Рекомендации педагогам и родителям слепых и слабовидящих детей


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

При поступлении в дошкольную группу у многих слепых детей нет достаточных представлений об окружающих предметах, животных, явлениях природы. Некоторые из них не знают, сколько ног у собаки, у курицы, чем покрыто тело животных, птиц, не могут отличить по внешнему виду собаку от курицы и т. д.

Чтобы познакомить детей с окружающими предметами, с домашними .и дикими животными, недостаточно только занятий. Необходимы многократные повторения материала, и- в этом большую помощь оказывают дидактические игры.

Задача дидактических игр не только закрепление имеющихся у детей знаний или навыков, но приобретение новых. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по разным признакам, делает простейшие обобщения.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, смекалка,   находчивость и сообразительность.

Для закрепления знаний о предметах и их качествах в дошкольной группе используются игры с бирюльками, предметами обихода, картинками. Вот, например, игра «Чудесный мешочек».

В мешочек кладутся маленькие игрушки или бытовые мелкие предметы: деревянные матрешки, пирамиды, мячи, петушки, зайчики, чайная ложка, зубные щетки, наперстки, ключи, стакан, чашка, грибок для штопки чулок, чайник, вилка, нож и т. п. Дети по очереди достают из мешочка игрушки, называют их и рассказывают все, что о них знают.

Игры с «Чудесным мешочком» можно разнообразить. Например, кто-нибудь из детей достает «игрушку или предмет, рассказывает о его характерных особенностях, а остальные дети отгадывают предмет, который вынут из мешочка.

Эта игра позволяет воспитателю обогащать словарь детей, развивать их осязание. Дети учатся точнее узнавать окружающие предметы и рассказывать о них.

Когда дети познакомятся с мебелью, домашними и дикими животными, проводится игра «Отгадывание предмета по описанию». Она похожа на вариант «Чудесного мешочка», описанный выше. Дети должны назвать конкретный предмет или животное по словесному описанию товарища.

При этом успешно применяются загадки, стихотворения.

Можно провести несколько вариантов этой игры. Например, один воспитанник выходит из группы, а остальные договариваются о том, какой предмет загадывается. Отгадывающий задает детям по очереди вопросы, касающиеся задуманного предмета: «Из чего сделан предмет?», «Для чего он нужен?» и т. д. Дети отвечают. Когда предмет отгадан, ребенок должен найти его среди других или сказать, где он находится. Если речь шла о животном, то отгадавший рассказывает, где оно живет, чем питается и т. д.

Для развития и закрепления ориентировки в пространстве проводятся игры «Надевание колец на колышки» и «Что изменилось?».

Для первой из них каждому ребенку готовится квадратная доска с пятью колышками — четырьмя по краям и одним посередине. Дети должны надеть кольцо на колышки по заданию воспитателя. Эта игра позволяет закрепить понятия «правый», «левый»; «больше», «меньше»; «дальше», «ближе» в зависимости от задания воспитателя. После того как дети справились с одним кольцом, воспитатель дает им но два кольца (большое и маленькое) и предлагает надеть маленькое кольцо на колышек в верхнем правом углу, а большое на колышек в нижнем левом углу. В игре «Что изменилось?» на стол ставятся в определенном порядке игрушки. Один из «грающих ощупывает их и отходит от стола, в это время расстановка игрушек меняется. При вопросе «Что изменилось?» ребенок вновь обследует игрушки и указывает на перестановку. Например: «В правом углу стояла большая пирамида, а теперь она в середине стола». Сначала количество .предметов невелико (например, три предмета) и изменяется только положение одного из них. В дальнейшем, усложняя условия игры, можно не только увеличивать количество предметов, привлеченных для игры, но и менять местами два-три предмета.

Эти игры Закрепляют умение ориентироваться в небольшом пространстве, используя осязание и мышечное чувство. При ориентировке слепые дети опираются на звуки, позволяющие им судить о предметах или действиях с ними.

