Выступление из опыта работы
Выступление из опыта работы по теме:"Дидактические игры и упражнения по развитию элементарных математических представлений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры и упражнения по развитию элементарных математических представлений».
Дети от 2 – 3 лет по развитию элементарных математических представлений к концу учебного года должны уметь:
Ориентироваться в 3 – 4 цветах, некоторые показывать, подбирая по образцу;
Ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
Собирать пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;
Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши раной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
Начинать распознавать признаки предметов (тяжелый, мягкий, твердый, холодный, теплый);
В рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное;
Различать 1 и 2 предмета;
Понимать простейшие слова, характеризующие количество: много – мало, пустой – полный, а также обобщенную характеристику размера: большой – маленький.
В работе определяем следующие необходимые условия для выполнения поставленных задач:
-использование дидактических игр;
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной.
Работу проводим поэтапно. Сначала учим детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связываем со словом. Развиваем у ребят, память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагаем им дидактические игры: «Грибочки по местам», «Собери бусы», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Цветная посуда» и д.р.
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Они обмениваются предметами, сравнивают их, делая умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справляются с поставленной задачей. Часть из них не может правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Для этого надо использовать разнообразный дидактический материал и игры – самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма» и др., вызывающие у детей интерес. Они увлеченно рассматривают материал, сопоставляют его, подбирая к эталону.
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, используем сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Для привлечения внимания детей к определенному сенсорному материалу применяем дидактические сенсорные коробки, которые формируются по принципу цветовосприятия (подробное описание формирования сенсорной коробки дано в пособии С. Е. Соловьевой «Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет с. 25-26).
Когда большая часть детей научится различать четыре основных цвета, вводим для ознакомления белый цвет.
Дети учатся простейшим умственным операциям: сравнивать и сопоставлять цвета. Но часть детей остается равнодушной к абстрактному материалу, поэтому необходимо использовать игры сюжетного содержания: «Спрячь мышку» и «Наряди солнышко», цель которых - научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» детям показываем «обиженное солнышко», которое не нарядили к празднику. Детям предлагается подарить ему косички с бантиками, одного цвета и подарить солнышку. В этой игре используются и оттенки цветов. Но от детей не требуется знание названий цветов. Игры им нравятся, они правильно подбирают тождественные цвета.
Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми детей, мы отмечаем особый интерес к уголку ряженья. В этот уголок были сшиты юбочки с оборками синего, красного, желтого и зеленого цвета. При надевании юбочки, нужно подобрать ободок такого же цвета.
Работу по цветовосприятию продолжаем в сюжетно – ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье надо налить чай в зеленую кружку и поставить ее на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку на синюю тарелку и т.д.
Детей учим узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагаем найти предметы заданного цвета: »Подари желтый бантик. Возьми синий шарик. Надень красную юбочку» и т.д.
Для закрепления знания величин - большой и маленький, - необходимо подбираем парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, куклы, мячики, шарики, как одинаковые, так и разные по цвету.
Для наглядного ознакомления с формой предметов конструируем панно с изображениями отдельных форм (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник) и целых предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы должны быть разнообразно окрашены.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей детей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняются.
Параллельно идет работа с родителями. Проводятся консультации и родительские собрания о содержании работы в семье по воспитанию сенсорных способностей детей. Оформляется выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Родителям объясняется, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для них, как оформить игровой уголок дома. Оформляются папки – передвижки: «Зачем игрушки родителям?», «Развивающие игрушки».
Совместная и систематическая работа оказывает положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.