1. Продуктивность социально- педагогической деятельности педагогического работника
1.Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся/воспитанников
2. Профилактика девиантного поведения учащихся
Девиантное поведение - это отклонение в поведении молодых людей от общепринятых в обществе.
Девиантные поведения в поведении человека изучаются различными специалистами (философами, медиками, психологами, социологами), которые изучают и классифицируют различные виды девиантных отклонений в поведении человека и факторы их вызывающие. Проблемой девиантного поведения школьников интересуются как педагоги так и родители. Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители.
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия:
- дети с проблемами в развитии не имеющие резко выраженной клиникопатологи-ческой характеристики;
- дети из неблагополучных семей;
- дети оставшиеся без попечение родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
- Дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Социальный педагог составляет план работы с детьми «группы риска».
Особого внимания требуют учащиеся из неблагополучной семей. На каждого учащегося составляется отдельный план работы. В каникулярное время обязательно проводятся рейды по местам жительства учащихся согласно утвержденному графику.
СПРАВКА
о проделанной работе с учащимися группы риска
3. Работа с родителями
4.Система работы по профилактике правонарушений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ работы социального педагога
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Донгак О.С. за 2019-2020 учебный год.
В течение 2019-2020 учебного года целью работы социального педагога школы являлась социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование на основе общечеловеческих ценностей, формирование у них соответствующих ценностных ориентаций, путем создания условий для развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог руководствуется:
- Конституцией РФ;
- общепризнанными нормами международного права;
- Федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ, направленными на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- законами Республики Тыва;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Республика Тыва;
- нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
- Федеральным Законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.
Основными задачи социального педагога:
- выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в ней учащимся;
- посредничество между личностью учащегося, семьей, средой, специальными социальными службами, административными органами;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учеников в школе, семье, окружающей социальной среде;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
- защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, формирование у детей и их родителей чувства ответственности за свои поступки.
- пропаганда здорового образа жизни, формирование негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании, табакокурению.
- профилактика правонарушений среди подростков.
- социально-педагогическое сопровождение учащихся.
Основные направления деятельности:
Профилактическая функция
изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, физического состояния, социального статуса семьи;
- правовое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
- учебные практические занятия, беседы.
Защитно-охранная функция
- создание банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, находящихся в трудной жизненной ситуации, неполных семей, опекунских семей, многодетных и малообеспеченных семей;
- подготовка документации для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
- индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
Организационная функция
- организация групповых тематических бесед с приглашением инспектора ПДН;
- обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
- контакт с органами местной власти и муниципальными службами, с ЦСПСиД, с правоохранительными органами.
Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
Основная работа была направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Для таких учащихся в течение учебного года было организовано бесплатное питание на 10 учащихся в ЦСПСиД, а также 20 учащихся в столовой школы.
Постоянно осуществлялось посредничество между личностью учащегося и школой, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителя и учителям- предметникам по следующим вопросам:
- составления социального паспорта класса;
- проведения диагностических мероприятий и тестирования;
- составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.
- организации работы с детьми, стоящими на ВШУ, ПДН гостиной для «трудных» и индивидуальных занятий;
- составления отчета об индивидуальной работе с подростками, находящимися в социально опасном положении.
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики побегов и бродяжничества, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с девиантным поведением, школьной дезадаптации.
Профилактическая и коррекционная работа с семьями «социального риска», детьми «группы риска».
Работа с учащимися.
а ) категории обучающихся
Результаты анализа социального паспорта убеждают в том, что низкий социокультурный уровень родителей, значительное количество неполных, малообеспеченных, многодетных, а также наличие неблагополучных семей имеют влияние на существенные моменты образовательного процесса.
Основная проблема, возникающая в процессе работы: значительное количество родителей, попустительски исполняющих родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.
б) профилактическая работа с детьми
С целью профилактики правонарушений среди обучающихся были составлены планы: по профилактике правонарушений несовершеннолетних совместно с ИПДН ПП№12 МО МВД России «Тандинский», с субъектами профилактики кожууна, план работы с детьми «группы риска».
Для предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб ведомств системы профилактики в работе по этому направлению была проведена следующая система мероприятий:
- Индивидуальные профилактические беседы инспектора ПДН с детьми, состоящими на ВШУ, а также их родителями;
- Профилактические месячники.
Анализ банка данных за 3 учебного года
Социальные категории учащихся | 2017-2018 учебный год | 2018/2019 учебный год | 2019/2020 учебный год |
Дети-инвалиды | 6 | 6 | 5 |
Дети из многодетных семей | 157 | 176 | 228 |
Дети из неблагополучных семей | 19 | 22 | 5 |
Дети, находящиеся под опекой | 17 | 21 | 35 |
Дети состоящие на ВШУ | 4 | 8 | 9 |
Дети состоящие на учете ПДН | 8 | 8 | 1 |
В течение 2019-2020 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель посещали обучающихся по месту их жительства с составлением акта обследования условий жизни и воспитания.