В игре «Где звенит колокольчик?» один из играющих отходит от группы детей и звенит колокольчиком. Ориентируясь на звук, дети определяют, далеко или близко, спереди или сзади, справа или слева звенит колокольчик.

В игре «Что случилось?» воспитатель производит целый ряд действий, сопровождающихся специфическими звуками, например, переставляет стул, перелистывает книгу, роняет на пол ключи, ударяет в барабан, а дети рассказывают, что случилось, что делает воспитатель.

Для развития обоняния проводится игра «Узнай по запаху». Ребенку дают нюхать туалетное мыло, одеколон, духи, лук, чеснок, перец, лавровый лист и т. д., а он по запаху определяет предъявляемые предметы.

В дошкольные группы при школах слепых поступают дети разных национальностей — русские, татары, удмурты, коми и т. д. Многие из них неточно произносят русские слова, делают ошибки в построении фраз. Для тренировки в правильном произношении отдельных звуков проводятся игры, в которых детям много раз приходится повторять одни и те же звуки и слова, отработанные на занятиях.

Например, в игре «Совушка - сова» один из играющих изображает сову, а остальные ходят по кругу и говорят: «Совушка - сова, большая голова, на колу сидит, во все стороны глядит. Глазками хлоп, хлоп, ножками топ, топ, да как полетит: ш-ш-ш-ш-ш».

Чтобы дети научились различать голоса животных, проводится игра «Кто в домике живет?». Дети изображают птиц, животных, например: одна группа—собаки, другая — <кошки, третья — гуси и т. д. Каждая группа строит из стульев домик. С каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. Один из воспитанников обходит домики, стучит и говорит: «Тук, тук, кто в домике живет?». Дети отвечают, копируя голоса изображаемых животных.

Для обогащения словаря детей проводятся игры, в которых требуется сгруппировать предметы. Например, в игре «Найди свое место» большая часть детей изображает различные предметы, рассказывает об этих предметах. Остальные дети должны найти для них обобщающее слово: «мебель», «одежда», «посуда», и развести в соответствии с этим по группам.

Целый ряд дидактических игр закрепляет навыки счета. Они дают также возможность развивать координацию движений, воспитывать волю, внимание.

В игре «Стук, стук» дети упражняются не только в счете, но и развивают слуховые и осязательно-двигательные восприятия. Для проведения этой игры заранее заготовляются и наклеиваются «а круг кружки из картона или нашиваются пуговицы. В центре круга прикрепляется подвижная стрелка. Во время игры воспитатель ударяет палочкой по столу или барабану. Дети внимательно слушают, считая про себя удары. Бели, например, сделано было 4 удара, дети ставят стрелку против четырех пуговиц. Разнообразя эту игру, ;можно ввести правило, при котором счет ведется только в случае удара по барабану, а при ударах по столу отсчет не производится.

Для проведения игры «Сделай правильно» для каждого воспитанника заготавливаются специальные приборы, состоящие из планок с отверстиями и пробками — одна планка с одной пробкой, вторая с двумя и т. д. Пробки каждой планки соединены проволокой. С этими приборами можно проводить различные игры. Например, дается задание — вынуть- все пробки и правильно вставить на свое место. Многие дети не сразу оправляются с этим заданием. Берут связку с тремя пробками и пытаются вставить в планку с двумя .или четырьмя отверстиями. В этих случаях одне. пробка остается лишней или одно отверстие незаполненным. Это заставляет ребенка несколько раз повторять упражнения. В процессе этой игры дети учатся считать число отверстий и соотносить их с количеством пробок. Такие приборы могут быть использованы и при изучении состава чисел.

Хорошим пособием для счета является колодка с тремя гвоздиками, на которые надеты 10 косточек. Это пособие можно использовать при изучении состава чисел, а также для развития памяти и внимания детей. Детям предлагается слушать и отсчитывать количество ударов. Сосчитав количество ударов, сделанных в первый раз, они должны 'надеть косточки на правый, а во второй раз — на левый гвоздик. После нескольких тренировок дети хорошо справляются с таким заданием. Эти упражнения оказывают большую помощь в изучении состава числа в пределах 10.

