Конкурс "Воспитатель года 2023"
Здесь Вы найдете материалы для конкурса "Воспитатель года -2023"
1.Сведения об участнике.
2. Эссе "Я педагог"
3. Конспект занятия
4. Видео занятия -https://youtu.be/pb-HSc17MoA
5. Педагогическая находка "Из опыта работы".
6. Визитная карточка Алонцева Т.В.- https://youtu.be/JQ3EnJmGWhM
Видео Вы также можете посмотреть в папке "Видео"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сведения об участнике | 288.4 КБ |
Эссе "Я педагог" | 17.63 КБ |
Технологическая карта ООД | 34.14 КБ |
Педагогическая находка "Из опыта работы". | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Сведения об участнике конкурса
Таблица
N п/п | I. Общие сведения | ||
1. | Фамилия, имя, отчество (полностью) | Алонцева Татьяна Викторовна | |
2. | Муниципальное образование | Становлянский муниципальный район | |
3. | Населенный пункт | c.Становое | |
4. | Дата рождения (день, месяц, год) | 09 ноября 1981 | |
5. | Место рождения | с. Ягодное, Данковского района, Липецкой области | |
II. Сведения о трудовой деятельности | |||
1. | Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с.Становое | |
2. | Занимаемая должность | воспитатель | |
3. | Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет) | 14 лет \ 14 лет | |
4. | В каких возрастных группах в настоящее время работает | Старше-подготовительная группа | |
5. | Аттестационная категория | первая | |
6. | Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | ||
7. | Послужной список (места и сроки работы за последние 5 лет) | МБДОУ «Сказка» с.Становое | |
III. Сведения об образовании | |||
1. | Наименование образовательной организации профессионального образования, год окончания, факультет | 2005 год - окончила Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина» Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». | |
2. | Специальность, квалификация по диплому | Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». | |
3. | Дополнительное профессиональное образование (за последние три года) | 2021 г.- Курс « GOOGLE - марафон: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательного процесса», 20 часов 2022г.- курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования» (ООО «Результат» г. Москва 108 часов) | |
4. | Основные публикации (в том числе брошюры, книги) | Публикация работы: [«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»] в электронном каталоге СМИ «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века». https://fond21veka.ru/publication/12/25/466377/ Конспект НОД [«Пасхальное яйцо»] размещена в электронном каталоге издания СМИ «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века». по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/387416/ Публикация - памятка для родителей: [«Будь внимателен на дороге»] газета «Звезда» от 30.09.2021 | |
IV. Сведения об общественной деятельности | |||
1. | Членство в Профсоюзе (наименование, дата вступления) | ТПО образования Становлянского района, год вступления 2021 | |
2. | Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности, дата вступления) | ||
3. | Участие в работе методического объединения |
«Правила соблюдать - беду миновать!»
| |
4. | Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных программ и проектов | Ежегодное участие в проектах по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Разработала рабочую программу для своей группы. Разработала проект «Зимушка – зима», «Зимующие птицы», «Школа пешеходных наук» | |
V. Досуг | |||
1. | Хобби, увлечения | Цветоводство, отдых на природе. | |
VI. Контактная информация | |||
1. | Адрес места работы | 399710, Липецкая обл., Становлянский р-н, с.Становое, ул.Ватутина, 24 | |
2. | Телефоны с междугородним кодом: рабочий, домашний, мобильный | Рабочий: +7(474 76) 2-21-46 Моб. 89191616128 | |
3. | Факс с междугородним кодом | +7(474 76) 2-28-25, | |
4. | Адрес электронной почты | Рабочая: ckazkacad@yandex.ru Личная : tatiana.alontzeva@yandex.ru | |
5. | Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации | Лаухина Татьяна Алексеевна | |
VII. Профессиональные ценности | |||
1. | Педагогическое кредо участника конкурса | «Следуй за игрой ребёнка, и ты найдёшь место, где встречаются его разум, сердце и душа». | |
2. | Почему нравится работать в образовательной организации | Мне нравится работать в ДОУ потому, что я могу научить ребенка понимать жизненные ситуации, передавать ему те знания, которые имею сама, способствовать формированию его личности. Но, в то же время, я познаю новое и расширяю границы своих знаний вместе с детьми. А ещё потому, что педагогическая деятельность, по своей сути, является творческой, ведь педагог обязательно должен быть творцом своего дела. | |
3. | Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику конкурса | Любовь к детям, умение находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, справедливость, патриотизм, эмоциональная уравновешенность, отзывчивость, компетентность, педагогическая культура, творческое самовыражение, саморазвитие и самосовершенствование, толерантность | |
4. | В чем, по мнению участника конкурса, состоит основная миссия воспитателя | У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить — это значит жить жизнью того, кого любишь». И я с большим удовольствием воплощаю свою миссию в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Я – созидатель. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле. Я — счастливый человек! Я люблю детей! Верю в талант, успехи и творческие силы каждого ребёнка! Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, дарить детям эту сказку и быть для них верным другом. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная. | |
VIII. Приложения | |||
1. 2. | Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами | Алонцева Татьяна Викторовна - педагог-профессионал, хорошо понимающий общие тенденции развития и преобразования воспитательно-образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих профессионализма Татьяны Викторовны – компетентность во взаимодействии с детьми, родителями и коллегами. Она широко использует в работе с детьми инновационные и развивающие технологии, успешно интегрирует разные образовательные области в воспитательно-образовательный процесс. Всегда готова к сотрудничеству и взаимопомощи, умет работать в коллективе единомышленников. | |
Жанровые фотографии (во время образовательной деятельности с детьми, игр, прогулки, детских праздников) (не более 5) Образовательная деятельность -рисование «Яркие маки» Праздник ко Дню Матери «Мамочка милая» Развлечение «В гостях у Светофорика» Тематическое мероприятие «День ГАИ»
Игра – экспериментирование «Волшебница пена» |
|
Достоверность сведений подтверждаю:
__________________ _____________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника конкурса)
"17" февраля 2023 года
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Эссе на тему:
«Я - педагог».
Воспитатель первой квалификационной категории
Алонцева Татьяна Викторовна
Становое – 2023
Моя профессия приносит радость,
Моя работа – лучшая из всех!
С детьми работать мне совсем не в тягость,
Ведь каждый день – улыбки, игры, смех!
У каждого своя история, из которой складывается жизнь. Многие считают, что она уже первоначально спланирована для каждого. Но я предпочла тот вариант, что есть возможность изменения некоторых событий и действий.
Моя история началась именно так….
Я хорошо помню свое детство, свой детский сад и свою любимую воспитательницу Любовь Федоровну. Я очень хотела быть на неё похожей. Почему, спросите вы? Нам с ней было интересно. Каждый последующий день не был похож на предыдущий. Вроде бы, одни и те же занятия, но каждый раз что-то новое. Она с нами не занималась, она с нами играла! И играла не потому, что знала: «Ведущая деятельность ребенка-дошкольника – это игра», а потому, что была творческой личностью и только так, до конца, без остатка отдавала себя любимому делу – воспитанию детей.
Так взрослея, я никогда не представляла себе другую профессию, кроме педагога. Во дворе организовывала детей на различные игры, нянчилась с малышами, объясняла им что-то, учила их. Я думаю, от того с самых ранних лет мой мудрый дедушка сумел разглядеть во мне задатки будущего педагога, всегда, ласково посмеиваясь, говорил мне: «Моя учительница!» Поэтому для меня это не профессия, это зов сердца.
И вот я, Алонцева Татьяна Викторовна, в 2001 году окончила Лебедянский педагогический колледж и продолжила своё обучение в ЕГУ имени И.А. Бунина. И волею судьбы попала в детский сад №3 г. Данкова, с которого начала свой педагогический путь в должности воспитателя. «Почему именно воспитателя» - спросите вы?
Воспитатель – это первый после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку я дарю своим воспитанникам. Детский сад – это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят. Сердце моё радуется, когда вижу живые, искрящиеся глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя весь мир.
