Главные вкладки
1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника. 2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника
1.1 Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, стабильные результаты - 15.
За последние пять лет Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию прошли 13 тыс.123 человек. Из них получили рекомендации по обучению АООП с ТНР (Тяжелые нарушения речи) - 336 обучающихся. Из них ранняя помощь 0-3 лет - 10 детей, дошкольники- 213 детей, начальное образование- 139 учащихся, основное общее-27, среднее общее-1. Ежегодно наблюдается увеличение числа обратившихся в комиссию детей, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, в получении психолого-педагогической помощи. Учитель-логопед в составе комиссии регулярно участвует в комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании детей, по результатам которого с учетом психофизических особенностей и в соответствии с индивидуальными возможностями определяет каждому ребенку оптимальную ему образовательную программу. Мониторинг достижений обучающихся показывает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута, положительную динамику в усвоении АООП и успешное прохождение государственной итоговой аттестации.
Проводятся консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по волнующим вопросам (ознакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях, познакомить с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, приёмами обогащения словарного запаса, познакомить с играми и упражнениями для развития связной речи. подготовке детей к обучению грамоте, даются рекомендации и советы, предлагается помощь родителям в подборе наглядного материала).
Консультации для родителей по темам:
1. Речевые навыки детей первого года жизни (ранняя помощь).
2. Постановка и закрепление правильного призношения звуков
4. Дыхательная гимнастика
5. Артикуляционная гимнастика
6. Пальчиковая гимнастика
7. Профилактика и коррекция речевых нарушений
8. Для чего нужна логоритмика?
9.Что такое ОНР?
11.Подготовка руки к письму.
12. Речь ребенка с аутизмом.
- https://vk.com/video-215998805_456239030
- https://vk.com/video-215998805_456239024
- https://vk.com/video-215998805_456239045
- https://vk.com/video350040137_456239139
- https://vk.com/video350040137_456239138
- https://vk.com/video350040137_456239143
Учителем-логопедом в 2019-2020 учебном году на базе Центра проведены 16 коррекционных занятий, в 2020 году -25 индивидуальных занятий, из них 5 занятий в дистанционной форме по коррекции звукопроизношения, в 2021 г- 28 занятий, в 2022 году- 26 занятий по коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи детей дошкольного, младшего школьного возраста. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в обучении и воспитании показывают положительную динамику. У детей повышается интерес и появляется мотив к обучению в школе. Разрабатываются индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения, рекомендации педагогам по коррекции познавательной деятельности учащегося с ОВЗ.
1.2. Углубленное логопедическое обследование обучающихся / воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта, проводится системно - 20.
Углубленное логопедическое обследование обучающихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта (выявление уровня речевого нарушения, соответствия имеющихся знаний, умений и навыков возрастной норме (обученность) и обучаемости по параметрам принятия помощи, умения переносить ранее усвоенные способы деятельности на аналогичные задания), образовательных потребностей и условий, необходимых для получения образования, а также динамическая диагностика проводится системно.
Обследование учитель-логопед организует с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Начинает процедуру обследования со знакомства с документами (рабочие тетради, результаты клинических исследований, характеристики на ребенка), оценку истории развития (анамнез по документам и сведений от родителей), т.к. для учителя-логопеда важными являются вопросы выявления периода возникновения нарушения, возможных причин, уточнение предшествующей социальной ситуации развития, наличие получаемой специализированной помощи ребенком.
Особое внимание при обследовании уделяет налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительных отношений. Это позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, увидеть достоверный уровень его развития и обученности.
В своей работе учитель-логопед пользуется стандартизированным и сертифицированным диагностическим инструментарием, соответствующей возрастному развитию детей и их особенностям от рождения до 18 лет.
Перечень диагностического инструментария учителя-логопеда.
1. Методические рекомендации по обследованию детей раннего, дошкольного, школьного возраста в психолого-медико-педагогических комиссиях для учителей-логопедов. ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», М., 2019.
