Методические работа
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Сахалинский государственный университет"
Институт психологии и педагогики
Кафедра физической культуры и спорта
Комарова Татьяна Викторовна
студентка 3 курса
заочной формы обучения
Исследование физического развития школьников 5-7 классов
на уроках физической культуры
Курсовая работа
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль
"Физическая культура"
Допущена к защите: зав. кафедрой ФК и С к.п.н. доцент Пронкина С.А. __________________________ «___» ___________ 2016 г. | Научный руководитель: к.п.н., доцент __________________ Власова. Л. (подпись) |
Защита состоялась "___" __________2016 г. Оценка______________
Южно-Сахалинск
2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Теоретические основы исследования физического развития школьников 5-7 классов на уроках физической культуры ……………….. | 6 |
1.1. Основные характеристики физического развития ………………… | 6 |
1.2. Возрастные особенности физического развития школьников подросткового возраста ……………………………………………………... | 9 |
1.3. Влияние физических упражнений на физическое развитие школьников 5-7 классов …………………………………………………….. | 15 |
Глава II. Задачи, методы и организация исследования …………………… | 23 |
2.1. Задачи исследования …………………………………………………. | 23 |
2.2. Методы исследования ………………………………………………... | 24 |
2.3. Организация исследования ………………………………………….. | 24 |
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение ……………………. | 28 |
3.1. Анализ результатов исследования уровня физического развития школьников 5-7 классов …………………………………………………….. | 28 |
3.2. Разработка программы повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов …………………………………………………….. | 30 |
Заключение …………………………………………………………………… | 41 |
Список используемой литературы ………………………………………….. | 43 |
Приложение ………………………………………………………………….. | 45 |
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем в процессе воспитания и обучения детей является сохранение и укрепление их здоровья. Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценно развитого физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет жить оптимально и без ограничений.
В настоящее время возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств.
Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников средних классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте.
Вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются очень важными в деятельности любого образовательного учреждения, так как в условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями.
Школа непрерывно, длительно и систематически воздействует на ученика. Условия организации и содержание учебно-воспитательного процесса в огромной мере определяют функциональное состояние организма, рост и развитие ребенка, формируют его привычки и стиль поведения, способствуют воспитанию культуры здоровья как важнейшей составляющей общей культуры человека.
Физическое развитие человека является одним из показателей, отражающих состояние его здоровья. Особенно характерны сдвиги в физическом развитии растущего организма, быстро реагирующего на изменения в окружающей среде. Поэтому систематическое изучение физического развития детей и подростков имеет большое теоретическое и практическое значение.
Исходя из актуальности исследования, нами была определена тема: «Исследование физического развития школьников на уроках физической культуры».
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников 5-7 классов.
Предмет исследования: физическое развитие школьников 5-7 классов на уроках физической культуры.
Цель нашего исследования: определить роль уроков физической культуры в физическом развитии школьников 5-7 классов.
В связи с обозначенной целью нами были выделены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы физического развития школьников 5-7 классов на уроках физической культуры.
- В ходе эмпирического исследования определить уровень физического развития школьников 5-7 классов школы № 2 г. Углегорска Сахалинской области.
- Разработать программу повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов.
- Проанализировать динамику изменения уровня физического развития школьников 5-7 классов в ходе учебного процесса.
- Выявить эффективность применения программы повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов.
- Сделать выводы по теме исследования.
Цель исследования и поставленные задачи позволили сформулировать следующую гипотезу: если педагог будет систематически проводить уроки физической культуры, применяя разнообразные средства и методы физической подготовки, то уровень физического развития школьников 5-7 классов будет достаточно высоким.
Методики исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование показателей физической подготовленности школьников 5-7 классов.
Курсовая работа состоит из 48 страниц, 2 Приложений, 2 таблиц, 2 диаграмм, 22 источников использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы исследования физического развития школьников 5-7 классов на уроках физического развития
1.1. Основные характеристики физического развития
Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей[1].
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и так далее.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае[2].
Подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Все физические качества являются врожденными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях[3].
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
1.2. Возрастные особенности физического развития школьников подросткового возраста
Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В педагогике школьный возраст принять разделять на младший – 7-10 лет, подростковый – 11-14 лет, юношеский – 15-17 лет. Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями. Для практической работы учителя физической культуры большое значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослых. Это проявляется в особенностях строения и функций отдельных органов и физиологических систем. Дети и подростки находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием – качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей[4].