Моя задача - воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Быстро меняющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Поэтому для меня важно обеспечить каждого воспитанника качественным современным образованием, ввести в практику современные инновационные технологии, такие как: проблемно-исследовательская деятельность, технология ТРИЗ, метод моделирования, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, личностно-ориентированные, инфомационно-коммуникативные технологии. Всё это и является ориентиром в моей работе на пути к успеху каждого воспитанника.
Вот уже год как я особое внимание уделяю в своей работе вопросу формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников. В наше время к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребёнка. Дети стали меньше читать. Чтобы решить эту проблему необходимо повысить интерес подрастающего поколения к книге. Это и сподвигло меня на реализацию данной темы, в чем поддержали коллеги и особенно родители. Ведь книга – это тот инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности.
Создать благоприятные условия для развития способностей творческого потенциала каждого ребёнка, по - моему мнению, должно начинаться с развития личности самого педагога.
Я активно участвую в методических объединениях на базе ДОУ, повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, и имею первую квалификационную категорию.
Всё это позволяет мне правильно анализировать и оценивать результаты своего собственного труда, а также обеспечивает моё личностное и профессиональное саморазвитие.
У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить - это значит жить жизнью того, кого любишь». И я с большим удовольствием воплощаю свою миссию в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.
Я – созидатель. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле. Я -счастливый человек! Я люблю детей! Верю в талант, успехи и творческие силы ребёнка!
Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, дарить детям эту сказку и быть для них верным другом. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная.
Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь первые шаги детям помогают сделать их родители, а второй шаг, помогаю им сделать я - воспитатель.
И на этом моя история не заканчивается….
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Технологическая карта открытой образовательной деятельности
по ОО « Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой)
в подготовительной группе
Тема: «Спасение русской народной сказки «Лиса и козел»»
с использованием приема визуализации- скрайбинга
Алонцева Татьяна Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
с. Становое 2023 г.
Технологическая карта
Образовательная область | Речевое развитие |
Интеграция видов деятельности | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие |
Вид занятия: | Занятие – приключение |
Формы организованной образовательной деятельности: | Фронтальная |
Виды детской деятельности | Игровая деятельность, Коммуникативная деятельность, Двигательная деятельность |
Цель занятия | Создать условия для связного последовательного пересказа текста. |
Задачи | Образовательная: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козёл» в обработке К. Д.Ушинского; Продолжать учить детей по схеме воспроизводить последовательность событий, составляя пересказ; последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на картинки; способствовать умению внимательно слушать сказку, совершенствовать диалогическую речь. Обеспечить условия для коллективных театрально- игровых постановок в речевом развитии. Развивающая:. Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей. Расширить словарный запас: «горюет», «коли хочешь», «от нечего делать , «прыгнул сдуру», «вон из колодца , «насилу-то отыскали». Воспитательная: Вызвать интерес к занятию, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Подготовительная работа | беседа на тему «Библиотека» знакомство с пословицами |
Оборудование | коробка- посылка , письмо, книги, книга без страниц, магнитные картинки- схемы сказки для пересказа, декорации, платочный театр сказки, мольберт. |
Методы и приёмы | Методы: Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент. Приёмы: Постановка цели, сравнение, вопросы к детям, обобщение, поощрение, объяснения, указания. |
Содержание НОД:
№ п/п | Этап занятия (Структурные компоненты деятельности) | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
1. | Вводная часть Организационный момент | Дети, какой сегодня замечательный день! Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие. Ты мой друг и я твой друг Как прекрасен мир вокруг! Мы друг другу улыбнемся Дружно за руки возьмемся! | Дети заходят, становятся в круг. Поворачиваются друг другу и улыбаются Берут друг друга за руки | |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | - Ребята у вас хорошее настроение? У меня сегодня тоже хорошее настроение, как вы думаете почему? А еще, потому что утром я возле нашей двери нашла посылку. Смотрите вот она. Давайте прочтем для кого же она. Хотите посмотреть что там? Можно я открою? (открываю посылку, достаем книгу и находим записку) - Ребята, посмотрите здесь записка. Чтение записки: Здравствуйте Дорогие дети группы «Созвездие»! В моем королевстве завелся злой буквоед, который погубил мою любимую сказку « Лиса и козел». Я знаю, что вы любите читать и пересказывать сказки и поэтому прошу вас помочь мне, спасти её. Ребята запомните волшебные слова- испытания, которые помогут вам : «И сказка будет вечно жить! Пока читать её и пересказывать не перестанешь И оживет ОНА в тот миг, Когда в костюме её сыграешь!»
