программы по химии
предлагаю вариант рабочей программы для профильных классов Кузнецовой Н.Е. в модификации Родионовой М.В. и Гарновой Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_specklassov.doc | 87.5 КБ |
rekomendacii_po_sostavleniyu_i_oformleniyu_programm.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХИМИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) 10 КЛАСС
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и поурочно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по химии составлена учителями химии МОУ –лицея №23 г.Мытищи Московской области Гарновой Е.А. и Родионовой М.В. на основе авторской программы Кузнецовой Н.Е., соответствующей государственному стандарту среднего (полного) общего профильного образования по химии ( «Вентана-Граф»2004год.)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по основным разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом специфики требований к подготовке учащихся профильных медицинских классов, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень практических занятий и контрольных работ.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В рабочей программе упрощены и сокращены те разделы, которые не получают дальнейшего развития в вузовских курсах медико-биологической направленности, детализированы те разделы, которые имеют явную профессиональную направленность. Введен теоретический материал, который необходим для углубленного изучения биологии в медицинских классах (представление об оптической изомерии, гетерофункциональных производных карбоновых кислот). Включены вопросы, связанные с изучением наиболее важных свойств соединений хрома, марганца, меди, цинка и железа, строения комплексных соединений, что необходимо для дальнейшего изучения роли микроэлементов в метаболизме.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому учебное содержание базируется на содержании программы, которое структурировано по следующим блокам: Общая химия, Неорганическая химия; Органическая химия. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования в профильных классах старшей школы.
Цели
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Рабочая программа по химии для 10 профильных (медицинских) классов рассчитана на 170 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов (или 6 %).
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (170 час)
.
ОБЩАЯ ХИМИЯ (33 часа)
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.
Электронная классификация химических элементов (s-, p-, d- элементы). Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии.
Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный).
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности (омылении жиров, получение гидролизного спирта).
Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и ее виды (химическая и электрохимическая). Способы защиты от коррозии.
Химические источники тока. Гальванические и топливные элементы, аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Электролитическое получение щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Практическое применение электролиза.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (22 часа)
Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.
Водород. Положение водорода в Периодической системе. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. Тяжелая вода.
Галогены. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Получение галогеноводородов. Понятие о цепных реакциях. Галогеноводородные кислоты и их соли – галогениды. Качественная реакция на галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора.
Применение галогенов и их важнейших соединений.
Кислород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение. Оксиды и пероксиды. Пероксид водорода, его окислительные свойства и применение.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды. Оксид серы (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. Сернистая кислота и сульфиты. Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот. Серная кислота как окислитель. сульфаты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы.
Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Нитриды. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода. Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота (II), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота. Свойства азотной кислоты, ее получение и применение. Нитраты, их физические и химические свойства, применение.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фосфора. Фосфин. Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
Углерод. Аллотропия углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен). Активированный уголь. Адсорбция. Свойства, получение и применение угля. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение. Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение, нахождение в природе. Силаны. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение.
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и пероксиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов натрия и калия.
Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека.
Алюминий, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Алюмосиликаты. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия.
Переходные элементы (серебро, медь, цинк, хром, ртуть, марганец, железо), особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента. Важнейшие соли переходных элементов. Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени окисления. Комплексные соединения переходных элементов.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Расчетные задачи
Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. .
Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной).
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (115 часов)
Основные положения теории строения органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.
Образование ординарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Предельные углеводороды (алканы), общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
Непредельные углеводороды ряда этилена (алкены). sp2 и sp-гибридизация электронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе. Понятие о диеновых углеводородах. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, вулканизация. Ацетилен – представитель алкинов – углеводородов с тройной связью в молекуле. Особенности химических свойств ацетилена. Получение ацетилена, применение в органическом синтезе.
Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.
Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Коксование каменного угля, продукты коксования. Проблема получения жидкого топлива из угля.
Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале. Применение спиртов. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.
Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.
Фенолы. Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.
Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Непредельные карбоновые кислоты,особенности реакций этерификации у гетерофункциональных кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности.
Генетическая связь углеводородов , спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.
Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование.
Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС) – их составе, строении, особенностях свойств. Защита природы от загрязнения СМС.
Практические работы:
1.Установление генетической связи между классами органических соединений.
2.Определение качественного состава углеводородов.
3.Получение ацетилена и изучение его свойств.
4.Распознавание органических веществ.
5.Получение карбоновых кислот и изучение их свойств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по разработке и использованию учебных программ.
Учебная программа - инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения. Это документ, предназначенный для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретному учебному предмету.
Классификация учебных программ:
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Предназначено для разработчиков авторских программ как рекомендательный документ-ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способ раскрытия содержания государственного стандарта.
