Конспект урока Географии в 11 классе "Япония: общая характеристика"
Данный конспект был использован на открытом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 33.75 КБ |
foto_urok.docx | 495.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 11 классе
Тема: « Япония: общая характеристика»
Тип урока: комбинированный.
Время: 30 минут.
Цель: усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсах; национальном составе и размещении населения, культуре и традициях Японии. Расширить знания учащихся о Японии для повышения образовательной, коммуникативной, культурно-познавательной, социально-эстетической компетентности учащегося.
Задачи:
Обучающие:
- выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства;
- на конкретных примерах показать эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий;
Развивающие:
- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
- совершенствовать приемы использования различных источников информации;
- развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
Воспитывающие:
- способствовать формированию нравственных ценностей, эстетического отношения к природе как к источнику жизни, красоты и духовной культуры японцев.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы и формы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока опорного конспекта, работа с контуром, анализ таблиц, проблемное изложение вопросов, связанных с образом жизни японского народа, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями.
Метапредметные связи: музыка, литература.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Япония: общая характеристика», учебник «География». 11 класс. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, издательство «Просвещение» 2020 год, «География» В.П. Максаковский издательство «Просвещение» 2015 год., атласы, запись национальной музыки, опорный конспект и технологическая карта для каждого учащегося.
Опережающее задание: найти интересные факты о Японии, подготовить сообщения о культуре и традициях японцев.
План урока:
- Организационный момент (3 мин.)
- Сообщение темы и цели урока (1мин.)
- Изучение нового материала (20 мин.)
- Первичное закрепление знаний. (3 мин).
- Домашнее задание (1 мин.)
6.Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)
Звучит японская музыка
(1 слайд- пейзаж Японии)
Учитель:
На островах в соленых водах….. ( 2 слайд -карта Японии)
Лежала древняя страна
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,….. ( 3 – слайд – Цунами)
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась….( 4 слайд – Землетрясения)
Что люди гибли в тот же час…..
Страной Восходящего Солнца ….(5 слайд – Восход Солнца из-за моря)
Назвали соседи её
Встаёт из-за моря здесь Солнце
За горы садится оно……….(6 слайд – Закат Солнца)
Звучит японская музыка входит японка (Слайд – 7)
2 ведущая: О-хаЁ: годзаИмас ( обращение к учителю)
Учитель:
Доброе утро!
2 ведущая: О-хаЁ: ( обращение к ученикам)
О-аиситЭ урэсии!
Учитель:
Я рада вас видеть!
2 ведущая: Нихон ни го-сё: тай ситай то омоимас
Учитель:
Я хочу пригласить вас в Японию
2-й : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас на мою Родину, в загадочную страну Востока: в страну глубоких традиций. Страну, которую называют очень необычно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания.
СЛАЙД- 8
В этой удивительной стране руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пальто подает женщина, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу
Учитель:
Ребята, скажите: « С чем у вас ассоциируется ЯПОНИЯ?»
( ОТВЕТЫ РЕБЯТ)
Как вы уже успели понять, тема нашего урока СЛАЙД – 9 «Япония: общая характеристика». СЛАЙД – 10 Цель и задачи нашего урока: Расширить ваши знания о Японии.
Задачи вы видите на слайде.
Обучающие:
- выявить географическую специфику Японии
- на конкретных примерах показать, культуру и любовь к традициям,
Развивающие:
- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
- совершенствовать приемы использования различных источников информации;
- развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
Воспитывающие:
- способствовать формированию нравственных ценностей, красоты и духовной культуры японцев.
Учитель:
Обратите внимание, у вас на столах лежат « Технологическая карта», которая отражает целостную картину нашего занятия и работу с различными источниками информации, а так же опорный конспект урока, который предназначен для вашей самостоятельной деятельности.
- Берем ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ и записываем дату и тему сегодняшнего урока. 16 апреля. «Япония: общая характеристика»
Япония — удивительная страна. В ней так много необычного для простого европейца, что перечислить всё самое интересное довольно затруднительно. Но мы всё равно попробуем это сделать: каждому из вас было дано опережающее задание. Назвать по одному интересному факту о Японии.
- Японцы — крайне трудолюбивая нация, здесь редко берут отпуска, а задержаться до полуночи на рабочем месте — нормальное явление
- В домах, в некоторых общественных заведениях нужно снимать обувь, причем ее поворачивают носками к выходу. Так требует древний обычай.
