Взаимодействие с родителями
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира– от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
В современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является взаимодействие с семьей и тенденции, происходящие в жизни общества, невозможно оставлять без внимания. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одним из принципов которой является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОСДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из требований к психолого-педагогичким условиям является обеспечение повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обеспечение и поддержание психического здоровья детей дошкольного возраста возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество детского сада и семьи является центральной в процессе эффективного обучения и воспитания.
Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников.
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских.
«Коммуникация» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Чтобы не умножать мусор»
Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются вопросы на тему экологии. Экологическое воспитание — это дело осознанных родителей. С помощью этой темы я хочу донести до родителей, насколько важна эта проблема. Сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество, является проблема отходов. Современное общество привыкло к появлению искусственных одноразовых упаковок, которые превратились в настоящее бедствие не только для России, но и для всего мира.
Эти отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух — отравляя нашу жизнь. Но почти 40% общего мусора — это ресурсно-ценные компоненты: бумага, пластик, стекло, металлы. Их можно спасти от свалок, начав разделять отходы — это современный метод решения проблемы. Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для родителей, которые хотят, чтобы их дети выросли сознательными и здоровыми.
Родительский пример — самый важный пример. Знания, навыки и привычки, полученные от родных людей, очень важны для ребенка и определяют его поступки в будущем. Поэтому относиться бережно к планете нужно начинать дома и привлекать к этому детей.
Как же бороться с отходами, которые мы после себя оставляем? Предлагаю начать с простых шагов:
1. Вторично использовать отходы:
- Делать кормушки для птиц из пластика. Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела. Утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь. И кормим птиц, что любят делать все дети;
- не стоит выбрасывать старые вещи, пакеты и/или бутылки, а также ненужные ручки и другие предметы, возможно, из них можно сделать огромное количество не, только красивых, но и полезных вещей и даже привлечь детей к изготовлению поделок.
2. Сократить количество отходов:
- отдавайте предпочтение качественным и долговечным товарам, а не одноразовым вещам
- не берите лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или используйте их повторно;
- старайтесь покупать товары, в упаковку которые подлежат переработке;
- если идёте в магазин, берите с собой матерчатую сумку, чтобы не покупать новый пластиковый пакет.
3. Раздельный сбор мусора.
- бумага;
- пластик;
- стекло.
Это простые вещи, которые может сделать каждый. Разделяя отходы по видам, мы не просто их выбрасываем, а перерабатываем и создаём новые вещи, например:
Бумага – идёт на производство сырья для новой бумаги, из низкокачественной -изготавливают обёрточную бумагу и картон, а также используют в строительстве для производства теплоизоляционных материалов.
Пластик – можно использовать в строительстве, а также получать товары народного потребления (вёдра, канистры, полиэтиленовую пленку…)
Стекло – идёт на переплавку, после чего из него можно получить банки, бутылки, другие ёмкости.
Сегодня большую часть всего бытового мусора составляют пластиковые отходы — полиэтиленовые пакеты, ПЭТ-бутылки, использованные флаконы от бытовой химии и другая пластиковая упаковка. Стоит помнить, что именно пластик больше всего вредит окружающей среде — он долго разлагается (300-1000 лет), опасен при горении, уничтожает флору и фауну. Второе место среди домашних отходов занимает бумага — это газеты, глянцевые журналы, школьные тетради и альбомы, упаковка из тонкого картона и тому подобное. Советуют дома использовать 2 контейнера для отходов, идущих на переработку:
- один — для пластика, металла и стекла;
- второй — для бумаги.
Дети очень любознательны и быстро подхватят идею чистой земли, если Вы им расскажите, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья. Когда вы гуляете с ребёнком, почти везде, встречаете много пластика и оберток. Что можно сделать? - Предложить детям сортировать мусор, обычно им нравится этот процесс, ведь он напоминает игру. Рассказать о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира. И если этот пластик здесь валяется, и мы его встретили и увидели, это тоже часть нашего мира. Вместо того чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик, хотя бы, до мусорного ведра. И это не наша забота, кто это сделал и почему. У нас есть выбор, убрать пластик или оставить его тут. Что мы выбираем? Мы — современные, думающие люди, мы достойны, жить в нашем чистом и безопасном селе. Так давайте, любить, беречь и охранять природу нашей земли. И учить этому наших детей. В качестве материала для обучения рекомендую поучительный видео — ролик для семейного просмотра под названием «Короткометражный фильм — «Улыбка природы»; Берегите природу и не засоряйте экологию! Киностудии «Жираф»
Уважаемые родители, каждый раз, выбрасывая мусор, делайте выбор, в каком будущем жить Вам и вашим детям. Давайте оставим после себя прекрасный, чистый дом, под названием Земля.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Спешите делать добро»
Не даром говорят, что без духовного здоровья, нет и физического. Человека можно словом убить, а можно вылечить. В наше не простое время, мы заняты своими заботами, проблемами, и не замечаем, что доброта уходит, а в основном поселяется зло.
