конкурс "Педагог года 2024"

Кулешова Альбина Митрофановна

ссылка на медиавизитку

https://rutube.ru/video/ba80fc7e8ceaac0018d17aff38...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия  «Ам щемьям»

«Моя семья»

Тема: «Ам щемьям» «Моя семья»

Форма совместной деятельности: усвоение нового материала

Форма организации: Фронтальная (групповая)

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – гуманитарное направление», «Речевое развитие».

Цель: дать представление о жизни и о быте народа манси, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтение к людям, сострадания к ним. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.

Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра). Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувства гордости за свою семью.

Оборудование: пирамидка, кубики разного цвета, игрушки и предметы для игры «Маленькие помощники» (швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, варежки, молоток, гвозди, отвертка), картинка «Семья», плакат «Моя семья».

Усвоение новых слов: семья – щемья, ома – мама, атя – папа, бабушка – анеква, щащеква, дедушка – опа, ащёйка, старшая сестра – увщи, младшая сестра – йигирищ, старший брат – канк, младший брат – апщи.

Оборудование: компьютер, колонки.

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный

Учащиеся входят в кабинет  рассаживаются на столы. Педагог  приветствует детей.

Ситуативный разговор

Педагог:

Няврамыт, ребята, сегодня я для вас приготовила интересный рассказ, хунтлэн - послушайте.

«Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только болота да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили манси, ханты, ненцы, коми зыряне. Манси были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и шить из нее себе одежду. Манси были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо, ласково обращались со своими друзьями, бедными стариками. Каждая семья – папа, мама, дети – жила в своем доме отдельно от других семей. Это была большая дружная семья, со своими обычаями и традициями. Вот так ребята раньше жили наши предки манси».

Няврамыт - ребята, сунсэн – посмотрите. Тыи маныр? Что это?

Эква-пыгрищ прислал нам письмо (в письме отпечатки рук взрослых и детей), давайте поможем Эква-пыгрищу разобраться, кому из родственников принадлежат эти отпечатки.

Послушайте, как слово «семья» звучит на мансийском языке: «щемья» или «колтагыл».

Няврамыт, сунсэн. Дети, посмотрите. На доске вы видите плакат с фотографиями семьи.

Тыи хотьют? Это кто?  Это мама. Мама на мансийском языке – ома.

Тыи хотьют? Это кто?  Это папа. Папа на мансийском языке – атя.

Тыи хотьют? Это кто? Это бабушка. Бабушка по материнской линии звучит так: анеква, а по отцовской линии – щащеква.

Тыи хотьют? Это кто? Это дедушка. Дедушка по материнской линии звучит так: ащёйка, а по отцовской линии – опа.

Поднимите руку у кого есть старшая сестра. Лавен: увщи. Скажите: старшая сестра. Поднимите руку у кого есть младшая сестра. Лавен: йигирищ. Скажите: младшая сестра.

Няврамыт , у кого есть старший брат, поднимите руку.  Вы своего старшего брата на мансийском языке будете называть: канк. А у кого есть младший брат, поднимите руку. Вы своего младшего брата будете называть: апщи.

Няврамыт - ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой пальчиковой игрой

Пальчиковая игра «Моя семья», «Ам щемьям».

Няврамыт - ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой пальчиковой игрой

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья».

«Ты тулёвыл – опакве,

Ты тулёвыл – щащеква,

Ты тулёвыл – атякве,

Ты тулёвыл – омакве,

Ты тулёвыл – ам.

Тыи пуссын ам щемьям».

 

Как вы думаете, о чем эта игра? Ёмас няврамыт! Правильно ребята эта игра о семье. Вы все живете в семье давайте поиграем вместе в эту игру (проводится повторная игра).

Няврамыт - ребята, расскажите, кто живет в вашей семье?

Ваших маму и папу можно назвать одним словом – «родители», а кто еще живет в вашей семье? (бабушки, дедушки, братья, сестры…), т.е. в семье живут «родственники» - это близкие по родству люди.

Как вы думаете, что означает слово «род»? (предложения детей).

Если объединить все ваши ответы, можно сказать, что ваш «род» - это большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.

Как вы думаете почему?

Няврамыт! Ребята! Наш «род» можно выстроить при помощи пирамидки.

Давайте с вами построим пирамидку из ласковых слов, которые вы бы сказали своим близким.

Игра «Ласковые кубики» (дети из разноцветных кубиков строят пирамиду, при этом называя ласковые слова).

