Методический раздел
В данном разделе будут представлены планы самообразования, дорожная карта педагога, отчеты и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результат деятельности учителя-предметника за 2020-2021 уч.г. | 53.86 КБ |
План самообразования учителя-предметника на 2020-2025 г.г. | 56.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2020 – 2021 учебный год)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. | Головина Вера Александровна | |||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | 21.08.1975 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Специальность по диплому | Учитель русского языка, литературы и иностранного (немецкого) языка | |||||||||||||||||||||||||||||||
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан | |||||||||||||||||||||||||||||||
Занимаемая должность | Учитель русского языка, литературы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Дата назначения на должность | 01.09.2020 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Общий стаж трудовой деятельности | 22 года | |||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогический стаж | 22 года | |||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификационная категория, дата присвоения, № приказа | Соответствие занимаемой должности, 15.11.2016 г.; протокол №1 заседания аттестационной комиссии МБОУ «Вавожская СОШ» | |||||||||||||||||||||||||||||||
Курсы повышения квалификации (год прохождения) | 2021 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Класс, учебная нагрузка | 24 часа: 5Д, Е, Ж русский язык и литература | |||||||||||||||||||||||||||||||
Элективный, Факультативный, спецкурс, профильное обучение (название) | Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» | |||||||||||||||||||||||||||||||
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение работает надпроблемой | Методическая тема школы на 2019 – 2024 гг.: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем применения современных педагогических и информационных технологий» | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема самообразования | Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Освоение эффективных стратегий работы с текстом, как основной дидактической единицей, для выработки практических навыков грамотного письма, речевого развития и языковой компетентности у учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы работы, сроки | 2020-2025 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||
План реализации |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемый результат |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Форма отчета по проделанной работе/способ демонстрации результата проделанной работы | Аналитический отчет на заседании МО | |||||||||||||||||||||||||||||||
Форма самообразования | индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение открытых занятий | Дата | Тема | Цель | Задачи | ||||||||||||||||||||||||||||
Участие педагога в методической и экспериментальной работе: Открытые УЗ; Семинары;Конференции; Выступление на МО, педсовете; участие в проектных и рабочих группах. | 1) 19.03.2021, он-лайн формат. Участие в работе II республиканской научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: возможности формирования навыков будущего» ( ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района), тема выступления «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы». 2) Член комиссии IV Республиканского конкурса (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март 2021 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в проведении предметных недель (внеклассные мероприятия) | Предметная неделя русского языка и литературы: проведение лингвистической игры для учащихся 5 классов «Проще простого»; посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий коллег в рамках предметной недели. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Результативность обучения учащихся (четверть, год) | Успеваемость: русский язык - 100%, литература - 100%. Качество знаний: русский язык – 29,72%; литература – 64,69%. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Результативность участия обучающихся в олимпиадном движении, научных конференциях, творческих конкурсах (при отсутствии участие в альтернативных конкурсах) |