Одной из важных особенностей детского организма является высокая интенсивность обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.
Подростковый возраст – это возраст активного развития организма школьника. В первую очередь он характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В результате роста верхних и нижних конечностей изменяются ранее сложившиеся координационные связи, нарушается точность выполнения движений. Следовательно, необходимо постоянно воспитывать у школьников ловкость, давать упражнения на развитие координации и равновесия. По этой же причине наблюдается диспропорция в развитии кровеносных сосудов, которые, не успевая за ростом трубчатых костей, вытягиваются, уменьшается просвет сосудов, пропускная способность крови. Это обстоятельство следует помнить при развитии силы и выносливости (бег 1,5-3 км в зависимости от возраста)[5].
В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет.
В этом возрасте проявляются признаки полового созревания, осуществляется перестройка всего организма ученика. Имеет место быстрая утомляемость, период восстановления более длителен, чем в младшем возрасте. Достаточная гибкость позвоночника в этом возрасте указывает на возможность его деформации. Нежелательны длительные статические нагрузки, которые угнетают рост трубчатых костей. Не следует допускать увлечения девочек упражнениями на гибкость.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Неустойчивость сосудистой системы подростка внешне проявляется в повышенном сердцебиении, головокружении, что требует внимательного отношения к ученикам в процессе развития физических качеств.
В 4-8-х классах формируется абстрактное мышление. Появляется умение анализировать свои движения, упражнения, выполняемые товарищами. Закреплению техники двигательных действий придается большое значение. У мальчиков продолжает нарастать мышечная сила за счет роста мышц в толщину. У девочек сила развита меньше, в особенности мышц плечевого пояса, что следует учитывать при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и в лазанье. Снижается возможность девочек в таких упражнениях, как подтягивание (отжимание), перелезание.
Девочки в этом возрасте превосходят мальчиков по весу (ежегодный прирост массы тела 3-6 кг). Туловище у девочек более длинное, чем у мальчиков. Короткие ноги влияют на длину шага, а, следовательно, и на скорость бега, на результат в прыжках в длину, ходьбе.
Выполнение девочками упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления (переноска груза, спрыгивание с высоты и др.) требует строгой дозировки нагрузки. Резкие колебания внутрибрюшного давления могут привести к смещению органов малого таза, последствиям, требующим медицинского вмешательства. Поэтому места для занятий прыжками должны быть тщательно подготовлены. Рыхлый грунт в месте приземления в прыжках в высоту и длину, правильно уложенные маты играют большую роль в решении оздоровительных задач.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет)[6].
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Жизненная емкость легких в среднем школьном возрасте повышается. Но эти показатели у девочек ниже, чем у мальчиков. Необходимо для девочек ограничивать упражнения на выносливость, передвижение на лыжах, учитывать содержание программы физического воспитания. Однако суммарный объем нагрузки для девочек может быть весьма значительным. В процессе выполнения физических упражнений мальчики нередко переоценивают, а девочки недооценивают свои возможности.
Процессы роста и развития детского организма осуществляются в непрерывном взаимодействии с окружающей средой при постоянном регулирующем влиянии центральной нервной системы.
В возрасте 9-12 лет окончательно определяется тип нервной системы. В этом возрасте быстрыми темпами идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий головного мозга, и вследствие этого в значительной степени улучшается координация движений. В возрасте 13-15 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие функций коры больших полушарий. В значительной мере возрастают функциональные возможности центральной нервной системы. Все это создает благоприятные возможности для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее бурными темпами.
Существенное влияние на весь процесс роста и развития детей, а также на интенсивность обменных процессов оказывают изменения эндокринной системы. В подростковом периоде происходит ее перестройка, связанная с деятельностью половых желез, что оказывает глубокое влияние на весь организм. В период полового созревания наблюдается повышенное состояние лабильности основных процессов высшей нервной деятельности. Вследствие этого дети быстро устают и склонны к излишней раздражительности, противоречивости в суждениях. Все это требует от учителя большого педагогического опыта и такта.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в подростковом возрасте приведен в таблицах 1, 2[7].
