Конспект урока Географии в 11 классе "Япония: общая характеристика"

Луневич Елена Павловна

Данный конспект был использован на открытом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.75 КБ
Файл foto_urok.docx495.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 11 классе

Тема: « Япония: общая характеристика»

Тип урока: комбинированный.

Время: 30 минут.                                                                                   

Цель: усвоение знаний об  основных чертах   ЭГП,  природных и сырьевых   ресурсах;  национальном составе и размещении населения, культуре и традициях Японии. Расширить знания учащихся о Японии для повышения  образовательной, коммуникативной,  культурно-познавательной, социально-эстетической  компетентности учащегося.

Задачи:

             Обучающие:

  • выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства;
  • на конкретных примерах показать эстетический вкус японцев, их любовь  к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий;

Развивающие:

  • продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать приемы использования различных источников информации;
  • развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

Воспитывающие:

  • способствовать формированию нравственных ценностей, эстетического отношения к природе  как к источнику жизни, красоты и духовной культуры японцев.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы и формы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока опорного конспекта, работа с контуром, анализ таблиц, проблемное изложение вопросов, связанных с образом жизни японского народа, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями.

Метапредметные связи: музыка, литература.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Япония: общая характеристика», учебник «География». 11 класс. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, издательство «Просвещение» 2020 год, «География» В.П. Максаковский издательство «Просвещение» 2015 год., атласы, запись национальной музыки, опорный конспект и технологическая карта  для каждого учащегося.

Опережающее задание: найти интересные факты о Японии, подготовить сообщения о культуре и традициях японцев.

        План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Сообщение темы и цели урока (1мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Первичное закрепление знаний. (3 мин).
  5. Домашнее задание (1 мин.)

6.Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)  

Звучит японская музыка

                                                          (1 слайд- пейзаж Японии)

Учитель:

На островах в соленых водах….. ( 2 слайд -карта Японии)

Лежала древняя страна

От государств, других районов

Так отличалася она.

Цунами берег разрушали,….. ( 3 – слайд – Цунами)

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась….( 4 слайд – Землетрясения)

Что люди гибли в тот же час…..

Страной Восходящего Солнца   ….(5 слайд – Восход Солнца из-за моря)

Назвали соседи её

Встаёт из-за моря здесь Солнце

За горы садится оно……….(6 слайд – Закат  Солнца)

Звучит японская музыка входит японка        (Слайд – 7)

2 ведущая:  О-хаЁ: годзаИмас ( обращение к учителю)

Учитель:

Доброе утро!

2 ведущая: О-хаЁ: ( обращение к ученикам)

                   О-аиситЭ урэсии!

Учитель:

Я рада вас видеть!

2 ведущая: Нихон ни го-сё: тай ситай то омоимас

Учитель:

Я хочу пригласить вас в Японию

 2-й : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас на мою Родину,  в загадочную страну Востока: в страну глубоких традиций. Страну, которую называют очень необычно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания.

 СЛАЙД- 8

В этой удивительной стране руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пальто подает женщина, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу

Учитель:

Ребята, скажите: « С чем у вас ассоциируется ЯПОНИЯ?»

( ОТВЕТЫ РЕБЯТ)

Как вы уже успели  понять, тема нашего урока СЛАЙД – 9 «Япония: общая характеристика». СЛАЙД – 10 Цель и задачи нашего урока:  Расширить ваши знания о Японии.

           Задачи вы видите на слайде.

  Обучающие:

  • выявить географическую специфику Японии
  • на конкретных примерах показать,  культуру и любовь  к традициям,

Развивающие:

  • продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать приемы использования различных источников информации;
  • развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

Воспитывающие:

  • способствовать формированию нравственных ценностей, красоты и духовной культуры японцев.

Учитель:

Обратите внимание, у вас на столах лежат « Технологическая карта», которая отражает целостную картину нашего занятия и работу с различными источниками информации, а так же опорный конспект урока, который предназначен для вашей самостоятельной деятельности.

 - Берем ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ и записываем  дату и тему сегодняшнего урока. 16 апреля. «Япония: общая характеристика»

Япония — удивительная страна. В ней так много необычного для простого европейца, что перечислить всё самое интересное довольно затруднительно. Но мы всё равно попробуем это сделать: каждому из вас  было дано опережающее задание. Назвать по одному интересному факту о Японии.

  1. Японцы — крайне трудолюбивая нация, здесь редко берут отпуска, а задержаться до полуночи на рабочем месте — нормальное явление
  2.   В домах, в некоторых общественных заведениях  нужно снимать обувь, причем ее поворачивают носками к выходу. Так требует древний обычай.
  3.  Учебный год в школах начинается не в сентябре, как в большинстве стран мира, а в апреле, когда цветет сакура.
  4.  Борцы сумо у местных жителей вызывают неподдельный восторг. Здесь худощавое телосложение — причина для многих комплексов.
  5.   Японские фермеры создали квадратные арбузы с целью экономии пространства и удобства при транспортировке и сортировке в магазине.
  6. Японцы едят больше рыбы, чем другие люди в мире - свыше 17 млн тонн в год

Учитель:

Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по этой удивительной стране.