Какая у нас получилась пирамида! Ёмас няврамыт. Молодцы, ребята, вы все оказались любящими детьми, внимательными и заботливыми.

Рефлексия.

Кто мне расскажет, о чем мы сегодня говорили? Какие новые слова вы запомнили на мансийском языке? Вам понравилось? В какие игры мы играли? Что нового узнали?

Не забудьте, вечером, дома подарить улыбку своей семье.

А теперь, что мы должны с вами сказать на прощание своим гостям? (Ос ёмас улум).

Приветствует учащихся на мансийском языке. Задаёт положительный эмоциональный настрой.

Няврамыт! Ребята! Нох-люлен няврамыт. Встаньте дети. Давайте поприветствуем друг друга. Ёл-унтэн. Садитесь. А теперь все внимание на меня. Взялись крепко за руки и посмотрели друг на друга в глаза, а теперь улыбнулись, подарили свою красивую улыбку друг другу.

Педагог читает рассказ.

Педагог  обращает внимание детей на правильное произношение. В одном случае «а» произносится долго (протяжно), в другом очень кратко: атя – ома.

Педагог  объясняет детям, что дедушка, как и бабушка, есть у папы и у мамы (есть папин папа и мамин папа, есть мамина мама и есть папина мама).

Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков.

Воспитатель обучает правильному произношению слов, а также обучает правильному произношению и употреблению звука «н».

Чтение сопровождается показом руки.

(чтение сопровождается показом руки).

Дети приветствуют друг друга и педагога на мансийском языке «Паща олэн!».

Учащиеся смотрят друг на друга, крепко берутся за руки и улыбаются.

Дети слушают педагога.

Ответ детей (Письмо).

Ответы детей. Ёмас!

Учащиеся повторяют за педагогом  хором, а затем индивидуально. Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков в них.

Дети повторяют за педагогом  хором, а затем индивидуально.

(предложения детей).

(ответы детей).

(они больше всех прожили на свете и к ним можно обращаться за советом).

Учащиеся строят пирамиду из кубиков.

Учащиеся  настроены на общение

Умение делать вывод и его аргументировать.

Усвоение нового материала.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

  «Мой дом» «Ам колум»  

Тема: «Мой дом» «Ам колум»  

Форма совместной деятельности: усвоение нового материала

Форма организации: Фронтальная (групповая)

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – гуманитарное направление», «Речевое развитие».

Цель: Формирование понимания, что дом, мебель и бытовая техника необходимы для удобства жизни человека.

Задачи: Дать представление о разных предметах мебели, бытовой техники  и их назначении.

Выяснить из каких материалов, лучше делать мебель.

Обобщать понятие «мебель», «бытовая техника»

Помогать ориентироваться в макете дома.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, речь, память, внимание.

Внимательно выслушивать дополнять ответы друг друга. Высказывать собственное мнение.

Воспитывать бережное отношение к окружающим нас предметам.

Инвентарь и оборудование: Макет дома, мебели, бытовой техники, столы для организации игр, кукла, юрта, фломастеры, музыкальная колонка, материал для познавательно -исследовательской деятельности(бумага, дерево, металл, стекло).

Технологическая карта занятия

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт

Здравствуйте ребята! Паща олэн няврамыт!

А я к вам пришла не одна, со мной мансийская кукла Акань. Она со своими папой и мамой живет домике- чум (изба). Посмотрите какой он не обычной формы – круглой и в ней всего одна комната.

Акань очень удивилась,  когда я ей сказала, что мы с вами живем в других домах. И ей очень захотелось посмотреть на наш дом (Колум).

Коммуникативная деятельность.

Создание радостного настроения.

Мотивация для активной деятельности детей.

Дети ведут диалог с педагогом

Информационный этап

Посмотрите сколько много комнат. Например, в одной комнате мы можем что делать? И тд.

Как можно назвать комнаты? (кухня, спальня, зал, ванная)

Посмотрите наш дом пустой, чего в нем не хватает? (Мебели)

У меня есть волшебная коробочка и в ней  появляется именно то, чего не хватает в нужный момент.

Как  …(имя ребенка) называется твоя мебель?

А теперь давайте  расставим подходящую мебель по комнатам. Начнем со спальни, какая мебель в ней будет стоять. И тд

Как мы одним словом можем назвать : диван (Пирина), кровать (пирина), столы(пасан), стулья (улас)? (Мебель)

А сможете ли вы назвать мебель ласково?

