ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентаци
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokumenty_logopeda.pptx | 98.66 КБ |
logopedicheskie_zanyatiya.pptx | 1.1 МБ |
korrektsiya_rechevyh_narusheniy.pptx | 481.2 КБ |
semya_i_semeynye_tsennosti.pptx | 1.66 МБ |
sotsialno_psihologicheskaya_pomoshch_seme.pptx | 1.28 МБ |
emotsionalnoe_blagopoluchie_v_seme.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Документация учителя-логопеда: г рафик работы; расписание занятий; годовой план работы; журнал первичного обследования речи детей; журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи; журнал учёта посещаемости детьми логопедических занятий; списки детей, зачисленных на коррекционные логопедические занятия; речевые карты на каждого ребёнка; планы подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми; индивидуальные тетради детей по коррекции речи; отчёт об эффективности коррекционной логопедической работы за учебный год; картотека с перечислением создаваемых условий по реализации образовательных программ.
План работы учителя-логопеда Цель работы учителя-логопеда: своевременное выявление детей с нарушениями речевого развития, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов и оказание практической коррекционной логопедической помощи воспитанникам образовательного учреждения по исправлению нарушений устной речи. Задачи коррекционной логопедической работы в ДОУ: осуществление максимальной коррекции специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.) детей дошкольного возраста; своевременное предупреждение и преодоление нарушений речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения, воспитание стремления к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде; реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в группе общеразвивающей направленности с получением специализированной коррекционной логопедической помощи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевой деятельности детей.
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Организационно-методическая работа Сентябрь Стартовая диагностика уровня развития компонентов устной речи детей старших и подготовительных к школе групп; Компьютерная экспресс-диагностика речевого развития дошкольников, зачисленных на коррекционные логопедические занятия; Комплектование логопедической группы с учетом структуры речевого дефекта Сбор анамнестических данных на детей, зачисленных на коррекционные логопедические занятия; Участие в родительских собраниях ДОУ; Информирование родителей о результатах стартовой диагностики; Индивидуальные беседы с родителями детей, зачисленных в логопедическую группу, разъяснение сущности речевого нарушения и программы коррекционной работы; Заключение договоров о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении детей с речевыми нарушениями Ознакомление педагогов с результатами логопедической диагностики и индивидуальными планами коррекционной работы с детьми; Определение задач совместной работы по преодолению выявленных у детей речевых нарушений; Индивидуальные консультации по запросам педагогов Участие в работе ПМПк (зачисление на коррекционные логопедические занятия), оформление протоколов ПМПк; Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации детей; Заполнение речевых карт; Построение индивидуальных маршрутов коррекции; Составление расписания организованной образовательной и совместной логопедической деятельности; Оформление документации
Журнал первичного обследования речи детей № Ф.И. ребёнка Импрес-сивная речь Экспрессивная речь Звуко-произ-ноше - ние Слоговая структура Логопе - дичес - кое заклю - чение Приме- чание Понимание обращённой речи Словарь Грамматический строй речи Связная речь 1.
Журнал регистрации детей № п / п Ф.И. ребёнка Год рождения Группа Логопедичес кое заключение Дата прохождения ПМПК Примечание 1. Иванов Максим 12.11.2010 5 ОНР 3 уровня, минимальные дизартрич . расстройства 09.09.2016 Зачислен на занятия 2.