Таблица 1
Темпы прироста различных физических способностей у детей подросткового возраста (%)
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Скоростные | 3,9 | 2,9 | 15,4 | 11,5 |
Силовые | 15,8 | 18,4 | 79,0 | 92,0 |
Общая выносливость | 3,3 | 2,1 | 13,0 | 8,4 |
Скоростная выносливость | 4,1 | 1,0 | 16,4 | 4,0 |
Силовая выносливость | 9,4 | 3,3 | 37,5 | 13,1 |
Таблица 2
Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей подросткового возраста (%)
Суставы | Гибкость | |||
Активная | Пассивная | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных | – 0,1 | – 1,4 | – 0,8 | – 1,7 |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | – 1,7 | – 2,6 | – 3,4 | – 2,3 |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: | ||||
| 3,4 | 10,4 | – | – |
| 5,1 | 20,0 | – | – |
| 11,6 | 6,4 | – | – |
| 6,0 | 4,1 | – | – |
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Развитию основных физических качеств с учетом возрастных особенностей занимающихся уделяется большое внимание. Учитель должен профессионально оценивать нагрузку по внешности учеников, следить за правильным дыханием, уметь дифференцировать упражнения по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, физической подготовленности.
1.3. Влияние физических упражнений на физическое развитие школьников 5-7 классов
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Основными средствами физического воспитания детей подросткового возраста являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма.
Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям[8].
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.
Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.
Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений[9].
Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.
К физическим упражнениям относятся: гимнастические и акробатические упражнения, легкоатлетические упражнения, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание.
Гимнастические и акробатические упражнения:
1) упражнения в построениях и перестроениях;
2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками;
4) упражнения в висах и упоpax на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега);
6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.).
Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).
Легкоатлетические упражнения:
1) бег с высокого и низкого старта;
2) бег с ускорением;
3) бег с максимальной скоростью;
4) бег в равномерном темпе;
5) кросс;
6) прыжки в длину;
7) прыжки в высоту;
8) метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель;
9) метание малого мяча на дальность с разбега и другие.
Легкоатлетические упражнения являются основным средством развития скоростно-силовых способностей учащихся, в связи с тем, что легкая атлетика – вид спортивной деятельности, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. Развивает силу, быстроту, выносливость, прыгучесть, меткость, ловкость, координацию движений, способность ориентировки в пространстве и во времени, позволяет приобрести учащимся широкий круг двигательных навыков, воспитывает положительные морально-волевые качества такие как: дружба, товарищество, взаимовыручка, коллективизм, упорство в преодолении препятствий, смелость.
Лыжная подготовка:
1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным);
2) подъемы на лыжах в гору;
3) спуски с гор на лыжах;
4) торможения при спусках;
5) повороты на лыжах в движении;
6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).
В учебном процессе лыжная подготовка занимает важное место. Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает силу, выносливость, совершенствует координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных температурных условиях закаляет организм занимающихся.
Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных – флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).
Плавание:
1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса;
2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м;
3) игры и развлечения на воде.
Систематические занятия плаванием совершенствуют такие физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Занятия особенно полезны для подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата школьника. Плавание является корригирующим упражнением, устраняющим нарушения в осанке.
Всесторонняя физическая подготовка подростка должна предполагать достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Таким образом, физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей: показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), показатели (критерии) здоровья, показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Подростковый возраст – это возраст активного развития организма школьника. Развитию основных физических качеств с учетом возрастных особенностей занимающихся уделяется большое внимание. Учитель должен профессионально оценивать нагрузку по внешности учеников, следить за правильным дыханием, уметь дифференцировать упражнения по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, физической подготовленности.
Все физические качества являются врожденными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
Проверка двигательных умений и навыков – важная составная часть процесса образования школьников в области физической культуры. Учитель должен знать качественные характеристики, результативность занятий физическими упражнениями, правильно оценивать своих учеников, чтобы выяснить степень усвоения учащимися изученного материала и определить, насколько обучение было успешным.
В первую очередь, необходимо поступательно повышать здоровье школьников, управлять их физическим развитием, физической и двигательной подготовленностью, то есть уметь управлять качеством физического воспитания. При этом качества физического воспитания необходимо достигать в направлении ученик – класс – возрастная группа школьников – школа в целом.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- Изучение теоретических основ физического развития школьников 5-7 классов на уроках физической культуры.
- Определение уровня физического развития школьников
5-7 классов № 2 г. Углегорска: оценка индивидуального уровня физического развития учащегося. - Разработка программы повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов.