Спешите творить добро! Как много прекрасных слов можно сказать друг другу!
Можно, но не всегда получается. Происходит какое-то замешательство, слова исчезают. А можно посмотреть друг другу в глаза, соприкоснуться ладонями и сказать добрые слова: ты хороший, ты славный, ты милый, ты ласковый, ты добрый и т. д. Если чаще говорить друг другу такие слова с искренностью, то будет появляться необыкновенное чувство радости. Не только у детей, но и у взрослых. Люди становятся другими, уходят маски страха, неуверенности, беспокойства, а иногда и гордыни. Оказывается, совсем не сложно, если конечно взять себе за правило ежедневно1-2 минутки посвящать себя добрым словам - хотя бы в течение недели, - если сделать усилие над собой. Увидев результат, вы уже иначе поступать не будете, в вашем сердце не будет места для злых, обидных слов.
Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто его сказал, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны.
Каждое слово-это поступок.
Добрые мысли, слова – это живые подарки. Но дарим мы их, когда у нас только хорошее настроение. Когда человек высокомерен, не доступен, горд, чрезмерно строг. Перед встречей с ним, заранее внутри кажется всё дрожит, сердце готово выскочить из груди от страха. Подобное чувство часто испытывают дети перед некоторыми взрослыми. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла и искренности сказанное слово - неживое.
Если качества такие отсутствуют, нужно вырабатывать их в себе. Хоть это и не легко. Ведь самая тяжёлая работа - это работа над собой. Многие думают, как можно говорить хорошие слова. Когда кругом сплошное зло? Вот как раз в это время они особенно необходимы, так как их сила, их целебность сохраняют здоровье помогают одолеть зло.
А ведь часто мы взрослые можем говорить детям много добрых слов: солнышко моё, ягодка моя, радость моя, котёночек, жизнь моя, сказка моя и т. д. Лица детей начинают светиться, глаза сверкают, появляется искренняя улыбка. Так же и у взрослых. Говорят, самое приятное слово для человека - это его имя. А как часто можно услышать, когда ребёнка или взрослого называют по фамилии. Ещё хуже того по кличке. Чем сеют в сердце человека зло, обиду, ненависть. А растопить лёд в сердце человека может только добро.
Давайте не будем стесняться говорить друг, другу. А тем более детям прекрасные слова, ведь именно они создают атмосферу любви, тепла и понимания. Очень важно каждое утро начинать с положительных эмоций. С хорошего настроения. Верить в то, что новый день принесёт удачу. Даже если будут трудности, надо верить, что можно справиться и с ними. Гоните прочь мрачные мысли, не давайте разрастаться чувству обиды. Не вступайте в новый день с плохим настроением. Ведь этим мы отталкиваем возможную удачу и успешное разрешение проблем. Нам приятно видеть друг друга с радостными или просто спокойными лицами. Приятно услышать: «Доброе утро», сказанное с теплом и улыбкой. Улыбка - это положительный импульс для головного мозга. Улыбка без положительных эмоций, искренности не вызывает особой радости. Поэтому важно развивать те качества, которые вызывают искреннюю улыбку. Важно улыбаться даже тогда, когда настроение неважное.
Улыбка - залог хорошего настроения, здоровья. Давайте дарить друг другу доброжелательную улыбку. А маленький ребёнок всегда ответит улыбкой на добродушную улыбку взрослого. Обмениваясь такими живыми подарками, мы дарим друг другу здоровье и радость. Будьте здоровы и счастливы!
Пословицы о ДОБРЕ
Добра на худо не меняют; |
Добро и во сне хорошо; |
За добрым делом находишься, худое само навяжется; |
Добро наживай, а худое избывай; |
Злой человек не проживет в добре век. |
Все любят добро, да не всех любит оно; |
На чужое добро и глаза разгораются; |
Бывает, добро, да не всякому равно; |
От добра до худа один шаг; |
Худо тому, кто добра не делает никому; |
Доброе дело и в воде не тонет; |
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой; |
Не будет добра, коли меж своими вражда; |
Где тепло, тут и добро |
Кто добро творит, тому Бог отплатит |
Как бы жизнь не летела - Дней своих не жалей, Делай доброе дело ради счастья людей; |
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле Делай доброе дело - тем живём на земле. |
А. Лесных |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и навыков. Многие виды игр невозможны без речевого оформления, без диалогического общения.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в театрализованной деятельности присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые в игре-театрализации, определяют формирующиеся взаимоотношения.
