Методический раздел

В данном разделе будут представлены планы самообразования, дорожная карта педагога, отчеты и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2020 – 2021 учебный год)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О.

Головина Вера Александровна

Дата рождения

21.08.1975

Специальность по диплому

Учитель русского языка, литературы и иностранного (немецкого) языка

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Занимаемая должность

Учитель русского языка, литературы

Дата назначения на должность

01.09.2020

Общий стаж трудовой деятельности

22 года

Педагогический стаж

22 года

Квалификационная категория, дата присвоения, № приказа

Соответствие занимаемой должности, 15.11.2016 г.; протокол №1 заседания аттестационной комиссии МБОУ «Вавожская СОШ»

Курсы повышения квалификации (год прохождения)

2021

Класс, учебная нагрузка

24 часа: 5Д, Е, Ж русский язык и литература

Элективный, Факультативный, спецкурс, профильное обучение (название)

Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Учреждение работает надпроблемой

Методическая тема школы на 2019 – 2024 гг.: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем применения современных педагогических и информационных технологий»

Тема самообразования

Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Цель

Освоение  эффективных стратегий работы с текстом, как основной дидактической единицей,  для выработки практических навыков грамотного письма, речевого развития и языковой компетентности  у учащихся.

Задачи

  1. Формирование профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  2. Изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля.
  3. Изучение и применение нормативной и методической документации по вопросам образования.
  4. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету и апробация изученного материала на уроках.
  5. Участие в системе школьной и городской методической работы.
  6. Обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.

Этапы работы, сроки

2020-2025 гг.

План реализации

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2020-2023

1.Пройти курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО

3. Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020-2021

1.Выступление на заседании школьного МО, муниципального МО.

2.Представление «Портфолио учителя»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2022-2025

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024-2025

1.Выступление на заседании муниципального МО учителей русского языка и литературы по теме «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы».

2. Результативное участие на муниципальных  олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы». 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2022-2025

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

Предполагаемый результат

  1. Повышение мотивации у учащихся к изучению учебных предметов «Русский язык», «Литература».
  2. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Литература».
  3. Обобщение опыта по исследуемой теме; повышение мотивации, творческой и познавательной активности учащихся.
  4. Формирование духовно-нравственной личности учащегося посредством осуществления духовно-нравственного, патриотического  воспитания на уроках.

Форма отчета по проделанной

работе/способ демонстрации

результата проделанной работы

Аналитический отчет на заседании МО

Форма самообразования

индивидуальная

Проведение открытых занятий

Дата

Тема

Цель

Задачи

Участие педагога в методической и экспериментальной работе:

Открытые УЗ;  Семинары;Конференции;

Выступление на МО, педсовете; участие в проектных и рабочих группах.

1) 19.03.2021, он-лайн формат.  Участие в работе II республиканской научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: возможности формирования навыков будущего» ( ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района), тема выступления «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы».

2) Член комиссии IV Республиканского конкурса (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март  2021 г.

Участие в проведении предметных недель (внеклассные мероприятия)

Предметная неделя русского языка и литературы: проведение лингвистической игры  для учащихся 5 классов «Проще простого»; посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий коллег в рамках предметной недели.  

Результативность обучения

учащихся (четверть, год)

Успеваемость: русский язык  -  100%, литература  - 100%.

Качество знаний: русский язык – 29,72%; литература – 64,69%.

Результативность участия обучающихся в олимпиадном движении, научных конференциях, творческих конкурсах  (при отсутствии участие в альтернативных конкурсах)

  1. Предметные олимпиады:

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» 2020 года:  11 участников-пятиклассников, из них Пименова Алиса, Вильданова Инзиля заняли 1 место по школе, 4 место в регионе.

       2. Научные конференции

-

       3. Конкурсы:

- Вильданова Инзиля, 5Ж кл., диплом 3 степени. Региональный  творческий конкурс «Я лиру посвятил народу своему…»   (гимназия  №25), март  2021 Г.

- Галимуллина Алия,  5Ж кл., диплом 3 степени. IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март  2021 Г.

- Садиков Тимофей, 5Ж кл., III Республиканский творческий конкурс рисунков и чтецов «Солдатами не рождаются», посвященного 76-летию Победы в Великой Отечественной войне (муниципальный этап), сертификат участника.

       4.Альтернативные конкурсы:

- Егоров Марк, 5Ж, Всероссийская олимпиада для школьников «Время Знаний»  по русскому языку, ноябрь 2020, диплом 2 степени.