- Анализ динамики изменения уровня физического развития школьников 5-7 классов в ходе учебного процесса.
- Выявление эффективности применения программы повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов.
- Формулировка выводов по теме исследования.
2.2. Методы исследования
Анализ и оценка педагогического процесса физической культуры и спорта связаны с педагогической диагностикой результатов обучения.
В данной работе были использованы такие методы исследования, как:
- Анализ психолого-педагогической литературы.
С помощью анализа литературных источников раскрыть основные характеристики физического развития. Уточнить возрастные особенности физического развития школьников подросткового возраста. Выяснить влияние физических упражнений на физическое развитие школьников 5-7 классов.
- Тестирование показателей физической подготовленности школьников 5-7 классов.
Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте предусмотрено проведение регулярного тестирования двигательной подготовленности учащихся школ.
Уровень физического развития контролируется нормативами образовательного стандарта по физической культуре. Определяется степенью проявления физических способностей, отражающих скорость, силу, выносливость, координацию движений, гибкость ученика.
Важно не только уметь правильно оценивать достижения учеников по уровню развития физических качеств, но и прослеживать динамику их проявления у школьников разного возраста и пола.
2.3. Организация исследования
Исследование физического развития школьников было проведено в средней общеобразовательной школе № 2 г. Углегорска Сахалинской области.
В исследовании приняло участие 26 учащихся 5-7 классов: 5 класс – 9 человек, из них 6 мальчиков и 3 девочки; 6 класс – 9 человек, из них 5 мальчиков и 4 девочки; 7 класс – 8 человек, из них 6 мальчиков и 2 девочки.
Систематическое, ежегодное изучение физического развития одних и тех же учащихся позволяет выявить уровень и проследить динамику физического развития школьников.
Тестирование показателей физической подготовленности проводится два раза в год – в начале и в конце учебного года в рамках урока. Нормативы образовательного стандарта по физической культуре для учащихся 5-7 классов представлены в Приложении 1.
Учащиеся выполняют следующие контрольные упражнения: челночный бег 3 х 10 м, бег на 60 м, прыжки в длину с места, подтягивание на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), подъем туловища за 30 сек из положения лежа.
Техника выполнения контрольных упражнений.
Челночный бег 3 х 10 м. Тест проводят в спортивном зале по заранее нанесенной разметке. Проводят две линии на расстоянии 10 м друг от друга (линии старта и финиша). Они должны быть достаточно длинными, чтобы можно было тестировать сразу двух испытуемых. Учитель находится на линии финиша. По команде учителя включается секундомер, испытуемые бегут к линии финиша, берут по одному мячу (кубику), которые лежат за линией финиша, подбегают к линии старта, кладут мячи на нее, бегут к финишу. Для учащихся, впервые выполняющих тест, дается предварительное апробирование.
Бег 60 м проводится на беговой дорожке (старт произвольный). Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды.
Прыжок в длину с места. Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела. Учащемуся предоставляется 3 попытки.
Подтягивание на перекладине. Учащийся с помощью педагога принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 сек видимое для педагога положение виса. Не допускается: сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, раскрытие ладони, остановка при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.
Подъем туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек. Исходное положение: лежа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 сек.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Исходное положение: упор лежа; голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до прямого угла в локтевом суставе; разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – голова, туловище, ноги.
Данные тестирования физической подготовленности учащихся 5-7 классов занесли в таблицу (Приложение 2).
При анализе результатов учитывали общий балл по всем контрольным упражнениям. Высокий уровень физического развития школьников для девочек при выполнении пяти контрольных упражнений составил 23-25 баллов, средний уровень – 19-22 балла, низкий уровень – 15-18 баллов. Высокий уровень физического развития школьников для мальчиков при выполнении шести контрольных упражнений составил 27-30 баллов, средний уровень – 22-26 баллов, низкий уровень – 18-21 балл.
Также при анализе учитывали средний балл физической подготовленности учащихся по классу.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Анализ результатов исследования уровня физического развития школьников 5-7 классов
Анализ результатов тестирования физического развития учащихся 5-7 классов показал, что в 5 классе на начало учебного года высокий уровень имеют 2 человека (22 %), средний уровень имеют 5 человек (56 %), низкий уровень – 2 человека (22 %).