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» 2020 года: 11 участников-пятиклассников, из них Пименова Алиса, Вильданова Инзиля заняли 1 место по школе, 4 место в регионе. 2. Научные конференции - 3. Конкурсы: - Вильданова Инзиля, 5Ж кл., диплом 3 степени. Региональный творческий конкурс «Я лиру посвятил народу своему…» (гимназия №25), март 2021 Г. - Галимуллина Алия, 5Ж кл., диплом 3 степени. IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март 2021 Г. - Садиков Тимофей, 5Ж кл., III Республиканский творческий конкурс рисунков и чтецов «Солдатами не рождаются», посвященного 76-летию Победы в Великой Отечественной войне (муниципальный этап), сертификат участника. 4.Альтернативные конкурсы: - Егоров Марк, 5Ж, Всероссийская олимпиада для школьников «Время Знаний» по русскому языку, ноябрь 2020, диплом 2 степени. - Садиков Тимофей, 5Ж, Международный конкурс по русскому языку «Правописание словарных слов для учащихся 5-6 классов», 02 ноября 2020, диплом 1 степени. - Международный конкурс по русскому языку «Правописание словарных слов для учащихся 5-6 классов», 02 ноября 2020, диплом 2 степени. - Садиков Тимофей, 5Ж, Международная олимпиада по литературе «Логос», 2020. Диплом участника. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства | Год | Название | Результат | |||||||||||||||||||||||||||||
Февраль 2021 | Республиканский конкурс профессионального мастерства работников сферы воспитания и дополнительного образования детей «Воспитать человека-2021» | участие | ||||||||||||||||||||||||||||||
Март 2021 | IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest», март 2021 Г. | Диплом 2 степени | ||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий (у коллег) | Дата | ФИО преподавателя, которого посетил | Предмет | Тема | ||||||||||||||||||||||||||||
24.02.2021 | Шавалеева Р.М. | литература | литературная гостиная «Поэты серебряного века» | |||||||||||||||||||||||||||||
04.03.2021 | Бурганова Д.Е. | литература | защита проектов | |||||||||||||||||||||||||||||
26.02.2021 | Долганова В.А. | русский язык | «Непроизводные и производные предлоги» | |||||||||||||||||||||||||||||
03.03.2021 | Долганова В.А. | литература | «В гостях у А.П.Чехова» | |||||||||||||||||||||||||||||
Распространение педагогического опыта (по проблеме) | Обобщение педагогического опыта | Наличие публикаций в предметных и методических журналах (сборниках) | ||||||||||||||||||||||||||||||
1) 19.03.2021, он-лайн формат. Участие в работе II республиканской научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: возможности формирования навыков будущего» ( ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района), тема выступления «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы». 2) 04.08.2021г., участие в вебинаре «Издательство Просвещение» «Готовимся к PISA-2022. Читательская грамотность». 3) 17.08.2021 г., выступление на муниципальном МО учителей русского языка и литературы в рамках августовской конференции с докладом «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы». | 1) Сборник выступлений и мастер-классов участников IV Республиканский конкурс (дистанционного) ораторского мастерства «SpeakingСontest». Тема статьи «Женские образы в русских сказках». 2) Журнал «Образование» Нижнекамского муниципального района №10, 2021 г. Тема статьи «Женские образы в русских сказках». 3) ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2021 г. «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы». 4) Статья «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы», сайт Инфоурок, свидетельство № БЧ06943354. 5) Конспект урока русского языка в 5 классе «Употребление в речи этикетных слов», сайт Инфоурок, свидетельство № РЩ93476393. 6) Размещение конспекта уроков на личном сайте https://nsportal.ru/golovina-vera: 1) конспект урока русского языка в 5 классе «Употребление в речи этикетных слов», 2) конспекта урока по литературе в 5 классе «Басня. Анализ басни «Муха» И. Дмитриева». | |||||||||||||||||||||||||||||||
