Конкурс "Воспитатель года 2023"

Алонцева Татьяна Викторовна

Здесь Вы  найдете материалы для конкурса "Воспитатель года -2023"

1.Сведения об участнике.

2.  Эссе "Я педагог"

3. Конспект занятия

4. Видео занятия -https://youtu.be/pb-HSc17MoA

5. Педагогическая находка "Из опыта работы".   

6. Визитная карточка  Алонцева Т.В.- https://youtu.be/JQ3EnJmGWhM

Видео Вы также можете посмотреть в папке "Видео"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Сведения об участнике конкурса

                                                                    Таблица

N п/п

I. Общие сведения

1.

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Алонцева Татьяна Викторовна

2.

Муниципальное образование

Становлянский муниципальный район

3.

Населенный пункт

c.Становое

4.

Дата рождения (день, месяц, год)

09 ноября 1981

5.

Место рождения

с. Ягодное, Данковского района, Липецкой области

II. Сведения о трудовой деятельности

1.

Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с.Становое

2.

Занимаемая должность

воспитатель

3.

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет)

14 лет  \ 14 лет

4.

В каких возрастных группах в настоящее время работает

Старше-подготовительная группа

5.

Аттестационная категория

первая

6.

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

7.

Послужной список (места и сроки работы за последние 5 лет)

МБДОУ «Сказка» с.Становое

III. Сведения об образовании

1.

Наименование образовательной организации профессионального образования, год окончания, факультет

2005 год - окончила Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»

Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология».

2.

Специальность, квалификация по диплому

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология».

3.

Дополнительное профессиональное образование (за последние три года)

2021 г.- Курс « GOOGLE -

марафон: использование онлайн

инструментов в организации

образовательного процесса и

администрировании работы

образовательного процесса»,  20 часов

2022г.- курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования» (ООО «Результат» г. Москва 108 часов)

4.

Основные публикации (в том числе брошюры, книги)

Публикация работы: [«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»] в электронном каталоге СМИ «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века».

https://fond21veka.ru/publication/12/25/466377/

 Конспект НОД [«Пасхальное яйцо»] размещена в электронном каталоге  издания СМИ «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века». по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/387416/

Публикация - памятка для родителей: [«Будь внимателен на дороге»] газета «Звезда» от 30.09.2021

IV. Сведения об общественной деятельности

1.

Членство в Профсоюзе (наименование, дата вступления)

ТПО образования Становлянского района, год вступления 2021

2.

Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности, дата вступления)

3.

Участие в работе методического объединения

  • Семинар – практикум для педагогов

«Правила соблюдать - беду миновать!»

  • Мастер-класс « Коллаж. Русские традиции.»
  • Конспект ООД по ОО «Хдожественно-эстетическое развитие» рисование в нетрадиционной технике (сахарная акварель) на тему : «Пасхальное яйцо» для детей второй младшей группы
  • Консультация  для педагогов                           « Функциональная грамотность у дошкольников,  поиск новых идей и технологий позволяющих,  оптимизировать образовательную деятельность с современным ребенком.»

4.

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных программ и проектов

Ежегодное участие в

проектах по

предупреждению

детского дорожно-транспортного

травматизма.

Разработала рабочую программу для своей группы.  

Разработала проект  «Зимушка – зима»,  «Зимующие птицы»,  «Школа пешеходных наук»

V. Досуг

1.

Хобби, увлечения

Цветоводство, отдых на природе.

VI. Контактная информация

1.

Адрес места работы

399710, Липецкая обл., Становлянский р-н, с.Становое, ул.Ватутина, 24

2.

Телефоны с междугородним кодом: рабочий, домашний, мобильный

Рабочий: +7(474 76) 2-21-46

Моб. 89191616128

3.

Факс с междугородним кодом

+7(474 76) 2-28-25, 

4.

Адрес электронной почты

Рабочая: ckazkacad@yandex.ru

Личная : tatiana.alontzeva@yandex.ru

5.

Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации

Лаухина Татьяна Алексеевна

VII. Профессиональные ценности

1.

Педагогическое кредо участника конкурса

 «Следуй за игрой ребёнка, и ты найдёшь место, где встречаются его разум, сердце и душа».                                        

2.