3. Методическое пособие разработанное по заказу Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в целях обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся сограниченными возможностями здоровья и одобрено решением Экспертного совета ИКП РАО по проблемам образования, социализации и социальной интеграции детей с нарушениями речи. Москва, 2021.
4. Ахутина Т.В Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд-во «Логомаг», 2018.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
6. Иншакова О.Б. "Альбом для логопеда".Диагностический материал для обследования звукопроизношения.
7. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей.
8 Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. ФГОС ДО.
9. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва.: Аркти, 2002.
10. Лалаева Р.И., Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. -М., ВЛАДОС,2003.
11. Венедиктова Л.В, Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб.: СОЮЗ,2003.
12. Методическое пособие под ред. Серебряковой Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.- СПБ: КАРО, 2005.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.-М.:АРКТИ,2018.
14. Разенкова Ю. А. Логопедическое обследование ребенка 1-го года жизни. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001
По результатам обследования учителем-логопедом заполняется протокол логопедического обследования и составляется представление на каждого ребенка.
1.3. Проведение мониторинга выполнения программного материала, ведется на системном уровне - 20.
Наряду с первичной диагностикой, также учителем-логопедом проводится динамическая диагностика для определения результативности образовательного процесса, усвоения учащимися образовательных программ (мониторинга выполнения программного материала) путем изучения прошлых и текущих оценок по результатам контрольных срезов, итоговых оценок за четверть, выполнения тестовых заданий и изучения документации, представленной образовательной организацией (психолого-медико-педагогическим консилиумом).
В начале коррекционных занятий: письменные работы, табель успеваемости, логопедическое представление учителя-логопеда СОШ, логопедическое заключение учителя-логопеда ПМПК, тестовые задания на ПМПК.
После коррекционного воздействия:
2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования - высокий уровень-15.
2.1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого внеклассного мероприятия с печатью и подписью методиста ОО, УО)
Открытое занятие на М.О учителей-логопедов РТ "Развитие речевого дыхания у детей с ринолалией"- 22.03.2024 г. Занятие оценено:высокий уровень-15
Логопедическое занятие "Развитие речевого дыхания у детей с ринолалией"
Цель занятия:
1. Закрепить диафрагмальный вдох постепенный спокойный выдох.
2. Развитие ротового выдоха.
3. Дифференциация носового и ротового дыхания.
4. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков. Закрепление навыков самоконтроля вдоха и выдоха при произнесении гласных звуков а-о-у-и.
5. Формирование фиксированного выдоха.
6. Формирование форсированного выдоха.
7. Распределение выдоха в процессе речи.
8. Упражнение «поплевывание».
Ход занятия:
Упражнение «Удивились» (мимическая гимнастика)
Цель: учить выполнять изолированное синхронное движение бровями вверх.
Логопед: «Ребята, представьте, что вы пришли в садик и увидели слона! Посмотрите в зеркало, как вы удивитесь?» Повторить движение 3-5 раз.
Упражнение «Нахмурились»
Цель: учить выполнять изолированное синхронное движение бровями к переносице.
Логопед: «А сейчас представьте, что кто-то сломал вашу игрушку! Покажите, как вы рассердитесь?»
Повторить движение 3-5 раз.
Упражнение «Улыбка»
Цель: учить выполнять изолированное движение губами.
Логопед: «Теперь починили вашу игрушку! Улыбнулись все вместе! Глядите, какие вы весёлые!»
Повторить упражнение 3-5 раз.
Упражнение «Трубочка» (артикуляционная гимнастика)
Цель: учить выполнять изолированное движение губами вперед.
Логопед: «Превратились все в слоников, сделали из ротика длинный хобот! Тянем вперед наши хоботы».
Повторить упражнение 3-5 раз
Упражнение «Улыбка-трубочка»
Цель: учить выполнять поочередные изолированные движения губами вперед-в стороны.
Логопед: «Улыбнулись! Смотрим, какие мы добрые. А теперь сделали хоботок». Повторить 3-5 раз
Упражнение «Испечём блинчик»
Цель: формировать у детей положение языка, спокойно лежащего на нижней губе
Логопед: «А теперь будем печь блинчики! Смотрим в зеркала. Покажите нижнюю губу. Улыбнулись. Показали зубки. Открыли рот. Положили спокойный язычок на нижнюю губу».