Игра: «Назови ласково»

Стол (Пасан) — столик;

Табуретка (Улас) — табуреточка;

комод — комодик

диван — диванчик;

полка — полочка;

кровать — кроватка.

Шкаф – шкафчик

2.   Исследование: А как вы думайте из чего лучше делать мебель?

Перед вами лежат разные материалы: дерево, бумага, стекло и металл.

Если делать мебель из стекла (бумаги), она будет прочной? А из дерева?, металла?

Так какой материал больше подходит для мебели.

Физ. минутка

В домах любят жить кошки.

А покажите кошечку, ласковую, а злую, а как кошечка ходит.

3  Бытовые приборы.

Ребята, мебель мы расставили, но мне кажется чего-то не хватает. Знаю чего не хватает- помощников или по другому их называют бытовая техника. Это приборы, которые нам помогают в доме.

Например,  пылесос, что он делает?

Стиральная машина, как нам помогает? Микроволновая печь? Утюг?

Вся бытовая техника работает от электричества. Поэтому без взрослых ее лучше не включать.

Ребята, а вы сможете по звуку определить, какая бытовая техника включена.

Акань, тоже хочет с вами поиграть в игру.

Сможете ли вы найти, какие предметы заменила бытовая техника.

Мы выяснили, что в каждом доме (колум) есть мебель и бытовая техника.

А хорошо ли вы запомнили, что относится к мебели, а что к бытовой технике?

Если я вам назову мебели , вы хлопайте, а если бытовую технику, то топайте.

Молодцы!

Коммуникативная

деятельность.

Игровая  деятельность

Коммуникативная деятельность.

Двигательная деятельность

Коммуникативная деятельность.

Игровая деятельность

Учащиеся высказывают свои предположения о назначении комнат.

Изучают макет дома, берут  понравившуюся мебель и говорят в какой комнате она должна стоять.

Называют слова ласково, высказывают свое мнение

Показывают, как двигается кошечка

Демонстрация бытовой техники

Определяют на слух, какая бытовая техника включена.

Играют в дидактическую  игру «Сейчас – а что было»

Игра «Топни -хлопни»

Рефлексивный этап

Ребята сегодня, мы рассказали Акань о нашем доме, о том что в доме есть мебель и бытовая техника.

А за это Акань вам дарит раскраски вы можете их раскрасить и сделать из них книжки  о мебели и бытовой техники.

Коммуникативная деятельность.

Осознание выполненной цели мероприятия

Перспективный этап

Продолжать знакомить детей с устройством дома.

Поддерживать интерес детей в познавательно – исследовательской деятельности.

Используют полученные знания в личном жизненном опыте.

Учащиеся самостоятельно смогут организовывать игру-лото «Мебель и бытовая техника», проводить дидактические игры по картинкам («дорисуй чего не хватает», «что лишнее», « как называется»)



Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосьвинская СОШ»

структурное подразделение д/сад «Брусничка»

Уринэква хотал,

или вороний день

традиционный обско-угорский праздник.

2021г.

Уринэква хотал, или вороний день

Цели:

- знакомство детей с традициями обских угров;

- развитие мышления, творческих способностей, воображения;

- совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с традициями коренных народов Севера.

Оборудование:

- костюм Вороны и мансийское платье для девочки;

- жетоны;

- тонкие веточки, полоски бумаги, разноцветные ленты, кедровые орехи;

- волшебный мешок (тучан, см. по тексту);

- мансийские мелодии (записи).

Ведущий. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни ,ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилёта птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и ,кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси-считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замёрзшие руки свои отогрею, замёрзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся ,долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Звучит мансийская мелодия, входит акань (девочка одета в национальный наряд).

Акань. Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (Ответы детей). А раз друзья-милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям завсегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нём… Ой, где же мешок? Ну вот… Опять ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его сюда, и всё нет её и нет. Где же ворона?..

Ведущий. Она наверное, не хочет лететь из-за того, что весны ещё нет.

Акань. Так мы весну сейчас все хором и позовём. Позовём , ребята? Тогда все вместе: «Весна, Весна!»

Дети зовут Весну.

Акань. Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит.

Только пение птиц может разбудить её.

В класс вбегает ворона.

Ворона. Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой, мешок, да поблагодарить не забудь.

Ведущая. Здравствуй, ворона! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона. Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Ведущий. Так детишки маленькие, их мамы ещё на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона. Из детских колыбелек перед моим прилётом выносят подстилочки и складывают перед чумом  Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то ещё холодно. Я птица бездомная, везде летаю мне тоже хочется воронят-детушек, но я замёрзла. Может, мне поможете?