Ребята поможем Феи, спасем сказку? Ребята, что же нам нужно делать? Какие испытания пройти? - Вы готовы?
| Да! Потому что хорошая погода Дети читают: Детский сад «Сказка», Для детей группы «Созвездие» От Феи сказок! Смотрят коробку. Высказывания детей Поможем! Высказывания детей | |
3. | Основной этап Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Давайте рассмотрим книгу. Посмотрите, что осталось от сказки? Нужно скорей спасать сказку, а то Буквоед и название съест. - Ребята, где мы в детском саду можем взять книгу, чтобы почитать? - Давайте пройдем к нашему книжному уголку и найдем сказку «Лиса и козел»
Какие сказки есть у нас в книжном уголке? А какие бывают сказки? Правильно. Ребята, а вот сказка «Лиса и козел» -русская народная сказка в обработке талантливым педагогом К.Д. Ушинским. / показываю портрет/. - И так нашли нужную нам сказку? - Как вы думаете, где еще можно взять книгу, которая нужна? -Конечно можно отправится в магазин и купить, но сказка нам нужна прямо сейчас, чтобы успеть спасти её. Ребята, я предлагаю отправиться в библиотеку, но только в необычную, а электронную библиотеку. Согласны? - А вы знаете, что такое библиотека? - А как вы думаете, а что же такое электронная библиотека. -Электронная библиотека - это тоже место для хранения книг, но только книгу мы не можем взять в руки и подержать её, а лишь только можем прочитать. Чтобы побывать в электронной библиотеке нужен компьютер или ноутбук. - Проходим и садимся на стульчики. - Вот мы с вами и электронной библиотеке. Сейчас найдем сказку «Лиса и козел» и прочитаем её. Вот и сказка. Давайте произнесем чистоговорку, произносим слоги и слова отчётливо. Жи – жи - жи – сказку расскажи. Ша – ша – ша – сказка хороша. Ву – ву – ву – сказка наяву. Ра – ра – ра – нам читать пора. -А теперь я вам предлагаю послушать эту сказку ( читаю сказку с использованием иллюстраций к сказке). Русская народная сказка «Лиса и козел» Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь. Сидит лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидал там лису и спрашивает: — Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь? — Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь. А козлу давно пить хочется. — Да хороша ли вода-то? — Вода-то хороша, — отвечает лиса. — Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит. Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил. Рассердилась лиса, бранится: — Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.Только козел ее и видел. Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил. -Ребята, а вы знаете когда работаешь с компьютером, нужно чтобы глаза отдыхали. Я предлагаю вам поиграть с лисичкой, выполнить упражнения для глаз: Ходит рыжая лиса, Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, Ищет, где бы поживиться. Пошла лиска на базар, Посмотрела на товар. Себе купила сайку, Лисятам балалайку. Хорошо, глазки отдохнули. Пора вернуться к сказке- прочитали. А теперь следующее испытание-готовимся к пересказу для этого нужно вспомнить сказку, ответив на вопросы.Только попрошу отвечать полным ответом. Ребята, в сказке есть некоторые слова, которые не понятные по смыслу, давайте их разберем: «на ворон зазевалась», как можно по-другому сказать. «Горюет» «коли хочешь «от нечего делать» «прыгнул сдуру»
«вон из колодца»
«насилу – то отыскал»
Молодцы слова разобрали. Ребята, скажите пожалуйста Кто главные герои этой сказки? Почему лиса упала в колодец Что спросил козел у лисы? Что она ему ответила? -Почему козел попал в тот же колодец Что ему сказала лиса когда он запрыгнул в колодец?
