Главные вкладки
конкурс "Педагог года 2024"
ссылка на медиавизитку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_am_shchemyam.docx | 25.47 КБ |
zanyatie_2.docx | 20.98 КБ |
stsenariy_prazdnika_voroniy_den.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия «Ам щемьям»
«Моя семья»
Тема: «Ам щемьям» «Моя семья»
Форма совместной деятельности: усвоение нового материала
Форма организации: Фронтальная (групповая)
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – гуманитарное направление», «Речевое развитие».
Цель: дать представление о жизни и о быте народа манси, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтение к людям, сострадания к ним. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.
Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра). Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувства гордости за свою семью.
Оборудование: пирамидка, кубики разного цвета, игрушки и предметы для игры «Маленькие помощники» (швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, варежки, молоток, гвозди, отвертка), картинка «Семья», плакат «Моя семья».
Усвоение новых слов: семья – щемья, ома – мама, атя – папа, бабушка – анеква, щащеква, дедушка – опа, ащёйка, старшая сестра – увщи, младшая сестра – йигирищ, старший брат – канк, младший брат – апщи.
Оборудование: компьютер, колонки.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
| Учащиеся входят в кабинет рассаживаются на столы. Педагог приветствует детей. - Ситуативный разговор Педагог: Няврамыт, ребята, сегодня я для вас приготовила интересный рассказ, хунтлэн - послушайте. «Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только болота да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили манси, ханты, ненцы, коми зыряне. Манси были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и шить из нее себе одежду. Манси были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо, ласково обращались со своими друзьями, бедными стариками. Каждая семья – папа, мама, дети – жила в своем доме отдельно от других семей. Это была большая дружная семья, со своими обычаями и традициями. Вот так ребята раньше жили наши предки манси». Няврамыт - ребята, сунсэн – посмотрите. Тыи маныр? Что это? Эква-пыгрищ прислал нам письмо (в письме отпечатки рук взрослых и детей), давайте поможем Эква-пыгрищу разобраться, кому из родственников принадлежат эти отпечатки. Послушайте, как слово «семья» звучит на мансийском языке: «щемья» или «колтагыл». Няврамыт, сунсэн. Дети, посмотрите. На доске вы видите плакат с фотографиями семьи. Тыи хотьют? Это кто? Это мама. Мама на мансийском языке – ома. Тыи хотьют? Это кто? Это папа. Папа на мансийском языке – атя. Тыи хотьют? Это кто? Это бабушка. Бабушка по материнской линии звучит так: анеква, а по отцовской линии – щащеква. Тыи хотьют? Это кто? Это дедушка. Дедушка по материнской линии звучит так: ащёйка, а по отцовской линии – опа. Поднимите руку у кого есть старшая сестра. Лавен: увщи. Скажите: старшая сестра. Поднимите руку у кого есть младшая сестра. Лавен: йигирищ. Скажите: младшая сестра. Няврамыт , у кого есть старший брат, поднимите руку. Вы своего старшего брата на мансийском языке будете называть: канк. А у кого есть младший брат, поднимите руку. Вы своего младшего брата будете называть: апщи. Няврамыт - ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой пальчиковой игрой Пальчиковая игра «Моя семья», «Ам щемьям». Няврамыт - ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой пальчиковой игрой «Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья». «Ты тулёвыл – опакве, Ты тулёвыл – щащеква, Ты тулёвыл – атякве, Ты тулёвыл – омакве, Ты тулёвыл – ам. Тыи пуссын ам щемьям».
