1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника. 2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника
1.1 Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, стабильные результаты - 15.
За последние пять лет Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию прошли 13 тыс.123 человек. Из них получили рекомендации по обучению АООП с ТНР (Тяжелые нарушения речи) - 336 обучающихся. Из них ранняя помощь 0-3 лет - 10 детей, дошкольники- 213 детей, начальное образование- 139 учащихся, основное общее-27, среднее общее-1. Ежегодно наблюдается увеличение числа обратившихся в комиссию детей, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, в получении психолого-педагогической помощи. Учитель-логопед в составе комиссии регулярно участвует в комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании детей, по результатам которого с учетом психофизических особенностей и в соответствии с индивидуальными возможностями определяет каждому ребенку оптимальную ему образовательную программу. Мониторинг достижений обучающихся показывает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута, положительную динамику в усвоении АООП и успешное прохождение государственной итоговой аттестации.
Проводятся консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по волнующим вопросам (ознакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях, познакомить с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, приёмами обогащения словарного запаса, познакомить с играми и упражнениями для развития связной речи. подготовке детей к обучению грамоте, даются рекомендации и советы, предлагается помощь родителям в подборе наглядного материала).
Консультации для родителей по темам:
1. Речевые навыки детей первого года жизни (ранняя помощь).
2. Постановка и закрепление правильного призношения звуков
4. Дыхательная гимнастика
5. Артикуляционная гимнастика
6. Пальчиковая гимнастика
7. Профилактика и коррекция речевых нарушений
8. Для чего нужна логоритмика?
9.Что такое ОНР?
11.Подготовка руки к письму.
12. Речь ребенка с аутизмом.
Учителем-логопедом в 2019-2020 учебном году на базе Центра проведены 16 коррекционных занятий, в 2020 году -25 индивидуальных занятий, из них 5 занятий в дистанционной форме по коррекции звукопроизношения, в 2021 г- 28 занятий, в 2022 году- 26 занятий по коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи детей дошкольного, младшего школьного возраста. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в обучении и воспитании показывают положительную динамику. У детей повышается интерес и появляется мотив к обучению в школе. Разрабатываются индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения, рекомендации педагогам по коррекции познавательной деятельности учащегося с ОВЗ.
1.2. Углубленное логопедическое обследование обучающихся / воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта, проводится системно - 20.
Углубленное логопедическое обследование обучающихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта (выявление уровня речевого нарушения, соответствия имеющихся знаний, умений и навыков возрастной норме (обученность) и обучаемости по параметрам принятия помощи, умения переносить ранее усвоенные способы деятельности на аналогичные задания), образовательных потребностей и условий, необходимых для получения образования, а также динамическая диагностика проводится системно.
Обследование учитель-логопед организует с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Начинает процедуру обследования со знакомства с документами (рабочие тетради, результаты клинических исследований, характеристики на ребенка), оценку истории развития (анамнез по документам и сведений от родителей), т.к. для учителя-логопеда важными являются вопросы выявления периода возникновения нарушения, возможных причин, уточнение предшествующей социальной ситуации развития, наличие получаемой специализированной помощи ребенком.
Особое внимание при обследовании уделяет налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительных отношений. Это позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, увидеть достоверный уровень его развития и обученности.
В своей работе учитель-логопед пользуется стандартизированным и сертифицированным диагностическим инструментарием, соответствующей возрастному развитию детей и их особенностям от рождения до 18 лет.
Перечень диагностического инструментария учителя-логопеда.
1. Методические рекомендации по обследованию детей раннего, дошкольного, школьного возраста в психолого-медико-педагогических комиссиях для учителей-логопедов. ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», М., 2019.
3. Методическое пособие разработанное по заказу Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в целях обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся сограниченными возможностями здоровья и одобрено решением Экспертного совета ИКП РАО по проблемам образования, социализации и социальной интеграции детей с нарушениями речи. Москва, 2021.
4. Ахутина Т.В Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд-во «Логомаг», 2018.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
6. Иншакова О.Б. "Альбом для логопеда".Диагностический материал для обследования звукопроизношения.
7. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей.
8 Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. ФГОС ДО.
9. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва.: Аркти, 2002.
10. Лалаева Р.И., Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. -М., ВЛАДОС,2003.
11. Венедиктова Л.В, Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб.: СОЮЗ,2003.
12. Методическое пособие под ред. Серебряковой Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.- СПБ: КАРО, 2005.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.-М.:АРКТИ,2018.
14. Разенкова Ю. А. Логопедическое обследование ребенка 1-го года жизни. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001
По результатам обследования учителем-логопедом заполняется протокол логопедического обследования и составляется представление на каждого ребенка.
1.3. Проведение мониторинга выполнения программного материала, ведется на системном уровне - 20.
Наряду с первичной диагностикой, также учителем-логопедом проводится динамическая диагностика для определения результативности образовательного процесса, усвоения учащимися образовательных программ (мониторинга выполнения программного материала) путем изучения прошлых и текущих оценок по результатам контрольных срезов, итоговых оценок за четверть, выполнения тестовых заданий и изучения документации, представленной образовательной организацией (психолого-медико-педагогическим консилиумом).
2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования - высокий уровень-15.
2.1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого внеклассного мероприятия с печатью и подписью методиста ОО, УО)
Открытое занятие на М.О учителей-логопедов РТ "Развитие речевого дыхания у детей с ринолалией"- 22.03.2024 г. Занятие оценено:высокий уровень-15
2.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего внеклассного мероприятия с печатью и подписью методиста ОО, УО)-15
2.4 Участие в пректах и программах в области образования (грамота (если имеется) за реализацию проекта или программы)- федеральный уровень - 30.
В рамках деятельности Консультационной службы, открытой в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», с 2020 по 2022гг. учителем-логопедом консультировано 3557 родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, и детей, испытывающих трудности в обучении.
Основные запросы родителей (законных представителей) на консультацию учителя-логопеда: задержка речи, трудности при обучении чтению и письму, коррекционные занятия с учителем-логопедом, специальные условия прохождения ГИА обучающихся с ТНР, получение заключения логопеда при переосвидетельствовании инвалидности на МСЭ и т.д.
Наибольшее число обращений приходится на родителей детей в возрасте от 3 до 12 лет, наименьшее – от 0 до 3 лет.
Таким образом, деятельность консультативной службы востребована, т.к. здесь родители (законные представители) могут получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, детско-родительских отношений.
Остается актуальной повышение психолого-педагогической, методической компетентности родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ детей-инвалидов, которое сопряжено в наибольшей степени социально-экономическим положением семей в республике, уровнем образования родителей.
2.5 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах: 3-4 мероприятия-30.
2.6 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)- от 233 и более -20
2.7 Участие в работе методических объединений педагогических работников- региональный уровень-30.
2.8 Награды поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня-за межаттестационный период, федерального уровня-за период педагогической деятельности)-грамота, благодарность-15.