Ведущий. Конечно, поможем. Ты только скажи, что нужно сделать?

Ворона. Помогите сделать гнездо. А я посмотрю да в самом уютном и поселюсь.

Конкурс. Детям предлагаются подручные материалы: тонкие веточки, бумага. Пока звучит мансийская мелодия, дети выполняют задание _строят гнездо.

Ворона. Акань ,помоги мне определить, какое гнёздышко самое красивое да уютное.

Ворона и акань оценивают гнёзда.

Ворона. Порадовали! Спасибо вам, люди добрые. А для победителя есть у меня жетон.

Акань. Загляну-ка я в волшебный мешок и узнаю, какую игру он нам предложит. (Заглядывает в мешок). А в мешочке…Итак, задание будет такое: я начну пословицу, а вы закончите фразы.

Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Задание-закончить фразы:

1.Плоха та птица, Которая…(своё гнездо марает).

2.Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3.Лучше синица в руках,чем…(журавль в небе).

4.Гусь свинье… (не товарищ).

5.Всякая птица своё…(гнездо любит).

6.Старого воробья на мякине…(не проведёшь).

Ведущий. А теперь небольшая викторина

1.Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (орёл).

3.Какая птица быстрее всех летает? (стриж).

4.Какая птица самая большая в мире? (страус).

5.Какая птица может летать вперёд хвостом? (колибри).

6.Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (королёк).

7.Какая птица выводит птенцов в морозы? (клест).

8.Птенцы какой матери не знают своей матери? (кукушка).

9.Какое любимое лакомство у аистов? (лягушки).

За правильные ответы во время конкурса пословиц и викторин дети получают жетоны.

Ведущий: Вот теперь, наверное, точно весна придёт. Правда,Ворона?

Ворона. Нет,не спешите. Я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений о весне.

Стихи о весне, о птицах.

Уринэква,ам лавегум,

Ёхтум хотпат янытлэгум:

Нан матъёмас атхатсын,

Нявраманын ванттысын!

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле домик твой,

В ясном небе песня!

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Уринэква,Уринэква,

Нётнэ, каркам, потрын эква,

Ман потранув астыпасыт,

Латнанува оигпасыт.

Эрын эрыгсов эргегын,

Няврамытн муглуптэгын.

Дети читают стихотворения и получают жетоны.

Акань. Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, что бы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле берёзы, проводили обряд поклонения духам. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.

Ведущий. А ребята ещё могут порадовать тебя, Ворона, и нарисовать твой портрет.

Художественный конкурс. После завершения работы Ворона отбирает лучшие рисунки, награждает их авторов.

Игры для детей

Ведущая приглашает детей поиграть, а взрослых поболеть за них. А теперь прошу внимания! Чтобы определить, кто из вас самый сильный и ловкий, предлагаю поиграть в традиционные игры.

Перетягивание палки

Для игры требуется гладкая палка длиной около метра и толщиной около трёх сантиметров, оленья шкура, на которой располагаются противники. Они садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и держатся руками за палку. По команде каждый начинает тянуть палку на себя. Участников может быть любое количество. За три победы даётся приз.

Стрельба из лука

Для состязания требуется луки и стрелы с тупыми наконечниками. Расставляются мишени. При наборе определённого количества очков участник получает приз.

Ворона. Просит детей, кто не были задействованы в играх изобразить разных зверей и птиц.

Ведущий. Теперь весна наверное скоро уже придёт.

Акань. У хантов и манси есть обычай-наряд для весны готовить, развешивать на дереве украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны. Детям раздаются разноцветные ленточки, полоски цветной бумаги. Дети украшают.

Акань. Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придёт. Да только много снега в лесу, долго ещё добираться будем.

Ведущий. А мы пока подведём итоги, подсчитаем, у кого больше жетонов.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Угощение

Рецепты национальных блюд

Саламат. У этого блюда много региональных и сезонных отличий.

Варят мясо до полной готовности, затем в бульон добавляют муку грубого помола до необходимой густоты. Каша-саламат-пища, приготовленная из зёрен, означает ростки новой жизни.

Чай. Чай заваривали чагой.

Пирог. Тесто готовили без дрожжей, добавляя в муку воду, соль и соду. Бруснику для начинки варили без сахара, добавляя в неё муку, чтобы начинка была густой и не вытекала. Тесто раскатывали кругами, начинка укладывалась, и тесто защипывалось, пирог по форме напоминал большой вареник. Укладывали на сковороду и ставили выпекать.