Авторские программы.
Как правило, это авторы учебников по соответствующей дисциплине. Примером авторской программы является программа Виленкина Н.Я. по математике для углубленного изучения в 8-9 классах. Если авторская программа реализуется без изменений и количество часов программы совпадает с количеством часов в учебном плане, при этом используется соответствующий учебно-методический комплект, то данная программа не требует согласования с УМЦ Мытищинского муниципального района.
Авторская программа может быть разработана учителем. В этом случае
программа проходит экспертизу на региональном уровне (ПАПО) и должна быть опубликована в печати.
Рабочие программы.
Составляются учителем самостоятельно на учебные, факультативные, элективные курсы, занятия дополнительного образования, групповые и индивидуальные занятия в случаях:
1. Если автором предлагается только учебник по предмету с примерным поурочным планированием без программы.
(Например, Мордковичем А.Г. предложены учебник для профильного уровня, сборник задач, примерное поурочное планирование. Следовательно учителю необходимо подготовить на основе примерной программы и учебника А.Г. Мордковича свою рабочую программу для 10-11 классов с учетом особенностей профильного класса в данном образовательном учреждении и времени, отводимом на изучение предмета. В таком случае, автором рабочей программы является учитель математики данной школы.
2. Изучение предмета на расширенном уровне;
3. Модифицирование тем или часов авторской программы;
Изучение предмета, курса не входящего в федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (например, «Социальная психология»). Рабочая программа по данному курсу утверждается на региональном уровне (ПАПО), с обязательной внешней рецензией и обоснованием ресурсного обеспечения программы;
Примечание: рабочая программа учителя согласовывается Учебно-методическим центром Мытищинского муниципального района с октября 2008г. сроком на 3 учебных года.
2. Рекомендации по оформлению учебных программ.
2.1. Структура рабочей программы:
1. Титульный лист. (Приложение)
2. Пояснительная записка.
3. Основное содержание.
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа оформляется педагогом в строгом соответствии со следующим алгоритмом и обязательно согласуется Учебно-методическим центром.
2.2. Пояснительная записка должна содержать:
Ссылку на основной документ, на основе которого составлялась рабочая программа ( программы, пособия, методические разработки).
Для учащихся каких классов рассчитана программа, на какой период, количество часов в неделю.
Обоснование написания рабочей программы. Указать причины появления данной программы (статус ОУ, статус класса, особенности развития детей, расширение теоретического или практического материала и т.д.)
Определить актуальность, значимость её в условиях развития образования.
Цели, задачи данной программы (обучающие, развивающие, воспитательные).
Указать методы, формы учебной деятельности.
Прогнозируемый результат реализации программы. (Чему дополнительно научаться школьники по итогам изучения данного курса)
2.3. Основное содержание:
Учебно-тематический план (Приложение)
Указывается последовательность изучения разделов, тем программы, распределение часов по разделам и темам.
Примечание: в программах дополнительного образования, элективных и факультативных курсов не должно быть повторения содержания базового курса.
Содержание учебного предмета.
Содержательные основные линии каждой темы с учетом требований образовательных стандартов.
Перечень реализуемой практической части программы.
Указать формы выполнения практической части в соответствующих темах (практические работы, лабораторные работы, и т.д.)
2.4. Перечень используемого учебно - методического комплекта.
Указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, автор, издательство и год издания.
Примечание: Выбор учебников осуществляется из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе (Закон РФ «Об образовании») и в соответствии с Письмом Управления образования «Об использовании УМК на территории Мытищинского муниципального района».
2.5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Указывается перечень знаний и умений ученика, которыми он должен овладеть при изучении данного курса.
Учебно - тематический план.
№ раздела темы | Название раздела, темы, содержательной линии | Количество часов на изучение раздела, темы. |
I. | Раздел: |
1. | Тема: |
1.1 |
1.2. |
2. | Тема: |
«Согласовано» Директор УМЦ _____________________ Л.И. Маслова Руководитель РМО ____________________ (ФИО) «___» ___________________ 2009 г «Согласовано» Зам. директора по УМР _______________ А.А.Гущин «___» ___________________ 2009 г. | «Утверждаю» Директор МОУ лицей №23 _______________Г.В.Мартынова «___» __________________ 2009 г. |
Рабочая программа
по _______________________________________________________
(название предмета, элективного курса, практикума и т.д.)
_____ класса
составлена на основе________________________________________________
(указать исходную программу, УМК и т.д.; год, издательство. ) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разработчик программы _____________________________________________
(Ф.И.О., должность)
__________________________________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №23
г. Мытищи
2009 г.