- Учебный год в школах начинается не в сентябре, как в большинстве стран мира, а в апреле, когда цветет сакура.
- Борцы сумо у местных жителей вызывают неподдельный восторг. Здесь худощавое телосложение — причина для многих комплексов.
- Японские фермеры создали квадратные арбузы с целью экономии пространства и удобства при транспортировке и сортировке в магазине.
- Японцы едят больше рыбы, чем другие люди в мире - свыше 17 млн тонн в год
Учитель:
Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по этой удивительной стране.
СЛАЙД- 11
На слайде вы видите по какому плану мы с вами будем работать
1.Визитная карточка страны.
2. Экономико-географическое положение страны.
3. Природные условия и ресурсы.
4. Население.
5. Традиции и культура.
I. Визитная карточка страны.
Визитная карточка – это лицо страны. Используя информацию Приложения учебника на стр. 195, заполним опорный конспект где определим основные характерные особенности страны - площадь, численность населения, естественный прирост, продолжительность жизни, уровень урбанизации, ВВП на душу населения, форму правления, учитель дополняет материал) СЛАЙД - 12
- Площадь - 372 тыс. км² (определение по форзацу)
- Население - 126 млн. человек (определение по форзацу)
- Естественный прирост - 0,2 %
- Продолжительность жизни- 86 лет
- Доля городского населения- 94%
- ВВП- 42.942 доллара на человека
- По форме правления Япония – конституционная монархия
Учитель:
Желающие могут озвучить результат работы с таблицей приложения
( ОТВЕТ РЕБЯТ)
Благодарю Вас. А я хочу немного дополнить вашу информацию.
СЛАЙД - 13
- Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю
- Государство разделено на 47 префектур.
- Это высокоразвитая страна.
- Древнее название страны – Ямато.
- Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. страна восходящего солнца.
- Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.
- Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
- Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)
- Денежная единица (Йена)
2 . Особенности экономико-географического положения Японии.
Ребята, обратимся сейчас к технологической карте (СЛАЙД 14)
Используя план характеристики страны и карты атласа дайте оценку ЭГП Японии. А так же назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны. Источники информации с которыми вам предстоит работать, вы видите в технологической карте.
Пока все работают с планом – характеристики, я Алексею предлагаю индивидуальное задание. Ответить на вопросы, которые мы видим на следующем слайде. (СЛАЙД– 15)
Эти вопросы есть и в опорном конспекте
- Посмотрите на карту стр. 201 учебника, назовите крупные острова Японии.
-Какими морями она омывается?
-Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны Задание для Алексея К.
Особенности ЭГП
Благоприятные | Неблагоприятные |
выход к морям и океану | изолированность |
близость к берегам Азии | удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции |
большая береговая линия | |
Соседское положение с Китаем, Новыми Индустриальными Странами (Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань), Россией |
Учитель:
По результатам выполненной вами работы, я попрошу вас сделать вывод
План характеристики ЭГП страны.
- Положение по отношению к соседним странам
( Япония- островное государство через Японское море она граничит с Россией, Кореей, расположено отдалённо от других государств)
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
( Япония расположена в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.)
3-Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам
(Япония удалёна от основных сырьевых баз. Эта особенность географического положения позволяет использовать удобные заливы и бухты для строительсва центров переработки импортируемого сырья доставляемого морским путем)
4-Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
(Япония находится далеко от рынков сбыта. Кроме стран Тихо-океанского региона)
5-Изменение ЭГП во времени.
ЭГП Японии во времени изменялось от полной изолированности страны до ее сильной зависимости от участия в международном географическом разделении труда.
Вывод учеников:
Вывод Алексея:
III. Природные условия и ресурсы Японии.
Учитель:
Благодарю вас. А сейчас обратимся к физической карте Японии
( СЛАЙД 16)
-Какие формы рельефа преобладают на островах? (Горы)
Священным символом Японии стала гора Фудзияма – самая высокая вершина страны.
Посмотрите на физическую карту. ( КАРТА НА СТЕНЕ) Действительно, Япония – страна, в которой ¾ территории занимают горы. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству. Разрушительное землетрясение (8.9 балла.) и, вызванная им, волна цунами (у берега до 10 метров) случилось 11 марта 2011 года.
( СЛАЙД-17 )
-Используя карту учебника стр.213 и таблицу (СЛАЙД -18) назовите полезные ископаемые Японии. Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.
Таблица 1. Собственные ресурсы.