Журнал учёта Сентябрь 2021 г. № Ф.И. ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Примечание
Список детей № п / п Ф.И. ребёнка Год рождения Группа Логопеди - ческое заключе - ние Дата прохождения ПМПК (ПМПк) При-меча - ние 1. Иванова Татьяна 15.12.2009 5 ОНР 3 уровня 03.10.2016 Приказ № 121
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с родителями детей на 20___-20___ учебный год № Дата Мероприятие На кого направлено
заявление о зачислении на коррекционные занятия с учителем-логопедом Я, __________________________ прошу зачислить моего ребёнка __________________ (Ф.И.О. родителя) (Ф.И.О ребёнка) на коррекционные занятия с учителем-логопедом Обязуюсь выполнять следующие требования: выполнять рекомендации учителя-логопеда, в том числе, по рекомендации учителя-логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и другим специалистам; систематически посещать логопедические занятия; на каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребёнка; поставленный учителем-логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребёнка; по приглашению учителя-логопеда посещать консультации, родительские собрания. В случае невыполнения мною требований претензий к результатам коррекционной работы по исправлению нарушений речи иметь не буду. С условиями ознакомлен(а) _______________ _________________ (подпись) (расшифровка) «____»_______20___г. (дата)
Договор № _ ____ между муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № ___» города __________(в лице заведующего) __________ и родителями (законными представителями) воспитанника дошкольного образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель образовательного учреждения ______________________________ Подпись_____________ Дата ________ М. П. Родители (законные представители) воспитанника ________________________ (Ф.И.О. ребёнка) _____________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) Подпись ___________ Дата __________ Информирует родителей (законных представителей) ребёнка об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМП консилиума Выражают согласие (в случае несогласия Договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение ребёнка в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМП консилиума
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними». Г.А.Волкова
Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Европа, начало 20 века – появление системы «ритмического воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант. Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе. Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других
логоритмикА это система музыкально – двигательных и рече - двигательных заданий и упражнений. Слово + Музыка + Движения.
ЛОГОРИТМИКА – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног, координируются с произношением специального речевого материала …
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды
ЗАДАЧИ: Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; Развитие слухового и зрительного восприятия; Увеличение объема памяти; Развитие двигательного и артикуляционного праксиса ; Развитие двигательных кинестезий; Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций; Формирование двигательных навыков.
СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Артикуляционная гимнастика Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков в соответствие с возрастом детей Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики руки Упражнения под музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ
Интеграцию образовательных областей обеспечивает процесс связности и взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного Учреждения, обеспечивающих целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе
Педагог-психолог Развитие психических процессов Тренинги, ИПРА Учитель-логопед Коррекция нарушений речи Групповые занятия, ИР Музыкальный работник Реализация АООП ДО Учреждения Занятия, ИР
Инструктор по ФИЗО Реализация АООП ДО Учреждения ТПМПК, ПМПК Учреждения Определение ИОМ ребенка Рекомендации по выбору Программы образования Воспитатель Реализация АООП ДО Учреждения Занятия, ИКР
Учитель - логопед задает лексическую тему, проводит занятия, реализует ИПР ребенка Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий и т.д. Воспитатель проводит коррекционно-развивающую работу по заданию логопеда, реализует АООП ДО Учреждения Инструктор по физкультуре проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с ИОМ детей группы
Системно - деятельностный подход Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Технология интегрированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения
Методы и приемы, используемые на занятиях логоритмикой Наглядные Словесные Практические
Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен. Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой ) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма). ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). Улучшение результатов диагностик развития речи. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Понятийный словарь
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ФФНР – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ОНР – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.
Вопросы работы с детьми с нарушением речи выделены в следующих нормативных документах: В законе РФ «Об образовании « от 10.07.1992г. № 3266 – 1 в редакции от 23.12.2003 № 186 – ФЗ определены права и социальная поддержка воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В приказе МО РФ от 22.08.98г. № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений», где изложены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, определена необходимость в организации работы с детьми в учете их возрастных и индивидуальных особенностях развития. В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство (под ред. Т.И. Бабаевой и др.,1998г.), Развитие музыкальных способностей дошкольников «Гармония» (под ред. К.В. Тарасовой,1996г.) среди основных задач выделяется формирование у ребенка способов пользования средствами (голосом, движением, музицированием ) для создания выразительного художественного образа. Отмечается, что в музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей и др.