 СЛАЙД- 11 

На слайде вы видите по какому плану мы с вами будем работать

1.Визитная карточка страны.

2. Экономико-географическое положение страны.

3. Природные условия и ресурсы.

4. Население.

5. Традиции и культура.

                                               I.  Визитная карточка страны.

Визитная карточка – это лицо страны. Используя информацию Приложения  учебника на стр. 195,  заполним опорный конспект где определим основные характерные особенности  страны - площадь, численность населения, естественный прирост, продолжительность жизни, уровень урбанизации, ВВП на душу населения, форму правления, учитель дополняет материал) СЛАЙД - 12

 

  • Площадь - 372 тыс. км² (определение по форзацу)
  • Население - 126 млн. человек (определение по форзацу)
  • Естественный прирост  - 0,2 %
  • Продолжительность жизни- 86 лет
  • Доля городского населения- 94%
  • ВВП- 42.942 доллара  на человека
  • По форме правления Япония – конституционная монархия

Учитель:

Желающие могут озвучить  результат работы с таблицей приложения

( ОТВЕТ РЕБЯТ)

Благодарю Вас. А я хочу немного дополнить вашу информацию.

СЛАЙД - 13

 

  • Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю
  • Государство разделено  на 47 префектур.
  • Это высокоразвитая страна.
  • Древнее название страны – Ямато.
  • Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. страна восходящего солнца.
  • Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.
  • Круглая хризантема – национальный цветок Японии. 
  • Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)
  • Денежная единица (Йена)

2 . Особенности экономико-географического положения Японии.

Ребята,  обратимся сейчас к  технологической карте  (СЛАЙД 14)

Используя план характеристики страны и карты атласа дайте оценку ЭГП Японии. А так же назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны.  Источники информации с которыми вам предстоит работать, вы видите в технологической карте.

Пока все работают с планом – характеристики, я   Алексею    предлагаю индивидуальное задание. Ответить на вопросы, которые мы видим на следующем слайде.   (СЛАЙД– 15)

Эти вопросы есть и в опорном конспекте

- Посмотрите на карту стр. 201 учебника, назовите крупные острова Японии.

-Какими морями она омывается?

 -Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны  Задание для Алексея К.

Особенности ЭГП

Благоприятные  

Неблагоприятные  

выход к морям и океану                          

изолированность                            

близость к берегам Азии                      

удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции

большая береговая линия                        

Соседское положение с Китаем, Новыми Индустриальными Странами (Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань), Россией

Учитель:

По результатам выполненной вами работы, я попрошу вас сделать вывод      

План характеристики ЭГП страны.

  1. Положение по отношению к соседним странам

Япония- островное государство через Японское море она граничит с Россией, Кореей, расположено отдалённо от других государств)

  1. Положение по отношению к главным  сухопутным и морским  транспортным путям.

Япония расположена в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.)

3-Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам

(Япония удалёна от основных сырьевых баз. Эта особенность географического положения позволяет использовать удобные заливы и бухты для строительсва центров переработки импортируемого сырья доставляемого морским путем)

4-Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 

(Япония находится  далеко от рынков сбыта. Кроме стран Тихо-океанского региона)

5-Изменение ЭГП во времени.

ЭГП Японии во времени изменялось от полной изолированности страны до ее сильной зависимости от участия в международном географическом разделении труда.

                 

Вывод учеников:

Вывод Алексея: 

III. Природные условия и ресурсы Японии.

Учитель:

Благодарю вас. А сейчас обратимся к физической карте Японии

( СЛАЙД 16)

-Какие формы рельефа преобладают на островах? (Горы)

 Священным  символом  Японии стала гора Фудзияма – самая высокая вершина страны.

Посмотрите на физическую карту. ( КАРТА НА СТЕНЕ) Действительно, Япония – страна,  в которой  ¾ территории занимают горы. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству. Разрушительное землетрясение  (8.9 балла.) и, вызванная им, волна цунами  (у берега  до 10 метров)  случилось 11 марта 2011 года.

( СЛАЙД-17 )

-Используя карту учебника стр.213   и таблицу (СЛАЙД -18) назовите полезные ископаемые Японии. Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.

Таблица 1.                     Собственные ресурсы.

Сырье

Запасы (млн.т.)