1.Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания (синхронизация дыхания со взрослым).
Логопед: "Я приложу твою ладонь к себе на бок и ты проверишь своей ладонью мое дыхание".
Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
И. п. лежа, ладонь одной руки на груди, ладонь другой руки на животе чуть выше пупка. Плавно вдохнуть носом так, чтобы живот выпятился вперед («надули шар»). Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через нос, при этом живот должен опуститься («вышел воздух из шарика»). Сначала показывает логопед, затем ребенок повторяет. Повторить 3–5 раз. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели ежедневно. Примерная продолжительность этапа – четыре недели.
Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Логопед: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.
Упражнение 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Логопед: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Логопед: «Сядь, положи руку на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Логопед: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».
Игра «Качели».
Логопед кладет небольшую игрушку на живот ребенку для контроля дыхания: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Логопед: «Вверх-вниз, вверх-вниз, крепче, куколка, держись».
Для школьников- положить мешок с песком или книгу.
Для закрепления диафрагмального дыхания и длительности ротового выдоха используется трехфазное дыхание: выдох, пауза, вдох.
Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. (Методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые проходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке).
Игра "Нюхаем воздух"
Логопед: «Попробуем нюхать воздух так, как нюхают его животные, например, собаки – шумно, быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши – «нюх-нюх».
Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Далее три «быстрых вдоха», четыре «быстрых вдоха».
2. Развитие ротового выдоха:
(на зеркальце наклеиваются картинки: зайка, пчелка)
Игра «Пчелка»:
Логопед подносит зеркальце к ребенку и просит помочь его согреть пчелку, проговаривая такую рифмовку:
«Плачет пчелка: ой-ой-ой,
замерзаю я зимой!
надо пчелку пожалеть,
нужно нам ее согреть!
теплый воздух, поскорей нашу пчелку ты согрей!»
Ребенок подносит зеркальце к ротику, вдохнув через нос, выдохнув через рот: АААА
Игра «Зайка»:
Логопед: «Лапки заморозил я, ну, скорей согрей меня!»
(Ребенок подносит зеркальце к ротику, вдохнув через нос, выдохнув через рот: АААА)
3. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Необходимо объяснить ребенку, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения.
Игра" Вдох -выдох "
"Вдох ртом выдох носом"
"Вдох носом-выдох ртом"
"Вдох ртом-выдох носом"
Игра «Нюхаем цветочек» (Для самых маленьких).
Логопед: «вдох носом-выдох ртом: А-А-А»
Игра «Как дышит собачка?»
Логопед: «Как дышит собачка, когда ему жарко? Смотри, собака дышит, высунув язык: А-А-А»- вдох ртом-выдох ртом.
Игра «Легкое дутье»- научить ребенка легко выдыхать, губы в положении «легкой улыбки»- используем легкие бумажные или ватные игрушки, подвешенные на палочке. Вдох носом-выдох ртом.
Если ребенок начнет выдыхать через нос, нужно аккуратно зажать ему нос, чтобы воздух пошел через рот и ребенок получил новое ощущение. Вставить в носовые ходы легкие комочки ваты. если воздух направляется в нос, то они выскакивают.
Упражнения по развитию дыхания ( надувание мягких резиновых игрушек, воздушных шаров и т. п.), часто применяемых в логопедической практике не приносят пользы для детей-ринолаликов, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.
4.Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса).
Логопед: «Ну вот, у тебя все хорошо получается. Ты уже научился выдыхать ртом, давай попробуем, умеешь ли ты выдохнуть так (показываем артикулемы звука А).
Сам логопед не должен делать выдоха, так как в этом случае ребенок может услышать звук и произнести его по-своему. Логопед только объясняет устно и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука А.
5. Формирование длительного ротового фиксированного выдоха при реализации фрикативных глухих согласных звуков.
6. Формирование форсированного выдоха.
Логопед: "Вдох — носом, выдох через нос толчками".
"Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)"
"Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака)".
"Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать)".
"Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!)".
"Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый".
"Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)"
7.Упражнения по формированию умения распределять выдох:
сначала проводятся с использованием слогов; прием наращивания слогов:
– согласные звуки + одинаковые гласные звуки (фа! фа!);
– согласные звуки + разные гласные звуки (фа! фэ!);
– увеличение количества слогов (фа! фэ! фо! фу!).
Логопед: "Слоги произносятся громко, на твердой атаке, равномерно, на одном дыхании".
8.Упражнение «Поплевывание»:
Ребенок делает вдох через нос, улыбается и как бы выплевывает кончик языка, зажатый между зубами. Если упражнение не получается, то нужно учить выплевывать весь язык, постепенно убирая его в глубь ротовой полости, оставляя один кончик языка. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день. У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, "поплевывание" может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с К. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго внеклассного мероприятия с печатью и подписью методиста ОО, УО).
Открытое занятие на М.О учителей-логопедов РТ "Насекомые. постановка звука Л"- 17.05.2024 г. Занятие оценено:высокий уровень-15.
Логопедическое занятие (старшая группа ДОО)
.
Лексическая тема «Насекомые». Постановка звука Л.
Цель занятия. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»
Учить правильно произносить звук Л с опорой на зрительный и слуховой контроль.
Тема занятия входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
(4-7 лет)». На изучение темы отведено 2 часа, данное занятие является первым.
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов – антонимов, употребление существительных в родительном падеже). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Развитие связной речи. Лексический материал (насекомое, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Постановка звука [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада; развитие фонематических процессов-продолжать учить выделять звук Л из потока других звуков.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, мяч, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, готовые предметные схемы слов, карточка с ребусом.
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Учить составлять рассказ-описание по схеме. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме; формировать правильную артикуляцию звука Л на индивидуальных занятиях с логопедом; формировать правильную воздушную струю.
Ход занятия
1.Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки». (Создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи).
Логопед. Весна в разгаре. А какой весенний месяц идет, ребята? Правильно, месяц май - последний месяц весны. В мае расцветает черемуха.
1. Упражнение «Разноцветные бабочки».
Логопед. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, губы в легкой улыбке.
Логопед: Правильно. Выполняйте упражнение.
Дети по очереди выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда.
Логопед:-. А теперь набираем вдох носом и на выдохе произносим: Бабочки!
Вдох носом и на выдохе произносим: Красивые бабочки!
И последний раз вдох носом и на выдохе: Какие красивые бабочки!
Логопед:- Молодцы. Мы хорошо потренировали свое речевое дыхание.
2.Упражнение «Найди место» (Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Употребление существительных в родительном падеже).
Логопед приглашает к столу, на котором стоит контейнер с песком. В контейнере спрятаны плоскостные изображения насекомых.
Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите там то, что я спрятала.
Дети опускают руки в бассейн и достают оттуда плоскостные изображения насекомых.
Логопед помещает на магнитную доску игровое поле.
Логопед. Кого вы нашли в бассейне?
1-й ребенок. Я нашел жука.
2-й ребенок. Я нашел стрекозу.
3-й ребенок. Я нашел муравья.
4-й ребенок. Я нашел гусеницу.
5-й ребенок. Я нашел бабочку.
6-й ребенок. Я нашел муху.
Логопед: Хорошо. Назовите их общим словом. Кто это?
Дети: Это насекомые.
Логопед. Хорошо. И мы продолжим разговор о насекомых. Насекомые - это маленькие живые существа. Они живут на Земле миллионы лет. Некоторые насекомые приносят пользу, например, бабочки, пчелы - они на своих лапках переносят пыльцу растений, помогая, им расти. Они питаются нектаром цветов. Пчелы дают полезный мед. Некоторые, например, колорадские жуки и гусеницы пожирают листья, этим они приносят вред.
3. Составление рассказа-описания о насекомых по заранее составленному плану. (Развитие связной устной речи).
- Название.
- Внешний вид.
- Чем питается.
- Способ передвижения.
- Какую пользу или вред приносит.
