне е6стественно мы ожидаем, что к ребенку этот человек относится с любовью. Заботится о его физическом и духовном развитии, выполняет функции воспитателя.
Но есть ли такие учебные заведения, где учат быть родителями? Почему, чтобы ставить прививки кошкам или собакам, нужно учиться, сдавать экзамены, защищать диплом, а чтобы воспитывать детей никакого образования не нужно?!
Среди всех профессий на свете именно профессия родителя самая энергоёмкая. Ведь она неизбежна связана с конфликтом, хотя бы из-за того, что процесс воспитания происходит между двумя ( это в случае, если в него не включены дедушки-бабушки!) поколениями. Кроме того, он длителен – происходит 24 часа в сутки, 365 дней в году, без права на отпуск от родительских обязанностей!
Именно поэтому родителям необходима вера в свои силы, здравый ум и житейский опыт. Они нуждаются в подтверждении своей правоты, в утешении, поддержке и уважении, в сочувствии, сострадании и снисхождении к ошибкам. Они хотели бы ощущать, что процесс под контролем, что всё идет путём, что в случае необходимости они не останутся один на один с проблемой. Родители требуют, чтобы их проблемы воспринимали всерьёз. Им важно знать, что их социальная роль немаловажна для общества.
Родители очень хотят быть… счастливыми родителями!
На сегодняшний день мы, учителя, единственные, кто может и должен выступать в роли родительских учителей.
Самой популярной формой работы с родителями в школе является собрание. Наверное, нет такого учителя, классного руководителя, который бы не был в ситуации, когда на назначенное им родительское собрание приходила только половина всех родителей класса ( 1/3 или ¾ родителей). Растерянность, а иногда и обида на родителей надолго поселялась в сердце классного руководителя. Давайте вместе подумаем, почему так происходит? Мы столько времени отдает их детям, а они….
Как мы обычно приглашаем родителей на собрание? Запись в дневнике - такого-то числа, во столько-то времени состоится родительское собрание. А ещё часто дописываем: «Явка всех родителей обязательна». Обязательный человек, да ещё если его ребенок хорошо учится и с дисциплиной нет проблем, придет на собрание. А если не очень ответственный, а если ребенок учится, мягко говоря, слабо, а если с дисциплиной у него проблемы… Да тысячу способов придумает, чтобы не появится в школе: сын или дочь вовремя не сказали ( а сам в дневник и не заглядывает!), на работе занят был, болел и т. д. и т.п.
А давайте попробуем пригласить родителей по-другому:
Уважаемая Валентина Ивановна и Михаил Юрьевич!
Приглашаю Вас 12 января в 18-00 в кабинет № 21. Мы вместе обсудим успехи Димы в школе, задумаемся над вопросами «трудного» возраста.
Надеюсь на встречу,
с уважением, Мария Владимировна.
Попробуйте не прийти, получив такое приглашение – ведь вы – не безликий родитель – к вам по имени обратились, вам кабинет указали ( а не «на деревню к дедушке» позвали!- ищи потом по всей школе, в каком кабинете твое собрание). И, если я хочу получить результат, то не поленюсь 36 (38, 40) раз написать такие приглашения. Да ещё подумаю, как их украсить. Может, даже куплю маленькие дешевые открытки! Ну а ещё проще (если, конечно, у меня есть возможность и я умею) наберу данный текст на компьютере, сопровожу его рисунками ( благо, компьютер может многое!).
А теперь подумаю, как будет выглядеть кабинет, в котором собираюсь проводить собрание. Конечно, он будет чистым, с отмытыми партами. Но как сделать так, чтобы вошедшие родители увидели здесь «присутствие» своего ребенка? Может, выставку работ детей устроить? А, может, фотографии с уроков разместить на стенде? Но только, чтобы все дети там были - никого не пропустить! Или специальную газету к родительскому собранию выпустить, может, даже шутливую. Но такую, чтобы каждый из мам и пап понял, что должен в неё заглянуть обязательно, чтобы смог найти там что-нибудь доброе о своем ребенке. А, может, вместе с детьми заранее написать письма родителям и положить эти письма на парту – пусть найдут адресованное именно им , свое письмо?! Да, надо пофантазировать!
