Учителям
Советы педагога-психолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Советы школьного психолога педагогам в подготовке старшеклассников к сдаче экзамена.
Во-первых, задолго до экзамена следует отработать все вопросы, касающиеся процедуры проведения экзамена, - что сдавать, как проходит экзамен, сколько времени на него отводится, как правильно заполнить все документы, каковы критерии оценки. Дети должны хорошо ориентироваться в задании, иметь возможность все уточнить, переспросить, задать вопрос, не волнуясь о том, как на это отреагирует учитель.
Во-вторых, не следует фиксировать внимание на непреодолимой трудности ЕГЭ, ответственности перед школой и родителями – это может создать негативную установку и повлечет дополнительные сложности на экзамене.
В-третьих, полезно «проиграть» ситуацию экзамена для тренировки последовательности действий, организации во времени, определения способа записи, необходимости черновика и т.д. Важно, чтобы школьники сами анализировали результат – что удалось, на что следует обратить внимание.
В-четвертых, нужно заранее выработать план действий, возможные варианты выхода из трудной ситуации.
И последнее: особое внимание следует уделить режиму подготовки, эффективным методам работы с информацией, анализу индивидуального стиля деятельности и примерам аутотренинга, позволяющего снизить напряжение, расслабиться.
Предварительный просмотр:
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, аддитивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.
Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.
Аддитивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.
Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной перспективы - причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса есть отведенные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.
Прежде, чем начинать работу, напиши свою фамилию и класс. Успеха!
Фамилия и имя_______________________________
Класс____________________
Дата тестирования__________________
- Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1. 4.
2. 5.
3.
2. Кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи, пожалуйста, пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1. 4.
2. 5.
3.
Спасибо!
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса есть отведенные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.
Прежде, чем начинать работу, напиши свою фамилию и класс. Успеха!
Фамилия и имя_______________________________
Класс____________________
Дата тестирования__________________
- Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1. 4.
2. 5.
3.
2. Кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи, пожалуйста, пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1. 4.
2. 5.
3.
5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1. 4.
2. 5.
3.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им.М.Д.Цаганова»
Отчет по адаптации учащихся 5 класса
к обучению в средней школе
в 2020-2021 уч.году
Определение уровня адаптации 5-классников проходит по программе «Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену» начиная с конца 4 класса:
- Игра «Дорога в пятый класс»
Участники: учащиеся 4 класса
Время проведения: конец мая 2019-2020 уч.года
- Родительское собрание «Через три месяца- в пятый класс»
Участники: родители учащихся 4 класса
Время проведения: май 2020г.
- Адаптационные занятия для пятиклассников
Участники: учащиеся 5 класса
Сроки проведения: I четверть
Психодиагностическое обследование уровня адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:
- Анкетирование родителей
Время проведения: 3- 4 неделя октября
- Анкетирование классного руководителя
Время проведения: 3-4 неделя октября
- Посещение уроков
Время проведения: 3-4 неделя октября
- Методика Кооса (выявление обучаемости).
Диагностический комплект Семаго.
Время проведения: 2-3 неделя октября
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.)
Время проведения: 2-3 неделя октября
- Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)
Время проведения: 2-3 неделя октября
- Исследование адаптации методом Люшера.
Диагностический комплект Семаго.
Время проведения: ноябрь
- Изучение школьной тревожности.
Время проведения: ноябрь
Самооценка школьника по методике Лонга, Зиллера и Хендерсона, выявила следующие результаты: завышенная самооценка – 3 ученика; 11 человек – адекватная; у 4 – заниженная самооценка.
Методика: Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой);
Результаты диагностики: Уровень школьной мотивации. Анкета Н.Г. Лускановой.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые в школе требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в усвоении необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижении школьной успеваемости.
уровни | высокий | хороший | положительный | низкий | дезадаптация | |||||
класс | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
5 (18 чел) | 4 | 22% | 7 | 39% | 4 | 22% | 3 | 17% | 0 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Анализируя полученные данные, следует обратить особое внимание ученикам, имеющим низкий уровень мотивации - 17%. Категория этих учащихся требует своевременного и индивидуального подхода для успешной адаптации в среднем звене.
В целом можно сделать вывод, что адаптация учащихся 5 класса к среднему звену проходит успешно. Класс большой, 18 человек, всего 6 девочек, мальчиков 12. Преобладание мальчиков никоим образом не влияет на дисциплину в классе, хотя бывает шумно. Дети дружат с первой учительницей Дашпыловой Д-С.Д., постоянно бывают у нее, помогают с первоклассниками. Нужно продолжать работу по повышению самооценки у детей, по повышению уровня школьной мотивации.
25.11.20 г.