Общественное признание высоких профессиональных достижений педагога (дипломы, грамоты, звания и др.) | Дата награждения | Форма награждения | Кем награждался | |||||||||||||||||||||||||||||
12.08.2004 г. 13.07. 2015 г. 28.03.2018 г. | Почетная грамота Почетная грамота Почетная грамота | Министерство образования и науки Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Результаты учебной деятельности
- Результаты успеваемости по четвертям
2020-2021 учебный год
Период | Предмет | класс | количество учащихся | Количество оценок | % успеваемости | Качество знаний, % | Средний балл | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |||||||
1 четверть | Русский язык | 5Д | 24 | 0 | 5 | 19 | 0 | 100 | 20,83 | 3,2 |
5Е | 26 | 0 | 6 | 20 | 0 | 100 | 23,08 | 3,4 | ||
5Ж | 25 | 1 | 9 | 15 | 0 | 100 | 40 | 3,4 | ||
итого | 75 | 1 | 20 | 54 | 0 | 100 | 27,97 | 3,3 | ||
Литература | 5Д | 24 | 3 | 13 | 7 | 1 | 95,83 | 66,67 | 3,8 | |
5Е | 26 | 1 | 12 | 13 | 0 | 100 | 50 | 3,6 | ||
5Ж | 25 | 7 | 11 | 7 | 0 | 100 | 72 | 4 | ||
итого | 75 | 11 | 36 | 27 | 1 | 98,61 | 62,89 | 3,8 | ||
2 четверть | Русский язык | 5Д | 24 | 0 | 5 | 19 | 0 | 100 | 20,83 | 3,2 |
5Е | 26 | 0 | 6 | 20 | 0 | 100 | 23,08 | 3,4 | ||
5Ж | 25 | 0 | 9 | 16 | 0 | 100 | 36 | 3,4 | ||
итого | 75 | 0 | 20 | 55 | 0 | 100 | 26,63 | 3,3 | ||
Литература | 5Д | 24 | 3 | 11 | 10 | 0 | 100 | 58,33 | 3,7 | |
5Е | 26 | 0 | 13 | 13 | 0 | 100 | 50 | 3,5 | ||
5Ж | 25 | 2 | 14 | 9 | 0 | 100 | 64 | 3,7 | ||
итого | 75 | 5 | 38 | 32 | 0 | 100 | 57,44 | 3,4 | ||
3 четверть | Русский язык | 5Д | 23 | 0 | 6 | 16 | 0 | 95.65 | 26,09 | 3,1 |
5Е | 26 | 0 | 4 | 22 | 0 | 100 | 15,38 | 3,2 | ||
5Ж | 25 | 1 | 7 | 17 | 0 | 100 | 32 | 3,4 | ||
итого | 74 | 1 | 17 | 55 | 0 | 98,55 | 24,49 | 3,2 | ||
Литература | 5Д | 23 | 3 | 8 | 11 | 0 | 95.65 | 47.83 | 3,5 | |
5Е | 26 | 1 | 14 | 11 | 0 | 100 | 57.69 | 3,6 | ||
5Ж | 25 | 3 | 15 | 7 | 0 | 100 | 72 | 3,8 | ||
итого | 74 | 7 | 37 | 29 | 0 | 98,55 | 59,17 | 3,6 | ||
4 четверть | Русский язык | 5Д | 23 | - | 4 | 18 | 1 | 95.65% | 17.39% | 3,1 |
5Е | 26 | - | 6 | 20 | - | 100% | 23.08% | 3,2 | ||
5Ж | 25 | 1 | 10 | 14 | - | 100% | 44% | 3,5 | ||
итого | 74 | 1 | 20 | 52 | 1 | 98,55 | 28,16 | 3,3 | ||
Литература | 5Д | 23 | 1 | 8 | 13 | 1 | 39.13% | 95.65% | 3,3 | |
5Е | 26 | 2 | 12 | 12 | - | 53.85% | 100% | 3,6 | ||
5Ж | 25 | 1 | 15 | 9 | - | 64% | 100% | 3,7 | ||
итого | 74 | 4 | 35 | 34 | 1 | 52,33 | 98,55 | 3,6 | ||
год | Русский язык | 5Д | 23 | - | 6 | 17 | - | 100 | 26.09% | 3,3 |
5Е | 26 | - | 6 | 20 | - | 100 | 23.08% | 3,2 | ||
5Ж | 25 | 1 | 9 | 15 | - | 100 | 40% | 3,8 | ||
итого | 74 | 1 | 21 | 52 | 74 | 100 | 29,72 | 3,3 | ||
Литература | 5Д | 23 | 3 | 10 | 10 | - | 100 | 56,2% | 3,7 | |
5Е | 26 | 1 | 15 | 10 | - | 100 | 61,54% | 3,7 | ||
5Ж | 25 | 3 | 16 | 6 | - | 100 | 76% | 3,9 | ||
итого | 74 | 7 | 41 | 26 | - | 100 | 64,69 | 3,7 |
2. Выполнение программных требований учителем
Учебный год | Сроки | Предмет | Класс | Всего часов по плану | Фактически проведено | Контрольные работы | Лабораторные работы | ||
по плану | фактически проведено | по плану | фактически проведено | ||||||
2020-2021 учебный год 2013-2014 учебный год | 1 четверть | Русский язык | 5Д | 35 | 35 | 3 | 3 | ||
5Е | 35 | 35 | 3 | 3 | |||||
5Ж | 35 | 35 | 3 | 3 | |||||
Литература | 5Д | 21 | 21 | 2 | 2 | ||||