При игре в лото также можно закреплять навыки счета. Однако нужно приготовить специальное арифметическое лото для слепых детей. Для этого каждому ученику готовится конверт с карточками, на которые наклеены рельефные кружочки от 1 до 10 (на каждой карточке разное количество кружочков). Дети раскладывают карточки кружочками вверх. Каждый рассматривает свои карточки, выясняет, по скольку кружочков на каждой карточке, старается запомнить свои карточки. Воспитатель называет числа. Дети, у которых есть карточки с названным количеством кружочков, поднимают ее, после чего кладут «а парту кружочками вниз. Выигрывает тот, кто первый перевернул все свои карточки. Эту игру можно проводить иначе. Воспитатель ударяет палочкой по столу или по барабану столько раз, сколько кружочков дета должны найти «а своих карточках.

С такими карточками можно проводить подвижные игры. Для этого каждый воспитанник получает по 2—3 карточки, внимательно их рассматривает и становится у стены рядом с товарищами. Ведущий отходит к противоположной стороне и несколько раз ударяет по бубну или несколько раз хлопает в ладоши. Если сделано три удара, тот, у кого была карточка с тремя кружочками, подбегает к ведущему, отдает ему карточку и возвращается на свое место.

Выигрывает тот, кто первым отдал все свои карточки ведущему. Для тренировки в сложении и вычитании также можно проводить игры с карточками. Каждому воспитаннику выдается карточка и коробка с набором мелких предметов. Дети отбирают из коробок столько предметов, сколько показывает карточка. Потом дети меняются карточками. Получив новую карточку, ребенок

* добавляет или убирает предметы в соответствии с числом, указанным на новой карточке.

На занятиях дети сидят за столом и обмен карточек происходит иначе. Положив свои карточки лицом вниз, дети передвигают их слева направо, приговаривая: «Поехали, поехали».— «Стоп!» — говорит ведущий. При слове «Стоп» дети открывают карточки, отбирают из

• коробок предметы — и игра продолжается.

Для закрепления сравнения величин проводится игра «Кто скорее соберет пирамиду?». Дети сами снимают с пирамиды все кольца и вновь ее собирают. Им дается задание как можно быстрее и правильнее собрать пирамиду.

Кроме пирамиды, дети собирают матрешек. Нужно разобрать матрешку, найти самую маленькую и самую большую, расставить матрешек по убывающей величине и снова собрать в одну.

Для закрепления умения сравнивать предметы по длине каждому ребенку готовится набор палочек (10 штук одинаковой ширины, но разной длины) и дается задание найти самую длинную и самую короткую палочку", расположить палочки по убывающей величине, начиная с самой большой, и наоборот.

Для сравнения предметов по ширине был использован набор палочек (10 штук одинаковой длины, но разной ширины).

Таким образом, дидактические игры позволяют воспитателю незаметно закреплять знания, полученные детьми на занятиях, развивать внимание, настойчивость, сообразительность. Дидактические игры способствуют также формированию и закреплению навыков ориентировки в пространстве, развивают навыки осязания предметов, узнавание их по слуху и запаху. Все это необходимо слепому дошкольнику для поступления в школу и для успешной подготовки к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер. Ребенку дают новый предмет, он начинает действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у него не наблюдается. На вопросы о том, каков предмет, ребенок не отвечает. Все свойства предмета: цвет, форму, величину и т.д. ребенок видит слитно с предметом, а наиболее яркие его свойства он видит хорошо и по ним отличает один предмет от другого.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок рассматривает предмет, но делает это не последовательно, не систематически, часто переходит к манипулированию. При словесном описании он только называет отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств предмета: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, называния, учится различать их оттенки и особенности.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживает их сочетание в целостных предметах. Появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета, ребенок вертит и ощупывает предмет, обращая внимание на наиболее заметные части, учится использованию свойств предметов в разных видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) у ребенка можно наблюдать вполне систематическое, планомерное обследование предметов, к тому же он часто пользуется чисто зрительным восприятием, не ощупывая предмет. На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предмета не только из восприятия, сколько из практического действия с ним. Затем восприятие сочетается с практическим действием, они как бы помогают друг другу. И только в конце дошкольного возраста восприятия становятся достаточно организованными и эффективными. Совершенствование восприятия у ребенка-дошкольника имеет в своей основе уже знакомую нам закономерность — преобразование внешних ориентировочных действий в восприятия. Внешние ориентировочные действия служат для того, чтобы путем проб решать задачи при помощи восприятия, сопоставлять и сравнивать свойства предмета.