В 2019-2020 учебном году социальным педагогом велось выявление, учет и постоянный контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий и занятостью детей «группы риска» и детей из неблагополучных семей.
Совместно с классными руководителями, инспектором ПДН, специалистами опеки и попечительства посещались семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребёнка, уклоняются от их воспитания. Так же посещались учащиеся на дому, которые пропускают занятия без уважительной причины.
Социальным педагогом в течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями, где разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, чем заняться после школы.
Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на школьную профилактическую комиссию, заседания КДН и ЗП. Выполняя статью 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Таблица 1
Год | Количество учащихся | Состоящие на ВШУ | % от общего количества учащихся |
2017/2018 | 466 | 4 | 0,8% |
2018/2019 | 503 | 8 | 1,6% |
2019/2020 | 508 | 2 | 0,4% |
Количество учащихся, состоявших на ВШУ, в сравнении с предыдущими годами, значительно уменьшилось.
Выводы: социально-психологическое сопровождение учащихся, состоящих на ВШУ находится на высоком уровне.
Проблемы:
1. Не всегда подается своевременная и оперативная информация от классного руководителя о возникших проблемах, ситуации, в которой оказался учащийся.
2. Психологическое сопровождение не всегда бывает системным, недостаточно взаимодействие со стороны родителей.
Пути решения: отработка системы оперативной информации классных руководителей, системы взаимодействия между учителями.
В 2019-2020 учебном году проведено 8 заседаний школьной профилактической комиссии. Всего незапланированных бесед лично социальным педагогом проведено – 37.
Школьная профилактическая комиссия – та инстанция, на который возможно определить сложность проблем и пути их решения на школьном уровне, либо выход на муниципальный уровень.
На учете в ПДН ПП№12 МО МВД России «Тандинский» на конец 2019/2020 учебного года за совершение правонарушения состоит 1 учащийся школы
Таблица 1
Год | Количество учащихся | Состоящие на ПДН | % от общего количества учащихся |
2017/2018 | 466 | 8 | 1,7% |
2018/2019 | 503 | 8 | 1,6 |
2019/2020 | 508 | 1 | 0,2 |
Отмечается стабильное уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН Пп№12 МО МВД России «Тандинский».
Согласно с планом в рамках профилактической работы были организованы и
проведены недели, месячники профилактики среди несовершеннолетних с привлечением различных специалистов.
№ п/п | Дата | Тема | Классы | Количество учащихся |
1. | 15.10.2019 | Беседа по предупреждению проявлений экстремизма, терроризма, направленная на формирование толерантных отношений среди учащихся. | 5-11 классы | 487 учащихся |
2 | 18.10.2019 | «Нравственность. Нравственное воспитание. О последствиях правонарушений и преступлений». | Для мальчиков 9-11 классов | 197 учащихся |
3 | 07.11.2019 | Встреча с врачом-психиатром, наркологом Республики Тыва, куратором Чеди-Хольского кожууна Бавуу Чечек Михайловной с показом видеороликов | 8-10 классы | 286 учащихся |
4 | 18.11.2019 | Проведена встреча с адвокатом Чеди-Хольского района Куулар Мерген Окияевичем «О правах и обязанностях детей, об ответственности родителей» . | 10-11 классы | 169 учащихся |
5 | 9.12.-16.12.2019 | Неделя «Права и ответственности» Классные часы, внеклассные мероприятия | 5-7 классы | 299 учащихся |
6 | 16.12.-23.12.2019 | Неделя «Основы безопасности жизнедеятельности» Профилактические беседы, классные часы | 5-8 классы | 304 учащихся |
Работа с родителями.
Цель работы в данном направлении – установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: традиционные родительские собрания, участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, просвещение и родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребёнка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.
В течение 2019-2020 учебного года работа с родителями проводилась по следующим направлениям:
№ | Форма работы | Тема | Время | Охват |
1 | Общешкольное родительские собрание | Тема: «Ответственное родительство. Ответственность школы».
| 18 октября 2019 года | 550 родитель |
2 | Классные родительские собрания | 1.Важность соблюдения режима дня детьми и их родителями для развития ребенка в целом. 3.Детский дорожный травматизм. Безопасность детей. 4.Формирование негативного отношения к вредным привычкам. 5. Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. | Январь Февраль Март Апрель через Zoom | 5-11 классы |
3 | Индивидуальная работа, консультирование | По запросу | В течение года | 52 родитель |
Работа с неблагополучными семьями.