В 6 классе на начало учебного года высокий уровень физического развития имеют 3 человека (33 %), средний уровень имеют 5 человек (56 %), низкий уровень – 1 человек (11 %).
В 7 классе на начало учебного года высокий уровень физического развития имеет 1 человек (12,5 %), средний уровень имеют 6 человек (75 %), низкий уровень – 1 человек (12,5 %).
Графически результаты тестирования физического развития учащихся 5-7 классов отражены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Уровень физического развития учащихся 5-7 классов на начало учебного года
На диаграмме видно, что во всех классах преобладает средний уровень физического развития учащихся.
Средний балл физического развития учащихся по классам на начало учебного года составил 4,0 балла в 5 классе, 4,2 балла в 6 классе, 4,1 балла в 7 классе.
Анализ результатов тестирования физического развития учащихся 5-7 классов на конец учебного года показал, что в 5 классе высокий уровень имеют 4 человека (44 %), средний уровень имеют 4 человека (44 %), низкий уровень – 1 человек (12 %).
В 6 классе на конец учебного года высокий уровень физического развития имеют 4 человека (44 %), средний уровень имеют 5 человек (56 %), с низким уровнем физического развития учащихся нет.
В 7 классе на конец учебного года высокий уровень физического развития имеет 5 человек (62,5 %), средний уровень имеют 3 человека (37,5 %), с низким уровнем физического развития учащихся нет.
Графически результаты тестирования физического развития учащихся 5-7 классов на конец года отражены на диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Уровень физического развития учащихся 5-7 классов на конец учебного года
На диаграмме видно, что уровень физического развития учащихся 5-7 классов на конец учебного года значительно возрос.
Это подтверждает и средний балл физического развития учащихся по классам на конец учебного года, который составляет 4,4 балла в 5 классе, 4,4 балла в 6 классе, 4,5 балла в 7 классе.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: если педагог будет систематически проводить уроки физической культуры, применяя разнообразные средства и методы физической подготовки, то уровень физического развития школьников 5-7 классов будет достаточно высоким.
3.2. Разработка программы повышения уровня физического развития школьников 5-7 классов
Целью физического воспитания в школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому и физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Базовая часть содержания программного материала 5-7 классов.
На уроках физической культуры в 5-7 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, общая гимнастика, спортивные игры (волейбол и баскетбол). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств.
На уроках физической культуры учащиеся 7 классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах. Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками, содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и другие. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений.
Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, тренажеров, соответствующих возрасту, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий. Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В среднем школьном возрасте (с 10-11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (то есть адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять общеразвивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.
Уроки физической культуры
Задачи физического воспитания в 5-7 классах
Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные педагогические задачи (образовательные, оздоровительные и воспитательные), которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания.
Образовательные: овладение школой движений, формирование знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Выработать умение и интерес учащихся к самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми.
Оздоровительные: определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Воспитательные: воспитание нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость. Развитие психических процессов (представления, памяти, мышления).
Организационно-методические указания. Важнейшим требованием урока является дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей в соотношении методов стандартно-повторного и вариативного (переменного упражнения). Вариативные упражнения должны сочетаться с применением игрового и соревновательного метода.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей тесно взаимосвязаны. На уроках должна присутствовать четкая организация, дисциплина, точное соблюдение команд, которые бы стимулировали инициативу и творчество.
Контроль и оценка должны стимулировать стремление ученика к физическому самосовершенствованию улучшению результатов, повышению активности.
Оценка складывается из качественных критериев оценки уровня достижения:
- овладение программным материалом (теория и методика);
- способы двигательной, оздоровительной и спортивной деятельности;
- количественные показатели в двигательных действиях;
- системность и регулярность;
- индивидуальные темпы продвижения двигательных способностей.
Содержание учебного материала:
- Теоретические занятия. Краткие сведения о возникновении игры. Правила игры. Правила соревнований. Гигиена и врачебный контроль. Техника безопасности на уроках и предупреждение травматизма.
- Практические занятия. Комплекс разминочных и общеукрепляющих упражнений для мышц рук, ног, туловища, кистей, пальцев. Разновидности ходьбы и бега. Упражнения на развитие внимания, координации, ловкости и скорости действия, по одному и с партнером. Упражнения для развития гибкости: приседания, выпады, прыжки, подскоки.