Как вы думаете, о чем эта игра? Ёмас няврамыт! Правильно ребята эта игра о семье. Вы все живете в семье давайте поиграем вместе в эту игру (проводится повторная игра). Няврамыт - ребята, расскажите, кто живет в вашей семье? Ваших маму и папу можно назвать одним словом – «родители», а кто еще живет в вашей семье? (бабушки, дедушки, братья, сестры…), т.е. в семье живут «родственники» - это близкие по родству люди. Как вы думаете, что означает слово «род»? (предложения детей). Если объединить все ваши ответы, можно сказать, что ваш «род» - это большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Как вы думаете почему? Няврамыт! Ребята! Наш «род» можно выстроить при помощи пирамидки. Давайте с вами построим пирамидку из ласковых слов, которые вы бы сказали своим близким. Игра «Ласковые кубики» (дети из разноцветных кубиков строят пирамиду, при этом называя ласковые слова). Какая у нас получилась пирамида! Ёмас няврамыт. Молодцы, ребята, вы все оказались любящими детьми, внимательными и заботливыми. Рефлексия. Кто мне расскажет, о чем мы сегодня говорили? Какие новые слова вы запомнили на мансийском языке? Вам понравилось? В какие игры мы играли? Что нового узнали? Не забудьте, вечером, дома подарить улыбку своей семье. А теперь, что мы должны с вами сказать на прощание своим гостям? (Ос ёмас улум). | Приветствует учащихся на мансийском языке. Задаёт положительный эмоциональный настрой. Няврамыт! Ребята! Нох-люлен няврамыт. Встаньте дети. Давайте поприветствуем друг друга. Ёл-унтэн. Садитесь. А теперь все внимание на меня. Взялись крепко за руки и посмотрели друг на друга в глаза, а теперь улыбнулись, подарили свою красивую улыбку друг другу. Педагог читает рассказ. Педагог обращает внимание детей на правильное произношение. В одном случае «а» произносится долго (протяжно), в другом очень кратко: атя – ома. Педагог объясняет детям, что дедушка, как и бабушка, есть у папы и у мамы (есть папин папа и мамин папа, есть мамина мама и есть папина мама). Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков. Воспитатель обучает правильному произношению слов, а также обучает правильному произношению и употреблению звука «н». Чтение сопровождается показом руки. (чтение сопровождается показом руки). | Дети приветствуют друг друга и педагога на мансийском языке «Паща олэн!». Учащиеся смотрят друг на друга, крепко берутся за руки и улыбаются. Дети слушают педагога. Ответ детей (Письмо). Ответы детей. Ёмас! Учащиеся повторяют за педагогом хором, а затем индивидуально. Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков в них. Дети повторяют за педагогом хором, а затем индивидуально. (предложения детей). (ответы детей). (они больше всех прожили на свете и к ним можно обращаться за советом). Учащиеся строят пирамиду из кубиков. | Учащиеся настроены на общение Умение делать вывод и его аргументировать. Усвоение нового материала. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
«Мой дом» «Ам колум»
Тема: «Мой дом» «Ам колум»
Форма совместной деятельности: усвоение нового материала
Форма организации: Фронтальная (групповая)
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – гуманитарное направление», «Речевое развитие».
Цель: Формирование понимания, что дом, мебель и бытовая техника необходимы для удобства жизни человека.
Задачи: Дать представление о разных предметах мебели, бытовой техники и их назначении.
Выяснить из каких материалов, лучше делать мебель.
Обобщать понятие «мебель», «бытовая техника»
Помогать ориентироваться в макете дома.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, речь, память, внимание.
Внимательно выслушивать дополнять ответы друг друга. Высказывать собственное мнение.
Воспитывать бережное отношение к окружающим нас предметам.
Инвентарь и оборудование: Макет дома, мебели, бытовой техники, столы для организации игр, кукла, юрта, фломастеры, музыкальная колонка, материал для познавательно -исследовательской деятельности(бумага, дерево, металл, стекло).
Технологическая карта занятия
Этап деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Мотивационный этап | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт Здравствуйте ребята! Паща олэн няврамыт! А я к вам пришла не одна, со мной мансийская кукла Акань. Она со своими папой и мамой живет домике- чум (изба). Посмотрите какой он не обычной формы – круглой и в ней всего одна комната. Акань очень удивилась, когда я ей сказала, что мы с вами живем в других домах. И ей очень захотелось посмотреть на наш дом (Колум). | Коммуникативная деятельность. | Создание радостного настроения. Мотивация для активной деятельности детей. Дети ведут диалог с педагогом |