- Какие звуки издает?
Логопед. Это пчела. Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. У неё есть голова, усики, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полёте пчела жужжит. Живёт она в улье вместе с большой пчелиной семьёй. Пчелка собирает нектар с цветов. Это её пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мёд вкусный и очень полезный.
5. Игра «Чего нет?» (учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа ед. и мн. числа).
Логопед. Что художник забыл нарисовать?
У муравья нет --------- усиков.
У пчелы нет------------ног.
У бабочки нет--------крыла.
У божьей коровки нет---------черных точек.
6. Игра «На полянке» (Совершенствование грамматического строя речи).
Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле.
Логопед. Расскажите, где находятся насекомые?
1-й ребенок. Бабочка кружится над поляной с цветами.
2-й ребенок. Жук спрятался в чашечке колокольчика.
3-й ребенок. Стрекоза сидит и качается на ветке березы.
4-й ребенок. Муравей бежит в траве под паутиной.
5-й ребенок. Гусеница ползет по листку одуванчика.
6-й ребенок. Муха запуталась в паутине и громко жужжит.
7-й ребенок. Кузнечик прыгает с травинки на травинку.
Логопед. Молодцы, все отлично справились.
7. Упражнение «Подбери схему» (Развитие навыков фонематического анализа).
Логопед помещает на доску готовые схемы слов, а детям раздает картинки.
Логопед. Кто на картинках?
-Жук.
Логопед. Какой первый звук слышится в слове - Жук? Второй звук? – У. Третий звук- К.
Дайте характеристику звуку Ж – согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
Звук У- гласный, обозначаем красным цветом.
Звук К-согласный, твердый, синим цветом.
8. Игра с мячом «Закончи предложение». (Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами).
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы закончите словами наоборот.
Логопед. Майский жук большой, а божья коровка…….
1-й ребенок …….маленькая
Логопед. У мухи крылья короткие, а у стрекозы…….
2-й ребенок……..длинные
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки…….
3-й ребенок…….тонкие
Логопед. У шмеля спина широкая, а у комара……
4-й ребенок…….узкая
Логопед. Здорово, ребята, вы правильно все сказали.
9. Упражнение «Гусеница» (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения).
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон»
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо-
Март, апрель, капель, весна….
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ясным солнышком.
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
Дети лежат на спинах ногами в центр
Поворачиваются на левый бок, положив руку под щеку
Ложатся на спину, потягиваются
Медленно садятся, потягиваются сидя
Встают, потягиваются стоя
Бегут по кругу, машут руками, как бабочки
10. Массаж ладоней и пальцев. (с шариками Су-Джок)
Логопед. Возьмем волшебный мячик Су-джок в руки.
Дружно мячик покатаем, ручки наши развиваем
Насекомых называем и колечки надеваем:
Бабочка, кузнечик, муха,
вот и жук с зеленым брюхом
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит.
Майский жук, червяк,
Пчела -меду детям принесла.
Богомол и стрекоза- попрыгунья, егоза
Логопед. Жмем мячик в одной руке, посмотрим на точки, сожмем на другой руке. Молодцы!
1. Постановка звука Л. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать уже знакомые упражнения. Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.
Упражнение «Иголка», «Часики», «Силачи» (кончиком языка удерживать ватную палочку), «Покусываем кончик языка», «Чистим за верхними зубами», «Индюк», «Улыбка», «Оскал», «Чашечка», "Качели"
"Иголка"- узкий язык удерживать навесу, не прикусывая ни губами, ни зубами. Держать на счет .
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
никого не уколю.
"Часики"- плавные движения от одного уголка рта к другому. Нижняя челюсть неподвижна.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
"Качели"- поднять язык за верхние зубы, а затем плавно опустить за нижние зубы. Челюсть неподвижна.
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
"Покусаем язык"- улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
и от кончика до корня
Я кусаю свой язык.
"Чистим верхние зубы"- улыбнуться, открыть рот и широким языком "почистить" верхние зубы с внутренней стороны.
Зубы верхние - смотри:
чищу "чашкой" изнутри.