В процессе игры-театрализациии подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Во взаимодействии детей в ходе театральной постановки эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.
Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Виды театрализованных игр разнообразны, по Н. А. Роуцкой: театрализованная игра, игра с настольным театром, игра – драматизация, плоскостные фигурки, фланелеграф, объемные фигурки, теневой театр, игра с марионетками, бибабо.
По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Для проведения игр необходимы определенные требования:
• Знание литературного текста
• Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы… »
• Должны быть действия.
• Должен быть диалог и монолог.
• Доступность понимания детьми.
• Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.
• Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:
• Чтение произведения.
• Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние.
• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.
• Игры – имитации мимики, жестов.
• Работа над текстом.
• Инсценирование (игра-драматизиция).
Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.
В старшей воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества, разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
Необходимо также отметить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития детей от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст).
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развиваются диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм eгo воплощения.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ТЕМА НЕДЕЛИ: «КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ»
Цели: Знакомство детей с книгой и библиотекой.
Задачи:
1.Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.
2.Обогащать представления детей о разнообразии книг, познакомить с «Книжкиным домом» - библиотекой.
3.Закреплять правила культурного обращения с книгами.
Давайте с Вами посмотрим фильм «История книги».
https://www.youtube.com/watch?v=aE8ufFWeU-g
Задание 1 Родителям рекомендуется:
- рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря; спросить, для чего людям нужны библиотеки;
- рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг;
- прочитать книгу С.Маршака «Как печатали книгу»;
- посетить вместе с ребенком библиотеку.
Задание 2 Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.
Задание 3 Отгадать загадку.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Задание 4 Выучить стихотворение.
Заболела эта книжка –
разорвал ее братишка.
Я больную пожалею –
Я возьму ее и склею.
Задание 5 Попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.
Задание 6 Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:
книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая ....
Задание 7 Подобрать родственные слова к слову
книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).
Задание 8 Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:
положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола; достать книгу из сумки ...
Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» - «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).
Задание 9 Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)
Игра « Кому принадлежат эти предметы?»
1 Мыло, полотенце, зубная паста, щетка. МОЙДОДЫР
2 Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода ФЕДОРИНО ГОРЕ
3 Чашка, самовар, баранки, монетка. МУХА- ЦОКОТУХА.
4 Градусник, вата, шприц, фонендоскоп. АЙБОЛИТ.
5 Галоши, шоколад, перчатки, телефон. ТЕЛЕФОН.
Задание 10 Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
будем сказки называть ( хлопаем в ладоши).
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, Три медведя,
Волк и лиса, есть снегурочка - краса.
Жихарку не позабудем, Репку и Ховрошечку,
знаем Волка и семеро козлят (загибаем пальцы)
этим сказкам каждый рад (хлопаем владоши).
Задание 11 Предложите раскраски детям
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
тема недели : «К нам весна шагает»
1.Побеседуйте с ребенком:
Весной солнце греет или морозит?
Весной снег тает или застывает?
Что делают ручьи весной?
Весной травка зеленеет или вянет?
Весной люди носят шубы или куртки?
2. Дидактическая игра «Назови ласково»:
День – денек.
Почка – почечка.
Солнце – солнышко.
Птицы – птички и т. д.
Игра «Один – много»
Птица – птицы – много птиц.
Сосулька – сосульки – много сосулек.
Гнездо – гнезда – много гнезд.
День – дни – много дней.
Корень – корни – много корней.
Стебель – стебли – много стеблей.
Лист – листья – много листьев.
3.Загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник)
В голубенькой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (дождь)
4. Выучите с ребенком стихотворение «Весна» (И. Токмакова):
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины,
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
5. Пальчиковые игры:
«Кораблик»
По реке плывет кораблик,
(ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека.
(выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке
(сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты.
(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
(пальцами обеих рук совершать царапающие движения)
«Алые цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)
6.Дыхательная гимнастика:
«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».
«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу.
7. Голосовые упражнения:
«Лягушата»
Произносить «ква-ква» с разной интонацией, в разном темпе и разным голосом (тоненьким, грубым, звонким, весёлым, сердитым и т. д.).
Лягушата на реке закричали: «Кве-ке-ке!
Ква-ква-ква! Кви-ки-ки!
Веселимся у реки!
Ква! Ква! Ква! Ква!
«Капель»
Произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…
8.Физкультминутки:
«Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).
9. Чтение художественной литературы:
И. Ревю «Детская сказка о весне»
В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.
Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это — Весна», — пояснили родители, — «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.
Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды,птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» — спросила она.
Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.
А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!