Запасы в сравнении с мировыми (в%)

Размещение

Уголь

8479

0,3

о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю

Нефть

7,6

0,009

Префектура Акита и Ниигата

Железные руды

200

менее 0,1

Северо-восток о. Хонсю

Марганцевые руды

4,5

0,3

Недалеко от о. Киото

Уран

0,008

0,5

о. Хонсю

       

Вывод:

Учитель:

Проанализируйте таблицу  «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья» и карты дополнительного атласа стр. 16- 23 Сделайте соответствующий  вывод. (  СЛАЙД-19).

Таблица 2. Зависимость Японии от импорта минерального сырья

( %).

Железная руда

99

Цинк

85,3

Марганец

100

Никель

100

Хромиты

100

Кобальт

100

Бокситы

99

Вольфрам

100

Свинец

94,1

Олово

100

Медь

99,9

Фосфаты

100

Вывод: 

Учитель:

Каковы же  причины высоких темпов развития экономики страны, если своих ресурсов так мало?  

ОТВЕТ:   

IV. Население Японии.

Ребята, Вам  предстоит самостоятельная работа с текстом дополнительного учебника «География», автор Вл. Пвл. Максаковский ,технологической картой и опорным конспектом где вы сможете найти основные сведения о населении и демографической политике страны. Используя текст учебника стр. 243, карты атласа стр. 10,11,12-13,14,15 заполните  пункт «Население» опорного конспекта ( Для выполнения данной работы вы можете объединиться в группы.) Слайд №12

  • Средняя плотность населения-341 чел/км².
  • Национальный состав - однороден, 99% японцы.
  • Уровень урбанизации- 76%.
  • Религиозный состав- буддизм,  синтоизм.
  • Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс.
  • Тип воспроизводства населения - первый.
  • Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.
  • Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек.
  • Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет. 
  • Учитель:

Существует ли   Проблема  из- за такой большой продолжительности жизни населения?

Ответ: 

Учитель:

-Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?

Ответ: 

Учитель:

 Расскажите,  что вы знаете об образе жизни японцев. (СЛАЙД-20)

 V.  Культура и традиции японского народа.

2 ведущий : Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. В моей стране очень чтут традиции народа. Я хотела бы узнать, какие традиции моего народа вам известны.

  • Японские поклоны  СЛАЙД-21
  • Бонсай    СЛАЙД-22
  • Икебана СЛАЙД-23
  • Цветение сакуры СЛАЙД-24 

Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание, на фоне тихой японской музыки)

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли- достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они японцы? Что ими движет? Как они превратили свою страну в высокоразвитую державу? На эти вопросы мы , более подробно, ответим на следующем уроке.

V. Первичное закрепление знаний.

Учитель:

А сейчас, давайте подведем итог нашего урока и для закрепления материала ответим на ряд вопросов блиц- опроса

Блиц – опрос:

  1. 99% населения Японии составляют… (Японцы)  
  2. Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)
  3. Столица Японии (Токио)
  4. Национальный цветок Японии (Хризантема)
  5. Как японцы называют свою страну (Ниппон) 
  6. Национальная одежда японцев (Кимоно)
  7. Денежная единица (Йена)
  8. Священная гора (Фудзияма)  
  9. Искусство составление цветов (Икебана)
  10. Что означает Токио? (Самая восточная столица)
  11. Тип воспроизводства населения (Первый)
  12. На каком острове расположен Токио (о. Хонсю)
  13. Число жителей, проживающих на территории Японии (126млн)

VI. Домашнее задание.  СЛАЙД-25

  • Стр.241-244. 
  • Вопросы:

1.  Как вы считаете, ресурсный потенциал Японии способствует развитию страны,  или сдерживает его?

  • Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся)
  • Оценки за работу: В классе

VI .Подведение итогов, рефлексия.

     Сейчас мы проведем  самооценку своей деятельности и ответим на ряд вопросов: 

1.Какую цель мы ставили?

2.Добились ли мы цели нашего урока?

3. Какое значение для тебя лично имеют знания  и умения, полученные сегодня? (Ответ учащихся)

Давайте подведем итог нашей работы на уроке.

          Слайд 26

Учитель:

 У вас в конце опорного конспекта есть таблица самоанализа вашей работы, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу деятельность на уроке по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

 На парте у вас лежат смайлики, которые дадут мне понять, понравился вам урок или нет

Самооценка урока:

           Урок понравился

           Урок не понравился

Слайд 27-28



Предварительный просмотр:

https://sun9-50.userapi.com/impg/Z0slQrspMDjfd7B19FZV7mkstDpiogJ2CZauWw/QjYJizGp7-c.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=80b91803a18802bcc67d442a5b8bf40f&type=album

https://sun9-32.userapi.com/impg/VvHekBEXRNJ6Kru56M1o4ZfV0KWHBrydLCpiLA/PT-DMws0-DQ.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=5921122de498d2aae9ab0013ec31f5cc&type=album