Сырье | Запасы (млн.т.) | Запасы в сравнении с мировыми (в%) | Размещение |
Уголь | 8479 | 0,3 | о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю |
Нефть | 7,6 | 0,009 | Префектура Акита и Ниигата |
Железные руды | 200 | менее 0,1 | Северо-восток о. Хонсю |
Марганцевые руды | 4,5 | 0,3 | Недалеко от о. Киото |
Уран | 0,008 | 0,5 | о. Хонсю |
Вывод:
Учитель:
Проанализируйте таблицу «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья» и карты дополнительного атласа стр. 16- 23 Сделайте соответствующий вывод. ( СЛАЙД-19).
Таблица 2. Зависимость Японии от импорта минерального сырья
( %).
Железная руда | 99 | Цинк | 85,3 |
Марганец | 100 | Никель | 100 |
Хромиты | 100 | Кобальт | 100 |
Бокситы | 99 | Вольфрам | 100 |
Свинец | 94,1 | Олово | 100 |
Медь | 99,9 | Фосфаты | 100 |
Вывод:
Учитель:
Каковы же причины высоких темпов развития экономики страны, если своих ресурсов так мало?
ОТВЕТ:
IV. Население Японии.
Ребята, Вам предстоит самостоятельная работа с текстом дополнительного учебника «География», автор Вл. Пвл. Максаковский ,технологической картой и опорным конспектом где вы сможете найти основные сведения о населении и демографической политике страны. Используя текст учебника стр. 243, карты атласа стр. 10,11,12-13,14,15 заполните пункт «Население» опорного конспекта ( Для выполнения данной работы вы можете объединиться в группы.) Слайд №12
- Средняя плотность населения-341 чел/км².
- Национальный состав - однороден, 99% японцы.
- Уровень урбанизации- 76%.
- Религиозный состав- буддизм, синтоизм.
- Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс.
- Тип воспроизводства населения - первый.
- Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.
- Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек.
- Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет.
- Учитель:
Существует ли Проблема из- за такой большой продолжительности жизни населения?
Ответ:
Учитель:
-Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?
Ответ:
Учитель:
Расскажите, что вы знаете об образе жизни японцев. (СЛАЙД-20)
V. Культура и традиции японского народа.
2 ведущий : Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. В моей стране очень чтут традиции народа. Я хотела бы узнать, какие традиции моего народа вам известны.
- Японские поклоны СЛАЙД-21
- Бонсай СЛАЙД-22
- Икебана СЛАЙД-23
- Цветение сакуры СЛАЙД-24
Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание, на фоне тихой японской музыки)
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли- достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они японцы? Что ими движет? Как они превратили свою страну в высокоразвитую державу? На эти вопросы мы , более подробно, ответим на следующем уроке.
V. Первичное закрепление знаний.
Учитель:
А сейчас, давайте подведем итог нашего урока и для закрепления материала ответим на ряд вопросов блиц- опроса
Блиц – опрос:
- 99% населения Японии составляют… (Японцы)
- Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)
- Столица Японии (Токио)
- Национальный цветок Японии (Хризантема)
- Как японцы называют свою страну (Ниппон)
- Национальная одежда японцев (Кимоно)
- Денежная единица (Йена)
- Священная гора (Фудзияма)
- Искусство составление цветов (Икебана)
- Что означает Токио? (Самая восточная столица)
- Тип воспроизводства населения (Первый)
- На каком острове расположен Токио (о. Хонсю)
- Число жителей, проживающих на территории Японии (126млн)
VI. Домашнее задание. СЛАЙД-25
- Стр.241-244.
- Вопросы:
1. Как вы считаете, ресурсный потенциал Японии способствует развитию страны, или сдерживает его?
- Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся)
- Оценки за работу: В классе
VI .Подведение итогов, рефлексия.
Сейчас мы проведем самооценку своей деятельности и ответим на ряд вопросов:
1.Какую цель мы ставили?
2.Добились ли мы цели нашего урока?
3. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня? (Ответ учащихся)
Давайте подведем итог нашей работы на уроке.
Учитель:
У вас в конце опорного конспекта есть таблица самоанализа вашей работы, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу деятельность на уроке по трём направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
Интересно | Работал | Понял |
Скучно | Отдыхал | Узнал больше, чем знал |
Безразлично | Помогал другим | Не понял |
На парте у вас лежат смайлики, которые дадут мне понять, понравился вам урок или нет
Самооценка урока:
Урок понравился
Урок не понравился
Слайд 27-28