Главные вкладки
Пушкарёва Татьяна Леонидовна
Конспект-доклад по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»
Пушкарёва Т.Л. воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Области: центр «речевичок», цент творчества.
Цель: познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук з-зь.
Учить детей рисовать снегирей
Задачи:
- обучающие: упражнять детей в произношении звука з-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
- развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
- воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
- Изобразительные задачи :
- Строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску.
- Развивать чувство цвета и формы.
- Технические задачи :
- Продолжать учить детей рисовать птиц , используя нетрадиционные приемы в рисовании – тычок жесткой кистью.
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками : свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта.
- Воспитывающие задачи :
- Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
- Расширять знания детей о птицах.
Материалы и оборудование:
- картинка маленького и большого комаров,
- девочка Осень,
- деревце,
- сова,
- домик, мостик,
- картинка,
- коза,
- корова,
- зайчик,
- кошка,
- карточка с чистоговоркой,
- Демонстрационный : иллюстрация – «снегири» , технологическая карта по рисованию «Снегирь » .
- Кисти для рисования
- Карандаши
- Баночки с водой
- Гуашевые краски
Ход занятия
Детский совет:
(ребята сидят в кругу)
(совет начинается с приветствия)
Доброе утро всем кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Давайте, ребята, возьмемся за руки, и поделимся, друг с другом теплом, чтобы наше утро, также было добрым.
Ребята, скажите мне пожалуйста какая у нас тема недели? ( Тема « птицы»ответы ребят)
Что мы знаем про птиц? (ответы детей- птицы бывают перелетные, домашние, хищные, с разными формами клювов, птицы питаются семенами деревьев, их плодами, крошками, )
Сегодня мы с вами продолжаем тему «Птицы»
И сегодня нам предстоит работа в двух центрах активности , а в каких сейчас узнаем, предлагаю всем встать со своих мест и сесть в воображаемые вагончики. Отправляемся на нашем поезде знакомиться с центрами активности. (ребята «Едут» знакомиться на поезде с центрами активности)
Итак первый центр активности это центр творчества, здесь мы будем учиться рисовать снегиря, осваивать новую технику работы с гуашевыми красками, будем развивать чувство прекрасного, чувство цветовидения. Отправляемся дальше. (ребята вместе с воспитателем «Едут» ко второму центру активности)
А вот и второй центр активности, тут ребята, мы с вами попадём с красавицей осенью в сказочную страну звуков, где будем помогать героям сказки. Здесь нас ожидаем мудрая и величественная птица сова. Здесь мы в процессе работы закрепим мягкий и твёрдый звук «з» и «зь».
Возвращаемся в наш паровоз , отправляемся к нашей доске. (ребята возвращаются к доске с центрами активности и делают самостоятельный выбор центров активности, после садятся по желанию либо в центр творчества, либо в центр активности.)
Воспитатель поясняет.
Ребята в центре творчества нам будет помогать младший воспитатель Дарья Николаевна, а я буду с ребятами в центре «Речевичок».
И так я желаю всем плодотворной работы.
(приступаем к работе по центрам)
Центр творчества:
Пальчиковая гимнастика «Воробушки на Ветке» (указательным и средним пальцем показываем как воробушки гуляют по ветке)
Ребята обратите внимание кто изображён на картинке? (ответы) Совершенно верно , на картинке изображены снегири, это птицы которых можно встретить зимой, давайте рассмотрим их внимательно какой окрас у этих птиц? (ответы) Что есть у снегиря, какие части тела? (ответы – голова, туловище, хвост, крылья и лапки). Верно, сейчас мы с вами будем рисовать снегиря, посмотрите на схему, где показана последовательность изображения птицы.
Физминутка «две тетери»
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери
Поклевали улетели.
(закончили физминутку приступаем к работе)
Берем карандаши и приступаем к работе, после того как нарисуем птиц, мы будем их раскрашивать. (приступаем к работе).
После окончания работы , спрашивает ребят, чем мы занимались, кого рисовали.
Затем ребята со своими творческими работами сядут на заключительный круг.
Центр «Речевичок»
(ребята рассаживаются по местам)
А сейчас, ребята, я предлагаю вам небольшое путешествие. Но путешествовать мы будем не одни. К нам кто-то спешит в гости. Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Конечно, и к нам спешит красавица Осень.
(На доске картинка – девочка осень).
Посмотрите, какое сегодня прекрасное, осеннее утро. Какой свежий воздух, как легко дышится. Давайте вдохнём. Посмотрите, какое красивое дерево осень принесла. Какие на нём листочки? Подуйте на них.
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
Смотрите, ребята, здесь на полянке, стоит домик. В этом домике дружно живут (воспитатель выкладывает на доску картинки)
Коза – Зина
Корова – Зорька
Зайчик – Зая
Кошка – Зюзя
Давайте вместе произнесём как зовут животных?
Коза – Зина
Корова – Зорька
Зайчик – Зая
Кошка – Зюзя
(воспитатель выкладывает на доску картинки)
Возле домика течет речка, и пройти к домику, можно только лишь по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Уйти из домика можно, а обратно пройти трудно. На перилах мостика сидит ученая птица. Каждого, кто подходит к мостику, она спрашивает, с какого звука начинается имя животного или птицы. Кто правильно скажет, тот пройдет в домик, кто не скажет, или забыл, умная сова не пропустит.
Вот возвращаются животные и птицы после прогулки, подошли к мостику, очень устали, хотят скорее домой попасть и не могут, забыли, с какого звука начинается их имя. Давайте поможем им, дети! (подвести по очереди к мостику животных, дети называют соответствующие звуки. Молодцы, ребята! Все зверюшки очень благодарны вам.
Воспитатель самостоятельно производит «Звук комара» (выкладывает на доску картинку маленького комарика)
- Ой, ребята. Вы слышите звук? Кажется, это летит комарик. Но почему-то он грустный. Дело в том, что он простудил горлышко и не может найти маму, позвать её.
Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
- Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
- А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка. Давайте возьмем наши зеркала.
- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка».
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.(положите руку на горло и пропойте песенку комара)
- Давайте с вами споем песенку большого комара, а потом маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
- Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
- Давайте еще раз споем песенки комариков.
Воспитатель. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.
Воспитатель показывает большого комара - поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
Ребята, давайте произнесем чистоговорку , приготовленную для нас осенью.
(произносят чистоговорку)
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
Давайте встанем и немного отдохнём.
Физкультминутка
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери
Поклевали улетели.
- Молодцы, вы отлично справились.
Осени очень понравилось с вами играть. Но,к сожалению, ей пора с вами прощаться. (прощаются).
Рефлексия , итоговый круг.
Воспитатель. – Молодцы, ребята, понравилось вам играть?
- Ребята, кто приходил к нам в гости?
- Кому мы помогли? Каким животным и насекомым?
- Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- Чем отличаются эти звуки?
Воспитатель приглашает ребят с центра творчества и центра речевичок пройти на заключительный круг.
Опрос ребят, в каких центрах активности они работали, что там делали, в чем у них вызвало затруднение, решение выносят совместно воспитатель и дети, в чем им нужно разобраться, что бы устранить затруднения в их деятельности.