-Как лиса выбралась из колодца?
Чем закончилась сказка? Ребята давайте охарактеризуем главных героев сказки, лису и козла. Какие они? Как вы думаете? А теперь мы с вами отдохнем. Выходите и в круг становитесь. Физкультурная минутка под музыку А сейчас я вам предлагаю послушать эту сказку еще раз, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы ее будете пересказывать. Чтение сказки - Ребята, сейчас будем пересказывать сказку, а в этом вам помогут картинки. Посмотрите, и попробуйте в правильном порядке расставить их. ( вывешиваю картинки) - Молодцы. А теперь давайте обыграем сказку -Распределяем роли и пересказываем по ролям, одеваем платочный театр. -Молодцы ребята, правильно запомнили сказку. (Предлагаю подарить актерам аплодисменты) - А давайте посмотрим, получилось ли у нас спасти сказку. Открываем сказку и видим, что белых листов нет. Ребята, как думаете у нас получилось спасти сказку! Мы с вами молодцы?!
| Рассматривание книги -Только название сказки, буквоед съел почти всю сказку?! - в книжном уголке Дети проходят к книжному уголку. Рассматривают книги, называют «Гуси лебеди», «Лиса и Журавль», «Красная шапочка» и др. Народные и авторские. Народные это когда сказку сочинил народ, а авторские это когда у сказки есть автор. -Здесь нет сказки «Лиса и козел» -Купить в магазине -Да.
Библиотека – это место бережного хранения книг, и где выдают книги читать на дом. (проходят к экрану и садятся на стулья) Дети слушают сказку. Крепко зажмурить и открыть глаза Вытягивают вперёд правую руку Вытягивают вперёд левую руку, Поднимают руку вверх и опускают вниз, Описывают рукой круг по часовой стрелке Садятся на стульчики. засмотрелась, печалится. если захочешь, от скуки, не подумал, выйти, очень долго искал, с трудом Лиса и козел. На ворон зазевалась. Что ты там лисонька поделываешь?
Отдыхаю голубчик. Потому что он хотел пить, а лиса его обманом заманила. Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не сумел - всю обрызгал. -Лиса вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца Козла отыскал хозяин и вытащил за рога. Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая. Козел. Самоуверенный, глупый. (после физкультминутки дети садятся на стульчики) дети слушают сказку. пересказ 2-х детей Дети драматизируют сказку -Да. | |
4. | Заключительный этап Итог занятия. Систематизация знаний. | Давайте встанем в круг Ребята, скажите как мы спасали сказку? -С какой сказкой мы сегодня познакомились? -Вам понравилась сказка «Лиса и козел»? -Как вы думаете, чему сказка может нас научить?
-Ребята, давайте вспомним пословицы, которые по вашему мнению подходят к сказке «Лиса и козел»
| Дети встают в круг.
Мы читали, пересказывали и обыгрывали её Высказывание детей Сказка учит быть внимательными и осмотрительными, всегда смотреть под ноги. Учит хитрости и находчивости. Учит не верить всему, что говорят. -Кто хитрее, тот победит быстрее. Хитрость - второй ум. Когда идешь в путь, осторожен будь. Осторожность головной боли не причиняет. Ум везде найдет применение. Доверять доверяй, да почаще проверяй. | |
5. | Рефлексия | И что вам больше всего понравилось на занятии? Вы все сегодня справились с испытаниями? Были трудности? Ребята, электронная библиотека - это конечно хорошо, но я хочу предложить вам сходить на экскурсию в настоящую библиотеку, чтобы мы с вами смогли посмотреть, подержать книги в руках, послушать как шуршат страницы в книгах, а еще ощутить запах книг. Согласны? | Высказывание детей
-Да. | |
Литература:
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2012.
- Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах . - РнД: Феникс, 2016.
- Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. Совр. школа, 2010. - 80 c.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Сказка» с. Становое
Из опыта работы
"Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности. Технология «скрайбинг»."
