Показатели УУД
Предварительный просмотр:
Критерии, показатели и диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся
Критерии сформированности УУД | Показатели сформированности УУД | |||||
обучающихся 1–4 классов | обучающихся 5–7 классов | обучающихся 8–9 классов | ||||
Личностные | ||||||
Л1. Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | Л(1-4) 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности; Л(1-4) 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности; Л(1-4) 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества; Л(1-4) 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Л(5-7) 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; Л(5-7) 1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; Л(5-7) 1.3. Сформированность гуманистических, демократических. | Л(8-9) 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; Л(8-9) 1.3 Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; Л(8-9) 1.4. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; Л(8-9) 1.5. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной. | |||
Л(1-4) 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Л(8-9) 1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | ||||
Л(1-4) 1.6. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; Л(5-7) 1.6. Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | Л(8-9) 1.7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Л(8-9) 1.8. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Л(8-9) 1.9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. | ||||
Л(1-4) 1.7. Усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Л(5-7) 1.7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | |||||
Л(1-4) 1.8. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям. | Л(5-7) 1.8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Л(8-9) 1.10.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | ||||
Л2. Смыслообразование | Л(1-4) 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося; Л(1-4) 2.2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Л(5-7) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. | Л(8-9) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | |||
Л(1-4) 2.3. Опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. | Л(5-7) 2.2. Сформированность основ современной экологической культуры, соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. | Л(8-9) 2.2. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | ||||
Л3. Нравственно-этическая ориентация | Л(1-4) 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Л(1-4) 3.2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Л(5-7) 3.1. Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира; Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Л(8-9) 3.1 Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; Л(8-9) 3.2. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | |||
Л(1-4) 3.3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Л(1-4) 3.4. Ценность творческого труда. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Л(5-7) 3.3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Л(8-9) 3.3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||||
Л(1-4) 3.5. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Л(5-7) 3.4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Л(8-9) 3.4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||||
Л(1-4) 3.6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л(1-4) 3.7. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Л(5-7) 3.5. Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Л(8-9) 3.5. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | ||||
Познавательные | ||||||
П 1. Смыслового чтения и работы с информацией | П(1-4) 1.1. Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме; П(1-4) 1.2. Сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя; П(1-4) 1.3. Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. | П(5-7) 1.1 Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения; П(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий; П(5-7) 1.3. Сформированность умения структурировать тексты. | П(8-9) 1.1 Сформированность умения усваивающего и поискового чтения; П(8-9) 1.2 Сформированность умения осуществлять поиск информации с использование различных источников для решения учебных и жизненных задач; П(8-9) 1.3. Сформированность умения самостоятельно создавать структурированные тексты. | |||
П 2. Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций | П(1-4) 2.1. Сформированность умения использовать знаково-символические средства для решения задач; П(1-4) 2.2. Сформированность умения владеть рядом общих приемов решения задач; П(1-4) 2.3. Сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков; П(1-4) 2.4. Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие; П(1-4) 2.5. Сформированность умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствами учителя; П(1-4) 2.6. Сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач; П(1-4) 2.7. Сформированность умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя. | П(5-7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач; П(5-7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач; П(5-7) 2.3. Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; П(5-7) 2.4. Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления; П(5-7) 2.5. Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя П(5-7) 2.6. Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач; П(5-7) 2.7. Сформированность умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; строить логическое рассуждение. | П(8-9) 2.1. Сформированность умения преобразовывать модели и схемы для решения задач; П(8-9) 2.2.Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; П(8-9) 2.3. Сформированность умения осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков П(8-9) 2.4. Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям; П(8-9) 2.5. Сформированность умения самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, установливать причинно-следственные связи; П(8-9) 2.6. Сформированность умения самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы; С П(8-9) 2.7. формированность умения обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя. | |||
П.3. Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности | П(1-4) 3.1. Сформированность умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя; П(1-4) 3.2. Сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; П(1-4) 3.3. Сформированность умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; П(1-4) 3.5. Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации; П(1-4) 3.6. Сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта; П(1-4) 3.7. Сформированность умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. | П(5-7) 3.1. Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; П(5-7) 3.2. Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями; П(5-7) 3.4. Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; П(5-7) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме; П(5-7) 3.6. Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. | П(8-9) 3.1 Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; П(8-9) 3.2. Сформированность умения самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; П(8-9) 3.3. Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; П(8-9) 3.4. Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы; П(8-9) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию; П(8-9) 3.6. Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования). | |||
Регулятивные | ||||||