- Техническая и тактическая подготовка. Стойки. Хват ракетки. Игры без ракетки. Подход к волану. Прием волана. Разновидности ударов. Разновидности подач. Соревновательная практика на задней линии. Игра у сетки. Двусторонняя игра.
- Соревнования. Участие в соревнованиях согласно плану-графику спортивных мероприятий.
Содержание программы
Основы знаний (теоретические знания) Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.
Общефизическая и специальная подготовка
Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в бадминтоне являются: приобретение элементарных умений в выполнении физических упражнений; всестороннее гармоническое физическое развитие, связанное с совершенствованием таких жизненно необходимых навыков, как умение хорошо и правильно бегать, прыгать, метать, плавать, ходить на лыжах; полное овладение техникой ударов по волану; практическое решение существующих тактических задач, творческая разработка и решение новых тактических замыслов; освоение новых движений различной координации средствами игры в бадминтон и совершенствование специальных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, необходимых для игры в бадминтон.
С целью решения перечисленных задач с успехом могут быть использованы все имеющиеся средства и методы физического воспитания. Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.
Техника и тактика игры в бадминтон
Правильное перемещение по площадке. Обучение различным способам хватов ракетки. Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом. Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах. Наблюдение за воланом и за противником во время игры. Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2-3 удара.
Организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Подростковый возраст (5-7 классы) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Например, игры: «Круговая лапта», «Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами» и др.
В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Для развития силы используются игры «Бой петухов», перетягивание через черту, «Сильные и ловкие» и др. Это игры преимущественно для мальчиков. Для девочек используются игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. В большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно.
Учащиеся выполняют технические приемы игры в баскетбол, футбол, участвуют в подвижных играх со сложными двигательными задачами, в играх с бегом и преодолением подвижных и движущихся препятствий, с метанием, в эстафетах и др.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр мини-волейбола и баскетбола. Обучение простейшей технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего, координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности).
Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в баскетбол являются: Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановке, повороте). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли). Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Игра по правилам мини-баскетбола.
Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в мини-волейбол (пионербол) являются: Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед в ходьбе и беге. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). Освоение техники приема и передачи мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Волейбол (обучение волейболу). В 7 классе технический арсенал учащихся должен совершенствоваться и обогащаться. Начинающих волейболистов необходимо познакомить в двусторонних играх с простейшими тактическими построениями.
Основные приемы игры: Верхняя передача мяча. Нижняя передача мяча. Передача мяча через сетку. Передача мяча двумя руками сверху на месте и в прыжке. Передача и приемы мяча после передвижения. Верхняя прямая подача. Подача через сетку. Передача сверху за голову в опорном положении. Прямой нападающий удар. Сведения о тактике игры: игра в защите, тактика нападающих действий.
Заключение
Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.
Физическое воспитание школьников, развитие у них двигательных умений и навыков происходит на основе физиологических законов формирования движений.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
В процессе физического воспитания не только улучшаются здоровье и общее функциональное состояние, но и возрастает уровень и устойчивость умственной работоспособности, повышается психическая активность, что способствует успеху в учебной деятельности.
Овладение культурой движения помогает развить умение сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека. Регулярные занятия физкультурой и спортом способствуют развитию воли, целеустремленности, настойчивости.
Основная задача физического воспитания – формирование здорового образа жизни, приобщение школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности.
Целью нашего исследования стало определение роли уроков физической культуры в физическом развитии школьников 5-7 классов.
Исследование физического развития школьников было проведено в средней общеобразовательной школе № 2 г. Углегорска Сахалинской области. В исследовании приняло участие 26 учащихся 5-7 классов.
Тестирование показателей физической подготовленности провели в начале и в конце учебного года в рамках урока. Учащиеся выполнили следующие контрольные упражнения: челночный бег 3 х 10 м, бег на 60 м, прыжки в длину с места, подтягивание на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), подъем туловища за 30 сек из положения лежа.
При анализе результатов учитывали общий балл по всем контрольным упражнениям. Анализ результатов тестирования физического развития учащихся 5-7 классов показал, что во всех классах преобладает средний уровень физического развития учащихся.
Повторное тестирование физического развития учащихся 5-7 классов, проведенное в конце учебного года показало, что уровень физического развития учащихся 5-7 классов на конец учебного года значительно возрос.