Вампилова С.В., педагог-психолог
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам периода адаптации учеников
1 класса в 2020-2021 уч.году
Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников.
Задачи исследования включали в себя:
- изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- изучение характера адаптации каждого первоклассника;
- изучение уровня влияния компонентов.
Предметом исследования явились социально психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.
Количество обследованных: 16 человек.
Использовались следующие методики:
- Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).
- Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка к школе по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авт.: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина). (Экспертная оценка родителей)
- Методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур (уровень самооценки).
- Методика «Дерево» Л.П.Пономаренко
- Тест мотивационной готовности к школьному обучению Л.А.Венгер.
- Зона адаптации.
Анализ результатов уровня интеллекта первоклассников в адаптационный период показал:
Интеллект.
Цель: выявить уровень интеллектуального развития
Класс | Выше среднего | Среднее | Ниже нормы |
1 | 7 человек (43,8%)
| 5 человек (31,2%)
| 4 человека (25%) |
Общий результат успешности: 75%
Оценка уровня школьной мотивации.
Цель: выявить уровень мотивации
класс | Высокий уровень школьной мотивации | Хорошая школьная мотивация | Положительное отношение к школе (игровая мотивация) | Низкая школьная мотивация | Негативное отношение к школе |
1 | 7 человек (43,7%)
| 6 человек (37,5%) | 2 человека (12,5%) | 1человек (6,3%) | 0 человек |
Высокий уровень мотивации составляет: 81,2% (13 чел.). Данные учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.
12,5 % (2 чел.) имеют положительное отношение к школе, но преобладает игровая
мотивация. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
1 ученик – 6,3% с низкой мотивацией, в школу такие дети ходят неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности. На конец учебного года (март-апрель), высокий уровень мотивации повысился на 12,5%.
Тест тревожности
Цель: Выявить уровень тревожности у детей
класс | высокий | средний | низкий |
1 | 3 человека (18,7%) | 11 человек (68,7%) | 2 человек (12,5%). |
Методика «Лесенка»
Цель: Выявить уровень самооценки у детей
класс | Высокий уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Низкий уровень самооценки |
1 | 10 человек (62,5%) | 4 человека (25%) | 2 человека (12,5%) |
Диагностика самооценки методика «Лесенка», показала немного завышенную самооценку первоклассников, что соответствует возрастной норме.
Социометрия.
Цель: Межличностное отношение в классном коллективе.
Класс/ соц-кий статус. | лидер | предпочитаемые | принимаемые | отверженные | изолированные |
1 | 2 человека:
| 3 человека: | 7 человек: | 3 человека: | 1 человек: |
ВЫВОД: Общий уровень адаптации.
В 1 классе обучается 16 человек:
На основании диагностик, которые были проведены, можно увидеть, что общий (положительный) уровень мотивации в 1 классе составляет 71 %. Подобный уровень мотивации говорит о том, что дети успешно справляются с учебной деятельностью, благополучно чувствуют себя в школе, им нравится быть учениками. Стремятся к положительным оценкам и похвале учителя. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны, активны.
Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем учителя на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учитель использует словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учитель продумывает воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья. В кабинете, где занимаются первоклассники, соблюдается режим проветривания и освещённости классной комнаты. В кабинете есть необходимые стенды, помогающие в работе с детьми. Полные данные по каждому ученику находятся в кабинете педагога-психолога.
Рекомендации:
1. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром гиперактивности и дефицита внимания, застенчивость, неврозы, языковой барьер, социально педагогическая запущенность.
2. Работа педагога – психолога (совместно с классными руководителями) с детьми, показавшими неблагополучие в результате этого обследования, была проведена дополнительная диагностическая работа, а там, где была необходимость, коррекционная работа.
3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности учащимися.
Вампилова С.В., педагог-психолог
Предварительный просмотр:
Сегодня в российском обществе – остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами реабилитационного и образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Вспоминая свои школьные годы, можно сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным педагогом. Наша любовь или, наоборот, неприязнь к учебному предмету объяснялась соответствующим отношением к педагогу. Это очевидно – отношение учащегося к предметным знаниям опосредуется отношением к педагогу.
Именно поэтому мы и говорим о личности педагога, так как понимаем, что он не только дает знания, но и демонстрирует учащимся образцы того или иного поведения.
Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.
Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и родителям. В настоящее время огромное внимание уделяется этике в профессиональной культуре педагога.
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем.
“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».
В современном понимании слова этикет - это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Основные понятия педагогической этики.
- Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.
- Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
- Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
- Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
- Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
- Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.
- Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
Культура общения педагога строится на речевом этикете.
Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.
Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно.
В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.
Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать в него вовсе.
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
аргументацию начните с похвалы, - если вы поняли, что неправы, признайте это,
- используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
- критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.