На внутришкольном учете на конец 2019/2020 учебного года состоит 10 социально неблагополучных семьей (12 учащихся). На протяжении учебного года осуществлялся контроль за ситуацией в семьях. Проводились рейды по посещению этих семей, родителям давались рекомендации, консультации, приглашались на школьную профилактическую комиссию, на КДН, при необходимости к работе подключали инспектора ПДН, специалистов ЦСПСиД, отдела опеки и попечительства.
В рамках оказания помощи семье в обучении детей школа:
- обеспечивает внутришкольный контроль посещаемости детьми уроков, доводит результаты до сведения родителей и совместно с ними принимает меры по недопущению прогулов занятий данными детьми;
- проводит разъяснительную работу с родителями по поводу повышения родительской ответственности за посещение детьми школы, а также за их успеваемость;
- создает необходимые условия для получения детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, образования, с учетом количества пропущенных ими уроков (отставания по программе от других учащихся) путем проведения дополнительных занятий с такими детьми в рамках группы продленного дня, факультативов, кружков, секций и т. д.;
- организует родительский контроль за успеваемостью детей;
- с привлечением органов школьного самоуправления, а также иных заинтересованных лиц проводит среди детей из семей, находящихся в социально опасном положении, разъяснительную и агитационную работу, направленную на повышение интереса к учебе (профориентация, классные часы и т. д.).
В рамках оказания помощи семье в воспитании детей школа:
- проводит специальную психолого-педагогическую работу с детьми. Именно для этого в штате ОУ необходимо наличие должностей педагога-психолога и социального педагога;
- проводит аналогичную работу с родителями, направленную на повышение их ответственности за обучение, воспитание ребенка, а также привлечение родителей к административной и уголовной ответственности;
- организует послеурочную и внеурочную занятость в кружки, факультативы, экскурсии, в целях недопущения его безнадзорности в период отсутствия родителей дома;
- вовлекает детей во внутришкольные мероприятия, секции, кружки по интересам в целях обеспечения дополнительного воспитания - при наличии возможностей организует консультации родителей с профессиональными педагогами и психологами по вопросам воспитания детей;
-в рамках профориентации проводит беседы детей с представителями различных профессий;
- разрабатывает формы и методы воспитательной работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении;
- с привлечением представителей родительского самоуправления организует проведение дополнительной воспитательной работы с детьми.
Координационная деятельность.
В начале 209-2020 учебного года были согласованы и утверждены планы совместной работы школы с различными ведомствами. Согласно плану проводилась совместная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
- Обмен списками с субъектами профилактики кожууна по базе данных о том, какие учащиеся стоят на разных видах учета (ВШУ, ПДН , КДН и ЗП), обновление списков в течение учебного года.
- Подготовка и предоставление информации и материалов на несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Подготовка и предоставление информации и материалов на несовершеннолетних, приглашенных на заседания КДНиЗП Чеди-Хольского кожууна.
- Подготовка и направление ходатайств в ЦСПСиД кожууна о помощи в разрешении трудных ситуаций с несовершеннолетними.
- Совместная работа с субъектами профилактики по проведению таких профилактических мероприятий, как Дни профилактики, занятия с элементами тренинга. Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).
В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед, проведение групповых бесед, консультации с учащимися, их родителями, посещение уроков, проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Совместно с инспектором ПДН ведется разноплановая работа с семьей, проводятся мероприятия по возрастным группам. Регулярно, согласно планам, проводятся заседания школьной профилактической комиссии, работают педагогические консилиумы, малые педагогические советы, школьные методические объединения. В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Работа ежегодно ведется огромная. В этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки. Трудности разные: недостаточное понимание проблемы безнадзорности со стороны классных руководителей, которые являются связующим звеном между учащимися и социальным педагогом, вследствие чего происходит затягивание решения проблемной ситуации, ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей, сложное социальное положение в условиях кризиса, труднопреодолимое негативное влияние СМИ, отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, как со стороны педагогов, так и со стороны детей.
Анализируя проделанную работу и результаты мониторингов можно сделать следующие выводы:
1. Запланированные мероприятия на 2019-2020 учебный год соц. педагогом выполнены не полностью в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой. Часть мероприятий перенесена на следующий учебный год.
2. Значительно снизилось число детей «группы риска» и учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
3. Весь учебный год ведутся занятия для «трудных» подростков.
4. Постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».
Из анализа работы и полученных результатов мониторинга можно сделать следующий вывод - необходимо продолжить работу над поставленными целями и задачами.