Таким образом, мы сделали вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: если педагог будет систематически проводить уроки физической культуры, применяя разнообразные средства и методы физической подготовки, то уровень физического развития школьников 5-7 классов будет достаточно высоким.
Список использованной литературы
- Безруких М.М., Сонькин В.Д.,Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). М.: Академия, 2009. 416 с.
- Быков И.В., Гансбургcкий А.Н. Гигиена физической культуры и спорта. СПб.: СпецЛит, 2010. 192 с.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 64 с.
- Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). М.: Высшая школа, 1994. 468 с.
- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001. 312 с.
- Евсеев Ю.Н. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 384 с.
- Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. 208 с.
- Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 252 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2006. 464 с.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Москва, 1998. 272 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
- Педагогика / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2012. 432 с.
- Сулимова Т.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: Автореф. дисс. канд. биол. наук. Краснодар, 1997. 28 с.
- Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.М. Шияна. М.: Просвещение, 1998. 224 с.
- Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина [и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчуков [и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 431 с.
- Физическое воспитание / под ред. В.А. Головина [и др.]. М.: Высшая школа, 1993. 391 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова и [др.]. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
- Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 635 с.
Приложение 1
Нормативы по физкультуре для учащихся 5-7 классов
7 класс
Контрольное упражнение | единица | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
Челночный бег 3х10м | секунд | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,8 | 9,6 | 10,0 |
Бег 60 метров | секунд | 9,4 | 10,0 | 10,8 | 9,8 | 10,4 | 11,2 |
Прыжки в длину с места | см | 180 | 170 | 150 | 170 | 160 | 145 |
Подтягивание на высокой перекладине | кол-во | 9 | 7 | 5 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук | кол-во | 23 | 18 | 13 | 18 | 12 | 8 |
Подъем туловища за 30 сек из положения лежа | кол-во | 25 | 22 | 18 | 24 | 20 | 16 |
6 класс
Контрольное упражнение | единица | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
Челночный бег 3х10м | секунд | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,8 | 9,6 | 10,0 |
Бег 60 метров | секунд | 9,8 | 10,2 | 11,1 | 10,0 | 10,7 | 11,3 |
Прыжки в длину с места | см | 175 | 165 | 145 | 165 | 155 | 140 |
Подтягивание на высокой перекладине | кол-во | 8 | 6 | 4 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук | кол-во | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 |
Подъем туловища за 30 сек из положения лежа | кол-во | 23 | 20 | 15 | 21 | 16 | 13 |
5 класс
Контрольное упражнение | единица | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
Челночный бег 3х10м | секунд | 8,5 | 9,3 | 9,7 | 8,9 | 9,7 | 10,1 |
Бег 60 метров | секунд | 10,2 | 10,5 | 11,3 | 10,3 | 11,0 | 11,5 |
Прыжки в длину с места | см | 170 | 155 | 135 | 160 | 150 | 130 |
Подтягивание на высокой перекладине | кол-во | 7 | 5 | 3 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук | кол-во | 17 | 12 | 7 | 12 | 8 | 3 |
Подъем туловища за 30 сек из положения лежа | кол-во | 22 | 18 | 15 | 20 | 17 | 12 |
Приложение 2
Результаты контрольных упражнений на начало и конец учебного года
5 класс
И.Ф. | Прыжок в длину с места | Отжимание (раз) | Подъем туловища За 30 сек. | Челночный бег (сек) | Подтягивание (раз) | Бег 60 метров (сек) | |||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
1 | А.Р. | 170 | 170 | 20 | 20 | 24 | 28 | 9.28 | 8.81 | 1 | 4 | 11.66 | 10.71 |
2 | Г.Е. | 185 | 200 | 40 | 40 | 28 | 32 | 9.03 | 8.07 | 4 | 6 | 8.69 | 8.28 |
4 | Д.Д. | 163 | 175 | 25 | 40 | 25 | 28 | 9.50 | 8.72 | 3 | 6 | 11.31 | 10.34 |
6 | Л.М. | 160 | 165 | 5 | 9 | 22 | 22 | 8.91 | 8.56 | - | - | 10.88 | 10.69 |
3 | Л.Н. | 140 | 165 | 30 | 34 | 19 | 23 | 9.38 | 8.97 | 6 | 6 | 11.19 | 10.25 |
5 | М.Д. | 173 | 180 | 40 | 44 | 25 | 31 | 8.19 | 8.14 | 5 | 12 | 11.66 | 11.23 |
7 | П.Т. | 165 | 169 | 7 | 10 | 15 | 15 | 8.97 | 8.94 | - | - | 12.03 | 12.03 |
8 | С.А. | 140 | 160 | 10 | 12 | 19 | 22 | 9.65 | 9.40 | - | - | 11.78 | 11.65 |
9 | С.И. | 155 | 161 | 33 | 36 | 24 | 24 | 8.78 | 8.56 | 0 | 3 | 11.03 | 10.97 |
Л.М., П.Т., С.А. – девочки, остальные – мальчики.