Кодекс профессиональной этики педагога. В 2010 г проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».
Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого — сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие (их единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем и учащимися. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь детям получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное требование.
К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.
Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя:
- Обращение к ученику по фамилии.
- Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
- Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
- Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
- Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
- Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
- Неумение выразить веру в ученика.
- Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
- Неумение признавать взрослость школьника, его право на другое мнение.
- Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка.
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений.
Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!»
- Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
- Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким.
- Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
- Быть оптимистом.
- Быть активным и инициативным.
- Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее.
- Исключить крики и оскорбления.
- Учитывать мнение учащихся.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.
Простые секреты бесконфликтности:
Включите «душевное зрение».
Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.
Создайте тёплую атмосферу.
Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения
Ищите то, что вас сближает.
Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.
Настройтесь на волну собеседника.
Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.
Никогда не обвиняйте собеседника.
В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.
Без нужды не задевайте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.
Избиение под знаком юмора.
Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Разрешите Вас поправить?
Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.
Не спорьте.
Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.
О категоричности.
Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.
Философия мира и истины.
Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.
Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.
Заключение
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;
2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;
3) труд педагога психологически и организационно сложен;
4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый учитель хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе.
Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая мораль предъявляет основные требования педагогу: педагог должен быть прежде всего воспитан сам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и родителям.
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем. “Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
Этика в школе — это «практическая философия воспитания».
Основные понятия педагогической этики. Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.
Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели.
Культура общения педагога строится на речевом этикете. Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.
Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы).
Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят .
В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть.
Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать в него вовсе.
Критика по правилам: обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему, аргументацию начните с похвалы, если вы поняли, что неправы, признайте это, используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос. меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей, соблюдайте доброжелательный и уважительный тон. критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Формула речевого этикета: Думай – кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.
Кодекс профессиональной этики педагога . В 2010 г проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».
Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя: Обращение к ученику по фамилии. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста». Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа). Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. Неумение признавать взрослость школьника, его право на другое мнение. Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
Рекомендации: Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!» Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы. Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким. Не давать обещаний, которые не можешь выполнить. Быть оптимистом. Быть активным и инициативным. Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее. Исключить крики и оскорбления. Учитывать мнение учащихся.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив». Простые секреты бесконфликтности: Включите «душевное зрение». Создайте тёплую атмосферу. Ищите то, что вас сближает. Настройтесь на волну собеседника. Никогда не обвиняйте собеседника. Без нужды не задевайте. Избиение под знаком юмора. Разрешите Вас поправить? Не спорьте. О категоричности. Философия мира и истины.
Заключение Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем: 1) объект труда – человек; 2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека; 3) труд педагога психологически и организационно сложен; 4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога .
Педагог должен быть прежде всего воспитан сам .
Предварительный просмотр:
Проблема эмоционального выгорания педагога:
сущность и пути решения.
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания:
Гипертрофированное чувство ответственности у педагогов. Учителя – это люди, которые не могут выйти из школы, забыв про нее до следующего рабочего дня, потому что они должны готовиться к урокам, проверять тетради, придумывать конкурсы и праздники.
Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в школе просто неизбежны. А учителя должны быть постоянно готовы решать эти конфликты, уметь быстро и правильно реагировать.
Сложившийся комплекс экономических проблем (маленькая заработная плата, недостаточная оснащенность школ, проблемы с аттестацией), а также социально-психологические проблемы, связанные с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:
Первый - физиологический (начальный) проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах горле, животе, общем недомогании, нарушении сна возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.
Второй - эмоциональный. Выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.
Третий - поведенческий. Проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опозданий на работу, стремление уйти пораньше.
Четвертый - смысловой. Утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.
- Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
- Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
- Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
- Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
- Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский.
- Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
- Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Научитесь жить с юмором. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.
- Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни!
- Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
- Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
- Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
- Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
- Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
- Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
- Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
- при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
- при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
- расслабляющее действие – «Баркарола» Чайковского;
- тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
На каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.
Помните, что неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь.
Существует множество способов профилактики эмоционального выгорания, ниже представленные лишь некоторые из них. 1. Отвлекайтесь: -Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. -Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. -Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. -Обращайте внимание на мельчайшие детали. -Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.» 2. Снижайте значимость событий: - Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. - Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: - «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т; - «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»; - кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено. 3. Действуйте: - Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. - Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: - наведите порядок дома или на рабочем месте; -устройте прогулку или быструю ходьбу; -пробегитесь. 4. Творите: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: 21 - рисуйте; - танцуйте; - пойте; - лепите; - шейте; - конструируйте и т. п. 5. Выражайте эмоции: Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. - изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; - мните, рвите бумагу; - кидайте предметы в мишень на стене; - попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; - поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»)[51]