Выступление из опыта работы

Бачурина Татьяна Владимировна

Выступление из опыта работы по теме:"Дидактические игры и упражнения по развитию элементарных математических представлений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические  игры  и  упражнения  по  развитию  элементарных  математических  представлений».

Дети  от  2 – 3  лет  по  развитию  элементарных  математических  представлений  к  концу учебного  года  должны  уметь:

Ориентироваться  в  3 – 4  цветах, некоторые  показывать, подбирая  по  образцу;

Ориентироваться  в  3  и  более  контрастных  величинах  (собирать  трехместную  матрешку  и  другие  вкладыши  после  показа);

Собирать  пирамидку  по  убыванию  размера  из  4 (5)  колец  контрастных  величин;

Соотносить  конфигурацию  объемной  геометрической  фигуры  с  плоскостным  изображением,  накладывать  на  образец  (раскладывать  вкладыши  раной  величины  или  формы   в аналогичные  отверстия  на  доске);

Начинать  распознавать  признаки  предметов  (тяжелый, мягкий, твердый, холодный,  теплый);

В  рамках  листа  проводить  вертикальные,  горизонтальные,  округлые,  короткие  и  длинные  линии,  называть  нарисованное;

Различать  1  и  2  предмета;

Понимать  простейшие  слова,  характеризующие  количество:  много – мало,  пустой – полный,  а  также  обобщенную  характеристику  размера:  большой – маленький.

В  работе  определяем  следующие  необходимые  условия  для  выполнения  поставленных  задач:

-использование  дидактических  игр;

- ознакомление  детей  с  цветом,  формой, величиной.

Работу  проводим  поэтапно.  Сначала  учим  детей  различать  величины  и  цвета,  подбирая  тождественные.  Представления  о  цвете  не  связываем  со  словом.  Развиваем  у  ребят,  память,  внимание,  логическое  мышление.  Для  этого  предлагаем  им  дидактические  игры:  «Грибочки  по  местам»,   «Собери  бусы»,  «Не  ошибись»,  «Подбери  по  цвету», «Цветная  посуда»  и  д.р.

Дидактический  материал  вызывает  у  детей  большой  интерес,  желание  действовать.  Они  обмениваются  предметами,  сравнивают  их,  делая  умозаключения:  «Такой  же  шарик.  Такая  же  палочка.  Грибочки  одинаковые.  Варежки  разные».  Конечно  же,  не  все  дети  справляются  с  поставленной  задачей.  Часть  из  них  не  может  правильно  подобрать  грибки,  шарики,  палочки  по  признаку  цвета,  величины.  Для  этого  надо  использовать  разнообразный  дидактический  материал  и  игры – самоделки:  «Воздушные  шары»,  «Спрячь  мышку»,  «Подбери  чашки  к  блюдцам»,  лото  «Цвет  и  форма» и  др.,  вызывающие  у  детей  интерес.  Они  увлеченно  рассматривают  материал,  сопоставляют  его,  подбирая  к  эталону.

Учитывая  особенности  восприятия  детьми  цвета,  используем  сначала  красный и синий  цвета,  затем  желтый  и  зеленый.  Для  привлечения  внимания  детей  к  определенному  сенсорному  материалу  применяем  дидактические  сенсорные  коробки,  которые  формируются  по принципу  цветовосприятия  (подробное  описание  формирования  сенсорной  коробки  дано  в  пособии     С. Е. Соловьевой  «Формирование  математических  представлений  детей  2 – 7 лет  с.  25-26).

Когда  большая  часть  детей  научится  различать  четыре  основных  цвета,  вводим  для  ознакомления  белый  цвет.  

Дети  учатся  простейшим  умственным  операциям:  сравнивать  и  сопоставлять  цвета.  Но   часть  детей  остается  равнодушной  к  абстрактному  материалу,  поэтому  необходимо  использовать  игры  сюжетного  содержания:  «Спрячь  мышку»  и  «Наряди  солнышко»,  цель  которых  -  научить  ребят  обобщать  предметы  по  сюжету  и  цвету.  В  игре  «Нарядим  солнышко»  детям  показываем  «обиженное  солнышко»,  которое  не  нарядили  к  празднику.  Детям  предлагается  подарить  ему  косички  с  бантиками, одного  цвета  и  подарить  солнышку. В  этой  игре  используются  и оттенки  цветов.  Но  от  детей  не  требуется  знание названий цветов.  Игры  им  нравятся, они  правильно  подбирают  тождественные  цвета.  

Наблюдая  за  сюжетно – ролевыми  играми  детей,  мы  отмечаем  особый  интерес  к  уголку  ряженья.  В  этот  уголок  были  сшиты  юбочки  с  оборками  синего,  красного,  желтого  и  зеленого  цвета.  При  надевании  юбочки,  нужно  подобрать  ободок  такого  же  цвета.

Работу  по  цветовосприятию   продолжаем  в  сюжетно – ролевой  игре  «Дом».  Кукле  в  зеленом  платье  надо  налить  чай  в  зеленую  кружку  и  поставить  ее  на  тарелку  такого  же  цвета,  кукле  в  синем  платье  соответственно  поставить  синюю  кружку  на  синюю  тарелку  и  т.д.

Детей  учим  узнавать  цвет  и  по  словесному  объяснению.  Используя  тот  же дидактический  материал,  предлагаем  найти  предметы  заданного  цвета: »Подари  желтый  бантик. Возьми  синий  шарик.  Надень  красную  юбочку»  и  т.д.

Для  закрепления  знания  величин  -  большой  и  маленький,  -  необходимо  подбираем  парные  игрушки:  мишки,  зайчики,  матрешки,  куклы,  мячики,  шарики,  как  одинаковые,  так  и  разные  по  цвету.

Для  наглядного  ознакомления  с  формой  предметов  конструируем  панно  с  изображениями  отдельных  форм  (квадрат,  круг,  овал,  треугольник,  прямоугольник)  и  целых  предметов  для  вычленения  отдельных  форм.  Хочется  отметить,  что  предметы  должны  быть  разнообразно  окрашены.

Работа  по  восприятию  цвета,  величины  и  формы  проводится  с  учетом  индивидуальных  особенностей  детей.  Детям,  хорошо  усваивающим  программу,  задания  в  дидактических  играх  усложняются.

Параллельно  идет  работа  с  родителями. Проводятся  консультации  и  родительские  собрания  о  содержании  работы  в  семье  по  воспитанию  сенсорных  способностей  детей.  Оформляется  выставка  дидактических  игр  и  игрушек,  способствующих   закреплению  сенсорных  эталонов.  Родителям  объясняется,  как  играть  с  детьми  в  эти  игры,  какие  игрушки  и  дидактические  игры  можно  приобрести  для  них,   как  оформить  игровой  уголок  дома.  Оформляются  папки – передвижки:  «Зачем  игрушки  родителям?»,  «Развивающие  игрушки».

Совместная  и  систематическая  работа  оказывает  положительное  влияние  на  развитие  сенсорных  способностей детей.