Р 1. Целеполагание | Р(1-4) 1.1.Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу; – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; Р(1-4) 1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Р(5-7) 1.1.Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Р(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Р(5-7) 1.3.Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Р (8-9) 1.1.Сформированность умения самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности; Р (8-9) 1.2. Сформированность умения самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Р (8-9) 1.3.Сформированность умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи. | |||
Р 2. Планирование | Р(1-4) 2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Р(1-4) 2.2. Сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи. | Р(5-7) 2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач; Р(5-7) 2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы. | Р(8-9) 2.1. Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач; Р(8-9) 2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные. | |||
Р 3.Прогнозирование | Р(1-4)3. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий. | Р(5-7)3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий. | Р(8-9)3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | |||
Р4. Контроль | Р(1-4)4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | Р(5-7)4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | Р(8-9) 4.Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | |||
Р 5. Оценка | Р(1-4)5. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | Р(5-7)5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | Р(8-9) 5. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность. | |||
Р 6.Коррекция | Р(1-4)6. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Р(5-7)6. Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. | Р(8-9) 6.Сформированность умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||
Р 7. Волевая саморегуляция | Р(1-4)7. Сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | Р(5-7)7. Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | Р(8-9)7. Владение основами волевой саморегуляции | |||
Коммуникативные | ||||||
К 1. Планирование совместной деятельности | К(1-4) 1.1. Сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя; К(1-4) 1.2 Сформированность умений определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. | К(5-7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; К(5-7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. | К(8-9) 1.1. Сформированность умения совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя; К(8-9) 2.1. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). | |||
К 2. Постановка вопросов | К(1-4)2. Сформированность умения формулировать вопросы партнеру по общению. | К(5-7) 2. Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. | К(8-9) 2.Сформированность умений задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером. | |||
К 3.Разрешение конфликтов | К(1-4)3. Сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности. | К(5-7) 3.Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). | К(8-9) 3.1. Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; К(8-9) 3.2. Сформированность умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
К 4.Управление поведением партнера | К(1-4)4. Сформированность умений строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов | К(5-7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества | К(8-9) 4. Сформированность умения управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера и осознавать способы коррекции данного поведения | |||
К 5.Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли) | К(1-4) 5.Сформированность умений формулировать собственное мнение. | К(5-7) 5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | К(8-9) 5. Сформированность умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами. | |||
К 6.Владение монологической и диалогической формами речи | К(1-4) 6. Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудивизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | К(5-7) 6.1. Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; К(5-7) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | К(8-9) 6.1. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи, К(8-9) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений. |
Порядок оценивания обучающихся по спец курсам.
1.Критерии оценки учебных достижений обучающихся.
1.1. Оценка учебных достижений, обучающихся по спецкурсам производится по 8-ми балльной накопительной системе.
1.2. Критериями оценки являются:
а) накопительные баллы:
1 балл – посещено более 50% учебных занятий;
2 балла – посещено более 50% учебных занятий, ведутся записи по спецкурсу;
3 балла – посещено более 80% учебных занятий, ведутся записи по спецкурсу;
1 балл – за каждую работу на семинарском занятии или практической работе, доклад, реферат;
Зачет ставится на основании общей суммы полученных баллов (от 6 и выше).
б) баллы за итоговую работу:
1 балл – учащийся воспроизводит часть учебного материала, нуждается в помощи учителя, выполняет задания по образцу.
2 балла – учащийся четко и логично, без посторонней помощи излагает теоретический материал, свободно ориентируется в понятиях и терминологии, способен к обобщению и выводам, самостоятельно выполняет задания учителя.
3 балла – учащийся творчески применяет полученные знания на практике, разбирается в тонкостях предмета, способен принимать не стандартные решения, владеет навыками научно – исследовательской деятельности.
1.3. Для отслеживания уровня достижений обучающихся используются:
- тест;
- билеты;
- итоговый семинар;
- конференция;
- защита доклада, творческого проекта;
- выставка творческих работ;
- написание эссе, рефератов, творческих сочинений, научных статей по проблемам, рассматриваемых в рамках спецкурса;
- практикумы по решению задач;
- постановка экспериментов, лабораторные работы;
2. Порядок оценивания обучающихся
2.1. Итогами промежуточной и итоговой аттестации обучающихся являются:
а) диагностика, уровня продвинутости учащегося в освоении знаний, умений и развития навыков.
б) определение эффективности осуществления передачи способов научной деятельности от учителя к ученику.
2.2. Аттестация обучающихся должна быть, как промежуточной, так и итоговой. В основу оценивания знаний обучающихся должны быть заложены критерии определенные программой данного спецкурса.
Оценивание результатов деятельности обучающихся может носить как рейтингово – бальный характер, так и традиционный оценочный (зачет – незачет).
Рейтингово – бальная система строится на суммировании баллов
- за посещение занятий;
- ведение конспектов;
- за участие в семинарских и практических занятиях;
сумма которых позволяет учащемуся быть допущенным, или не допущенным к итоговой аттестации и суммируется с баллами:
- за итоговую аттестацию;
общая сумма баллов в итоге может быть переведена как в систему зачет – незачет, так и в систему традиционных оценок.
Итоговым оцениванием результативности работы спецкурса может быть: тест; итоговый семинар; конференция; защита творческого проекта; выставка творческих работ; доклад; защита реферата и т. д.
2.3. Все оценки выставляются в сводную ведомость классного журнала и доводятся до сведения родителей обучающихся.
3. Оценка качества проведения спецкурсов
Контроль организации спецкурсов предполагает изучение следующих вопросов во время проведения внутришкольного инспектирования:
- посещаемость спецкурсов учащимися;
- активность обучающихся на спецкурсе;
- организация самостоятельной работы;
- применение обучающимися компетенций в проектно – исследовательских работах.