метод Э.Жака - Далькроза: при помощи сочетания ритма, музыки и движения решается задача «Воспитания ритма при помощи ритма». Ритмика по системе Э. Жака-Далькроза основана на принципе интереса и доступности; технология О.С. Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: исследования А.В.Запорожца о влиянии развития системы движений на развитие психических процессов; исследования теоретических, методических и практических аспектов использования логоритмики в дошкольных учреждениях В.А. Гиляровского, Ю.А. Флоренской, В.А. Гринер, Н. А. Рычковой;
Работа осуществляется с учетом общедидактических и специфических принципов: 1. Принцип развития – обуславливает одновременное осуществление, в процессе двигательной деятельности, умственное, нравственное, эстетическое и сенсорное воспитание детей с нарушениями речи. 2. Принцип всестороннего воздействия – обуславливает общее влияние на организм ребенка действий - ритмических и логоритмическиех средств, способствующих повышению общей тренированности организма, позволяющие совершенствовать общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создающие новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Принципы
4. Принцип комплексности – обуславливает связь логоритримических игр и упражнений с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности. 3. Э тиопатогенетический принцип- позволяет осуществлять дифференцированное построение музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений в зависимости от причины и патогенеза речевого нарушения. Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определили единство развития и коррекции функциональных ситстем детей с речевыми нарушениями
Движение + речь Формирование целостного образа тела и пространственных представлений Развитие просодических компонентов речи Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного характера Формирование правильного речевого дыхания Развитие психических процессов В наблюдениях за поведением и развитием детей с нарушением речи была четко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности (Ю. Змановский,1978г.) Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку. Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача специалистов, работающих с детьми состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка (В. Гринер, 1958г.) Неотъемным звеном в комплексной системе коррекционной работы, направленной одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы ребенка является использование логоритмических игр и упражнений (В.Гиляровский, Ю. Флоренская, В. Гринер, Н. Рычкова, Г.Волкова и др.)
Использования логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Разработка перспективных планов по использованию логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Преодоление речевых нарушений детей посредством логоритмических игр и упражнений во взаимодействии со специалистами. ЦЕЛЬ: Задачи:
Модель взаимодействия со специалистами ДОУ Учитель - логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатель Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию речедвигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию двигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в комплексы утренней гимнастики, в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, знакомится с рекомендациями специалистов. Составляет перспективные планы с учетом рекомендаций специалистов. Разрабатывает рекомендации и консультации Для воспитателей и родителей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий, праздников, развлечений. Включают логоритмические игры и упражнения в утренние ритуалы приветствия, минутки здоровья, используют как физминутки на занятиях.
Структура перспективного плана Месяц: май Группа: старшая Общеразви-вающие упражнения Музыкально-ритмическое движение. Игры. Танцы. Пение. Распевки. Речевые упражнения (через попевки) Слушание Ходьба (в больших и маленьких кругах, с препятствиями ) Перестроение в 4 круга Упражнение на равновесие «Цапля» Шаг с притопом, с продвиже-нием вперед. Игра с бубнами. Хоровод «Мы на луг ходили» Коммуника-тивный танец-игра «Танцуй как я» Муз. – дид. игра «Яблочко» «Песенка друзей», муз. А.Филиппен-ко Песенное творчество – импровизация «Птички» Д/и «Найди свой дом» Игр. упр-ие «Гремушечки – погрему-шечки» Коммуникативная танец - игра «Ворон» Игра «Кучера» «Танец» Э.Блага «Мотылек» М.Майкопара «Вечерняя сказка» А.Хачатурян
Методическим обеспечением перспективного плана стали разработанные мною: серия конспектов музыкальных занятий , развлечений, в которые включены логоритмические игры и упражнения; составлены картотеки логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста, распевок ; Для реализации плана во взаимодействии мною были разработаны и проведены: - консультации для педагогов по проблеме «Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей на занятиях и в совместной деятельности», «Использование элементов музыкотерапии в организации жизнедеятельности детей в течение дня»; - консультации для родителей ДОУ по проблеме «Развитие общей моторики ребенка посредством использования логоритмических упражнений», «Музыка в жизни ребенка» . Методическое обеспечение плана
Игры и упражнения включенные в содержание плана, направлены на : - Развитие чувства ритма – музыкально – дидактические игры, логоритмические игры и упражнения, речевые игры с движениями («Тропинка», «Три медведя», «Музыкальная лесенка» и др.); - Развитие музыкальных сенсорных способностей – распевки , музыкально – дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, направленные на развитие метра, тембра, темпа, чистоты интонирования («Дирижер», «Курица и цыплята», «Музыкальные ступеньки» и др.; - Формировыание правильного физиологического дыхания («Одуванчик», «Сапожок», «Как пахнет цветок» и др.); - Развитие общей моторики – динамические игры и упражненя , направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций (« Дюймовочка », «Каблучок», «Этюды – пантомимы» и др.); - Развитие коммуникативных навыков – коммуникативные танцы – игры («Ворон», «Дождик», «Семейка» и др.).