Информационный этап | Посмотрите сколько много комнат. Например, в одной комнате мы можем что делать? И тд. Как можно назвать комнаты? (кухня, спальня, зал, ванная) Посмотрите наш дом пустой, чего в нем не хватает? (Мебели) У меня есть волшебная коробочка и в ней появляется именно то, чего не хватает в нужный момент. Как …(имя ребенка) называется твоя мебель? А теперь давайте расставим подходящую мебель по комнатам. Начнем со спальни, какая мебель в ней будет стоять. И тд Как мы одним словом можем назвать : диван (Пирина), кровать (пирина), столы(пасан), стулья (улас)? (Мебель) А сможете ли вы назвать мебель ласково? Игра: «Назови ласково» Стол (Пасан) — столик; Табуретка (Улас) — табуреточка; комод — комодик диван — диванчик; полка — полочка; кровать — кроватка. Шкаф – шкафчик 2. Исследование: А как вы думайте из чего лучше делать мебель? Перед вами лежат разные материалы: дерево, бумага, стекло и металл. Если делать мебель из стекла (бумаги), она будет прочной? А из дерева?, металла? Так какой материал больше подходит для мебели. Физ. минутка В домах любят жить кошки. А покажите кошечку, ласковую, а злую, а как кошечка ходит. 3 Бытовые приборы. Ребята, мебель мы расставили, но мне кажется чего-то не хватает. Знаю чего не хватает- помощников или по другому их называют бытовая техника. Это приборы, которые нам помогают в доме. Например, пылесос, что он делает? Стиральная машина, как нам помогает? Микроволновая печь? Утюг? Вся бытовая техника работает от электричества. Поэтому без взрослых ее лучше не включать. Ребята, а вы сможете по звуку определить, какая бытовая техника включена. Акань, тоже хочет с вами поиграть в игру. Сможете ли вы найти, какие предметы заменила бытовая техника. Мы выяснили, что в каждом доме (колум) есть мебель и бытовая техника. А хорошо ли вы запомнили, что относится к мебели, а что к бытовой технике? Если я вам назову мебели , вы хлопайте, а если бытовую технику, то топайте. Молодцы! | Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность Коммуникативная деятельность. Двигательная деятельность Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность | Учащиеся высказывают свои предположения о назначении комнат. Изучают макет дома, берут понравившуюся мебель и говорят в какой комнате она должна стоять. Называют слова ласково, высказывают свое мнение Показывают, как двигается кошечка Демонстрация бытовой техники Определяют на слух, какая бытовая техника включена. Играют в дидактическую игру «Сейчас – а что было» Игра «Топни -хлопни» |
Рефлексивный этап | Ребята сегодня, мы рассказали Акань о нашем доме, о том что в доме есть мебель и бытовая техника. А за это Акань вам дарит раскраски вы можете их раскрасить и сделать из них книжки о мебели и бытовой техники. | Коммуникативная деятельность. | Осознание выполненной цели мероприятия |
Перспективный этап | Продолжать знакомить детей с устройством дома. Поддерживать интерес детей в познавательно – исследовательской деятельности. | Используют полученные знания в личном жизненном опыте. | Учащиеся самостоятельно смогут организовывать игру-лото «Мебель и бытовая техника», проводить дидактические игры по картинкам («дорисуй чего не хватает», «что лишнее», « как называется») |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосьвинская СОШ»
структурное подразделение д/сад «Брусничка»
Уринэква хотал,
или вороний день
традиционный обско-угорский праздник.
2021г.
Уринэква хотал, или вороний день
Цели:
- знакомство детей с традициями обских угров;
- развитие мышления, творческих способностей, воображения;
- совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с традициями коренных народов Севера.
Оборудование:
- костюм Вороны и мансийское платье для девочки;
- жетоны;
- тонкие веточки, полоски бумаги, разноцветные ленты, кедровые орехи;
- волшебный мешок (тучан, см. по тексту);
- мансийские мелодии (записи).
Ведущий. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни ,ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилёта птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и ,кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси-считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замёрзшие руки свои отогрею, замёрзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся ,долгоживущие мальчики пусть родятся!»
Звучит мансийская мелодия, входит акань (девочка одета в национальный наряд).
Акань. Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (Ответы детей). А раз друзья-милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям завсегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нём… Ой, где же мешок? Ну вот… Опять ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его сюда, и всё нет её и нет. Где же ворона?..
Ведущий. Она наверное, не хочет лететь из-за того, что весны ещё нет.
Акань. Так мы весну сейчас все хором и позовём. Позовём , ребята? Тогда все вместе: «Весна, Весна!»
Дети зовут Весну.
Акань. Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит.
Только пение птиц может разбудить её.
В класс вбегает ворона.
Ворона. Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой, мешок, да поблагодарить не забудь.
Ведущая. Здравствуй, ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона. Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.
Ведущий. Так детишки маленькие, их мамы ещё на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?
Ворона. Из детских колыбелек перед моим прилётом выносят подстилочки и складывают перед чумом Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то ещё холодно. Я птица бездомная, везде летаю мне тоже хочется воронят-детушек, но я замёрзла. Может, мне поможете?
Ведущий. Конечно, поможем. Ты только скажи, что нужно сделать?