5Е | 21 | 21 | 2 | 2 | |||||
5Ж | 21 | 21 | 2 | 2 | |||||
2 четверть | Русский язык | 5Д | 44 | 44 | 1 | 1 | |||
5Е | 44 | 44 | 1 | 1 | |||||
5Ж | 44 | 44 | 1 | 1 | |||||
Литература | 5Д | 27 | 27 | 4 | 4 | ||||
5Е | 27 | 27 | 4 | 4 | |||||
5Ж | 27 | 27 | 4 | 4 | |||||
3 четверть четверть | Русский язык | 5Д | 47 | 47 | 1 | 1 | |||
5Е | 47 | 47 | 1 | 1 | |||||
5Ж | 47 | 47 | 1 | 1 | |||||
Литература | 5Д | 29 | 29 | 3 | 3 | ||||
5Е | 29 | 29 | 3 | 3 | |||||
5Ж | 29 | 29 | 3 | 3 | |||||
4 четверть | Русский язык | 5Д | 49 | 49 | 3 | 3 | |||
5Е | 49 | 49 | 3 | 3 | |||||
5Ж | 49 | 49 | 3 | 3 | |||||
Литература | 5Д | 28 | 28 | 2 | 2 | ||||
5Е | 28 | 28 | 2 | 2 | |||||
5Ж | 28 | 28 | 2 | 2 | |||||
год | Русский язык | 5Д | 175 | 175 | 8 | 8 | |||
5Е | 175 | 175 | 8 | 8 | |||||
5Ж | 175 | 175 | 8 | 8 | |||||
Литература | 5Д | 105 | 105 | 11 | 11 | ||||
5Е | 105 | 105 | 11 | 11 | |||||
5Ж | 105 | 105 | 11 | 11 |
3. Результаты административных контрольных работ
Дата | Уровень контроля | Предмет | Класс | Количество учащихся | Результаты | Успеваемость, % | Качество знаний, % | Средний балл | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||||||
4.Результат итоговой аттестации учащихся
Уч. год | Предмет | Класс | Количество учащихся | Количество экзаменуемых | Форма экзамена | Качество знаний, % | Успевае-мость, % | Средний балл |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Долганова В.А. Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. | « «Согласовано» Заместитель директора школы по УР Гиждеван Е.А. «28» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №33» НМР РТ _______Л.Г. Салихзянова Приказ № 13 от «28» августа 2020 г. |
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Головиной В.А.
на 2020 – 2025 гг.
НМР, Нижнекамск – 2020
Образование: высшее.
Учебные заведения:
1992 - 1997 г.г., Глазовский Государственный педагогический институт, г. Глазов, Удмуртская Республика, специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка, литературы и иностранного (немецкого) языка», очная форма.
2007 - 2010 г.г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская Академия государственной службы», г. Екатеринбург, квалификация «Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», заочная форма.
Квалификационная категория – в 2016 г. аттестована на соответствие занимаемой должности «Учитель».
Курсы повышения квалификации: Последние курсы пройдены в 2018 г. по воспитательной деятельности; участие в работе семинара «Методика обучения русскому языку в контексте новых подходов в ФГОС», проводимом ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» .
Педагогический стаж 21 год, трудовой стаж 21 год.
Методическая тема школы на 2019 – 2024 гг.:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем применения современных педагогических и информационных технологий»
Цель, задачи методической работы на 2019-2024 годы
Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.
На следующие пять лет школа будет реализовывать следующие задачи:
1. Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО) и создавать условия для поэтапного введения ФГОС основного общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО).
2. Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и написания основной образовательной программы СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.
3. Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.
4. Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
5. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
6. Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами. Создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся.
7. Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
8. Развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы».
Работа над темой начата в 2020 году
Предполагается закончить работу над темой в 2025 году.