Почему нравится работать в образовательной организации

Мне нравится работать в ДОУ потому, что я могу научить ребенка понимать жизненные ситуации, передавать ему те знания, которые имею сама, способствовать формированию его личности. Но, в то же время, я познаю новое и расширяю границы своих знаний вместе с детьми. А ещё потому, что педагогическая деятельность, по своей сути, является творческой, ведь педагог обязательно должен быть творцом своего дела.

3.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику конкурса

Любовь к детям, умение находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, справедливость, патриотизм, эмоциональная уравновешенность, отзывчивость, компетентность, педагогическая культура, творческое самовыражение, саморазвитие и  самосовершенствование, толерантность

4.

В чем, по мнению участника конкурса, состоит основная миссия воспитателя

У меня прекрасная миссия – дарить свою  Любовь детям! Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить — это значит жить жизнью того, кого любишь». И я с большим удовольствием воплощаю свою миссию в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Я – созидатель. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле. Я — счастливый человек! Я люблю детей! Верю в талант, успехи и творческие силы каждого ребёнка!

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, дарить детям эту сказку и быть для них верным другом. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная.

VIII. Приложения

1.

  2.

Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами

Алонцева Татьяна Викторовна - педагог-профессионал, хорошо понимающий общие тенденции развития и преобразования воспитательно-образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих профессионализма Татьяны Викторовны – компетентность во взаимодействии с детьми, родителями и коллегами. Она широко использует в работе с детьми инновационные и развивающие технологии, успешно интегрирует разные образовательные области в воспитательно-образовательный процесс. Всегда готова к сотрудничеству и взаимопомощи, умет работать в коллективе единомышленников.

Жанровые фотографии (во время образовательной деятельности с детьми, игр, прогулки, детских праздников) (не более 5)

Образовательная

деятельность -рисование

«Яркие маки»

  Праздник ко Дню Матери

«Мамочка милая»

Развлечение

«В гостях у Светофорика»

Тематическое мероприятие

«День ГАИ»

     

             

Игра – экспериментирование «Волшебница пена»

        

    Достоверность сведений подтверждаю:

__________________    _____________________________________________________

    (подпись)             (фамилия, имя, отчество участника конкурса)

"17" февраля 2023 года



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      

 «Сказка» с. Становое

Эссе на тему:

«Я - педагог».

                   Воспитатель первой квалификационной категории

Алонцева Татьяна Викторовна

Становое – 2023

Моя профессия приносит радость,

Моя работа – лучшая из всех!

С детьми работать мне совсем не в тягость,

Ведь каждый день – улыбки, игры, смех!

                                                                                                                                                         

У каждого своя история, из которой складывается жизнь. Многие считают, что она уже первоначально спланирована для каждого. Но я предпочла тот вариант, что есть возможность изменения некоторых событий и действий.

Моя история началась именно так….

Я хорошо помню свое детство, свой детский сад и свою любимую воспитательницу Любовь Федоровну. Я очень хотела быть на неё похожей. Почему, спросите вы? Нам с ней было интересно. Каждый последующий день не был похож на предыдущий. Вроде бы, одни и те же занятия, но каждый раз что-то новое. Она с нами не занималась, она с нами играла! И играла не потому, что знала: «Ведущая деятельность ребенка-дошкольника – это игра», а потому, что  была творческой личностью и только так, до конца, без остатка отдавала себя любимому делу – воспитанию детей.

Так взрослея, я никогда не представляла себе другую профессию, кроме педагога. Во дворе организовывала детей на различные игры, нянчилась с малышами, объясняла им что-то, учила их. Я думаю, от того с самых ранних лет мой мудрый дедушка сумел разглядеть во мне задатки будущего педагога, всегда, ласково посмеиваясь, говорил мне: «Моя учительница!» Поэтому для меня это не профессия, это зов сердца.

И вот я, Алонцева Татьяна Викторовна, в 2001 году окончила Лебедянский педагогический колледж и продолжила своё обучение в ЕГУ имени И.А. Бунина. И волею судьбы попала в детский сад №3 г. Данкова, с которого начала  свой педагогический путь в должности воспитателя. «Почему именно воспитателя» - спросите вы?

Воспитатель – это первый после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку я дарю своим воспитанникам. Детский сад – это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят. Сердце моё радуется, когда вижу живые, искрящиеся глаза детей; глаза,  жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя весь мир.