Так, в процессе восприятия ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувственного познания становится все более совершенным.



Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков и развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Детям очень нравится выполнять разнообразные упражнения с песком. Сначала им дается возможность привыкнуть к тактильным ощущениям при взаимодействии с песком, затем их учат ставить ладонь на ребро и удерживать ее в таком положении (песок помогает ровно держать ладони). Через некоторое время детям показывают, как можно оставлять пальцами следы на гладкой поверхности песка: проскакал зайчик — небольшие углубления, проскользнула змея — волнообразная линия и т.п. Затем при помощи отпечатков рук составляют различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Параллельно с этим учат детей делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. После манипуляций с песком переходят к предметному конструированию из песка. Одновременно с этими занятиями дети вместе с педагогом рисуют на песке: различными трафаретами оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводить на песке детям проще, чем на бумаге, поэтому делают они это с огромным удовольствием. 

Положительных результатов можно добиться работая с бумагой. Ее можно использовать, чтобы научить детей приему отщипывания, отрывания клочков бумаги. Сначала дети отщипывают клочки от любой части листа бумаги большим и указательным пальцами правой руки (у левшей — левой руки), большим и средним пальцами, то есть в ходе отщипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движение освоено, упражнение выполняется по определенному плану: отщипывание производится с одной стороны листа или по периметру листа, а также по ограничивающей линии, проведенной карандашом. Предлагается отщипывать бумагу то правой, то левой рукой. Чем мельче были клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука. Для развития более тонких координированных движений пальцев дети раскладывают мелкие камушки, пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам, нанизывают бусы, пуговицы на нитку, леску, штрихуют, раскрашивают. Раскрашивая картинки, дети учатся держать в руке карандаш, использовать силу нажима, при этом они стараются, чтобы линии не выходили за границу контура рисунка. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

Кроме того, для улучшения координации тонкой моторики с детьми можно выполнить следующие упражнения:

— перебирание крупы (фасоли, гороха, гречки, риса) двумя пальцами одновременно двумя руками (сначала действие выполняется 1-м и 2-м пальцами, потом 1-м и 3-м; 1-м и 4-м; 1-м и 5-м);

— смешивание контрастной воды (горячей и ледяной), мелкой крупы каждым пальцем поочередно, одновременно двумя руками (по часовой стрелке и против) при фиксации кисти ребенка.

Сначала эти движения отрабатываются каждой рукой и каждым пальцем поочередно, а затем упражнения выполняются двумя руками. Эти упражнения превосходно тренируют точность, синхронность движений обеих рук.

Особую роль в коррекционной работе по данному направлению играют специальные упражнения для мелкой мускулатуры пальцев (пальчиковая гимнастика), позволяющие корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Первоначально дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому все движения отрабатываются постепенно, сначала пассивно, с помощью взрослого.

Начинаем работу с массажа руки (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание до появления ощущения тепла). Дети постепенно усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения, например: «Пальчики "здороваются"», «Оса», «Дети бегут», «Коза и козлята», «Очки», «Стол», «Птичка пьет водичку»; «Цветок», «Улитка» и т.п.