Воспитатель: Алонцева Т. В.
Становое
2023
«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стре-мятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры.
К сожалению, на сегодняшний день выбранная мною тема очень акту-альна.
Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению.
По моему мнению, низкий интерес детей к книгам — большая трагедия. И в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятель-ности.
Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда чело-век мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении об-разы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.
В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно).
Поэтому, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.
Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познава-тельной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потреб-ность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.
Передо мной поставлена задача — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством.
Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.
Поэтому, большое внимание уделяется на практике задаче по освоению дошкольником звуковой культуру речи. Дошкольник должен иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать как звуки складываются в слова; «узнавать» фонемы, идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).
У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.
Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать.
Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя.
Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Я хочу остановиться на тех из них, которые активно использую на практике.
В первую очередь, это слушание прочитанного взрослым. Ведь лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматри-вать обложку, читая название и автора, осторожно листать страницы, внима-тельно рассматривать иллюстрации и тому подобное.
На интерес к чтению у ребенка и осознание содержания прочитанного
(прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.
Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.
Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — вызвать эмоциональный отклик, дать импульс мыслям, воображению, творческому мышлению.
Не менее важна и эмоциональная поддержка взрослым детского влечения к чтению или ознакомления с книгой. Просматривая вместе со взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать», подражая взрослому.
Малыш может самостоятельно взять книгу, и, водя пальчиком по тексту, -«читать» любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время я стараюсь был рядом, хвалю ребенка, стимулируя его интерес.
Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка.
В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группе оборудована детская библиотека, книги в которой подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рас-сматривать и читать книги.
Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома.
Еще одним действенным методом по воспитанию любви к книге является создание книжек-малышек. Эта деятельность не оставляет равнодушной старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам. С боль-шим желанием дети не только знакомят со своей книгой, но и рассматривают книги других ребят.
Можно с уверенностью сказать, что книжки-малышки – это действенный стимул для не читающего ребенка учиться читать, а для читающих ребят – практиковаться в чтении.
Огромная роль в этой деятельности принадлежит родителям. Такие книжки-малышки пополняют нашу групповую детскую библиотеку. А ребята становятся не только читателями, но и авторами, иллюстраторами, изда-телями. Что, безусловно, способствует развитию интереса к книге, желанию научиться читать.
Так же, хочу рассказать о технологии скрайбинг, способствующей развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста. Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности.
В детстве все немного «скрайберы». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Не даром, рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте.
Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.
Можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способ-ствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превраща-ется в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффекти-вных способов развития речи дошкольников, и таких психических процес-сов как память, внимание, образное мышление.
Следствием решения указанных задач становится повышение читательской
грамотности ребенка, поэтические, художественные, естественно-научные тексты становятся более доступны ребенку. Не вызывают у него страха и отторжения. Так как любой текст при помощи взрослого и рисунков скрайбинга можно наглядно структурировать, «разложить по полочкам» и запомнить.
Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.
Этап обучения чтению вызывает у детей, как правило, большие трудности. Детей дошкольного возраста характеризует эмоциональность, впечатли-тельность. У них повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие занятий. Для них характерно неустойчивое внимание. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не развилась, можно получить такие проблемы, как гипер-активность, чрезмерная возбудимость и т. д. Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять обучаться. Узнавать, называть буквы и из этих букв составлять слова должно быть для малыша занимательной игрой. Все обучение необходимо проводить в занимательной игровой форме.
Еще существует мнение, что ребенку, который умеет читать, в школе будет скучно. Поверьте – не будет! Те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова» давно прошли. Сейчас во многих школах в первом классе уже начинают изучать английский язык, во втором – римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. В современной школе интерес к учебе быстрее потеряет тот ребенок, кому тяжело учиться и у кого ничего не получается.
Начинать учить ребенка читать никогда не рано, но главное – это во всем нужно соблюдать меру, для того, чтобы не отбить любовь своего ребенка к чтению на начальном этапе.
Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.