Общепедагогические технологии
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающая технология на уроках биологии | 20.73 КБ |
zdorovesbereg_tehnologiya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемного обучения
на уроках биологии.
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.
Концептуальные идеи проблемно-развивающего обучения:
- знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются;
- обучение на высоком уровне сложности;
- обучение поисково-исследовательскими методами;
- логика обучения от общего к частному;
- осознание способов умственных действий;
- стимулирование особой формы активности, направленной на себя как объекта учения.
Алгоритм деятельности при проблемном обучении:
Проблема--- построение гипотезы-------- поиск фактов--------- анализ фактов---------- выводы------------новое знание.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Урок биологии в 8 классе на тему:
«Строение и функции органов дыхания человека»
Цели:
Изучить строение дыхательной системы человека, осознать необходимость профилактики заболеваний дыхательных путей.
Задачи образовательные:
изучить особенности строения и функционирования органов дыхательной системы человека, механизмы голосообразования.
Задачи развивающие:
развивать умение абстрактно мыслить, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, вести диалог, выстраивать проблемы и находить пути их решения, делать общие выводы по теме.
Задачи воспитательные:
воспитание ответственности за состояние своего здоровья,
воспитание корректного поведения учащихся во время диалогов и дискуссии.
Оборудование:
Таблицы « Органы дыхания», «Гигиена органов дыхания»; мультимедийный диск «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть», проектор, экран, компьютер; фрагменты учебного видеофильма «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел- Дыхательная система человека».
Ход урока:
1.Диалог учителя с учащимися. Создание проблемной ситуации.
Учитель:
Все животные умеют дышать через кожные покровы, и если они закрыты, то возникают проблемы, но ведь у каждого из животных есть ещё и свои приспособления в виде органов внутренних к дыханию, почему же без кожных дышащих покровов нам всем плохо?
Ваши предположения, дети!
Класс общается и появляются рассуждения о размерах организмов , о разных средах обитания, об эффективности кожного дыхания..
Вывод: чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.
-А зачем нужна энергия?
Дети:
- на тепло…
-для движений..
-для роста и развития, регенерации..
- в запас на крайний случай…
Учитель: Так какая же у нас сегодня тема урока?
«Органы дыхания человека…» Верно.
2.Демонстрация фрагментов учебного фильма «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел-Дыхательная система человека».
Обсуждение.
3.Работа с таблицами у доски-проблемные диалоги с классом.
Ученик пытается закрепить услышанное в видеофрагменте у доски, показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие по таблицам.
Создание проблемных ситуаций.
Возможные вопросы учителя:
1)-А почему когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло, сипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо, когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?
Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.
Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.
2) -У нас мужчины и женщины равны? В плане анатомии дыхательной системы все органы те же? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?
Идёт обсуждение.
Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.
Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.
Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой желательно металлической и краем своей парты.
Оставьте сначала длинный конец у линейки и «поиграйте на ней», приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо- длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.
-Кто сделает вывод?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и натяжение голосовых связок.
3)-Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?
Она должна быть физически жёстким образованием?
-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: Трахея полужёсткое образование.
Она состоит из хрящей и связок…
4)- Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?
Как вам такая проблема?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ:
Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная.
Учитель : Молодцы, справились со всеми проблемами!
4. Работа с мультимедийным диском «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть» -просмотр материалов по физиологии и гигиене дыхательной системы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:
-На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)
А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)
Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ:
Вдох во время разговора делается ртом, а не носом.
В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…
5. Работа с учебником: прочитайте последний пункт параграфа о заболеваниях дыхательной системы.
- Запишите в тетрадь в столбик все органы системы слева, а напротив каждого справа - их функции очень кратко.
Шесть тетрадок от класса учитель собирает на проверку.
6.Выставление оценок за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
- минутка для шутки
- релаксационные паузы.
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
- технология сотрудничества,
- групповые технологии,
- интерактивные игровые технологии,
- технология личностно–ориентированного обучения,
- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
- социально-психологические тренинги,
- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
- физминутки
- смена видов деятельности
- аэрация воздуха
- зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории,
- зеленые растения в классе,
- живой уголок,
- участие в природоохранных мероприятиях.
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса:
-рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
-в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.