А ещё очень важно подумать о себе. Как я буду выглядеть? Подходящая, неброская, удобная одежда без лишних украшений. Чистые, ухоженные волосы и руки. Учитель должен быть естественным, правдивым, свой образ не надо делать вычурным.
А внутренняя сила? Обязательно приведу себя в порядок внутренне, буду помнить, что пожатие руки, контакт глазами, интонация голоса, улыбка – всё важно. А, главное, каждый из родителей должен увидеть: «Вы и ваш ребенок – сейчас для меня самое главное!». Всё свое внимание сконцентрирую на разговоре, и обязательно выскажу свою радость по поводу встречи с родителями. Но не буду устраивать театральных представлений! Буду простой, открытой, готовой к беседе, готовой познакомить с собой
( официально или с небольшим юмором. Насколько глубоко и основательно - надо чувствовать по реакции).
Буду готовой ко всему. Ведь часто родители, наслушавшись негативных разговоров о школе во дворе, на работе, приходят на собрание «заведёнными». Тогда главное – дать им высказаться обо всем, что лежит на сердце, но ничего не воспринимать лично. Важно не воспитывать родителей, а найти и нащупать шкалу ценностей, интересы собеседника, спрятать в глубине души обиды, огорчения и позже обдумать это.
Буду помнить, что собрание не должно быть затянутым, сразу оговорю его длительность.
Не забуду о юморе, моем помощнике ( сделаю «заготовки»
« приличных» анекдотов о школе, подберу притчи по теме собрания и т.п.). Сотрудничество будет успешным, если почувствую – они меня поняли!
А если это первая встреча с родителями ( новый класс), то буду помнить, что второй возможности произвести первое впечатление на родителей у меня не будет.
Поэтому тщательно подготовлю собрание:
o Придумаю методическую тему;
o Поставлю четкую цель;
o Продумаю форму ведения собрания;
o Продумаю, как закончу собрание и как потом его продолжу;
o Обязательно подумаю, как информирую родителей о недостаточном уровне знаний и о неудовлетворительном поведении учащихся. Но точно знаю, что не буду это делать публично. Могу каждого родителя индивидуально ознакомить с успехами детей, пропусками занятий, разложив перед ними дневники учащихся или ведомости, в которых будет вся необходимая информация. Ну а уж об особых, проблемных ситуациях поговорю с конкретным ребенком и его родителями индивидуально ( после или до собрания).
А сейчас хочу предложить Вам разработку родительского собрания, которую когда –то увидела в журнале «Воспитание школьников» и которое уже апробировала в своей школе.
Тема: Законы жизни семьи, законы жизни класса.
Форма проведения:родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.
1. Вариант вступительного слова учителя: « Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе : «Жизнь состоялась!».
Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.
2. Возьмите листочки, которые лежат перед вами ( эти листочки с записями о каждом ученике класса учитель готовит заранее. Можно попросить предметников написать информацию об учениках), рассмотрите их: одна сторона у них чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых сообщается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, традицией наших родительских собраний.
( Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем).
3. Задание для родителей по определению закона семьи.
Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте её.
Законы семьи: ед.тр.(1) + зн.похв. (2) + тр.у. (3) + разд. благ. (4).
( Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?»
Затем идет анализ зашифрованной формулы.
1-ый закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку. А в школе единство требований всего педагогического коллектива.
2-ой закон. Закон значимости похвалы для ребенка. Ребенку всегда надо создавать ситуацию успеха.
3-ий закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. В школе не забывайте о личном примере.
4-ый закон. Закон разделения в правильной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Каждый из вас познакомился с законами жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте вывод и помните, если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимистичны, если они друзья своему ребенку, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
Дорогие учителя! Помните, что существует один проверенный временем принцип: родители довольны тогда, когда сами чувствуют себя активными участниками процесса воспитания и образования, вовлечены в совместную работу с учителями.