- Садиков Тимофей, 5Ж, Международный конкурс по русскому языку «Правописание  словарных слов для учащихся 5-6 классов», 02 ноября 2020, диплом 1 степени.

- Международный конкурс по русскому языку «Правописание  словарных слов для учащихся 5-6 классов», 02 ноября 2020, диплом 2 степени.

- Садиков Тимофей, 5Ж, Международная олимпиада по литературе «Логос», 2020. Диплом участника.

Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства

Год

Название

Результат

Февраль 2021

Республиканский конкурс профессионального мастерства работников сферы воспитания и дополнительного образования детей

«Воспитать человека-2021»

участие

Март 2021

IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март  2021 Г.

Диплом 2 степени

Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий (у коллег)

Дата

ФИО преподавателя, которого посетил

Предмет

Тема

24.02.2021

Шавалеева Р.М.

литература

литературная гостиная «Поэты серебряного века»

04.03.2021

Бурганова Д.Е.

литература

защита проектов

26.02.2021

Долганова В.А.

русский язык

«Непроизводные и производные предлоги»

03.03.2021

Долганова В.А.

литература

«В гостях у А.П.Чехова»

Распространение педагогического опыта (по проблеме)

Обобщение педагогического опыта

Наличие публикаций в предметных и методических журналах (сборниках)

1) 19.03.2021, он-лайн формат.  Участие в работе II республиканской научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: возможности формирования навыков будущего» ( ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района), тема выступления «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы».

2) 04.08.2021г., участие в вебинаре «Издательство Просвещение» «Готовимся к PISA-2022. Читательская грамотность».

3) 17.08.2021 г., выступление на муниципальном МО учителей русского языка и литературы в рамках августовской конференции с докладом  «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы».

1) Сборник выступлений и мастер-классов участников IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest». Тема статьи «Женские образы в русских сказках».

2) Журнал «Образование» Нижнекамского муниципального района №10, 2021 г. Тема статьи «Женские образы в русских сказках».

3) ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2021 г. «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы».

4) Статья «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы», сайт Инфоурок, свидетельство № БЧ06943354.

5) Конспект урока русского языка в 5 классе «Употребление в речи этикетных слов», сайт Инфоурок, свидетельство № РЩ93476393.

6) Размещение конспекта уроков на личном сайте https://nsportal.ru/golovina-vera: 1) конспект урока русского языка в 5 классе «Употребление в речи этикетных слов», 2) конспекта урока по литературе в 5 классе «Басня. Анализ басни «Муха» И. Дмитриева».

Общественное признание

высоких профессиональных

достижений педагога (дипломы, грамоты, звания и др.)

Дата награждения

   Форма награждения

Кем награждался

12.08.2004 г.

13.07. 2015 г.

28.03.2018 г.

Почетная грамота

Почетная грамота

Почетная грамота

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Правительство Удмуртской Республики

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Результаты учебной деятельности