"Индюк"- приоткрыть рот
Широко открыт мой рот,
Язычок-назад-вперед.
Лижет "чашечкой" губу
И "болбочет" на бегу.
При произношении звука Л кончик языка острый, напряженный, прижат к верхним зубам. Губы растянуты в оскале. При произношении звука Л выходит по бокам теплая воздушная струя.
1 способ – по подражанию (когда у ребенка отсутствует звук Л, т.е у него неискаженное произношение).
Игра «Самолет» - логопед: самолет летит высоко, его не видно, но слышно, послушай – ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ
2 способ - постановка от межзубного звука Л. « Покусываем кончик языка, губы в улыбке. Покусал- подержал, покусал-подержал». Ребенок должен почувствовать кончик языка. А теперь укуси язык и произнеси звук А (Ы). В дальнейшем кончик языка убирается за верхние резцы.
3 способ – ребенка просим произнести звук А и делаем «Ковш»
Механический способ- ребенка просим произнести звук А и шпателем поднимаем кончик языка к альвеолам.
2.Уточнение артикуляции звука [Л]
- Посмотри на язык, когда он произносит звук [л].
Где находится кончик языка? (кончик языка вверху, за верхними зубами).
- Зубы сомкнуты или раскрыты? (раскрыты).
- Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? (Нет).
- Язык в форме чашечки (показать рукой).
3. Характеристика звука Л
Логопед: А теперь дадим характеристику звуку [Л]. Он гласный или согласный?
-Согласный, потому что воздух встречает преграду.
-Твёрдый или мягкий?
-Твердый
-Звонкий или глухой?
-Звонкий, потому что при произнесении горлышко дрожит.
-Правильно, молодцы.
Постановка от межзубного звука Л. « Покусываем кончик языка, губы в улыбке. Покусал- подержал, покусал-подержал». Ребенок должен почувствовать кончик языка. А теперь укуси язык и произнеси звук А (Ы). В дальнейшем кончик языка убирается за верхние резцы.
4. Формирование фонематического слуха
Логопед: Сейчас, если услышишь, что я произнесла звук [Л], ударь ручкой по столу.
[к, с, л, м, о, в, л, ал, су, лу, лы, ша,ва, ло, кузя, лунтик, весна, мила].
-Молодец!
Итог занятия.
Логопед: Мы сегодня очень хорошо позанимались. С какими маленькими живыми существами мы сегодня познакомились?
- с насекомыми.
-Какой звук слышится первым в слове Лапа?
-Звук Л
2.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего внеклассного мероприятия с печатью и подписью методиста ОО, УО)-15
Открытое занятие на М.О учителей-логопедов РТ "Дифференциация оппозиционных звуков "З"- "Ж" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях".
Логопедическое занятие: « Дифференциация оппозиционных согласных «З»-«Ж» в слогах, словах, словосочетаниях и в предложениях».
Группа (класс, логопедическое заключение) - 2 класс. Нарушение чтения и письма. Обусловленное ОНР.
Тема занятия: Дифференциация оппозиционных согласных «З»-«Ж» в слогах, словах, словосочетаниях и в предложениях.
Тип занятия: получение знаний, выработка умений и навыков.
Тема занятия включена в раздел: «Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися коррекционных групп с ОНР. На изучение темы отведено 4 часа, данное занятие является первым.
Цель: формирование умений и навыков у обучающихся в дифференциации звуков и букв «З», «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о согласных;
- закрепить умение выделять и дифференцировать оппозиционные согласные;
-различать фонемы «3» - «Ж» по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;
- правильно читать и писать слова, предложения с согласными буквами Зз, Жж;
- предупреждение нарушений чтения и письма.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-развитие речи, мышления, орфографической зоркости;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- активизация и обогащение словарного запаса учащихся;
-развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
-развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики, развития моторики и межполушарного
взаимодействия.
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения;
-формировать функции контроля и самоконтроля;
- воспитывать любовь к природе.