В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая среда, позволяющая решать задачи коррекции речевых нарушений и развитие слухо-зрительно-двигательной координации у детей. Коррекционно - развивающая среда музыкального зала и групповых помещений Музыкальное оборудование для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха (разнообразные музыкальные инструменты – свистульки, погремушки, трещетки, музыкальные палочки и др.) Музыкально-дидактические игры и пособия для развития общей моторики, физиологического дыхания (предметы на поддувание, «Нарисуй музыку», «Металлофончики», «Музыкальная шкатулка» и др. Фонограммы для развития тембрового, ритмического и фонематического слуха ( Звуки природы – морской прибой, шторм на море; Музыка леса и др.)
О ценка полученных результатов ДР - динамическая сторона речи (Обследования темпа, тембра, ритма, метра – Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; логопедическое обследование темпа, ритма, интонации – Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой ) ОМ – общая моторика (Обследование музыкального ритма, динамической отзывчивости Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; л огопедическое обследование психомоторных функций (статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, пространственная организация движений - Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
Семья… Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём!
В современной литературе семья определяется как «Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»
вне семьи На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека, но даже его физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
« Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин» В.В Маяковский.
Важнейшими функциями семьи следует считать такие: воспитательная хозяйственно-бытовая экономическая социально-статусная репродуктивная духовное общение психотерапевтическая досуговая
Спецификой семейного воспитания являются «многомерность» жизни семьи, у широта и многогранность влияний, условия , которые создаются членами семьи. Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.
Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Если семья ведет здоровый образ жизни, то и ребенок учится бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих
Семья для ребенка – это место его рождения и становления.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.
В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
требования, предъявляемые обществом к семье. 1.Создание условий для всестороннего развития личности. 2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей. 3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.
СЕМЬЯ – ЭТО: и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы… Основы всего этого закладываются в семье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что современная семья переживает сложный этап эволюции–переход от традиционной модели к новой. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное
Молодая семья – супружеская пара с детьми или без них; брак–первый; продолжительность семейной жизни до пяти лет; возраст супругов не старше 30 лет
Молодая семья Полная Неполная Социального риска
социально-психологических проблемы молодой семьи н еблагоприятное материальное положение ; жилищная неустроенность ; проблема деторождения и здоровья ; проблема адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни .
Неблагоприятное материальное положение молодым людям очень важно ещё до вступления в брак овладеть элементарными умениями планирования и контролирования семейного бюджета, представляющего собой баланс доходов и расходов, основами семейной финансовой культуры.
Жилищная неустроенность Одной из характерных социально-психологических трудностей с которой сталкиваются большинство молодых семей, живущих с родителями–это несогласие родителей. Наибольшее число разводов приходится на первые четыре года совместной жизни супругов – 33,9% от общего числа разводов.