Моя задача - воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Быстро меняющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Поэтому для меня важно обеспечить каждого воспитанника качественным современным образованием, ввести в практику современные инновационные технологии, такие как: проблемно-исследовательская деятельность, технология ТРИЗ, метод моделирования, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, личностно-ориентированные, инфомационно-коммуникативные технологии. Всё это и является ориентиром в моей работе на пути к успеху каждого воспитанника.

Вот уже год как я особое внимание уделяю в своей работе вопросу формирования  предпосылок  читательской грамотности у дошкольников. В наше время  к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребёнка. Дети стали меньше читать. Чтобы решить эту проблему  необходимо  повысить интерес подрастающего поколения к книге. Это и сподвигло меня на реализацию данной темы, в чем поддержали коллеги и особенно родители. Ведь книга – это тот инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности.

Создать благоприятные условия для развития способностей творческого потенциала каждого ребёнка, по - моему мнению, должно начинаться с развития личности самого педагога.

Я активно участвую в  методических объединениях на базе ДОУ, повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, и имею первую квалификационную категорию.        

Всё это позволяет мне правильно анализировать и оценивать результаты своего собственного труда, а также обеспечивает моё личностное и профессиональное саморазвитие.

У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям!  Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить - это значит жить жизнью того, кого любишь». И я с большим удовольствием воплощаю свою миссию в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Я – созидатель. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле. Я -счастливый человек! Я люблю детей! Верю в талант, успехи и  творческие силы ребёнка!

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, дарить детям эту сказку и быть для них верным другом. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная.

Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь первые шаги детям помогают сделать их родители, а второй шаг, помогаю им сделать я - воспитатель.

И на этом моя история не заканчивается….



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сказка» с. Становое

Технологическая карта открытой образовательной деятельности

по  ОО « Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой)

 в подготовительной группе

Тема: «Спасение  русской народной сказки  «Лиса и козел»»

 с использованием  приема визуализации- скрайбинга

Алонцева Татьяна Викторовна

воспитатель  первой квалификационной категории

с. Становое  2023 г.

Технологическая карта

 

Образовательная область

 Речевое развитие

Интеграция видов деятельности

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Вид занятия:

Занятие – приключение

Формы организованной образовательной деятельности:  

Фронтальная

Виды детской деятельности

Игровая деятельность,   Коммуникативная деятельность, Двигательная деятельность

Цель занятия

Создать условия для связного последовательного пересказа текста.

Задачи

Образовательная:         Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козёл» в обработке К. Д.Ушинского; Продолжать учить детей по схеме воспроизводить последовательность событий, составляя пересказ;                 последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на картинки; способствовать умению внимательно слушать сказку, совершенствовать диалогическую речь. Обеспечить условия для коллективных театрально- игровых постановок в речевом развитии.

Развивающая:.  Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей. Расширить словарный запас: «горюет», «коли хочешь», «от нечего делать , «прыгнул сдуру», «вон из колодца , «насилу-то отыскали».

  Воспитательная: Вызвать интерес к занятию, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 

Подготовительная работа

беседа на тему «Библиотека» знакомство с пословицами

Оборудование

  коробка- посылка ,  письмо, книги, книга без страниц,  магнитные картинки- схемы сказки для пересказа, декорации, платочный театр  сказки, мольберт.

Методы и приёмы

Методы: Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент.

Приёмы: Постановка цели, сравнение, вопросы к детям, обобщение, поощрение, объяснения, указания.

Содержание НОД: 

№ п/п

Этап занятия  (Структурные  компоненты деятельности)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

 Дети, какой сегодня замечательный день! Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Ты мой друг и я твой друг

Как прекрасен мир вокруг!

Мы друг другу улыбнемся

Дружно за руки возьмемся!

Дети заходят, становятся в круг.

Поворачиваются друг другу

и улыбаются

Берут друг друга за руки

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- Ребята у вас хорошее настроение?

 У меня сегодня тоже хорошее настроение, как вы думаете почему?

 А еще, потому что утром я возле нашей двери нашла посылку. Смотрите вот она. Давайте прочтем для кого же она.

 Хотите посмотреть что там? Можно я открою?