Ворона. Помогите сделать гнездо. А я посмотрю да в самом уютном и поселюсь.
Конкурс. Детям предлагаются подручные материалы: тонкие веточки, бумага. Пока звучит мансийская мелодия, дети выполняют задание _строят гнездо.
Ворона. Акань ,помоги мне определить, какое гнёздышко самое красивое да уютное.
Ворона и акань оценивают гнёзда.
Ворона. Порадовали! Спасибо вам, люди добрые. А для победителя есть у меня жетон.
Акань. Загляну-ка я в волшебный мешок и узнаю, какую игру он нам предложит. (Заглядывает в мешок). А в мешочке…Итак, задание будет такое: я начну пословицу, а вы закончите фразы.
Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Задание-закончить фразы:
1.Плоха та птица, Которая…(своё гнездо марает).
2.Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
3.Лучше синица в руках,чем…(журавль в небе).
4.Гусь свинье… (не товарищ).
5.Всякая птица своё…(гнездо любит).
6.Старого воробья на мякине…(не проведёшь).
Ведущий. А теперь небольшая викторина
1.Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь).
2. Какая птица выше всех летает? (орёл).
3.Какая птица быстрее всех летает? (стриж).
4.Какая птица самая большая в мире? (страус).
5.Какая птица может летать вперёд хвостом? (колибри).
6.Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (королёк).
7.Какая птица выводит птенцов в морозы? (клест).
8.Птенцы какой матери не знают своей матери? (кукушка).
9.Какое любимое лакомство у аистов? (лягушки).
За правильные ответы во время конкурса пословиц и викторин дети получают жетоны.
Ведущий: Вот теперь, наверное, точно весна придёт. Правда,Ворона?
Ворона. Нет,не спешите. Я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений о весне.
Стихи о весне, о птицах.
Уринэква,ам лавегум,
Ёхтум хотпат янытлэгум:
Нан матъёмас атхатсын,
Нявраманын ванттысын!
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле домик твой,
В ясном небе песня!
Прилетели скворцы-
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Уринэква,Уринэква,
Нётнэ, каркам, потрын эква,
Ман потранув астыпасыт,
Латнанува оигпасыт.
Эрын эрыгсов эргегын,
Няврамытн муглуптэгын.
Дети читают стихотворения и получают жетоны.
Акань. Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, что бы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле берёзы, проводили обряд поклонения духам. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.
Ведущий. А ребята ещё могут порадовать тебя, Ворона, и нарисовать твой портрет.
Художественный конкурс. После завершения работы Ворона отбирает лучшие рисунки, награждает их авторов.
Игры для детей
Ведущая приглашает детей поиграть, а взрослых поболеть за них. А теперь прошу внимания! Чтобы определить, кто из вас самый сильный и ловкий, предлагаю поиграть в традиционные игры.
Перетягивание палки
Для игры требуется гладкая палка длиной около метра и толщиной около трёх сантиметров, оленья шкура, на которой располагаются противники. Они садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и держатся руками за палку. По команде каждый начинает тянуть палку на себя. Участников может быть любое количество. За три победы даётся приз.
Стрельба из лука
Для состязания требуется луки и стрелы с тупыми наконечниками. Расставляются мишени. При наборе определённого количества очков участник получает приз.
Ворона. Просит детей, кто не были задействованы в играх изобразить разных зверей и птиц.
Ведущий. Теперь весна наверное скоро уже придёт.
Акань. У хантов и манси есть обычай-наряд для весны готовить, развешивать на дереве украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны. Детям раздаются разноцветные ленточки, полоски цветной бумаги. Дети украшают.
Акань. Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придёт. Да только много снега в лесу, долго ещё добираться будем.
Ведущий. А мы пока подведём итоги, подсчитаем, у кого больше жетонов.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Угощение
Рецепты национальных блюд
Саламат. У этого блюда много региональных и сезонных отличий.
Варят мясо до полной готовности, затем в бульон добавляют муку грубого помола до необходимой густоты. Каша-саламат-пища, приготовленная из зёрен, означает ростки новой жизни.
Чай. Чай заваривали чагой.
Пирог. Тесто готовили без дрожжей, добавляя в муку воду, соль и соду. Бруснику для начинки варили без сахара, добавляя в неё муку, чтобы начинка была густой и не вытекала. Тесто раскатывали кругами, начинка укладывалась, и тесто защипывалось, пирог по форме напоминал большой вареник. Укладывали на сковороду и ставили выпекать.