Цель: освоение эффективных стратегий работы с текстом, как основной дидактической единицей, для выработки практических навыков грамотного письма, речевого развития и языковой компетентности у учащихся.
Задачи:
- формирование профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
- изучение и применение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету и апробация изученного материала на уроках;
- участие в системе школьной и городской методической работы;
- обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
Ожидаемые результаты:
- повышение мотивации у учащихся к изучению учебных предметов «Русский язык», «Литература»;
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Литература»;
- обобщение опыта по исследуемой теме; повышение мотивации, творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование духовно-нравственной личности учащегося посредством осуществления духовно-нравственного, патриотического воспитания на уроках.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания, Интернет, опыт коллег. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы. 4. Применять полученные результаты в педагогическую практику. 5. Принимать участие в профессиональных конкурсах различных уровней. | по мере необходимости
регулярно
регулярно регулярно
регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся русскому языку и литературе. 2. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей русского языка и литературы 3. Создать условия для участия особо одаренных детей во Всероссийской дистанционной олимпиаде, принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 8. Проводить открытые уроки для коллег, учителей района на семинарах учителей русского языка и литературы школ района. 9. Изучать требования по подготовке и сдаче учащимися экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ. | регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
регулярно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, педагогике и психологии | регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательную деятельность здоровьесберегающие технологии. | регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2020-2023 | 1.Пройти курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО 3. Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2020-2021 | 1.Выступление на заседании школьного МО 2.Представление «Портфолио учителя» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2022-2025 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2024-2025 | 1.Выступление на заседании муниципального МО учителей русского языка и литературы по теме «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы». 2. Результативное участие на муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы». |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2022-2025 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику продуктивных технологий и методов обучения таких как:
1. «Осмысление содержания (информационная функция): чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания»
* Технология продуктивного чтения (стратегия «Прогноз по заголовку», «Корзина идей», «Соревнуемся с писателем», «Верные и неверные утверждения» и др.). Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.
* Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить..
* «Чтение с остановками». Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположния о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.
*Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
* «Двойной дневник». Приём, позволяющий по ходу чтения заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
* «Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема).
* «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы – это вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
2. Приёмы, используемые на заключительном этапе творческой интерпретации текста:
*Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
* «Написание эссе», письменных размышлений на заданную тему.
* «Напишите письмо». Предлагаю учащимся написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
* «Составление телеграммы». Этот приём помогает научить детей отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.
* «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку - развивает поэтические способности учеников).
* «Письмо по кругу», который предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
3. Практическое применение «Фишбоун» - («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ребята:
Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь явлений, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка сделать вывод.
Эти приемы работы с текстом можно использовать для подготовки к написанию сочинений ( С2.) в ГИА и части С в ЕГЭ.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных альтернативные точки зрения.
4. Методы кейс-технологии:
-Метод инцидентов
-Метод разбора деловой корреспонденции
-Игровое проектирование
-Ситуационно-ролевая игра
-Метод дискуссии
-Кейс-стадии
Необходимость использования данных технологий определяется и содержанием ЕГЭ. Оно направлено на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников не только лингвистической, языковой, но и коммуникативной, информационной компетентности и компетентности разрешения проблем. Подготовка к выполнению части С требует особого внимания, так как при написании сочинения-рассуждения выпускник остается один на один с текстом, без вариантов ответа и, таким образом, показывает реальную подготовку в осмыслении текста, и реальную грамотность.
Список использованной литературы:
1. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117
2. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
3. Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)
4. Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.
5. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006
7. Попова Т.С. Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом. nsportaL.Ru
8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/)
9. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. Педагогическая мастерская. Все для учителя. № 10 октябрь 2014.
10. Сметанникова Н.Н. «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».
11. Фирсова Н.В. Активные методы обучения на уроках русского языка при работе с текстом в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), 2007
12. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей русского языка, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета до 57 %.
- Научить детей работать с текстом любого формата, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий при работе с текстом и поместить их на личном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, сообщать о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.