  1. Результаты успеваемости по четвертям

2020-2021 учебный год

Период

Предмет

класс

количество  учащихся

Количество оценок

% успеваемости

Качество знаний, %

Средний балл

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

Русский язык

24

0

5

19

0

100

20,83

3,2

26

0

6

20

0

100

23,08

3,4

25

1

9

15

0

100

40

3,4

итого

75

1

20

54

0

100

27,97

3,3

Литература

24

3

13

7

1

95,83

66,67

3,8

26

1

12

13

0

100

50

3,6

25

7

11

7

0

100

72

4

итого

75

11

36

27

1

98,61

62,89

3,8

2 четверть

Русский язык

24

0

5

19

0

100

20,83

3,2

26

0

6

20

0

100

23,08

3,4

25

0

9

16

0

100

36

3,4

итого

75

0

20

55

0

100

26,63

3,3

Литература

24

3

11

10

0

100

58,33

3,7

26

0

13

13

0

100

50

3,5

25

2

14

9

0

100

64

3,7

итого

75

5

38

32

0

100

57,44

3,4

3 четверть

Русский язык

23

0

6

16

0

95.65

26,09

3,1

26

0

4

22

0

100

15,38

3,2

25

1

7

17

0

100

32

3,4

итого

74

1

17

55

0

98,55

24,49

3,2

Литература

23

3

8

11

0

95.65

47.83

3,5

26

1

14

11

0

100

57.69

3,6

25

3

15

7

0

100

72

3,8

итого

74

7

37

29

0

98,55

59,17

3,6

4 четверть

Русский язык

23

-

4

18

1

95.65%

17.39%

3,1

26

-

6

20

-

100%

23.08%

3,2

25

1

10

14

-

100%

44%

3,5

итого

74

1

20

52

1

98,55

28,16

3,3

Литература

23

1

8

13

1

39.13%

95.65%

3,3

26

2

12

12

-

53.85%

100%

3,6

25

1

15

9

-

64%

100%

3,7

итого

74

4

35

34

1

52,33

98,55

3,6

год

Русский язык

23

-

6

17

-

100

26.09%

3,3

26

-

6

20

-

100

23.08%

3,2

25

1

9

15

-

100

40%

3,8

итого

74

1

21

52

74

100

29,72

3,3

Литература

23

3

10

10

-

100

56,2%

3,7

26

1

15

10

-

100

61,54%

3,7

25

3

16

6

-

100

76%

3,9

итого

74

7

41

26

-

100

64,69

3,7

2. Выполнение программных требований учителем

Учебный год

Сроки

Предмет

Класс

Всего часов по плану

Фактически проведено

Контрольные работы

Лабораторные работы

по плану

фактически проведено

по плану

фактически проведено

2020-2021 учебный год

2013-2014 учебный год

1 четверть

Русский язык

35

35

3

3

35

35

3

3

35

35

3

3

Литература

21

21

2

2

21

21

2

2

21

21

2

2

2 четверть

Русский язык

44

44

1

1

44

44

1

1

44

44

1

1

Литература

27

27

4

4

27

27

4

4

27

27

4

4

3 четверть четверть

Русский язык

47

47

1

1

47

47

1

1

47

47

1

1

Литература

29

29

3

3

29

29

3

3

29

29

3

3

4 четверть

Русский язык

49

49

3

3

49

49

3

3

49

49

3

3

Литература

28

28

2

2

28

28

2

2

28

28

2

2

год

Русский язык

175

175

8

8

175

175

8

8

175

175

8

8

Литература

105

105

11

11

105

105

11

11

105

105

11

11

3.  Результаты административных контрольных работ

Дата

Уровень контроля

Предмет

Класс

Количество учащихся

Результаты

Успеваемость, %

Качество  знаний, %

Средний балл

«5»

«4»

«3»

«2»


4.Результат итоговой аттестации учащихся

Уч. год

Предмет

Класс

Количество учащихся

Количество экзаменуемых

Форма экзамена

Качество знаний, %

Успевае-мость, %

Средний балл



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

Руководитель МО

Долганова В.А.

Протокол № 1   от

«28» августа  2020 г.

« «Согласовано»

Заместитель директора

школы по УР Гиждеван Е.А.

«28» августа  2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №33» НМР РТ  _______Л.Г. Салихзянова                          

Приказ  № 13 от

 «28» августа  2020 г.

План самообразования

учителя  русского языка и литературы

Головиной В.А.

на 2020 – 2025 гг.

 

НМР, Нижнекамск – 2020

Образование: высшее.

Учебные заведения:

1992 - 1997 г.г.,  Глазовский Государственный педагогический институт,  г. Глазов, Удмуртская Республика, специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка, литературы и иностранного (немецкого) языка», очная форма.

2007 - 2010 г.г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Уральская Академия государственной службы», г. Екатеринбург, квалификация «Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», заочная форма.

Квалификационная категория – в 2016 г. аттестована на соответствие занимаемой должности «Учитель».

Курсы повышения квалификации:  Последние курсы пройдены в 2018 г. по воспитательной деятельности; участие в работе семинара «Методика обучения русскому языку в контексте новых подходов в ФГОС», проводимом ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» .

Педагогический стаж 21 год, трудовой стаж 21 год.

Методическая тема школы на 2019 – 2024 гг.:

 «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем применения современных педагогических и информационных технологий»

Цель, задачи методической работы на 2019-2024 годы

Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.

На следующие пять лет школа будет реализовывать следующие задачи:

1. Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО) и создавать условия для поэтапного введения ФГОС основного общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО).

2. Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и написания основной образовательной программы СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.

3. Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.

4. Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

5. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

6. Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами. Создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся.

7. Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

8. Развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы».

Работа над темой начата в 2020 году

Предполагается закончить работу над темой в 2025 году.