Затем к ним присоединяем упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, например: «Зайка», «Этот пальчик», «Скакалка», «Где твой пальчик?» и др. При проведении этих игр педагог сначала сам проговаривает текст и выполняет движения вместе с детьми. После многократного повторения дети уже самостоятельно выполняют движения и в знакомом тексте помогают педагогу закончить начатую фразу.

В процессе длительного повторения этих упражнений дети могут изобразить, пользуясь движениями кисти и пальцев рук, разных зверей, птиц, предметы.

Пальчиковая гимнастика обязательно проводится на каждом уроке физкультуры. Затем упражнения, изученные на этих уроках, включаются в подвижные игры, например, «Космонавты» (использовались упражнения: «Моторчик», «Большая волна», «Фонарик», «Собачка»), «Совушка» (использовались упражнения: «Муравьи», «Лягушка», «Улитка», «Оса», «Змея») и другие игры.

На уроках физкультуры проводятся упражнения с лентами, которые способствуют развитию подвижности кистей рук. Например, выполняя упражнение «Серпантин», учащиеся совершают кругообразные вращательные движения кистью руки с лентой. Упражнение «Змейка» позволяет развить подвижность кисти в горизонтальном направлении (движение вправо—влево); упражнение «Змей Горыныч» развивает подвижность кисти в вертикальном направлении (движение вверх—вниз).



Предварительный просмотр:

Консультация

Зрительная гимнастика, как профилактика зрительного переутомления.

Как известно при понижении зрительных возможностей наблюдается повышенная утомляемость и снижается работоспособность у ребенка. В специализированном детском саду обеспечивается комплексное лечение детей с глазной патологией, гармонично сочетающееся с общеобразовательной подготовкой и воспитанием. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего возраста. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровья и поведения. Следовательно, важно предупредить возникающее переутомление.

Для снятия утомления, для активизации внимания и работоспособности необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и зрительной гимнастики, а так же смену видов деятельности на занятии.

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Она проводится несколько раз в течении дня от 3-х до 5 минут.

Можно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Гимнастику для глаз проводят со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуется следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна).

-вправо-влево;

-вверх-вниз;

-далеко - близко (удалять и приближать предмет);

-по кругу - слева - на право;

-по диагонали - снизу - вверх;

-по диагонали - сверху - вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим.

Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения сидят (стоят) перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотри вверх вниз и т.д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Зрительная гимнастика проводится и во время утренней зарядке, «подняли руки вверх, посмотрели глазами вверх, опустили руки, посмотрели вниз». При поворотах, или отведением рук в стороны даем команду посмотрели налево, направо.

После упражнений на дыхание можно дать команду «крепко зажмуриться, затем широко раскрыть глаза».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Во что можно поиграть с ребенком в вечернее время с пользой для глаз.

Ребенок пришел из детского сада — и Вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… «Как подменили ребенка! — сокрушаетесь Вы. — Надо будет поговорить с воспитателем!». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. А особенно для ребенка с нарушениями зрения.

Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня. Один из лучших антистрессовых приемов — игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.

-Предлагаю игры для умственного развития ребенка, в которых дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

-Так же в процессе игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

-Игры способствуют и развитию математического мышления — ребенок отсчитывает необходимое количество предметов, сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени.

Большое значение для коррекции зрения детей имеет правильная организация жизни, занятий в домашних условиях.

Эмоциональное общение с мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка очень важны для ребёнка с нарушениями зрения.

Игры можно проводить лёжа, с закрытыми глазами, в спокойной обстановке, перед сном, в перерыве между просмотром телевизионных передач, после усиленного зрительного напряжения.

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее Вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, про звучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. ворона, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

8. лиса, свинья, лось, кабан

9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей»: и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен назвать способ передвижения этого объекта.

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах.



Предварительный просмотр:

Поэкспериментируем вместе с ребенком

В ванной комнате можно разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать. чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?. Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?). Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

 Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе, этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как лю¬бознательность.

 Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.н. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

 Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

 Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

 Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

 Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

 Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

 Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

 Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

 С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

 Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию). о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).