Проблема деторождения и здоровья каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей
Проблема адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни. Мужчины оказываются чувствительными к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации, а женщины проявляют большую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) чувства любви и уважения.
Психологическое консультирование молодых семей супружеская терапия (консультирование); семейная консультация; семейная терапия.
Супружеское консультирование досупружеское по поводу развода супружеское консультирование разведенных
По данным научного Центра здоровья РАМН число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% - рождаются с недостатками в развитии.
Виды помощи семьям с больными детьми Ранняя комплексная помощь ; Модель «Тренировки взаимодействия»; Модель «Руководство взаимодействием»; Лекотеки
Ранняя комплексная помощь Внедрение таких программ уменьшит отставание в развитии младенцев, повысит компетенцию членов семьи, повысит социальной адаптации детей.
Модель «Тренировки взаимодействия» Набор инструкций для матери с целью углубления эмпатийных контактов с младенцем (увеличение периода зрительных контактов «глаза в глаза», имитация поведения младенца, игры, соответствующие возрасту ребенка и т.д.)
Модель «Руководство взаимодействием» Направлена на «позитивное» изменение отношений взрослого к ребенку.
Лекотеки Концепция лекотек предполагает использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений , общения и др.
Классификация супружеских проблем Личностные качества супругов Проблемы супружеского союза; Внутренние проблемы супружеской пары Влияние внешних факторов
Распад семьи или внебрачное рождение ребенка может: породить у женщины чувство вины, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ребенку, или обиду на разбитую семейную жизнь женщина вымещает на детях
Прежде всего и мужу, и жене следует отдавать себе отчет, что ошибки и просчеты встречаются в жизни каждого человека. Более того, допускать ошибки совсем не стыдно, поскольку многие из них являются следствием самых добрых чувств и побуждений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию эмоционально благоприятной семейной атмосферы. Актуальность: В наше время люди из-за динамичного жизненного ритма не могут уделять должного внимания всем вещам, которые важны. Например, психологической атмосфере в семье начинают уделять меньше внимания. Несмотря на это, психологическая атмосфера очень важна детям, ведь в детском возрасте происходит формирование нервной системы.
« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец». Иван Александрович Ильин http :// images.yandeex.ru Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. http://festival.1september.ru/articles/576040/
ВВЕДЕНИЕ Родители, составляющие первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни. К родителям, особенно к матери, мысленно обращаемся мы в минуты испытаний, а на склоне лет родители и дети становятся все более близкими. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется, главным образом, тем, что родительская забота необходима для поддержания самой жизни ребенка. Родительская любовь —жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа; а любовь каждого ребенка к родителям — беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. http://aseresa.ru
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка: наличии чувства доверия к миру; способности проявлять гуманные чувства; способности сопереживать и чувствовать состояние другого; наличии положительных эмоций и чувства юмора; способности и потребности в телесном контакте; чувстве удивления; вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества; способности к положительному подкреплению себя и собственных действий; способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом. http://www.step-to-future.ru
ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН НЕ ВОРУЕТ НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ СЛУШАЕТ ДРУГИХ РАЗГОВОРЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН УЛЫБЧИВ НЕ ДРАЧЛИВ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА НЕ КРИКЛИВ НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ http://www.step-to-future.ru
ТРИ ГРУППЫ ФАКТОРОВ влияющих на гармонию семейных отношений, от которой в прямую зависит психоэмоциональное состояние ребенка http://popdoc.ru
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКСКОГО КОМФОРТА РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств; создание в семье атмосферы положительных эмоций; создание в семье атмосферы безопасности для ребенка; поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка); в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления); включенный в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка. http://www.step-to-future.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРЕЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМАСФЕРЫ 1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите. 3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой. 4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п. 5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни. 6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. СОЗДАЙТЕ В СЕМЬЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ http://detsad-kitty.ru
ЦИТАТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми. http://www.ya-roditel.ru