Цель:  освоение  эффективных стратегий работы с текстом, как основной дидактической единицей,  для выработки практических навыков грамотного письма, речевого развития и языковой компетентности  у учащихся.
Задачи: 

  1. формирование профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  2. изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
  3. изучение и применение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  4. освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету и апробация изученного материала на уроках;
  5. участие в системе школьной и городской методической работы;
  6. обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение мотивации у учащихся к изучению учебных предметов «Русский язык», «Литература»;
  2. повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Литература»;
  3. обобщение опыта по исследуемой теме; повышение мотивации, творческой и познавательной активности учащихся;
  4. формирование духовно-нравственной личности учащегося посредством осуществления духовно-нравственного, патриотического  воспитания на уроках.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания, Интернет, опыт коллег.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы.

4. Применять полученные результаты в педагогическую практику.

5. Принимать участие в профессиональных конкурсах различных уровней.

по мере необходимости

 

регулярно

 

регулярно

 регулярно

 

регулярно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

 регулярно

Методические

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся русскому языку и литературе.

2. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей русского языка и литературы

3. Создать условия для участия особо одаренных детей во Всероссийской дистанционной олимпиаде, принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.  

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

8. Проводить открытые уроки для коллег, учителей района на семинарах учителей русского языка и литературы  школ района.

9. Изучать требования по подготовке и сдаче учащимися экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Совершенствовать систему подготовки к  экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ.

 регулярно

 

  регулярно

 

 регулярно

 

 ежегодно

 

 

регулярно

  регулярно

 

регулярно

 

 регулярно

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, педагогике и психологии  

регулярно

 регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательную деятельность  здоровьесберегающие технологии.

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2020-2023

1.Пройти курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО

3. Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020-2021

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Представление «Портфолио учителя»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2022-2025

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024-2025

1.Выступление на заседании муниципального МО учителей русского языка и литературы по теме «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы».

2. Результативное участие на муниципальных  олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы». 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2022-2025

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику продуктивных технологий и методов обучения таких как:

1. «Осмысление содержания (информационная функция): чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания»

* Технология продуктивного чтения (стратегия «Прогноз по заголовку», «Корзина идей», «Соревнуемся с писателем», «Верные и неверные утверждения» и др.). Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

* Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить..

* «Чтение с остановками». Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположния о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.

*Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала .

* «Двойной дневник». Приём, позволяющий по ходу чтения заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

* «Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема).

*  «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы – это вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.  

2. Приёмы, используемые на заключительном этапе творческой интерпретации текста:

*Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

*  «Написание эссе», письменных размышлений на заданную тему.

* «Напишите письмо». Предлагаю учащимся написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

* «Составление телеграммы». Этот приём помогает научить детей отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

* «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку - развивает поэтические способности учеников).

* «Письмо по кругу», который предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

3. Практическое применение «Фишбоун» - («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ребята:                            

Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь явлений, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка сделать вывод.

Эти приемы работы с текстом можно использовать для подготовки к  написанию сочинений ( С2.) в ГИА и части С в  ЕГЭ.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать  взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных альтернативные точки зрения.

4. Методы кейс-технологии:

-Метод инцидентов

-Метод разбора деловой корреспонденции

-Игровое проектирование

-Ситуационно-ролевая игра

-Метод дискуссии

-Кейс-стадии

Необходимость использования данных технологий определяется и содержанием ЕГЭ. Оно направлено на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников не только лингвистической, языковой, но и коммуникативной, информационной компетентности и компетентности разрешения проблем. Подготовка к выполнению части С требует особого внимания, так как при написании сочинения-рассуждения выпускник остается один на один с текстом, без вариантов ответа и, таким образом, показывает реальную подготовку в осмыслении текста, и реальную грамотность.  

 

Список использованной литературы:

1. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117

2. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

3. Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)

4. Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.

5.  Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006

7. Попова Т.С. Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом. nsportaL.Ru

8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/)

9. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. Педагогическая мастерская. Все для учителя. № 10 октябрь 2014.

10.  Сметанникова Н.Н. «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».

11. Фирсова Н.В. Активные методы обучения на уроках русского языка при работе с текстом в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), 2007

12.  Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы  и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей русского языка, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предмета  до 57 %.
  • Научить детей работать с текстом любого формата, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий при работе с текстом и поместить их на личном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, сообщать о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты,  способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  • Результаты работы над темой самообразования  поместить на личном сайте.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.