Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18»
Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_kubiki_5-6-let_tamplon.docx | 288.75 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 5 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.4. | Характеристики особенностей развития детей 5-6 лет | 7 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
1.6. | Формы подведения итогов | 8 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 9 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в Программе | 9 |
2.2. | Проектирование образовательной работы по Программе | 9 |
2.3. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 17 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 18 |
3.1. | Кадровое обеспечение Программы | 18 |
3.2. | Описание материально-технического обеспечения реализации Программы | 18 |
3.3. | Научно – методическое обеспечение Программы | 18 |
3.4. | Время и сроки реализации Программы | 19 |
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы | 20 |
IV. | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 22 |
V. | ЛИТЕРАТУРА | 23 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией. Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
- На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
- Обогащается словарный запас;
- Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
- Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
- Раннее чтение влияет на грамотность.
- Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Значимость данной программы в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш должен достичь всего сам.
Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» реализуется на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Правил оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
- Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной программы «Волшебные кубики»
Цель программы: обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению c помощью игры в кубики.
Задачи:
1.Овладевать техникой складового чтения.
2.Формировать умение печатать склады и слова в тетради.
3.Стимулировать познавательный интерес к чтению.
4.Развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, фонематические процессы.
5.Воспитывать любовь к родному языку.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей, не превышающей 12 человек, с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
1.3. Принципы программы:
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
- принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;
- деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
В программе учитываются следующие подходы:
- 1.Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
- 2.Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
- 3. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
1.4. Характеристики особенностей развития детей 5-6 лет
4-5 лет
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в ходе реализации программы:
Воспитанники будут знать:
- понятия «слово», «звук», «буква».
Воспитанники будут уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- составлять предложения с заданным словом перекодировать звуковую форму слов в буквенную и наоборот;
замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении.
Компетенции и личностные качества:
Проявление интереса к чтению, уважение к книге;
Повышение социальной активности личности детей.
1.6.Формы подведения итогов
1.Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе программы.
2.Игровые занятия.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка в программе
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Старшая группа (5-6 лет) | Развитие речи |
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. |
2.2. Проектирование образовательной работы по Программе дополнительного образования
Средняя группа
Совместная со взрослым деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | |||
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные, подгрупповые, групповые | Индивидуальные, подгрупповые | |||
Беседа Рассказ Объяснение Игровые задания Мультимедийные материалы | Проблемные ситуации Развивающие игры Объяснение | Игры дидактические Интегрированная детская деятельность Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Игры с правилами | Беседа Консультации |
План работы построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы | Содержание работы | Продолжительность |
I | Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева | 10 мин |
II | Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.) | 5 мин |
III | Слушание, чтение художественных произведений | 5 мин |
IV | Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.) | 5 мин |
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятий по формированию навыков чтения | Количество часов | |
1 этап – Повторение складов | 9 | ||
1. | Пение «песенок» (закрепление) | 1 | |
2. | Знакомство с кубиками. Сопоставление складов на кубиках и в таблицах. | 1 | |
3. | Составление «поездов» из кубиков (с буквами А, Я). Пение песенок по таблице. | 1 | |
4. | Составление «поездов» из кубиков (с буквами О, Ё). Пение песенок по таблице. | 1 | |
5. | Составление «поездов» из кубиков (с буквами У, Ю). Пение песенок по таблице. | 1 | |
6. | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы, И). Пение песенок по таблице. | 1 | |
7. | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э, Е). Пение песенок по таблице. Составление «поездов» с изученными буквами. Пение «песенок». | 1 | |
8. | Упражнения на закрепление знаний складов. | 2 | |
2 этап-Выход в слово | 20 | ||
1. | Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. | 3 | |
2. | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. | 3 | |
3. | Письмо двусложных и трехсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. | 3 | |
4. | Упражнение на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную Клетку. | 3 | |
5. | Упражнения на закрепление умений. Чтение слов на «Складовых картинках». Печатание по таблице. | 2 | |
6. | Заглавная буква в написании имён, кличек животных. Печатание по таблице. | 2 | |
7. | Упражнения на закрепление умений. Печатание по таблице. | 2 | |
8. | Закрепление навыка чтения слов. Постановка ударения. Печатание слов по Таблице. | 2 | |
3 этап – Выход в предложение | 4 | ||
1. | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений известных писателей. Составление предложений из кубиков. | 2 | |
2. | Закрепление навыка чтения и письма предложений (по таблице). | 2 | |
Итого | 33 |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования
Формы работы:
1) ОД;
2) беседа;
3) игра;
4) индивидуальная работа;
5) групповая работа;
6) коллективная работа.
Методы:
1. Словесные: рассказ, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: демонстрация.
3.Практические: работа с кубиками.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Средства:
1) Наглядный материал: таблицы, схемы, кубики;
2) методическая литература: книги, журналы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Кадровое обеспечение Программы дополнительного образования
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
3.2.Описание материально-технического обеспечения реализации Программы дополнительного образования
Вид помещения | Оснащение помещения | Материалы для работы с детьми |
Групповое помещение | Столы, стулья, магнитная доска, проектор, экран. | Кубики Зайцева, схемы, таблицы для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, кубики |
3.3. Научно – методическое обеспечение Программы
Литература для организации педагогического процесса:
- Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСИ-Пресс, 1996
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А.
- Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
- Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
- Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
- Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
- Таблицы демонстрационные складовые.
3.4. Время и сроки реализации Программы
Программа дополнительного образования рассчитана на один год работы с детьми подготовительной группы. В подготовительной группе 33 учебные недели. В старшей группе занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе – 33 занятия.
Форма построения занятий: Организационный момент.
- Классификация кубиков.
- Озвучивание кубиков и таблиц.
- Поиск.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы
В группе детского сада создан речевой центр. Данный центр объединяет разные виды речевой деятельности дошкольников (творческой, речевой, игровой). Материалы центра, связанные с развитием речевой деятельности, располагаются рядом с игрушками, играми, так как именно игровая деятельность. Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» обеспечивает развитие речевых способностей детей 5-6 лет. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы, форм подведения итогов. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.
Организационный раздел кадровое обеспечение, время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.