(открываю посылку,  достаем книгу и находим записку)

- Ребята, посмотрите здесь записка.

Чтение записки: Здравствуйте

Дорогие дети группы «Созвездие»!

В моем королевстве завелся злой буквоед, который погубил мою любимую сказку « Лиса и козел».

Я знаю, что вы любите читать и пересказывать сказки и поэтому прошу вас помочь мне, спасти её.

 Ребята запомните волшебные слова- испытания, которые помогут вам :

«И сказка будет вечно жить!

Пока читать её и пересказывать не перестанешь

И оживет ОНА  в тот миг,

Когда в костюме  её сыграешь!»

   

 Ребята поможем Феи, спасем сказку? Ребята, что же  нам нужно делать? Какие испытания пройти?

- Вы готовы?    

                                                   

Да! Потому что хорошая погода

Дети читают:

Детский сад «Сказка»,

Для детей группы «Созвездие»

От Феи сказок!

Смотрят коробку.

Высказывания детей

Поможем! Высказывания детей

3.

Основной этап

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,  или начало выполнения действий по задачам НОД

Давайте рассмотрим книгу. Посмотрите, что осталось от сказки?

 Нужно скорей спасать сказку, а то Буквоед и название съест.

- Ребята, где мы в детском саду можем взять книгу, чтобы

почитать?

- Давайте пройдем к нашему книжному уголку и найдем сказку

 «Лиса и козел»

 

Какие сказки есть у нас в книжном уголке?

А какие бывают сказки?

Правильно. Ребята, а вот сказка «Лиса и козел» -русская народная сказка в обработке талантливым педагогом К.Д. Ушинским. / показываю портрет/.

- И так нашли нужную нам сказку?

- Как вы думаете, где еще можно взять книгу, которая нужна?

-Конечно можно отправится в магазин и купить,

но сказка нам нужна прямо сейчас, чтобы успеть спасти её.

Ребята, я предлагаю отправиться в библиотеку, но только

 в необычную, а электронную библиотеку.

Согласны?

- А вы знаете, что такое библиотека?

- А как вы думаете, а что же такое электронная библиотека.  

-Электронная библиотека - это тоже место для хранения книг, но только книгу мы не можем взять в руки и подержать её, а лишь только можем прочитать. Чтобы побывать в электронной библиотеке нужен компьютер или ноутбук.

- Проходим и садимся на стульчики.

- Вот мы с вами и электронной библиотеке. Сейчас найдем сказку

 «Лиса и козел» и прочитаем её. Вот и сказка.

 Давайте произнесем чистоговорку, произносим слоги и слова отчётливо.

Жи – жи - жи – сказку расскажи.

Ша – ша – ша – сказка хороша.

Ву – ву – ву – сказка наяву.

Ра – ра – ра – нам читать пора.

-А теперь я вам предлагаю послушать эту сказку ( читаю сказку с использованием иллюстраций к сказке).

Русская народная сказка «Лиса и козел»

Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец.

 Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.

Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.

От нечего делать заглянул козел в колодец.

Увидал там лису и спрашивает:

 — Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?

 — Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

 — Да хороша ли вода-то?

 — Вода-то хороша, — отвечает лиса.

 — Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит. Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил. Рассердилась лиса, бранится:

 — Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.Только козел ее и видел. Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел.

Веревку принес и козла из колодца вытащил.

-Ребята, а вы знаете когда работаешь с компьютером, нужно чтобы глаза отдыхали. Я предлагаю вам поиграть с лисичкой, выполнить упражнения для глаз:

Ходит рыжая лиса,                                                                                             Щурит хитрые глаза.                                                                      

Смотрит хитрая лисица,                                                                                       Ищет, где бы поживиться.                                                            

Пошла лиска на базар,                                                                                          Посмотрела на товар.                                                                            

Себе купила сайку,                                                                                                       Лисятам балалайку.

Хорошо, глазки отдохнули.

Пора  вернуться к сказке- прочитали. А теперь следующее испытание-готовимся к пересказу для этого нужно вспомнить сказку, ответив на вопросы.Только попрошу отвечать полным ответом.