Здоровьесберегающие:
-содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: компьютер, картинный материал, презентация в программе PowerPoint, су-джок, мячик, зеркала, магнитики
Организационная структура логопедического занятия
1. Мотивация Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие
1. Логопед: Добрый день, ребята! Какая погода у нас на улице?
- у нас уже наступила весна.
Логопед: Посмотрите на рисунок. Представьте. Давайте, прогуляемся по весеннему лесу! Как прекрасен лес. Воздух чистый, свежий запахло по-весеннему. Подышим свежим воздухом.
2.Дыхательная гимнастика.
Вдох-1,2,3
Выдох - 1, 2, 3, 4 Учащимися выполняется дыхательная гимнастика.
Логопед: Нужно бережно относиться к такому красивому лесу, природе. Ребята, какой прекрасный был лес. Но мы не будем забывать
наше правило. Вспомним наше правило.
Дети: «За речью мы всегда следим,
Звуки чисто говорим, отвечаем на вопросы,
Громко, четко, не спешим!»
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: почему мы делаем артикуляционную гимнастику?
- чтобы мы красиво, четко, чисто говорили.
«Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Трубочка», «Лошадка», «Покусаем язычок».
2. Актуализация знаний, подведение к теме занятия.
Логопед: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
«Он высокий,
он огромный
Он похож на кран подъемный
Только этот кран живой
С настоящей головой
Тот из вас будет прав
Кто ответит мне? ................ ( жираф).
Логопед: а какой первый звук в этом слове?
-Ж
Логопед: следующее загадку слушайте:
Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки
Мчится что есть духу
Хвост короче уха
Живо угадай-ка
Кто же это?.........(заяц)
Логопед: а какой первый звук слышится в этом слове?
-звук З
З. Сообщение темы и цели занятия.
Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности
Момент загадочности.
Логопед: Догадались, с какими звуками мы с вами сегодня поработаем?
- Мы будем работать со звуками «3- Ж».
Логопед: запишем тему нашего занятия. Различение согласных звуков З, Ж.
Основной этап.
Задачи:
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «3-Ж»
Характеристика звуков:
Логопед: давайте, вспомним как жужжит жук?
-жжжжжжжж
-теперь как звенит комарик?
-ззззззззззззз
Логопед:Дадим характеристику этим звукам и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
«3»-согл,(есть преграда значит согл. звук).
«ж»-согл, звонкий, ж- всегда твердый
-оба согл, звонк, твердые.
- понаблюдаем за артикуляцией этих звуков?
(З) Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы. Зубы сближены. Идет холодный воздух.
(Ж) Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к вверх. Зубы сближены. Идет теплый воздух.
Логопед: в чём сходство этих звуков?
- оба согл, звонкие, твердые,
Логопед: в чём различие этих звуков?
--по артикуляции и в произношении
Вывод:
-а какой буквой обозначается на письме звук 3? Буква З.
Сравнение образа буквы с предметами: "На что похожа буква З?"
На эту букву посмотри!
Он совсем как цифра З.
З -не просто завитушка,
З- пружина, крендель, стружка
- звук Ж? Буква Ж.
Логопед: давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?
-Звук — мы слышим и произносим. А букву - мы видим и пишем.
-Что можно составить из этих букв?
-слоги
Дифференциация з-ж на слоговом уровне.
За жа
Зо жо
Зу жу
Зэ жэ
Зы жи
- кто заметил, какое правило мы встретили?
- Жи- Ши всегда пиши с буквой И
Дифференциация звуков З-Ж + смена позы рук. (детям раздаются схемы позы рук со слогами)
Логопед: что мы читали?
-мы читали слоги
-что можно составить из слогов?
-из слогов можно составить слова
Дифференциация З-Ж на уровне слова.
Логопед: назовите слова, в котором слышится звуки З, Ж в начале слова.
Зайка, жираф, Зина, жара, зубр, Женя, зебра, жук. (Учащиеся сами придумывают слова).
Игра «Два прихлопа - три притопа»
Логопед: На звук(ж) -хлопаем. На звук (з) - топаем.
Физкультминутка. Выполняет физминутку вместе с обучающимися.
