Главные вкладки
Колесова Ольга Ивановна
Эссе на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»
Хрупкие цветы
Очень часто детей сравнивают с цветами. При этом подразумевается, что цветы эти прекрасны: нежные, ароматные, радующие глаз своей красотой. К сожалению, так бывает далеко не всегда. А если цветок этот на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном? Если цветок ограничен в своих возможностях, он не реагирует на солнечный свет, корни его плохи, не могут усваивать необходимые для жизни соки? Такой цветок чувствует себя одиноким и всеми покинутым и начинает постепенно увядать: и без того тоненький стебелек становится еще тоньше, листочки опускаются, нераспустившийся бутон наклоняется к земле.… Как же быть? Тогда на помощь и приходит опытный цветовод, учитель-дефектолог, который изменит состав почвы, обогатит жизненно необходимыми элементами, а также поможет найти свое место в окружающем мире. Это значит, что в умелых руках учителя-дефектолога каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья «расцветет», раскроет свои способности, будет радоваться жизни…. Недаром символом дефектологии является надломленный цветок тюльпана, поддерживаемый заботливыми руками взрослого. Не дать засохнуть цветку, обеспечить условия для его роста и полноценного развития-в этом и состоит смысл деятельности учителя-дефектолога.
Это, конечно, лирическое отступление в размышлении на тему значимости деятельности учителя-дефектолога, к нему прибегали многие. Но оно очень точно и наглядно показывает современную актуальную проблему – проблему обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Какова же роль учителя-дефектолога в образовательном пространстве современной школы? Каким должен быть современный дефектолог? Можно выделить следующие значимые векторы в деятельности учителя-дефектолога.
1.«Чтоб других учить, надо свой разум точить»
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствуют созданию специальных условий для получения качественного и доступного образования этими обучающимися, раскрытию их интеллектуального и личностного потенциала. Но, чтобы создать эти условия, образовательным организациям нужны уникальные специалисты в различных областях. Можно сказать, что учитель-дефектолог-это «штучный товар»! Ведь учителям-дефектологам нужно обладать специфическими разносторонними знаниями для работы с детьми с сенсорными нарушениями, с нарушениями речи, ментальными нарушениями. А это подразумевает постоянное «движение вперед», повышение профессиональной компетенции, освоение новых технологий, методов, способов, приемов работы… . А еще поиск нетрадиционных методов, которые способствовали бы созданию мотивационного поля, активизировали познавательную активность учащихся.
А также глубокое, систематическое психолого-педагогическое изучение учащихся: их индивидуально-типологических особенностей, характерологических особенностей, интересов, склонностей, предпочтений… Действительно, учителю-дефектологу необходимо постоянно оттачивать свое мастерство, чтобы учить. «Учить-ум точить»!
2.«Один в поле не воин»
Реализация на практике принципа профессиональной кооперации для учителя-дефектолога-не громкие слова. Ведь достижение положительной динамики обучения, воспитания, развития ребенка с ОВЗ возможно только ходе комплексной работы всего педагогического коллектива в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся. Учитель-дефектолог взаимодействует со специалистами сопровождения-учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, а также со всеми педагогами, работающими с ребенком. Способы взаимодействия различны: собеседование, консультирование, совещание, методические объединения педагогов, психолого-педагогический консилиум, семинар по психологии, педагогический совет и т.д.
Очень важно взаимодействие с родителями детей. Без тесных контактов, взаимопонимания между педагогами и семьей невозможно создание комфортной среды для обучения, развития, воспитания ребенка. А в развитии и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, равно как и детей с расстройствами аутистического спектра, без поддержки, участия родителей невозможно достижения даже минимальных положительных результатов!
3.«Не бойся продвигаться медленно»
В работе учителя-дефектолога есть «тревожные моменты». Например, он работает с учеником, продумывает каждый шаг, тщательно подбирает материал, готовит задания, но ситуация как бы «застывает»… Педагог начинает испытывать состояние безысходности, «тупика», отчаяния. Решение данной ситуации предлагает Симон Соловейчик: «Представьте себе помещение (вокзал), где бывает много людей, они ходят толпами и топчут полы (особенно в слякоть). Только вымоют, опять грязи натаскали. Что же делать? Не мыть нельзя, а мыть бесполезно; значит, что же? Да! Надо мыть! Что бы ни было, люди должны продолжать бесконечное мытьё, бесконечно стараться внести в жизнь лучшее».
И старания педагога обязательно увенчаются успехом! Он в восторге от того, что Миша к 4 классу запомнил все буквы и начал читать по слогам, Матвей к концу 1 класса, наконец, «увидел строчку», а Анечка в 3 классе подняла руку (сама!), чтобы ответить на вопрос учителя….
Педагоги рады любому позитивному результату обучения и развития ребенка. Очень важен оптимистичный настрой, вера в возможности ребенка (даже самые минимальные)….
Дети-цветы жизни. Каждый уникален и неповторим: и яркий, благоухающий, и слабенький, ничем не примечательный. А также хрупкий, нераспустившийся, даже не похожий на настоящий цветок, с горьким запахом, нуждающийся в постоянной поддержке опытного цветовода, учителя-дефектолога. Так вот он, самый слабый, тоже цветок. Горький, но такой необходимый для здоровья, прежде всего, нравственного здоровья. Нас с вами, окружающих ребенка взрослых….