Ребята, в сказке есть некоторые слова, которые не понятные по смыслу, давайте их разберем:

«на ворон зазевалась», как можно по-другому сказать.                                                                                  

«Горюет»  

 «коли хочешь    

«от нечего делать»  

«прыгнул сдуру»

 

«вон из колодца»

 

 «насилу – то отыскал»

 

Молодцы слова разобрали.   Ребята, скажите пожалуйста          

 Кто   главные герои этой сказки?

Почему лиса упала в колодец

Что спросил козел у лисы?

Что она ему ответила?

-Почему козел попал в тот же колодец  

Что ему сказала лиса когда он запрыгнул в колодец?

 

-Как лиса выбралась из колодца?

 

Чем закончилась сказка?

Ребята давайте охарактеризуем главных героев сказки, лису и козла. Какие они?

 Как вы думаете?

А теперь мы с вами отдохнем. Выходите и в круг становитесь.

Физкультурная минутка под музыку

 А сейчас я вам предлагаю послушать эту сказку еще раз, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы ее будете пересказывать.

Чтение сказки

- Ребята, сейчас  будем пересказывать сказку, а в этом вам помогут картинки.

Посмотрите, и попробуйте в правильном порядке расставить их. ( вывешиваю  картинки)

- Молодцы. А теперь давайте обыграем сказку

-Распределяем роли и пересказываем по ролям, одеваем платочный театр.

-Молодцы ребята, правильно запомнили сказку. (Предлагаю подарить актерам аплодисменты)

- А давайте посмотрим, получилось ли у нас спасти сказку.

Открываем сказку и видим, что белых листов нет.

Ребята, как думаете у нас получилось спасти сказку!

 Мы с вами молодцы?!

                                                                   

Рассматривание книги

-Только название сказки, буквоед

 съел почти всю сказку?!  

- в книжном уголке

Дети проходят к книжному уголку.

Рассматривают книги,

называют «Гуси лебеди», «Лиса и Журавль», «Красная шапочка» и др.

Народные и авторские. Народные это когда сказку сочинил народ,

 а авторские  это когда у сказки есть автор.

-Здесь нет сказки «Лиса и козел»

-Купить в магазине

-Да.

                                                                           

Библиотека – это место бережного хранения книг, и где выдают книги читать на дом.

(проходят к экрану и садятся на стулья)

Дети слушают сказку.

Крепко зажмурить и открыть глаза                                                                      

Вытягивают вперёд правую руку                                                          Вытягивают вперёд левую руку,                                                                                                                                                                            

Поднимают руку вверх и опускают вниз,

Описывают рукой круг по часовой стрелке  

Садятся на стульчики.                                                                                    

засмотрелась,                                          

печалится.

если захочешь,                                          

от скуки,

не подумал,                                             

  выйти,

очень долго искал, с трудом

Лиса и козел.                                                    

На ворон зазевалась.                                      

Что ты там лисонька поделываешь?

 

Отдыхаю голубчик. 

Потому что он хотел пить, а лиса его обманом заманила.

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то

 не сумел - всю обрызгал.                                      

 -Лиса вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца                            

Козла отыскал хозяин и вытащил за рога.

Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая.

 Козел. Самоуверенный, глупый.

(после физкультминутки дети садятся на стульчики)

дети слушают сказку.

пересказ 2-х детей

Дети драматизируют сказку

-Да. 

4.

Заключительный этап

Итог занятия. Систематизация знаний.

Давайте встанем в круг

Ребята, скажите как мы спасали сказку?

-С какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Вам понравилась сказка «Лиса и козел»?

-Как вы думаете, чему сказка может нас научить?

 

-Ребята,  давайте вспомним пословицы, которые по вашему мнению подходят к сказке «Лиса и козел»

 

Дети встают в круг.

 

Мы читали, пересказывали и обыгрывали её

Высказывание детей

Сказка учит быть внимательными и осмотрительными,

всегда смотреть под ноги.

 Учит хитрости и находчивости. Учит не верить всему, что говорят.

-Кто хитрее, тот победит быстрее.

 Хитрость  -  второй ум.

Когда идешь в путь, осторожен будь.

Осторожность головной боли не причиняет.

Ум везде найдет применение.

Доверять доверяй, да почаще проверяй.

5.

Рефлексия

И что вам больше всего понравилось на занятии? Вы все сегодня справились с испытаниями? Были трудности?