Логопед: Вы наверно устали, давайте отдохнем.
Координация слов с движениями.
А ребятки в лес пришли
Ёжика в лесу нашли
Научили хлопать Хлоп, хлоп, хлоп
Научили топать Топ, топ, топ
Научили прыгать Прыг, прыг, прыг
Научили бегать.
-Молодцы, ребята!
Логопед: пока мы делали зарядку, буквы рассыпались из слов, поможете ребята? В его названии, первый звук «Ж», последний звук «Ф», кто же это?
-жираф
Первый звук «3», последний «Ц»?
-заяц
Первый звук «Ё», последний «К»....
-ёжик
2.Логопед: а здесь слоги перепутались: Ля - та - коз
-козлята
Логопед: Жик – ё
-ёжик
3.Найдите «Четвертый лишний».
Зайка, замок, жаба, зубр
- Все слова со звуками «3», а слово жаба со звуком «Ж»
Жук, ёжик, журавль, зверь
Коза, зима, зоопарк, багаж
Ужи, жираф, зуб, жар.
Дифференциация звуков «3 -Ж» в словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
• Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков 3 и Ж в словосочетаниях и предложениях. Формировать функции контроля и самоконтроля.
Самостоятельная работа (работа с карточками)
- Что можно составить из слов?
- Можно составить словосочетания
Выполняют инструкцию учителя-логопеда.
Примерные словосочетание:
Трусишка заяц
Зеленая жаба
Высокий жираф
Полосатая зебра
Черный жук
Логопед: Что мы делали?
- Мы составляли словосочетания
- как вы поняли, что мы составляли словосочетания?
- есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слово к зависимому.
- В тетрадях запишите любое одно словосочетание.
Логопед: теперь с данным словосочетанием составьте предложения.
Дифференциация З-Ж в предложениях.
Логопед: самые красивые предложения мы запишем в тетради.
Примеры предложений:
Трусишка заяц прячется под ёлкой.
Высокий жираф похож на кран.
В Африке живет полосатая зебра.
Черный жук сидит на кустах.
-обозначьте карандашом все буквы З-Ж, которые встретились в предложении. Букву З подчеркните одной линией, букву Ж- обведите.
Пальчиковая гимнастика (су-джок).
-Возьмите су-джок, откройте, помассируем пальчики.
Логопед: ребята, над какими звуками и буквами мы сегодня работали?
Подведение итогов, рефлексия.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Продолжите фразу... (ученики заканчивают предложения)
- Сегодня я научился...
- Мне понравилось...
- Было трудно...
- Оцените свою работу на занятии.
Кто все понял – поднимают флажок, кто хорошо понял -прямоугольник, кому было сложно - треугольник.
2.4 Участие в пректах и программах в области образования (грамота (если имеется) за реализацию проекта или программы)- федеральный уровень - 30.
В рамках деятельности Консультационной службы, открытой в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», с 2020 по 2022гг. учителем-логопедом консультировано 3557 родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, и детей, испытывающих трудности в обучении.
Основные запросы родителей (законных представителей) на консультацию учителя-логопеда: задержка речи, трудности при обучении чтению и письму, коррекционные занятия с учителем-логопедом, специальные условия прохождения ГИА обучающихся с ТНР, получение заключения логопеда при переосвидетельствовании инвалидности на МСЭ и т.д.
Наибольшее число обращений приходится на родителей детей в возрасте от 3 до 12 лет, наименьшее – от 0 до 3 лет.
Таким образом, деятельность консультативной службы востребована, т.к. здесь родители (законные представители) могут получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, детско-родительских отношений.
Остается актуальной повышение психолого-педагогической, методической компетентности родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ детей-инвалидов, которое сопряжено в наибольшей степени социально-экономическим положением семей в республике, уровнем образования родителей.
2.5 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах: 3-4 мероприятия-30.
2.6 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)- от 233 и более -20
2.7 Участие в работе методических объединений педагогических работников- региональный уровень-30.
2.8 Награды поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня-за межаттестационный период, федерального уровня-за период педагогической деятельности)-грамота, благодарность-15.