6 класс
И.Ф. | Прыжок в длину с места | Отжимание (раз) | Подъем туловища За 30 сек. | Челночный бег (сек) | Подтягивание (раз) | Бег 60 метров (сек) | ||||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | |||
1 | В.М. | 197 | 205 | 33 | 39 | 36 | 37 | 7.69 | 7.38 | 8 | 10 | 10.28 | 10.03 | |
2 | Д.Д. | 155 | 157 | 19 | 21 | 26 | 24 | 9.0 | 9.0 | 0 | 2 | 10.78 | 10.78 | |
4 | К.А. | 155 | 160 | 3 | 3 | 23 | 26 | 8.97 | 8.50 | - | - | 10.85 | 10.40 | |
3 | К.М. | 173 | 180 | 26 | 26 | 31 | 33 | 8.97 | 8.53 | 1 | 4 | 10.94 | 10.75 | |
5 | Р.Е. | 187 | 220 | 51 | 56 | 32 | 34 | 8.84 | 8.56 | 10 | 14 | 10.84 | 10.45 | |
7 | С.А. | 167 | 172 | 10 | 16 | 23 | 26 | 9.94 | 8.57 | - | - | 11.18 | 10.52 | |
8 | С.М. | 187 | 190 | 10 | 13 | 13 | 23 | 8.56 | 8.40 | 0 | 3 | 10.78 | 10.64 | |
6 | С.П. | 140 | 156 | 3 | 8 | 25 | 26 | 9.13 | 9.03 | - | - | 13.0 | 13.0 | |
9 | Ш.А. | 184 | 189 | 34 | 43 | 22 | 25 | 8.57 | 8.28 | - | - | 10.72 | 10.43 |
К.А., С.А., С.П., Ш.А. – девочки, остальные – мальчики.
7 класс
И.Ф. | Прыжок в длину с места | Отжимание (раз) | Подъем туловища За 30 сек. | Челночный бег (сек) | Подтягивание (раз) | Бег 60 метров (сек) | |||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
1 | Б.А. | 194 | 195 | 19 | 20 | 26 | 27 | 8.82 | 8.44 | 2 | 4 | 12.01 | 11.65 |
2 | Е.А. | 171 | 194 | 20 | 25 | 26 | 27 | 8.81 | 8.81 | 0 | 2 | 11.06 | 10.56 |
3 | К.А. | 160 | 169 | 23 | 33 | 28 | 30 | 8.22 | 7.96 | 10 | 14 | 11.0 | 10.48 |
4 | П.А. | 180 | 193 | 23 | 27 | 21 | 27 | 8.34 | 8.25 | 2 | 4 | 10.81 | 10.70 |
5 | П.А. | 150 | 173 | 8 | 14 | 21 | 22 | 9.00 | 8.25 | - | - | 10.19 | 10.00 |
6 | Ф.С. | 198 | 201 | 24 | 35 | 22 | 30 | 8.03 | 7.72 | 6 | 10 | 11.52 | 10.56 |
7 | Ш.С . | 187 | 190 | 40 | 52 | 36 | 36 | 7.81 | 7.65 | 10 | 12 | 10.38 | 9.20 |
8 | Щ.О. | 155 | 165 | 12 | 15 | 21 | 23 | 8.97 | 8.97 | - | - | 11.28 | 11.13 |
П.А. (5), Щ.О. – девочки, остальные – мальчики.
[1] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 8.
[2] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 9.
[3] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 7.
[4] Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта / И.В. Быков, А.Н. Гансбургcкий. СПб.: СпецЛит, 2010. С. 102.
[5] Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 162.
[6] Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта / И.В. Быков, А.Н. Гансбургcкий. СПб.: СпецЛит, 2010. С. 103.
[7] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 195.
[8] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 32.
[9] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. С. 34.