Ребята, электронная библиотека - это конечно хорошо, но я хочу предложить вам сходить на экскурсию в настоящую библиотеку, чтобы мы с вами смогли посмотреть, подержать книги в руках, послушать как шуршат страницы в книгах, а еще ощутить запах книг. Согласны?

 Высказывание детей

 

-Да.

Литература:

  1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2012.
  3. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах . - РнД: Феникс, 2016.
  4. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. Совр. школа, 2010. - 80 c.


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Сказка» с. Становое

  Из опыта работы

"Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности. Технология «скрайбинг»."

                                                             Воспитатель: Алонцева Т. В.

                                                                                                                                         

Становое

2023

«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стре-мятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, на сегодняшний день выбранная мною тема очень акту-альна.

Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению.

По моему мнению, низкий интерес детей к книгам — большая трагедия. И в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятель-ности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда чело-век мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении об-разы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно).

Поэтому, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познава-тельной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потреб-ность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Передо мной поставлена задача — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Поэтому, большое внимание уделяется на практике задаче по освоению дошкольником звуковой  культуру речи. Дошкольник должен иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать как звуки складываются в слова; «узнавать» фонемы, идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать.

Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя.

Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Я хочу остановиться на тех из них, которые активно использую на практике.

В первую очередь, это слушание прочитанного взрослым. Ведь лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматри-вать обложку, читая название и автора, осторожно листать страницы, внима-тельно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у ребенка и осознание содержания прочитанного

(прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — вызвать эмоциональный отклик, дать импульс мыслям, воображению, творческому мышлению.

Не менее важна и эмоциональная поддержка взрослым детского влечения к чтению или ознакомления с книгой. Просматривая вместе со взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать», подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу, и, водя пальчиком по тексту, -«читать» любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время я стараюсь был рядом, хвалю ребенка, стимулируя его интерес.

Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка.

В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группе оборудована детская библиотека, книги в которой подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рас-сматривать и читать книги.

Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома.

Еще одним действенным методом по воспитанию любви к книге является создание книжек-малышек. Эта деятельность не оставляет равнодушной старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам. С боль-шим желанием дети не только знакомят со своей книгой, но и рассматривают книги других ребят.

Можно с уверенностью сказать, что книжки-малышки – это действенный стимул для не читающего ребенка учиться читать, а для читающих ребят – практиковаться в чтении.

Огромная роль в этой деятельности принадлежит родителям. Такие книжки-малышки пополняют нашу групповую детскую библиотеку. А ребята становятся не только читателями, но и авторами, иллюстраторами, изда-телями. Что, безусловно, способствует развитию интереса к книге, желанию научиться читать.

Так же, хочу рассказать о технологии скрайбинг, способствующей развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста. Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности.

В детстве все немного «скрайберы». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Не даром, рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.

Можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способ-ствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превраща-ется в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффекти-вных способов развития речи дошкольников, и таких психических процес-сов как память, внимание, образное мышление.

Следствием решения указанных задач становится повышение читательской

грамотности ребенка, поэтические, художественные, естественно-научные тексты становятся более доступны ребенку. Не вызывают у него страха и отторжения. Так как любой текст при помощи взрослого и рисунков скрайбинга можно наглядно структурировать, «разложить по полочкам» и запомнить.

Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.

Этап обучения чтению вызывает у детей, как правило, большие трудности. Детей дошкольного возраста характеризует эмоциональность, впечатли-тельность. У них повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие занятий. Для них характерно неустойчивое внимание. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не развилась, можно получить такие проблемы, как гипер-активность, чрезмерная возбудимость и т. д. Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять обучаться. Узнавать, называть буквы и из этих букв составлять слова должно быть для малыша занимательной игрой. Все обучение необходимо проводить в занимательной игровой форме.

Еще существует мнение, что ребенку, который умеет читать, в школе будет скучно. Поверьте – не будет! Те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова» давно прошли. Сейчас во многих школах в первом классе уже начинают изучать английский язык, во втором – римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. В современной школе интерес к учебе быстрее потеряет тот ребенок, кому тяжело учиться и у кого ничего не получается.

Начинать учить ребенка читать никогда не рано, но главное – это во всем нужно соблюдать меру, для того, чтобы не отбить любовь своего ребенка к чтению на начальном этапе.

Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.